1.4 Объяснительно-информационная функция
Одна из главных задач философии — разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека. В этой функции модифицировано основное назначение специализированного знания: адекватно отражать свой объект, выявлять его существенные элементы, структурные связи, закономерности; накапливать и углублять знания, служить источником достоверной информации. Подобно науке, философия есть сложная динамическая информационная система, созданная для сбора, анализа и переработки информации с целью получения новой информации. Такая информация концентрируется в философских понятиях (категориях), общих принципах и законах, образующих целостную систему. Внутри этой системы выделяются разделы: философская онтология (учение о бытии как таковом), теория познания, диалектика как всеобщий метод, социальная философия, общая этика, теоретическая эстетика, философские проблемы частных наук, философия религии, история философии, «философия философии» (теория философского знания). В нашем учебном пособии содержится информация по важнейшим проблемам лишь четырех философских дисциплин.
2. Методологические функции философии
Со стороны своего метода философия способна выполнять несколько функций по отношению к науке: эвристическую, координирующую, интегрирующую и логико-гносеологическую.
2.1 Эвристическая функция
Существо эвристической функции состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. Философский метод, применяемый в единстве с формально-логическим, обеспечивает приращение знаний, конечно, в собственно философской сфере. Результатом этого является экстенсивное и интенсивное изменение системы всеобщих категорий. Новая информация может иметь вид прогноза. Философия не содержит в себе каких-либо запретов на попытки предсказать открытия теоретико-мировоззренческого или общеметодологического характера. Возможно обнаружение новых всеобщих сторон развития, которые будут выражены в формулировании доселе неизвестных основных или неосновных законов диалектики.
Что же касается частных наук, то философский метод, будучи примененным в комплексе с другими методами, способен помогать им в решении сложных теоретических, фундаментальных проблем, «участвовать» в их предвидениях. Важное значение имеет участие философии в создании гипотез и теорий. Нет, наверное, ни одной естественнонаучной теории, формирование которой обошлось бы без использования философских представлений — о причинности, пространстве, времени и др.
Общие философские понятия и принципы проникают в естествознание не только через онтологию, но также через гносеологию и регулятивные принципы частных наук. К последним в сфере физического знания относятся принципы наблюдаемости, простоты и соответствия. Как считает Э. М. Чудинов, гносеологические принципы играют важную роль не только в становлении физических теорий; после того как теория создана, они сохраняют значение регулятивов, определяющих характер ее функционирования.
Сказанное, конечно, не охватывает всех путей, направлений, по которым философия проникает в естественные науки; формы воздействия философии весьма многообразны.
Результаты такого воздействия при внешнем знакомстве с теорией не очевидны, однако специальный анализ показывает, что содержание той или иной теории базируется на философских представлениях. Философские принципы и понятия проникают в саму ткань науки и, участвуя в генезисе научной теории, остаются в ней, функционируют как часть, как внутренний необходимый элемент самой теории. Анализ обнаруживает, например, что:
1) классическая механика построена на логической схеме философского принципа причинности;
2) квантовая механика базируется на общекатегориальной структуре;
3) теория относительности опиралась, как на свой мировоззренческий фундамент, на философские понятия;
4) эволюционная теория в биологии (Ч. Дарвина) имела своим основанием группу мировоззренческих понятий;
Следует обратить внимание на следующий момент: воздействие философии на построение отдельных теорий не интегрально, а фрагментарно, локально. «Проникающей» силой обладают лишь отдельные идеи, понятия (или их группы), отдельные философские принципы. Данное явление объясняется прежде всего наивысшим уровнем обобщенности научного знания, заключенного в научном аспекте философии в отличие от любой части науки, и его приложением не к миру в целом, а лишь к фрагментам материальной действительности и к отдельным сторонам или уровням познавательного отношения.
Фрагментарность воздействия философии на формирование гипотез и теорий в частных науках имеет одним из своих следствий своеобразный характер натуралистского мировоззрения.
Рассмотрение эвристической функции философского метода (диалектики как метода) показывает, что роль философии в развитии частных наук весьма значительна, особенно в отношении формирования гипотез и теорий. Не всегда философия «на виду» и далеко не всегда она в качестве методологии на переднем крае. Конкретная научная задача решается, конечно, конкретным же методом или комплексом таких методов. Философский же метод чаще всего действует «с тыла»: через частнонаучные методы и общенаучные понятия. Тем не менее, без мировоззренческих понятий и принципов невозможно развитие науки (другой вопрос — каковы эти понятия и принципы, как они трактуются и каков характер их воздействия на науку).
Эвристика: что это простыми словами, методы эвристики
Как человек решает свои проблемы? В большинстве случаев, он выбирает между возможными альтернативами. Если говорить более научным языком, человек использует метод полного ненаправленного перебора возможных альтернатив. Это предполагает огромное количество вариантов исхода событий. Анализ каждого варианта может занять приличное время, а это один из самых дорогих ресурсов. В любой сфере жизнедеятельности человека может возникнуть ситуация, когда необходимо принять решение в условиях ограниченного времени. Именно тогда, на помощь приходит эвристика.
Что такое эвристика?
Эвристика (от др.греч. «εὑρίσκω» (heuristiko) — находить и открывать) – это научная область, которая изучает и анализирует созидательную деятельность человека, то есть умение приносить подлинную пользу: материальную, моральную, техническую и другое. Эвристика представляет собой симбиоз из элементов психологии, математики, философии, физики, теории об искусственном интеллекте, лингвистики структурного типа и теории информации. Эвристику можно трактовать по-разному, в зависимости от области её применения. В общем понимании слова –
В разных изданиях можно встретить разные трактовки термина «эвристика», вот, к примеру:
- «Словарь терминов и понятий по обществознанию» (Лопухов, 2013) – эвристика здесь объясняется, как искусство изобретать, методология находить всё новое, используя при этом фантазийный образ, наводящие вопросы, гипотезы, метод интуитивно-художественного поиска и другое;
- «Новая философская энциклопедия» (2010) – педагогическая эвристика, как способ обучения через собственный поиск, формирование продуктивно-познавательных качеств мышления. Педагогическая эвристика служит базовой подготовкой для учащихся к реальной деятельности в различных сферах. Эта форма обучения тесно связана с именем философа Сократа, и считается родственной таким приёмам, как «сократическая беседа»;
- «Словарь практического психолога» (Головин, 1998) – в этом издании эвристика имеет сразу два объяснения. В широком понимании, под этим термином подразумевается наука о творчестве. В более современной трактовке, эвристика представляет симбиоз теоретических и практических методов, касающихся устройства избирательного поиска для решения сложных задач. Эвристика содержит мотивационно-эмоциональные процессы, которые способствуют ограниченному поиску в условиях большого количества вариантов.
Для понимания самой сути эвристики можно привести пример из общеобразовательной школьной программы. Например, в случае, когда ученику необходимо объяснить суть теоремы Пифагора, на доске он должен начертить прямоугольный треугольник. Таким образом наглядным становится соотношение между сторонами конкретной геометрической фигуры. Иными словами, чертёж является средством, которое облегчает ученику путь к решению. В это и заключается суть эвристических методов. Если при решении алгебраических задач, ученик будет руководствоваться решениями похожих задач, это так же будет считаться эвристическим методом. Говоря простыми словами, эвристика помогает сократить поиск, отсеяв всю информационную шелуху. Следствием этого, может стать новое видение для решения поставленной задачи.
Методы эвристики
Любой метод – это инструмент для получения каких-либо знаний, или решения каких-либо задач. Эвристика сама по себе уже является «оружием» для расширения рамок сознания. В условиях неполноценной информации и четкого плана для решения проблемы, эвристические методы позволяют использовать различные логические приёмы и методики. Симбиоз научных исследований и изобретательного творчества позволяют достичь поставленной цели.
Учитывая тот факт, что эвристика – это молодая наука, она пока лишена многих фундаментальных понятий. К примеру, это проявляется по отношению определения эвристического метода. Однако, несмотря на некоторые «погрешности», существуют методы, которые во многом могут помочь современному человеку выстроить правильный алгоритм действий при решении личных, или профессиональных проблем. Вот самые яркие примеры эвристических методов:
- Метод коллективного поиска — это довольно распространённая практика в больших компаниях. Иначе этот метод ещё называют «мозговым штурмом». В чём заключается его особенность? Задача поставлена не перед одним конкретным человеком, например, руководителем, а перед всем коллективом. Каждый сотрудник вносит свою лепту, предлагая своё видение ситуации и вариант решения задачи. Метод коллективного поиска подразумевает сбор всей этой информации, её систематизацию, подробный анализ и отбор лучших предложений;
- Метод эвристических вопросов – его иначе можно назвать методом наводящих вопросов по типу кто, что, когда, зачем, почему и так далее. Это помогает упорядочить всю имеющуюся информацию, и отсеять ненужное. Это может помочь увидеть ситуацию под совершенно другим углом;
- Метод проб и ошибок – люди не любят ошибаться, это вызывает у них чувства незначимости собственных предположений. Чаще всего такое мышление формируется со школьной скамьи, где возможность допустить ошибку для многих приравнивается к унижению. Метод проб и ошибок позволяет воспринимать каждый промах, как опыт и возможность увидеть исключение из правил;
- Метод свободных ассоциаций – здесь подразумевается коллективное решение проблемы, где применяются ассоциации и метафоры. Возникающие в ходе обсуждений нестандартные сравнения и образы могут помочь обнаружить не замеченные ранее грани предмета, или явления;
- Метод личной аналогии – при решении проблемы, эмпатический метод позволяет поставить человеку себя на место исследуемого объекта. Это помогает воспринять ситуацию по-другому, с точки зрения именно «наблюдаемого». Один из ярких примеров — это метод следователей «думать, как преступник»;
- Метод функционального анализа – здесь подразумевается, что при исследовании в приоритет ставится не суть объекта, или явления, а его функции и их характеристика. Функции могут приносить пользу, наносить вред, или быть нейтральными. Если отбросить в сторону привычные рамки, в которых ранее применялись эти функции, и попытаться найти им новое применение – это может способствовать оригинальным решениям;
- Метод синектики – чтобы найти самое оптимальное решение проблемы, в первую очередь, выдвигаются различные предложения (иногда откровенно противоречивые). Далее происходит анализ каждого варианта и выделение самых приемлемых. В основе этого метода так же лежит принцип аналогии;
- Метод морфологического анализа – напоминает поиск кода к сейфу. Человеку имеет известные компоненты – цифры, ему необходимо найти неизвестный компонент – последовательность этих цифр. Этот поиск предполагает огромное количество комбинаций, и на то, чтобы найти одну верную, необходимо большое количество времени.
История развития эвристики
Отцом-основателем самой сути эвристики считают Сократа. Он имел особенный подход при обучении своих последователей. Для того, чтобы человек смог познать суть предмета, или явления, великий философ использовал наводящие вопросы. Это позволяло ученику выстроить логическую цепочку, и в правильной последовательности «осознать» суть вещи. Подобные диалоги назывались «сократическими беседами» именно они по мнению многих легли в основу эвристических методов.
Метод Сократа неоднократно был описан и развит в трудах многих известных деятелей. В числе таких: Архимед, Г. Галилей, Ф. Бекон и другие. Эвристику с педагогической точки зрения, рассматривали в своих трудах Ж.-Ж Руссо и Л. Н. Толстой. Оба автора пришли к выводу, что ребёнок должен познавать новое, через призму собственного опыта. При этом, ученик должен иметь свободу выбора при решении поставленных задач. Такой же точки зрения придерживались С. Френе, С. Т. Шацкий, П. Ф. Каптерев и другие.
Новый толчок развития эвристика получила в прошлом столетии, этому способствовало изобретение электронной вычислительной машины. Создание ЭВМ способствовало упрощению и ускорению поиска правильного решения, ведь компьютер, на основе полученных от программиста моделей и алгоритмов, мог подобрать правильный ответ.
Заключение
Эвристика – это древнегреческая философия, призванная познавать каждое явление и предмет, которая упакована в современные технологии и термины. Эвристические методы, несмотря на свою «незрелость» во многом способны облегчить жизнь людям разных возрастов и профессий, меняя при этом привычные рамки их мышления.
Эвристическая функция
Алгоритм поиска A* — Алгоритмы поиска на графах A* B* Алгоритм Беллмана Форда Двунаправленный поиск Алгоритм Дейкстры Алгоритм Джонсона Поиск в ширину Поиск в глубину Поиск с ограничением глубины Поиск по первому наилучшему совпадению Алгоритм Флойда Уоршелла Поиск… … Википедия
А* — Алгоритмы поиска на графах A* B* Поиск в ширину Поиск в глубину Алгоритм Дейкстры Двунаправленный поиск Поиск с ограничением глубины Поиск по первому наилучшему совпадению Поиск A* (произносится «А звездочка») в информатике и математике, алгоритм … Википедия
Завьялова, Маргарита Павловна — (р. 03.03.1939) спец. в обл. теории познания; д р филос. наук, проф. Род. в г. Топки Кемеровской обл. Окончила ист. фи лол. ф т Томского ун та (1961). Работала на кафедре филос. в Том. ун те: прошла путь от лаборантки до проф.; с 1990 зав.… … Большая биографическая энциклопедия
Философские основания науки — Содержание 1 Введение 2 Функции философских оснований науки … Википедия
Годник, Симон Моисеевич — Годник Симон Моисеевич Дата рождения: 26 декабря 1929(1929 12 26) (82 года) Место рождения: Курск Страна … Википедия
Аксенов, Николай Романович — (р. 15.12.1920) спец. в обл. науч. атеизма и методики преподавания филос.; д р филос. наук, проф. Род. в с. Кирово Курганской обл. Окончил Челябинский тракторный техникум, Челябинский гос. пед. ин т. Участник Великой Отеч. войны. Работал учителем … Большая биографическая энциклопедия
Курбанов, Рафик Османович — (р. 1937) спец. по филос. науки и техники; д р филос. наук. Работает в ИФ АН СССР (ныне РАН), в наст. вр. вед. н. с. Сфера науч. интересов К. филос. вопросы физики, анализ заруб. иссл. по филос. естествознания и техники; глоб. проблемы… … Большая биографическая энциклопедия
Станис, Лилия Яковлевна — (р. 11.06.1924) спец. в обл. филос. методол. проблем естествознания, теории диалектики и истории филос.; д р филос. наук, проф. Род. в с. Тюхменеве Пензенской обл. Окончила филос. ф т МГУ (1950), асп. там же (1954). Работала на кафедре филос. АН… … Большая биографическая энциклопедия
Прикладные исследования — (НИР и ОКР, applied research, research and development R D) – научные исследования, направленные на решение социально практических проблем. Наука (science) сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая… … Википедия
Научно-популярный подстиль — – одна из стилистико речевых разновидностей науч. функц. стиля, выделяемая (по сравнению с собственно научным) на основании реализации дополнительных задач коммуникации – необходимости перевода специальной науч. информации на язык неспециального… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
Эвристическая функция
Существо эвристической функции состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. Философский метод, применяемый в единстве с формально-логическим, обеспечивает приращение знаний, конечно, в собственно философской сфере. Результатом этого является экстенсивное и интенсивное изменение системы всеобщих категорий. Новая информация может иметь вид прогноза. Философия не содержит в себе каких-либо запретов на попытки предсказать открытия теоретико-мировоззренческого или общеметодологического характера. Возможно обнаружение новых всеобщих сторон развития, которые будут выражены в формулировании доселе неизвестных основных или не основных законов диалектики.
Что же касается частных наук, то философский метод, будучи примененным в комплексе с другими методами, способен помогать им в решении сложных теоретических, фундаментальных проблем, «участвовать» в их предвидениях. Важное значение имеет участие философии в создании гипотез и теорий. Нет, наверное, ни одной естественнонаучной теории, формирование которой обошлось бы без использования философских представлений — о причинности, пространстве, времени и др.
Общие философские понятия и принципы проникают в естествознание не только через онтологию, но также через гносеологию и регулятивные принципы частных наук. К последним в сфере физического знания относятся принципы наблюдаемости, простоты и соответствия. Как считает Э.М. Чудинов, гносеологические принципы играют важную роль не только в становлении физических теорий; после того как теория создана, они сохраняют значение определяющих характер ее функционирования.
Сказанное, конечно, не охватывает всех путей, направлений, по которым философия проникает в естественные науки; формы воздействия философии весьма многообразны.
Результаты такого воздействия при внешнем знакомстве с теорией не очевидны, однако специальный анализ показывает, что содержание той или иной теории базируется на философских представлениях. Философские принципы и понятия проникают в саму ткань науки и, участвуя в генезисе научной теории, остаются в ней, функционируют как часть, как внутренний необходимый элемент самой теории. Анализ обнаруживает, например, что:
- 1) классическая механика построена на логической схеме философского принципа причинности;
- 2) квантовая механика базируется на обще категориальной структуре;
- 3) теория относительности опиралась, как на свой мировоззренческий фундамент, на философские понятия;
- 4) эволюционная теория в биологии (Ч. Дарвина) имела своим основанием группу мировоззренческих понятий;
Следует обратить внимание на следующее: воздействие философии на построение отдельных теорий не интегрально, а фрагментарно, локально. «Проникающей» силой обладают лишь отдельные идеи, понятия (или их группы), отдельные философские принципы. Данное явление объясняется прежде всего наивысшим уровнем обобщенности научного знания, заключенного в научном аспекте философии в отличие от любой части науки, и его приложением не к миру в целом, а лишь к фрагментам материальной действительности и к отдельным сторонам или уровням познавательного отношения.
Фрагментарность воздействия философии на формирование гипотез и теорий в частных науках имеет одним из своих следствий своеобразный характер натуралистского мировоззрения.
Рассмотрение эвристической функции философского метода (диалектики как метода) показывает, что роль философии в развитии частных наук весьма значительна, особенно в отношении формирования гипотез и теорий. Не всегда философия «на виду» и далеко не всегда она в качестве методологии на переднем крае. Конкретная научная задача решается, конечно, конкретным же методом или комплексом таких методов. Философский же метод чаще всего действует «с тыла»: через частнонаучные методы и общенаучные понятия. Тем не менее, без мировоззренческих понятий и принципов невозможно развитие науки (другой вопрос — каковы эти понятия и принципы, как они трактуются и каков характер их воздействия на науку).