Какие процессоры поддерживают 4 канальную память
Перейти к содержимому

Какие процессоры поддерживают 4 канальную память

  • автор:

Вопрос: Влияние 4х плашек оперативной памяти на 2х канальном процессоре?

Здравствуйте. Я впервые собираю себе компьютер и хочу разобраться в некотором вопросе. Как будут работать 4 плашки оперативной памяти Patriot Signature Premium, на процессоре Intel Core i5-10400F в котором установлено производителем максимально 2 канала с материнкой ASRock B460M Pro4, дабы добиться 32гб оперативной памяти. Насколько целесообразно забивать сейчас все разъемы, даст ли это прирост в производительности системы, и работе программ?
Спасибо)

Даст прирост в несколько процентов относительно 2 плашек при одинаковой частоте при упоре в процессор. А частота оперативки также зависит от топологии мамки- на некоторых наилучшие частоты берутся при 4 одновременно занятых слотах, на других при 2 плашках получается лучший разгон, а добавление ещё 2 плашек верхнюю границу разгона сильно ограничивает, и это выясняется зачастую пробным методом или можно найти в составленных тех.задротами таблице
В целом если не собираешься дико разгонять, то 4х8 особой разницы не даст против 2х16

Если сравнивать с одноранговыми 16 ГБ-плашками, то даст из-за rank interleaving

Думаю, тонкости разгона не слишком волнуют человека, который берет мать на чипсете b460)

Я понял, спасибо)

В двух каналах попарно. На мамке каналы нумеруются соответствующе.

Насколько целесообразно забивать сейчас все разъемы

Зависит только от твоих хотелок.

даст ли это прирост в производительности системы

Объём — даст, все 4 забитых слота не даст. То есть можно взять 2х16 попарно, на тех же таймингах и частотах разницы почти не будет.

Серверная память: DDR3/4, Buffered, …unBuffered, ECC? Помогаем разобраться с выбором памяти для различных платформ

Пока компьютерный прогресс бежит сломя голову, в стане серверов остаются доступными совершенно различные конфигурации, как современные, так и 5-10 летние железки. И в момент подбора комплектующих для апгрейда возникает закономерный вопрос, а какую память и в каком количестве доустанавливать или менять? Помимо привычного разъема DIMM используется и SO-DIMM, а о том, что бывает память с ECC и без нее, буферизованная и нет, знает каждый школьник.

Платформы Intel

За более чем 40-летнюю историю существования компания Intel разработала и выпустила десятки серверных платформ. Сейчас две из них пользуются повышенным вниманием: V3/V4 Xeon процессоры распространены благодаря относительно дешевым ценам в пересчете на 1 ядро, а также Xeon Scalable из-за неимоверного разнообразия процессоров.

Чтобы не запутаться в версиях/ревизиях посмотрим на типы процессоров Intel, разделив их на большие группы по архитектуре.

В процессе подбора оттолкнемся именно от архитектуры процессора, потому что лучше всего идти правильным путем: процессор -> материнская плата… В принципе можно этот путь пройти назад, однако частота и канальность памяти на 100% зависит от установленного процессора, но возможны и ограничения платы.

LGA 1151

1151 сокет использовался для 3 платформ продолжительное время. Начальным этапом стали процессоры Skylake-S, содержащие 4 физических ядра. Потом их сменили процессоры Kaby Lake-S, и наконец завершающим семейством стали CPU Coffee Lake-S WS. Все поколения оснащались 2-канальным контроллером памяти. По мере совершенствования архитектуры он перешел с частоты 1866 МГц к 2666 МГц. Платы на LGA 1151 поддерживают до 4 разъемов DIMM (2 модуля Х 2 канала), как с ECC, так и без нее. Совсем редко попадаются конфигурации с DDR3L памятью (от 1333 до 1600 МГц). Максимальный объем памяти 64 Гбайт.

Для Skylake, Kaby Lake и Coffee Lake LGA 1151 можно использовать DDR4 память с ECC частотой от 1866МГц до 2666 МГц (как не буферизированная, так и регистровая). Существует 2 типа плат: с 2 разъемами и с 4 разъемами DIMM. Для 2 разъемов используйте парные модули, чтобы задействовать оба канала. Для 4 разъемов устанавливайте память парами (2х DIMM в 2 канала или 4х DIMM в 2 канала). В зависимости от версии процессора используйте максимально разрешенную частоту для достижения максимальной производительности подсистемы памяти.

LGA 2066

Платформа LGA 2066 с процессорами Skylake-W поддерживают до 8 разъемов DIMM (2×4 канала), ECC с частотой от 1600 до 2666 МГц. Тип памяти DDR4. Максимальный объем памяти 512 Гбайт.

Для Skylake LGA 2066 можно использовать DDR4 память (ECC RDIMM, Registered ECC RDIMM, Registered ECC LRDIMM, Registered ECC LRDIMM) частотой 1600-2666МГц. Существует 2 основных конфигурации с 4 слотами и 8.

В материнскую плату с 4/8 слотами лучше всего устанавливать память по 4 модуля для максимальной производительности. Для достижения максимальной емкости задействуйте 8 слотов. В зависимости от версии процессора используйте максимально разрешенную частоту для достижения максимальной производительности подсистемы памяти.

LGA 3647

Платформа LGA 3647 поддерживает до 12 разъемов DIMM (2×6 каналов), ECC с частотой от 2133 до 2666 МГц. Тип памяти DDR4. В список не включены процессоры Xeon Platinum 92ХХ.

8 слотов памяти при 6 (А, B, C, D, E, F) каналах. Два канала разделены на ранги (А1 ранг + А2 ранг и D1 + D2), типичная ситуация, когда «А» и «D» канал делят пополам. Допускается установка различных конфигураций, но наиболее производительная – установка 6 модулей без «2» рангов.

4 слота памяти при 6 (А, B, C, D, E, F) каналах. Из 6 каналов чаще всего выброшен канал «С» и «F». Другими словами, система из 6 канальной превращается в 4 канальную. Соответственно уменьшается пропускная способность и суммарная производительность.

6 и 12 слотов памяти прекрасно соотносятся с 6 канальными контроллерами памяти. Здесь все просто – для достижения максимальной скорости ПСП используем 6 или 12 модулей.

LGA 1200

Для Comet Lake-S LGA 1200 нужно использовать DDR4 память с и без ECC частотой до 2933 МГц. Существует 2 типа плат: с 2 разъемами и с 4 разъемами DIMM (SO-DIMM). Для 2 разъемов используйте парные модули, чтобы задействовать оба канала. Для 4 разъемов устанавливайте память парами (2х DIMM в 2 канала или 4х DIMM в 2 канала). В зависимости от версии процессора используйте максимально разрешенную частоту для достижения максимальной производительности подсистемы памяти.

LGA 4189 (v2)

Наиболее производительные платформы от Intel. Оговоримся сразу, Socket LGA 4189 и LGA 4189v2 не совместимы между собой. «Свежайшие» Ice Lake-SP появились совсем недавно и поддерживают память с частотой 3200 МГц. Фактическое размещение модулей может быть разным, как и конфигурации DIMM на материнских платах. В таблице нет ошибки с наименованиями. Intel действительно выпустила 2 поколения процессоров под разные сокеты с похожими названиями:
ark.intel.com/content/www/us/en/ark/products/codename/189143/cooper-lake.html#@Server
ark.intel.com/content/www/us/en/ark/products/codename/74979/ice-lake.html#@Server

Мало того, даже названия самих процессоров слишком похожи. Добавляет путаницы общее принадлежность CPU к «3rd Generation Intel Xeon Scalable Processors». В любом случае разбирать конфигурацию памяти лучше раздельно, из-за различий в количестве поддерживаемых каналов. Первая ревизия LGA 3647 оснащена контроллером памяти с 6 каналами. На рынке присутствуют платы со слотами кратными 3, и 6, где память подключается логично. Но встречаются модели с меньшим числом слотов DIMM. 4х DIMM вариант просто не задействует 2 из 6 каналов, а 8-ми модульные системы разделяют А и D канал на 2 банка (А1+А2, D1+D2). Выбор частот совместимых модулей велик – от 2666 до 3200 МГц.

Процессоры Ice Lake-SP поддерживают 8 каналов памяти, значит устанавливаются модули кратно 4 и 8. Конечно сейчас появятся в продаже материнские платы с конфигурацией DIMM 2+2 слота (это минус 4 канала памяти), ли с разделяемыми каналами на банки.

Тонкости подбора модулей в различных конфигурациях

Начиная с конца 2019 года производители микросхем постепенно начали переходить на нормы тех. процесса менее 20 нм. Это позволило удвоить объем памяти на модуле. К сожалению не все процессоры Intel способны работать с новыми планками. При выборе памяти для старых платформ убедитесь, что материнская плата получила обновление BIOS в котором заявлена совместимость с 16 Гбит микросхемами.

Список новых 16 Гбит модулей Kingston:

  • 8GB Unbuffered DIMM / SODIMM (1Rx16)
  • 16GB Unbuffered DIMM / SODIMM (1Rx8)
  • 32GB Unbuffered DIMM / SODIMM (2Rx8)
  • 16GB ECC Unbuffered DIMM / SODIMM (1Rx8)
  • 32GB ECC Unbuffered DIMM / SODIMM (2Rx8)
  • 16GB ECC Registered DIMM (1Rx8)
  • 32GB ECC Registered DIMM (2Rx8)
  • 32GB ECC Registered DIMM (1Rx4)
  • 64GB ECC Registered DIMM (2Rx4)

Простое правило наращивания частоты никто не отменял. Чем больше использованных каналов и выше частота памяти, тем выше производительность сервера. В конфигурациях, где материнская плата не реализует часть каналов скорость работы с памятью существенно ниже.

Пример установки 384Гб памяти в плату тремя различными способами. В первых двух неправильно заполненные каналы приводят к двукратному снижению ПСП. Оптимальный режим – это установка высокочастотной памяти по 1 планке в каждый канал без использования второго банка. Причем о ранговости обязательно нужно помнить!

2-ранговая память всегда будет быстрее 1-ранговой. Однако учтите, что не все системы могут работать с 2-ранговой памятью, установленной во все слоты памяти. Не стоит использовать 2-ранговуе модули в разделенных канала. И тем более смешивать их с 1-ранговыми.

Платы с разделенными каналами позволяют покупать сервера в минимальной комплектации экономя средства на начальном этапе. Дальнейший апгрейд подсистемы памяти часто происходит с ошибками. Практически любая материнская плата позволяет работать с 1 модулем, но в дальнейшем добавление модулей строго регламентируется производителем. Конечно идеальный вариант – это доустановка аналогичных планок, чтобы задействовать все каналы. Но стоимость комплектующих зачастую неподъемна. Поэтому, выбирая начальную конфигурацию с памятью, которая использует 1 банк из канала учитывайте особенности апгрейда. Деление каналов позволяет суммарно установить больше памяти в ущерб производительности.

Вернемся к конечному подбору модулей памяти. Быстрый и эффективный способ – выяснить причастность процессора/ов к определенному семейству. Для этого используйте сайт ark.intel.com. После определения посетите страницу сервера или материнской платы. Запишите название, и продолжите подбор на сайте в разделе «Manufacturer Qualification». Далее по названию вашей материнской платы «Motherboard» найдите подходящие модули памяти. Если в сервере уже установлено какое-то количество планок, то через сторонние утилиты или открыв сервер и найдя память запишите и выясните конфигурацию модуля. Вам важно понять ранговость, частоту, наличие ECC и т.п. А далее можно смело переходить на страницу выбора памяти с фиксированным BOM.

FAQ по серверной памяти

По умолчанию вся серверная память «де-факто» имеет поддержку ECC. Другое дело остальные характеристики. Их значения не всегда правильно трактуются.

UDIMM — обычная память для настольных компьютеров. У такой памяти в маркировке присутствует буква U (Unbuffered). Почему мы включаем такую память в обзор? Многие серверные 1-процессорные платы поддерживают помимо процессоров Xeon десктопные CPU. В них нет совместимости с ECC, поэтому допускается установка UDIMM в такие системы со всеми вытекающими последствиями.

ECC — любая память может быть с ЕСС и без. В сервера устанавливается только с ECC. Большинство ошибок при работе памяти удается исправить во время работы, даже если они появляются, не теряя данные.

Registered DIMM (FBDIMM) — регистровая память с коррекцией ошибок (ECC). Позволяет масштабировать емкость используемых рангов без появления ошибок и перегрузки контроллера памяти в процессоре. Установленная микросхема берет на себя управление адресами.

LRDIMM — эволюционное развитие Registered DIMM (FBDIMM). На такие модули ставят вспомогательный контроллер. Он управляет как адресами, так и питанием модуля. Дополнительный бонус – создание памяти глубиной до 4 рангов и более высокая частота работы в сравнении с Registered DIMM. В результате LRDIMM обладает массой положительных свойств за исключением цены.

Видимый эффект от применения LRDIMM в сравнении с Registered DIMM.

Неочевидные характеристики

Частота и тайминги: покупать память с частотой выше поддерживаемой вашим сервером не приведет к росту пропускной способности. Это 100% аксиома, потому что редкий случай, когда материнская плата позволяет менять частоту. Классический вариант – поддерживаемая частота считывается из SPD микросхемы и выбирается поддерживаемая процессором.

Ранги памяти: 1R,2R и 4R.

Модули памяти могут быть одно, двух, четырех или даже восьмиранговыми. Самые распространенные – это 1-2 ранговые модули, которые не накладывают множество ограничений в отличие от 4-8 ранговых. Производители материнских плат в инструкциях подробно расписывают поддерживаемые конфигурации пулов памяти при различной ранговости памяти. Часть оборудования позволяет устанавливать разноранговые модули, но не во все разъемы.

Чип RCD: Rambus или IDT.

Register Clock Driver (RCD) – микросхема управления, устанавливаемая на модули. Есть 2 крупных производителя (Rambus и IDT). Нет никаких ограничений в выборе того или иного производителя. Используется в паре с буферами и температурными сенсорами.

Схема подбора памяти

Выводы

  • Знать тип и конфигурацию установленной или устанавливаемой в будущем памяти;
  • Стараться использовать все каналы памяти;
  • Не допускать установку памяти с различными рангами;
  • Использовать максимальную частоту памяти (зависит от CPU);
  • Выбирать однотипную память (RDimm, LRDIMM) для всей платформы;
  • Стараться не использовать разделенные каналы.

→ В разделе «Manufacturer Qualification» выбирается память по производителю системной платы:
выбрать

→ В разделе памяти с фиксированным BOM подбирается память исходя из требуемых характеристик: подобрать

Для получения дополнительной информации о продуктах Kingston обращайтесь на официальный сайт компании.

Какие процессоры поддерживают 4 канальную память

Года два как уже есть!

Цена, по нынешнему курсу, неподемная

Меню пользователя zl0dey4eg
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от zl0dey4eg

Оно как бы не называлось триплканал, квадканал, а на деле как был дуал, так дуалом и остался. Иначе бы параметр Dram Frequency был не 1199.8, а 699.9.

Меню пользователя Злой Геймер
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от Злой Геймер
Меню пользователя garniv
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от garniv

Да не мягкое, а более упрощённое и понятное.

Добавлено через 4 минуты

garniv, какая частота у DDR4 2400 физическая и какая эффективная?

Добавлено через 7 минут

А у DDR2 800 и у DDR 3 1600?

Меню пользователя Злой Геймер
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от Злой Геймер

Если процессор — это завод, а модули памяти — это склады, то:
Частота — скорость с которой движутся машины по дорогам между складами и заводом
Канальность — число независимых дорог между заводом и складами.
Почему ты считаешь что это одно и тоже?

Меню пользователя garniv
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от garniv

Ага, ага, надейтесь надейтесь.

Добавлено через 14 минут

garniv, ты знаешь надеюсь за счет чего добиваются удвоения эффективной частоты относительно физической в два раза в DDR DDR2 и DDR3?
Почему тогда у DDR4 эффективная частота не выше физической в 4 раза?

Меню пользователя Злой Геймер
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от Злой Геймер

Меню пользователя XaXoL
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от XaXoL
Меню пользователя Полковник Исаев
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от Полковник Исаев
Меню пользователя garniv
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от garniv

Ты в самом деле не видишь разницы между DDR4 и четырёхканальным контроллером памяти.
По твоей логике DDR2 могла работать только в двухканальных конфигурациях, а DDR3 — в трёхканальных? А что получается, когда вообще одна планка DDR3 или DDR4 установлена, а.

Добавлено через 1 минуту

Меню пользователя Smirnoff
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от Smirnoff

Злой Геймер
ты всё забыл и напутал.

Автору топика — не страдайте ерундой. Есть много других способов сорить деньгами .

Меню пользователя Keper
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от Keper
Меню пользователя Tors
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от Tors
Меню пользователя Keper
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от Keper
Меню пользователя Злой Геймер
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от Злой Геймер

Сама по себе память (любая, от SDRAM до GDDR5 и HBM) является строго одноканальной. Вот контроллер памяти может иметь 1, 2, 3 или 4 канала (в конкретных конфигурациях могут быть задействованы не все из них).
То, что ты лично на своих задачах не видишь профита — может означать, что на твоих задачах этого профита и не может быть в принципе; тем не менее — есть такие серверные задачи, где от 4 каналов бывает смысл.
Кроме того, увеличение количества каналов позволяет одновременно увеличить общий объём памяти без дополнительных (и недешёвых!) приплясов типа отдельного контроллера (в дополнение к интегрированному в процессор) и применения т.н. регистровой памяти.

Один vs Два канала ОЗУ в современных процессорах

В этой статье посмотрим на то как одноканал уменьшает скорость работы современных процессоров. Стоит напомнить, что во времена выхода DDR4 платформы с двумя каналами были у 4-х ядерных процессоров, тогда как сейчас есть 16 ядер у AMD и 10 ядер у Intel. И, естественно, шина к памяти теперь делиться на все эти ядра, тогда как и во времена 4-х ядер двухканал не был абсолютно достаточным.

Само собой производители в курсе проблемы. Так и Intel и AMD улучшают работу кеш памяти. Собственно следующее обновление AMD будет как бы минорным, то есть особо не инновационным, но благодаря трёхмерному кешу большого объёма от не самых архитектурно значимых изменений появится большой прирост в производительности. Intel же, кроме оптимизации работы с кешами, форсирует выход памяти DDR5, которая тоже немного уменьшит проблемы недостаточности двухканала для современных процессоров.

Уже есть первые тесты с DDR5 правда на диких таймингах и задержках, но в части пропускной способности — там всё сильно лучше. а для огромного числа ядер — пропускная способность это тоже очень важно, то есть надо смотреть не только на задержки.

Собственно в этой статье мы как раз и посмотрим на изменение пропускной способности, так как по задержкам разницы не будет.

Что такое каналы памяти?

Если кто не в курсе — коротко поясняю по тому что за каналы такие.

В современных процессорах контроллер оперативной памяти встроен в сам процессор и для обычных не серверных решений он имеет два канала.

То есть своего рода два независимых контроллера, каждый из которых работает со своими планками памяти. Естественно они на самом деле не независимые, так как общая адресация памяти и всё такое. Но в части работы с памятью — можно считать их раздельными.

И эта связь физическая, то есть контакты планок памяти физически приходят в разные контроллеры. Часть планок в один контроллер, часть во второй.

Ну и работают эти контроллеры параллельно, а значит и пропускная способность их работы — складывается.

Если же к одному из контроллеров память не подключена, то этот контроллер ничего и не делает.

Собственно и планки памяти зачастую продаются как раз таки комплектами по две штуки, а иногда и по 4, так как есть платформы с 4-х канальными контроллерами памяти в процессорах.

Почему изменение каналов влияет на производительность?

Дефицит данных из оперативной памяти приводит к очень нехорошим последствиям. И тут есть две нехороших вещи. Первая — это если процессор из-за голода информации не знает что ему делать. В этом случае — весь процессорный конвейер начинает пустовать, и от этого хуже удаётся заполнять исполнительные устройства. То есть падает производительность на такт, процессору нечего делать, он находится в ожиданиях задач.

Второе проявление этой проблемы — это отсутствие данных для работы. То есть что делать процессор знает, а вот значения того, с чем нужно производить операции процессору доступны только через оперативную память. В таком случае процессор периодически может допускать в исполнение то, для чего нет данных, потом это приходится повторять, есть и системы в процессоре, которые задерживают операции в очередях на выполнения. Но и очереди эти не резиновые. Так что если нет большого количества данных, то очереди просто забиваются невыполнимым для текущего момента мусором. В следствии чего падает производительность на такт. И по мониторингу точно так же это время вынужденных простоев в ожидании данных выглядит как занятое время. Естественно есть куча сложных оптимизаций как не допускать это замусоривание, но они не могут быть на 100% результативны и в их возможностях только снижение влияния на падение производительности. Но если недостаток информации катастрофический, то тут ничего уже не поможет. Процессор будет большую часть времени заниматься ничем, а при этом будут показываться какие-то проценты загрузки.

Как понять, что процессор ограничен ПСП памяти?

В общем и целом — никак, по мониторнгу это определить нельзя, но есть косвенные признаки.

Особенно это хорошо заметно в видеокартах некоторых моделей до тех поколений, где частоты динамически задаются от ограничения TDP. Там от разгона памяти увеличение энергопотребления самой памяти может составлять 2-3 Ватта, а при этом сама видеокарта начинает потреблять на 20-30 Ватт больше несмотря на то, что и до разгона памяти и после него показывалась загрузка в 100%. Просто раньше было 100%, но с простоями от ожидания информации, а после разгона памяти 100% стали с меньшими простоями. Сейчас с ограничением TPD и динамической частотой на картах от разгона памяти ситуация другая. Эффективная работа приводит к увеличению потребления из-за чего на 10-50 МГц режутся частоты ядер. Но при этом на меньших частотах видеокарта при разогнанной памяти всё равно быстрее, чем с более высокими, но с простоями от недостатка информации.

С процессорами это проявляется не так сильно и видно чаще у тех, кто вначале до предела разгоняет ядра, а после этого начинает до предела гнать память. И в этом случае чуть больший нагрев процессора от более эффективно работающей подсистемы памяти делает процессор менее стабильным в разгоне.

Ну и теперь приступим к практике.

Тестовая система

Процессор: intel i9 9900k в стоке,

Видеокарта: RTX 2070 в стоке.

Память во всех конфигурациях согласно базовому для DDR4 JEDEC стандарту на 2133 МГц. В одной группе тестов — две планки по 8 ГБ, в другой группе тестов — одна планка на 16 ГБ.

Бенчмарки.

Что касается самой памяти — для начала посмотрим на ПСП (пропускная способность памяти) и задержки.

Данные AIDA 64

По задержкам по цифрам есть небольшая разница, и она обусловлена тем, что на один контроллер всё таки больше нагрузки, но разница по задержкам мизерная и сильно повлиять на результаты она не может. А вот пропускная способность меняется очень сильно.

По чтению и записи падение практически двукратное.

Ну и теперь посмотрим как это отражается на производительности компьютера.

Тесты в архиваторах

Логично, что им нужны большие объёмы для работы, а значит широкая шина к памяти — это очень важно.

Добавление второго канала даёт прирост почти на 70%.

Возьмём другой архиватор. 7-Zip.

Тут прирост уже всего около 20%.

Бенчмарки

А есть задачи где прироста нет в принципе, то есть задача оптимизирована так, что максимально эффективно использует кеш процессора.

Например Cinebench R15.

Что с двумя, что с одним каналом — разницы в результатах — нет.

В общем — где-то есть огромная разница, а где-то её нет вообще.

Тесты в играх

Теория по играм

Ну и главный вопрос — к чему относятся игры. К той задаче, где есть разница или где её нет.

Понятное дело, что тут важна практика, но давайте всё таки цепанём немного теории.

В целом — процесс обработки игры для процессора можно разделить на два этапа:

Первый — просчёт игрового движка, то есть каждый кадр есть какая-то физика игровая, и периодически нужно отрабатывать какие-то алгоритмы сценария мира.

За имитацию обсчётов у нас будет CPU тест в 3D Mark.

В тесте анимация происходит не за счёт отрисовки элементов, а за счёт просчёта положения частиц.

В этом тесте разницы между системами — нет. Это, конечно, не значит, что это характерно для всех игр. Но в целом — для игровой физики не надо большого количества данных, вероятно тут кеша процессора было достаточно для того чтобы хватало и половины ширины шины.

Но это только первая часть работы процессора.

Вторая часть — это работа процессора на этапе отрисовки, то есть обработка вызовов на отрисовку для совместной работы с видеокартой.

Тут нам поможет тест 3D Mark API бенчмарк.

Он делает тесты в DX11, DX11 мультипоточном, DX 12 и Вулкане.

Начнём с однопоточного DX11.

Тут видно небольшое преимущество у двухканала. Вообще у теста большая погрешность — процентов 10. И в целом — можно сказать, что результаты в эту погрешность укладываются.

Дальше у нас DX11 мультипоток.

Тут уже точно это не погрешность. От двухканала прирост больше 35%.

Ну оно и логично. Одному ядру хватало ширины и половины от возможной, а вот 8-ми ядрам уже этого не хватает.

Однако — у этих вызовов на старых API есть свои задержки, собственно которые и устранятся в новых API. И из-за врождённых задержек — задержки от памяти становятся не столь критичными.

В новых API ситуация уже кардинально отличается.

На 12 DX прирост от второго канала — 80%

На вулкане прирост около 75%.

В общем — разница почти двукратная.

Что касается практики — стоит понимать, что и алгоритмы с обсчётами могут быть менее оптимизированы, но и в играх вызовов на отрисовку не так много, как в бенчмарке.

Но главное отличие, конечно, ещё и в том, что данные в видеопамять поступают через северный мост процессора. То есть в моменты, когда идёт подгрузка текстур ширина канала ещё сильнее начинает ограничивать производительность процессора.

Этот процесс в бенчмарках сложно было бы подловить. Но думаю все знакомы с какими-то подлагами игры на подгрузках и с одноканалом эти подлагивания будут сильнее.

И, конечно, результаты будут зависеть и от видеокарты. У меня в тесте 8-ми гиговая RTX 2070, и она реже производит какие-то подгрузки данных. Была бы в тесте 2-х гиговая, она бы постоянно лила свой трафик данных через северный мост процессора к памяти, и ухудшала бы работу процессора при голоде памяти.

Практические тесты в играх

Игр в тест я взял не много, но выбрал на разных движках и API. Есть на 11DX, есть на 12 и есть на вулкане. Всего игр 4. Во всех играх стоят максимальные настройки, но со сниженным разрешением рендеринга.

С 8-ми гиговой картой, когда данные для видеокарты не кешируются в оперативной памяти разница от одного или двухканала будет только при ограничении производительности процессора. Но, собственно, те тесты что будут показывать AMD презентуя большой кеш и Intel показывая прирост на такт в играх — будут показываться также с ограничением в процессор.

В тестах важно рассматривать как изменяются показатели в динамики в зависимости от текущей сцены, так что этот раздел статьи стоит смотреть в видео версии:

Выводы

И естественно, что чем больше ядер и чем они быстрее — тем выше требования к ширине шины к оперативной памяти. Но многое зависит и от задачи, в которой производится сравнение. Внутри одной и той же игры разница тоже очень сильно зависит от происходящего конкретно в текущий момент, поэтому назвать какую-то конкретную цифру влияния — не получится. Так же надо понимать, что в этом тесте и двухканал не был каким-то заоблачным, так как была стоковая память, и хороший разгон памяти ещё даст прирост до 15-20% в некоторых задачах. Собственно и большой кеш и переход на DDR5 как раз и смогут отбить эти самые проценты, и вдобавок сделать не бессмысленным дальнейший рост производительности ядер и увеличение их числа. Ну и так же — если вы заходили в статью с целью понять — стоит ли экономить на двухканале — очевидно, что не стоит. Прирост на десятки процентов, а разница по цене всей сборки компьютера от двух планок вместо одной единицы процентов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *