Онлайн калькулятор. Конвертер алгебраической формы комплексного числа в тригонометрическую и показательную.
Используя этот онлайн калькулятор, вы сможете преобразовать комплексные числа из алгебраической формы в тригонометрическую и показательную формамы.
Воспользовавшись онлайн калькулятором для преобразования алгебраической формы комплексного числа в тригонометрическую и показательную, вы получите детальное решение вашего примера, которое позволит понять алгоритм решения задач и закрепить пройденный материал.
Конвертер алгебраической формы комплексного числа в тригонометрическую и показательную
z = x + i y
z = r (cos φ + i sin φ )
Ввод даных в конвертер алгебраической формы комплексного числа в тригонометрическую и показательную.
В онлайн калькулятор вводить можно числа или дроби. Более подробно читайте в правилах ввода чисел.
Дополнительные возможности конвертора алгебраической формы комплексного числа в тригонометрическую и показательную
- Используйте кнопки и на клавиатуре, для перемещения между полями калькулятора.
Правила. Формы представления комплексного числа: алгебраическая, тригонометрическая и показательная
- Алгебраическая форма:
z = x + i y
z = r (cos φ + i sin φ )
Вводить можно числа или дроби (-2.4, 5/7, . ). Более подробно читайте в правилах ввода чисел.
Любые нецензурные комментарии будут удалены, а их авторы занесены в черный список!
Добро пожаловать на OnlineMSchool.
Меня зовут Довжик Михаил Викторович. Я владелец и автор этого сайта, мною написан весь теоретический материал, а также разработаны онлайн упражнения и калькуляторы, которыми Вы можете воспользоваться для изучения математики.
3. Переход от алгебраической формы к показательной
Находим модуль (формула 1.75) и аргумент комплексного числа (формула 1.76).
В входит отношение мнимой части комплексного числа к действительной, в
— отношение действительной части к модулю комплексного числа.
Величина в показательной форме:
.
Знак минус перед аргументом
=18обусловлен знаком перед мнимой частью числа
в алгебраической форме.
На рисунке 3 показаны вектор и его проекции. Так как перед
стоит знак минус, то
откладывается в направлении, противоположном принятому для положительных углов.
4. Комплексное сопротивление
Отношение
называется комплексным сопротивлением.
Вычислить xL.L=25,4 мГн, f = 50 Гц.
Ом
С=636 мкФ, f =50 Гц.
5. ВычислитьZпри последовательном соединенииR,xl, xc.
5.1 Вычислить ветви (рис.4).
Переход к показательной форме:
.
Знак минус перед соответствует знаку минус перед мнимой частью в алгебраической форме числа
( _ указывает на емкостный характер сопротивления цепи).
5.2 Вычислить комплексное сопротивление ветви с резистором (рис.5). R= 2 Ом.
Исходим из формулы
Так как ветвь содержит только R, тоXL=0 иXC=0. Следовательно,
5.3 Вычислить ветви с конденсатором (рис.6).
Так как R = 0,xL = 0, то комплексное сопротивление в алгебраической форме:
В показательной форме:
5.4 Вычислить ветви с идеальной индуктивностью (рис.7). ЗаданоxL= 8 Ом.
Так как R=0 иxC= 0, то комплексное сопротивление в алгебраической форме:
В показательной форме:
6. Сложение и вычитание комплексных величин
Сложение и вычитание комплексных чисел проводится в алгебраической форме. Если числа заданы в показательной форме, то их следует перевести в алгебраическую форму.
Например, требуется вычислить ток (рис.8). Токи
и
известны:
По первому закону Кирхгофа:
Выразим токи в алгебраической форме:
Модуль (действующее значение) и начальная фаза тока
:
7. Умножение и деление комплексных величин
Умножение и деление проще выполнять, если комплексные числа выразить в показательной форме.
Например, требуется вычислить ток в цепи с активно-индуктивным сопротивлением (рис.9).
Начальная фаза напряжения не задана, следовательно, принимается
Сопротивление выразим в показательной форме.
Модуль и аргумент :
Как видно из формулы при делении комплексных чисел их аргументы вычитаются с учётом их знаков. При умножении аргументы складываются. Например,
8. Вычисления при параллельном соединении комплексных сопротивлений
Найдем эквивалентное сопротивление цепи с параллельно соединенными резистором и конденсатором.
Вычислить
Обозначим через и
комплексные сопротивления ветвей и запишем их в алгебраической и показательной форме:
Числитель формулы :
Знаменатель обозначим А .
Знаменатель в показательной форме:
В алгебраической форме:
9. Комплексная мощность
Комплексная мощность может быть вычислена по любой из двух формул:
где — сопряженный комплекс тока,
— полная мощность, модуль комплексной мощности,
— активная мощность,
— реактивная мощность,
— разность начальных фаз напряжения и тока.
10. Коэффициент мощности
11. Мощность симметричной трехфазной цепи
U, I– линейное напряжение и линейный ток,
cos φ– коэффициент мощности фазы,
Rф– активное сопротивление фазы,
Xф– реактивное сопротивление фазы,
Zф– полное сопротивление фазы,
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
ЦЕПИ ОДНОФАЗНОГО ПЕРЕМЕННОГО ТОКА
1. Исследовать явления, происходящие в цепи переменного тока при последовательном соединении элементов.
2. Научиться вычислять параметры цепи.
3. Научиться анализировать работу цепи с помощью построенных по данным опыта векторных диаграмм напряжений и тока.
НЕОБХОДИМЫЕ ПРИБОРЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
1.Регулируемый источник напряжения переменного тока (клеммы А¢, В¢)
4. Батарея конденсаторов C.
8. Монтажные провода – 13 шт., провода для подключения вольтметра – 2 шт., щуп для подключения амперметра.
ПРОГРАММА РАБОТЫ И УКАЗАНИЯ К ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЮ
1. Перед выполнением работы определить расположение источника питания с регулятором напряжения, измерительных приборов, других элементов цепи,необходимых для работы.
ВКЛЮЧАТЬ СТЕНД ТОЛЬКО С РАЗРЕШЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ!
2. Собрать электрическую цепь согласно схеме, приведенной на рисунке 1, соединив между собой все три катушки последовательно и согласно.
Примечание: до подачи питания в цепь убедится, что регулятор напряжения установлен на нулевой отметке.
После проверки цепи преподавателем включить сетевое напряжение стенда и напряжение питания цепи.
Установить с помощью регулятора переменного напряжения ток в цепи I = 0,5 A (по амперметру, включенному в цепь).
Ваттметром измерить мощность, потребляемую цепью, вольтметром измерить напряжение U, подводимое к цепи, и напряжения на отдельных элементах – UR, UK, UC; результаты измерений записать в таблицу 1(опыт 1).
Комплексные числа для чайников
На данном уроке мы познакомимся с понятием комплексного числа, рассмотрим алгебраическую, тригонометрическую и показательную форму комплексного числа. А также научимся выполнять действия с комплексными числами: сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень и извлечение корня.
Не беспокойтесь, я вас напугал, я вас и рассмешу. Для освоения комплексных чисел не требуется каких-то специальных знаний из курса высшей математики, и материал доступен даже школьнику. Достаточно уметь выполнять основные алгебраические действия с «обычными» числами и немного рубить в тригонометрии. Впрочем, если что позабылось,
я напомню.
Урок состоит из следующих параграфов:
- понятие комплексного числа;
- алгебраическая форма комплексного числа, тут же сложение, вычитание, умножение и деление комплексных чисел;
- тригонометрическая и показательная форма комплексного числа;
- возведение комплексных чисел в степень, формула Муавра;
- извлечение корней из комплексных чисел, квадратное уравнение с комплексными корнями.
На любой вкус и цвет – кому, что интересно. А комплексные числа действительно становятся любимой темой. после того, как студенты знакомятся с другими разделами высшей алгебры =). Если Вы являетесь чайником, или только-только приступили к изучению комплексных чисел, то параграфы лучше прочитать по порядку, без «перескоков».
Сначала «поднимем» информацию об «обычных» школьных числах. В математике они называются множеством действительных чисел и обозначаются буквой (в литературе, рукописях заглавную букву «эр» пишут жирной либо утолщённой). Все действительные числа сидят на знакомой числовой прямой:
Компания действительных чисел очень пёстрая – здесь и целые числа, и дроби, и иррациональные числа. При этом каждой точке числовой прямой обязательно соответствует некоторое действительное число.
Понятие комплексного числа
Прежде чем, мы перейдем к рассмотрению комплексных чисел, дам важный совет: не пытайтесь представить комплексное число «в жизни» – это всё равно, что пытаться представить четвертое измерение в нашем трехмерном пространстве.
Если хотите, комплексное число – это двумерное число. Оно имеет вид , где и – действительные числа, – так называемая мнимая единица. Число называется действительной частью () комплексного числа , число называется мнимой частью () комплексного числа .
– это ЕДИНОЕ ЧИСЛО, а не сложение. Действительную и мнимую части комплексного числа, в принципе, можно переставить местами: или переставить мнимую единицу: – от этого комплексное число не изменится. Но стандартно комплексное число принято записывать именно в таком порядке:
Чтобы всё было понятнее, сразу приведу геометрическую интерпретацию. Комплексные числа изображаются на комплексной плоскости:
Как упоминалось выше, буквой принято обозначать множество действительных чисел. Множество же комплексных чисел принято обозначать «жирной» или утолщенной буквой . Поэтому на чертеже следует поставить букву , обозначая тот факт, что у нас комплексная плоскость.
Комплексная плоскость состоит из двух осей:
– действительная ось
– мнимая ось
Правила оформления чертежа практически такие же, как и для чертежа в декартовой системе координат (см. Графики и свойства элементарных функций). По осям нужно задать масштаб, отмечаем:
единицу по действительной оси;
мнимую единицу по мнимой оси.
Не нужно проставлять все значения: …–3, –2, –1, 0, 1, 2, 3,… и .
Да чего тут мелочиться, рассмотрим чисел десять.
Построим на комплексной плоскости следующие комплексные числа:
, ,
, ,
, , ,
По какому принципу отмечены числа на комплексной плоскости, думаю, очевидно – комплексные числа отмечают точно так же, как мы отмечали точки еще в 5-6 классе на уроках геометрии.
Рассмотрим следующие комплексные числа: , , . Вы скажете, да это же обыкновенные действительные числа! И будете почти правы. Действительные числа – это частный случай комплексных чисел. Действительная ось обозначает в точности множество действительных чисел , то есть на оси сидят все наши «обычные» числа. Более строго утверждение можно сформулировать так: Множество действительных чисел является подмножеством множества комплексных чисел .
Числа , , – это комплексные числа с нулевой мнимой частью.
Числа , , – это, наоборот, чисто мнимые числа, т.е. числа с нулевой действительной частью. Они располагаются строго на мнимой оси .
В числах , , , и действительная и мнимая части не равны нулю. Такие числа тоже обозначаются точками на комплексной плоскости, при этом, к ним принято проводить радиус-векторы из начала координат (обозначены красным цветом на чертеже). Радиус-векторы к числам, которые располагаются на осях, обычно не чертят, потому что они сливаются с осями.
Алгебраическая форма комплексного числа.
Сложение, вычитание, умножение и деление комплексных чисел
С алгебраической формой комплексного числа мы уже познакомились, – это и есть алгебраическая форма комплексного числа. Почему речь зашла о форме? Дело в том, что существуют еще тригонометрическая и показательная форма комплексных чисел, о которых пойдет речь в следующем параграфе.
Действия с комплексными числами не представляют особых сложностей и мало чем отличаются от обычной алгебры.
Сложение комплексных чисел
Сложить два комплексных числа ,
Для того чтобы сложить два комплексных числа нужно сложить их действительные и мнимые части:
Просто, не правда ли? Действие настолько очевидно, что не нуждается в дополнительных комментариях.
Таким нехитрым способом можно найти сумму любого количества слагаемых: просуммировать действительные части и просуммировать мнимые части.
Для комплексных чисел справедливо правило первого класса: – от перестановки слагаемых сумма не меняется.
Вычитание комплексных чисел
Найти разности комплексных чисел и , если ,
Действие аналогично сложению, единственная особенность состоит в том, что вычитаемое нужно взять в скобки, а затем – стандартно раскрыть эти скобки со сменой знака:
Результат не должен смущать, у полученного числа две, а не три части. Просто действительная часть – составная: . Для наглядности ответ можно переписать так: .
Рассчитаем вторую разность:
Здесь действительная часть тоже составная:
Чтобы не было какой-то недосказанности, приведу короткий пример с «нехорошей» мнимой частью: . Вот здесь без скобок уже не обойтись.
Умножение комплексных чисел
Настал момент познакомить вас со знаменитым равенством:
Найти произведение комплексных чисел ,
Очевидно, что произведение следует записать так:
Что напрашивается? Напрашивается раскрыть скобки по правилу умножения многочленов. Так и нужно сделать! Все алгебраические действия вам знакомы, главное, помнить, что и быть внимательным.
Повторим, omg, школьное правило умножения многочленов: Чтобы умножить многочлен на многочлен нужно каждый член одного многочлена умножить на каждый член другого многочлена.
Я распишу подробно:
Надеюсь, всем было понятно, что
Внимание, и еще раз внимание, чаще всего ошибку допускают в знаках.
Как и сумма, произведение комплексных чисел перестановочно, то есть справедливо равенство: .
В учебной литературе и на просторах Сети легко найти специальную формулу для вычисления произведения комплексных чисел. Если хотите, пользуйтесь, но мне кажется, что подход с умножением многочленов универсальнее и понятнее. Формулу приводить не буду, считаю, что в данном случае – это забивание головы опилками.
Деление комплексных чисел
Даны комплексные числа , . Найти частное .
Деление чисел осуществляется методом умножения знаменателя и числителя на сопряженное знаменателю выражение.
Вспоминаем бородатую формулу и смотрим на наш знаменатель: . В знаменателе уже есть , поэтому сопряженным выражением в данном случае является , то есть
Согласно правилу, знаменатель нужно умножить на , и, чтобы ничего не изменилось, домножить числитель на то же самое число :
Далее в числителе нужно раскрыть скобки (перемножить два числа по правилу, рассмотренному в предыдущем пункте). А в знаменателе воспользоваться формулой (помним, что и не путаемся в знаках. ).
Пример я подобрал «хороший», если взять два числа «от балды», то в результате деления почти всегда получатся дроби, что-нибудь вроде .
В ряде случаев перед делением дробь целесообразно упростить, например, рассмотрим частное чисел: . Перед делением избавляемся от лишних минусов: в числителе и в знаменателе выносим минусы за скобки и сокращаем эти минусы: . Для любителей порешать приведу правильный ответ:
Редко, но встречается такое задание:
Дано комплексное число . Записать данное число в алгебраической форме (т.е. в форме ).
Приём тот же самый – умножаем знаменатель и числитель на сопряженное знаменателю выражение. Снова смотрим на формулу . В знаменателе уже есть , поэтому знаменатель и числитель нужно домножить на сопряженное выражение , то есть на :
Даны два комплексных числа , . Найти их сумму, разность, произведение и частное.
Это пример для самостоятельного решения. Полное решение и ответ в конце урока.
На практике запросто могут предложить навороченный пример, где нужно выполнить много действий с комплексными числами. Никакой паники: будьте внимательны, соблюдайте правила алгебры, обычный алгебраический порядок действий, и помните, что
Тригонометрическая и показательная форма комплексного числа
В данном параграфе больше речь пойдет о тригонометрической форме комплексного числа. Показательная форма в практических заданиях встречается значительно реже. Рекомендую закачать и по возможности распечатать тригонометрические таблицы, методический материал можно найти на странице Математические формулы и таблицы. Без таблиц далеко не уехать.
Любое комплексное число (кроме нуля) можно записать в тригонометрической форме:
, где – это модуль комплексного числа, а – аргумент комплексного числа. Не разбегаемся, всё проще, чем кажется.
Изобразим на комплексной плоскости число . Для определённости и простоты объяснений расположим его в первой координатной четверти, т.е. считаем, что :
Модулем комплексного числа называется расстояние от начала координат до соответствующей точки комплексной плоскости. Попросту говоря, модуль – это длина радиус-вектора, который на чертеже обозначен красным цветом.
Модуль комплексного числа стандартно обозначают: или
По теореме Пифагора легко вывести формулу для нахождения модуля комплексного числа: . Данная формула справедлива для любых значений «а» и «бэ».
Примечание: модуль комплексного числа представляет собой обобщение понятия модуля действительного числа, как расстояния от точки до начала координат.
Аргументом комплексного числа называется угол между положительной полуосью действительной оси и радиус-вектором, проведенным из начала координат к соответствующей точке. Аргумент не определён для единственного числа: .
Рассматриваемый принцип фактически схож с полярными координатами, где полярный радиус и полярный угол однозначно определяют точку.
Аргумент комплексного числа стандартно обозначают: или
Из геометрических соображений получается следующая формула для нахождения аргумента:
. Внимание! Данная формула работает только в правой полуплоскости! Если комплексное число располагается не в 1-й и не 4-й координатной четверти, то формула будет немного другой. Эти случаи мы тоже разберем.
Но сначала рассмотрим простейшие примеры, когда комплексные числа располагаются на координатных осях.
Представить в тригонометрической форме комплексные числа: , , , .
Выполним чертёж:
На самом деле задание устное. Для наглядности перепишу тригонометрическую форму комплексного числа:
Запомним намертво, модуль – длина (которая всегда неотрицательна), аргумент – угол.
1) Представим в тригонометрической форме число . Найдем его модуль и аргумент. Очевидно, что . Формальный расчет по формуле: .
Очевидно, что (число лежит непосредственно на действительной положительной полуоси). Таким образом, число в тригонометрической форме: .
Ясно, как день, обратное проверочное действие:
2) Представим в тригонометрической форме число . Найдем его модуль и аргумент. Очевидно, что . Формальный расчет по формуле: .
Очевидно, что (или 90 градусов). На чертеже угол обозначен красным цветом. Таким образом, число в тригонометрической форме: .
Используя таблицу значений тригонометрических функций, легко обратно получить алгебраическую форму числа (заодно выполнив проверку):
3) Представим в тригонометрической форме число . Найдем его модуль и аргумент. Очевидно, что . Формальный расчет по формуле: .
Очевидно, что (или 180 градусов). На чертеже угол обозначен синим цветом. Таким образом, число в тригонометрической форме: .
4) И четвёртый интересный случай. Представим в тригонометрической форме число . Найдем его модуль и аргумент. Очевидно, что . Формальный расчет по формуле: .
Аргумент можно записать двумя способами: Первый способ: (270 градусов), и, соответственно: . Проверка:
Однако более стандартно следующее правило: Если угол больше 180 градусов, то его записывают со знаком минус и противоположной ориентацией («прокруткой») угла: (минус 90 градусов), на чертеже угол отмечен зеленым цветом. Легко заметить, что и – это один и тот же угол.
Таким образом, запись принимает вид:
Внимание! Ни в коем случае нельзя использовать четность косинуса, нечетность синуса и проводить дальнейшее «упрощение» записи:
Кстати, полезно вспомнить внешний вид и свойства тригонометрических и обратных тригонометрических функций, справочные материалы находятся в последних параграфах страницы Графики и свойства основных элементарных функций. И комплексные числа усвоятся заметно легче!
В оформлении простейших примеров так и следует записывать: «очевидно, что модуль равен… очевидно, что аргумент равен. ». Это действительно очевидно и легко решается устно.
Перейдем к рассмотрению более распространенных случаев. Как я уже отмечал, с модулем проблем не возникает, всегда следует использовать формулу . А вот формулы для нахождения аргумента будут разными, это зависит от того, в какой координатной четверти лежит число . При этом возможны три варианта (их полезно переписать к себе в тетрадь):
1) Если (1-я и 4-я координатные четверти, или правая полуплоскость), то аргумент нужно находить по формуле .
2) Если (2-я координатная четверть), то аргумент нужно находить по формуле .
3) Если (3-я координатная четверть), то аргумент нужно находить по формуле .
Представить в тригонометрической форме комплексные числа: , , , .
Коль скоро есть готовые формулы, то чертеж выполнять не обязательно. Но есть один момент: когда вам предложено задание представить число в тригонометрической форме, то чертёж лучше в любом случае выполнить. Дело в том, что решение без чертежа часто бракуют преподаватели, отсутствие чертежа – серьёзное основание для минуса и незачета.
Эх, сто лет от руки ничего не чертил, держите:
Как всегда, грязновато получилось =)
Я представлю в комплексной форме числа и , первое и третье числа будут для самостоятельного решения.
Представим в тригонометрической форме число . Найдем его модуль и аргумент.
Поскольку (случай 2), то – вот здесь нечетностью арктангенса воспользоваться нужно. К сожалению, в таблице отсутствует значение , поэтому в подобных случаях аргумент приходится оставлять в громоздком виде:
– число в тригонометрической форме.
Расскажу о забавном способе проверки. Если вы будете выполнять чертеж на клетчатой бумаге в том масштабе, который у меня (1 ед. = 1 см), то можно взять линейку и измерить модуль в сантиметрах. Если есть транспортир, то можно непосредственно по чертежу измерить и угол.
Перечертите чертеж в тетрадь и измерьте линейкой расстояние от начала координат до числа . Вы убедитесь, что действительно . Также транспортиром можете измерить угол и убедиться, что действительно .
Представим в тригонометрической форме число . Найдем его модуль и аргумент.
Поскольку (случай 1), то (минус 60 градусов).
Таким образом:
– число в тригонометрической форме.
А вот здесь, как уже отмечалось, минусы не трогаем.
Кроме забавного графического метода проверки, существует и проверка аналитическая, которая уже проводилась в Примере 7. Используем таблицу значений тригонометрических функций, при этом учитываем, что угол – это в точности табличный угол (или 300 градусов):
– число в исходной алгебраической форме.
Числа и представьте в тригонометрической форме самостоятельно. Краткое решение и ответ в конце урока.
В конце параграфа кратко о показательной форме комплексного числа.
Любое комплексное число (кроме нуля) можно записать в показательной форме:
, где – это модуль комплексного числа, а – аргумент комплексного числа.
Что нужно сделать, чтобы представить комплексное число в показательной форме? Почти то же самое: выполнить чертеж, найти модуль и аргумент. И записать число в виде .
Например, для числа предыдущего примера у нас найден модуль и аргумент: , . Тогда данное число в показательной форме запишется следующим образом: .
Число в показательной форме будет выглядеть так:
Единственный совет – не трогаем показатель экспоненты, там не нужно переставлять множители, раскрывать скобки и т.п. Комплексное число в показательной форме записывается строго по форме .
Возведение комплексных чисел в степень
Начнем со всеми любимого квадрата.
Возвести в квадрат комплексное число
Здесь можно пойти двумя путями, первый способ это переписать степень как произведение множителей и перемножить числа по правилу умножения многочленов.
Второй способ состоит в применении известной школьной формулы сокращенного умножения :
Для комплексного числа легко вывести свою формулу сокращенного умножения:
. Аналогичную формулу можно вывести для квадрата разности, а также для куба суммы и куба разности. Но эти формулы более актуальны для задач комплексного анализа, поэтому на данном уроке я воздержусь от подробных выкладок.
Что делать, если комплексное число нужно возвести, скажем, в 5-ю, 10-ю или 100-ю степень? Ясно, что в алгебраической форме проделать такой трюк практически невозможно, действительно, подумайте, как вы будете решать пример вроде ?
И здесь на помощь приходит тригонометрическая форма комплексного числа и, так называемая, формула Муавра: Если комплексное число представлено в тригонометрической форме , то при его возведении в натуральную степень справедлива формула:
Данная формула следует из правила умножения комплексных чисел, представленных в тригонометрической форме: чтобы найти произведение чисел , нужно перемножить их модули и сложить аргументы:
Аналогично для показательной формы: если , то:
Просто до безобразия.
Дано комплексное число , найти .
Что нужно сделать? Сначала нужно представить данное число в тригонометрической форме. Внимательные читатели заметили, что в Примере 8 мы это уже сделали:
Тогда, по формуле Муавра:
Упаси боже, не нужно считать на калькуляторе , а вот угол в большинстве случае следует упростить. Как упростить? Образно говоря, нужно избавиться от лишних оборотов. Один оборот составляет радиан или 360 градусов. Выясним сколько у нас оборотов в аргументе . Для удобства делаем дробь правильной: , после чего становится хорошо видно, что можно убавить один оборот: . Надеюсь всем понятно, что и – это один и тот же угол.
Таким образом, окончательный ответ запишется так:
Любители стандартов везде и во всём могут переписать ответ в виде:
(т.е. убавить еще один оборот и получить значение аргумента в стандартном виде).
Хотя – ни в коем случае не ошибка.
Дано комплексное число , найти . Полученный аргумент (угол) упростить, результат представить в алгебраической форме.
Это пример для самостоятельного решения, полное решение и ответ в конце урока.
Отдельная разновидность задачи возведения в степень – это возведение в степень чисто мнимых чисел.
Возвести в степень комплексные числа , ,
Здесь тоже всё просто, главное, помнить знаменитое равенство.
Если мнимая единица возводится в четную степень, то техника решения такова:
Если мнимая единица возводится в нечетную степень, то «отщипываем» одно «и», получая четную степень:
Если есть минус (или любой действительный коэффициент), то его необходимо предварительно отделить:
Возвести в степень комплексные числа ,
Это пример для самостоятельного решения.
Извлечение корней из комплексных чисел.
Квадратное уравнение с комплексными корнями
Наконец-то. Меня всю дорогу подмывало привести этот маленький примерчик:
Нельзя извлечь корень? Если речь идет о действительных числах, то действительно нельзя. В комплексных числах извлечь корень – можно! А точнее, два корня:
Действительно ли найденные корни являются решением уравнения ? Выполним проверку:
Что и требовалось проверить.
Часто используется сокращенная запись, оба корня записывают в одну строчку под «одной гребёнкой»: .
Такие корни также называют сопряженными комплексными корнями.
Как извлекать квадратные корни из отрицательных чисел, думаю, всем понятно: , , , , и т.д. Во всех случаях получается два сопряженных комплексных корня.
О том, как извлечь квадратный корень из комплексного числа с ненулевой мнимой частью, я расскажу чуть позже, а пока нечто знакомое:
Решить квадратное уравнение
Дискриминант отрицателен, и в действительных числах уравнение решения не имеет. Но корень можно извлечь в комплексных числах!
По известным формулам получаем два корня:
– сопряженные комплексные корни
Таким образом, уравнение имеет два сопряженных комплексных корня: ,
Нетрудно понять,что в поле комплексных чисел «школьное» квадратное уравнение всегда при двух корнях! И вообще, любое уравнение вида имеет ровно комплексных корней, часть которых (или все) могут быть действительными.
Простой пример для самостоятельного решения:
Найти корни уравнения и разложить квадратный двучлен на множители.
Разложение на множители осуществляется опять же по стандартной школьной формуле. Но на этом тема не закрыта! Совсем скоро вы будете уверенно решать квадратные уравнения с комплексными коэффициентами (которые не являются действительными).
Как извлечь корень из произвольного комплексного числа?
Рассмотрим уравнение , или, то же самое: . Здесь «эн» может принимать любое натуральное значение, которое больше единицы. В частности, при получается квадратный корень . Что касается именно квадратного корня, то он успешно извлекается и «алгебраическим» методом, который рассмотрен на уроке Выражения, уравнения и системы уравнений с комплексными числами. Но то позже – здесь и сейчас мы познакомимся с универсальным способом, пригодным для произвольного «эн»:
Уравнение вида имеет ровно корней , которые можно найти по формуле:
, где – это модуль комплексного числа , – его аргумент, а параметр принимает значения:
Найти корни уравнения
Перепишем уравнение в виде
В данном примере , , поэтому уравнение будет иметь два корня: и .
Общую формулу можно сразу немножко детализировать:
,
Теперь нужно найти модуль и аргумент комплексного числа :
Число располагается в первой четверти, поэтому:
Напоминаю, что при нахождении тригонометрической формы комплексного числа всегда желательно сделать чертеж.
Еще более детализируем формулу:
,
На чистовик так подробно оформлять, конечно, не нужно, это сделано мной для того, чтобы вам было понятно, откуда что взялось.
Подставляя в формулу значение , получаем первый корень:
Подставляя в формулу значение , получаем второй корень:
Ответ: ,
При желании или требовании задания, полученные корни можно перевести обратно в алгебраическую форму.
Следует отметить, что на практике аргумент подкоренного числа может оказаться не так «хорош», как в рассмотренном примере. В этом случае для извлечения квадратного корня лучше использовать упомянутый выше «алгебраический» метод.
И напоследок рассмотрим задание-«хит», в контрольных работах почти всегда для решения предлагается уравнение третьей степени: .
Найти корни уравнения , где
Сначала представим уравнение в виде :
Обозначим привычной формульной буквой: .
Таким образом, требуется найти корни уравнения
В данном примере , а значит, уравнение имеет ровно три корня: , ,
Детализирую общую формулу:
,
Найдем модуль и аргумент комплексного числа :
Число располагается во второй четверти, поэтому:
Еще раз детализирую формулу:
,
Корень удобно сразу же упростить:
Подставляем в формулу значение и получаем первый корень:
Подставляем в формулу значение и получаем второй корень:
Подставляем в формулу значение и получаем третий корень:
Очень часто полученные корни требуется изобразить геометрически:
Как выполнить чертеж?
Сначала на калькуляторе находим, чему равен модуль корней и чертим циркулем окружность данного радиуса. Все корни будут располагаться на данной окружности.
Теперь берем аргумент первого корня и выясняем, чему равняется угол в градусах: . Отмеряем транспортиром и ставим на чертеже точку .
Берем аргумент второго корня и переводим его в градусы: . Отмеряем транспортиром и ставим на чертеже точку .
По такому же алгоритму строится точка
Легко заметить, что корни расположены геометрически правильно с интервалом между радиус-векторами. Чертеж крайне желательно выполнять с помощью транспортира. Если вы отмерите углы «на глазок», то рецензент легко это заметит и процентов 90-95 поставит минус за чертеж.
Уравнения четвертого и высших порядков встречаются крайне редко, если честно, я даже не припомню случая, когда мне пришлось их решать. В этой связи ограничусь рассмотренными примерами.
Чтобы закрепить материал и узнать много нового, обязательно приходите на практикум Выражения, уравнения и системы уравнений с комплексными числами – будет жарко!
Решения и ответы:
Пример 8: Решение:
Представим в тригонометрической форме число . Найдем его модуль и аргумент. . Поскольку (случай 1), то . Таким образом: – число в тригонометрической форме.
Представим в тригонометрической форме число . Найдем его модуль и аргумент. . Поскольку (случай 3), то . Таким образом: – число в тригонометрической форме.
Пример 11: Решение: Представим число в тригонометрической форме: (это число Примера 8). Используем формулу Муавра :
Пример 13: Решение:
Пример 15: Решение:
,
Разложим квадратный двучлен на множители:
Автор: Емелин Александр
(Переход на главную страницу)
Contented.ru – онлайн школа дизайна
SkillFactory – получи востребованную IT профессию!
Переход от алгебраической формы к тригонометрической и показательной
Для того чтобы осуществить переход от алгебраической формы к тригонометрической и показательной, будем использовать следующий алгоритм:
1. Выделить параметры и
в алгебраической форме
.
2. Найти модуль комплексного числа по формуле:
.
3. Для нахождения аргумента выполнить вспомогательный чертеж и определить четверть, в которой расположен вектор
(а, следовательно, и угол
).
4. В зависимости от четверти, в которой лежит угол , воспользоваться одной из следующих формул:
Если четверти, то
;
если четверти, то
;
если четверти, то
;
если четверти, то
.
5. Подставить найденные значения и
в тригонометрическую и показательную формы.
Пример №44.3.
Перевести комплексное число в показательную и тригонометрическую формы.
Решение:
1. Выделим параметры и
в алгебраической форме
:
.
2. Найдем модуль комплексного числа по формуле
:
.
3. Для нахождения аргумента выполним вспомогательный чертеж (рис. 44.1). Видим, что полученный вектор образует с положительным направлением оси
угол
, следовательно, без применения
дополнительных формул делаем вывод, что .
4. Так как , а
, то тригонометрическая форма комплексного числа имеет вид:
. Показательная форма того же числа равна
.
Ответ: ,
.
Пример №44.4.
Перевести комплексное число в показательную и тригонометрическую формы.
Решение:
1. Выделим параметры и
в алгебраической форме
:
.
2. Найдем модуль комплексного числа по формуле
:
3. Для нахождения аргумента alt=»Переход от алгебраической формы к тригонометрической и показательной» width=»» />выполним вспомогательный чертеж (рис. 44.2). Видим, что полученный вектор (а, следовательно, и угол alt=»Переход от алгебраической формы к тригонометрической и показательной» width=»» />) расположен во второй четверти.
4. Воспользуемся формулой: если четверти, то
.
Тогда .
5. Так как , а
, то тригонометрическая форма комплексного числа имеет вид:
. Показательная форма того же числа равна
.
Ответ: ,
.
Эта лекция взята с главной страницы на которой находится курс лекций с теорией и примерами решения по всем разделам высшей математики:
Другие лекции по высшей математике, возможно вам пригодятся:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института