Как убрать черный квадрат в паскале
Перейти к содержимому

Как убрать черный квадрат в паскале

  • автор:

 

Как убрать черный квадрат в паскале

БлогNot. Отключаем текстовый курсор в окне консоли Паскаля

Отключаем текстовый курсор в окне консоли Паскаля

Ещё по Паскалю. «а как на Паскале отключить обычный текстовый курсор в окне консоли?»

Ловите 2 «волшебных» процедурки и пример на них.

Процедура console_cursor_off; отключает курсор DOS в начале работы программы.

Тип registers описан в модуле Dos, так что нужно подключить этот модуль (в других сборках это может быть модуль WinDOS).

Перед окончанием работы программы, конечно, курсор возвращается методом console_cursor_on;

Конечно, речь здесь о Borland’овском Паскале, работающем с «настоящей» консолью DOS (или «эмулированной» средствами Windows DOS-консолью), соответственно, поддерживающем прерывания DOS, а не о каком-нибудь Free Pascal.

Графика Pascal

В Pascal ABC для работы с графикой отвечает модуль GraphABC. Для его подключения применяется следующий код:

Система координат в Pascal соответствует экранной системе координат. Вот как она выглядит:

Графика Pascal

Как управлять цветом

Чтобы использовать цвет, нужно применять его инструменту перо:

Устанавливает цвет пера, который создает параметр color. SetPenColor(color)
Устанавливает цвет кисти, который задается параметром color. setBrushColor(color)
Для палитры RGB или для заливки. SetPenColor(rgb(0-255, 0-255, 0-255))
Заливает область одного цвета, заданным color с точки (х, у). FloodFill(x,y,color)

Затем можно использовать процедуры для рисования различных геометрических фигур.

Основные процедуры (команды)

Номер цвета Имя константы Цвет
0 Black Черный
1 Blue Темно-синий
2 Green Темно-зеленый
3 Cyan Бирюзовый
4 Red Красный
5 Magenta Фиолетовый
6 Brown Коричневый
7 LightGray Светло-серый
8 DarkGray Темно-серый
9 LightBlue Синий
10 LightGreen Светло — зеленый
11 LightCyan Светло-бирюзовый
12 LightRed Розовый
13 LightMagenta Малиновый
14 Yellow Желтый
15 White Белый

К примеру, цвет линий на экране можно задать следующим образом:

Установка цвета фона

Для того чтобы установить цвет фона всему экрану, применяется следующая процедура:

Внимание! Если она не вызвана, то экран будет черным.

Точки, отрезки и ломаные

В Pascal для отображения точки используется процедура:

SetPixel(x,y,color) — Закрашивает один пиксел с координатами (x,y) цветом color

Графика Pascal

Для рисования линии применяется:

Line(x1,y1,x2,y2) — рисует отрезок с началом (x1,y1) и концом в x2,y2

Графика Pascal

Для рисования ломаных линий применяются следующие процедуры: MoveTo (x1, y1) и LineTo (x2, y2).
Процедуры работают вместе: MoveTo передвигает курсор в необходимую точку, а процедура LineTo рисует линию с данной точки до точки, определенной параметром этой процедуры.

Графика Pascal

usesGraphABC;
begin

SetPenColor(clblue);
MoveTo(x1, y1);
LineTo(x2, y2);
LineTo(x3, y3);
LineTo(x4, y4);
LineTo(x5, y5);
end.

Задание. Нарисовать квадрат и равносторонний треугольник с помощью SetPenColor(), LineTo (x2, y2) и MoveTo (x1, y1).

Для установки размеров графического окна применяется процедура

SetWindowSize(ширина, высота)

или, например:

SetWindowWidth(600);
SetWindowHeight(400);

Рисование фигур

Прямоугольник в Pascal рисуется:

Rectangle(x1,y1,x2,y2) — рисует прямоугольник с координатами противоположных вершин (x1,y1) и (x2,y2).

Графика Pascal

Фигуры с заливкой:

Графика Pascal

usesGraphABC;
begin
Rectangle(50,50,200,200);
FloodFill(100,100,clBlue);
end.

Треугольник рисуется процедурами:

Графика Pascal

usesGraphABC;
begin
setpenwidth(20);
setpencolor(clred);
moveTo(300,100);
lineTo(500,300);
lineto(100,300);
lineto(300,100);
floodfill(300,200,clgreen);
end.

С помощью данной процедуры можно нарисовать окружность:

Circle(x,y,r) — рисует окружность с центром в точке (x,y) и радиусом r.

Графика Pascal

Дуга окружности

Arc(x,y,r,a1,a2) — позволяет нарисовать дугу окружности с центром в точке (x,y) и радиусом r, заключенной между двумя лучами, образующими углы a1 и a2 с осью OX (a1 и a2 – вещественные, задаются в градусах и отсчитываются против часовой стрелки).

Графика Pascal

Задача 1: «Лягушка»

Графика Pascal

Задача 2: «Корона»

Графика Pascal

Функция random для использования окраски

SetPenColor (rgb(random(256), random(256), random(256))); — выбирает рандомное число из 256-цветной палитры для цветов: красного, зеленого и синего.

Задача 3: Нарисовать горизонтальный ряд окружностей радиусом 10 на расстоянии 100 от верхнего края экрана и с такими горизонтальными координатами 50, 80, 110, 140, … , 290.
* круги должны быть раскрашены случайным цветом.

Задача 4: «Круги на воде».

Условие: Нарисуйте несколько десятков концентрических окружностей (окружностей разного радиуса с общим центром).

Задача 5: Воспроизвести изображение с помощью приложения:

Графика Pascal

Штриховка

Нарисовать штриховку на Pascal можно, применяя процедуры рисования прямоугольника и линии:

Графика Pascal

В результате получится следующий код:

Графика Pascal

usesgraphABC;
var i, x1, x2, y1, y2, N:integer;
h, x:real;
begin
x1 :=100; y1 :=100;
x2 :=300; y2 :=200;
N :=10;
Rectangle(x1, y1, x2, y2);
h :=(x2 — x1)/(N +1);
x := x1 + h;
for i:=1to N dobegin
Line(round(x), y1,round(x), y2);
x := x + h;
end;
end.

Анимация в Паскале

Анимация в Pascalсостоит в том, что первым рисуется фигура цветным инструментом, после чего с такими же координатами рисуется та же фигура белым цветом. Затем происходит сдвиг фигуры. И так действия повторяются.

Воспроизвести движение круга по горизонтали. Пример:

Задача 6: Создать анимацию движения квадрата по заданной траектории:

Графика Pascal

А как у вас обстоят дела с графикой в Pascal? Поделитесь своим опытом, оставив комментарий.

Как убрать черный квадрат в паскале

Как отключить курсор на форме (объекте)?
Господа, подскажите как отключить курсор на форме (например, MDI-форме) или любом другом объекте. В.

Как отключить (системный?) звук «БИП», когда курсор доходит до конца строки?
Например, когда открываешь терминал, вводишь логин и пароль, а потом начинаешь жать стрелки.

Паскаль - Урок 3: операторы квадрата, корня и модуля

Uses GraphABC;

Цветовая константа Цвет
clBlack Чёрный
clMaroon Красно-коричневый
clGreen Зелёный
clOlive Желтовато-зелёный
clNavy Тёмно-синий
clPurple Пурпурный
clSkyBlue Голубой
clGray Серый
clSilver Серебряный
clRed Красный
clLime Салатовый
clYellow Жёлтый
clBlue Синий
clFuchsia Ярко-розовый
clAquamarine Бирюзовый
clLightGray Светло-серый
clDarkGray Тёмно-серый
clWhite Белый
Значения свойства Styleобъекта Pen Стиль линии Образец линии
psSolid(по умолчанию) Сплошное перо
psClear Прозрачное перо
psDash Штриховое перо
psDot Пунктирное перо
psDashDot Штрихпунктирное перо
psDashDotDot Перо, чередующее штрих и два пунктира
Процедуры движения пера, рисования отрезков
MoveTo(X,Y); Перо устанавливается в точку X,Y
LineTo(X,Y); Рисуется отрезок от текущей позиции пера до точки (X,Y). Текущая позиция переносится в точку (X,Y).
Line(X1,Y1, X2,Y2); Рисуется отрезок от точки (X1,Y1) до точки (X2,Y2). Положение пера не изменяется.
Процедура закраски замкнутой области
FloodFill(X,Y,C); Закрашивает замкнутую область одного цвета цветом C, начиная с точки (X,Y), находящейся внутри замкнутой области.

UsesGraphABC;

Begin

Вершины пятиконечной звезды имеют координаты: A (200,100) B (295,169) C (259,281) D (141,281) E (105,169) Красным пером толщиной 4 пиксела нарисовать звезду, используя процедуры рисования MoveTo и LineTo. Дополнительно: закрасить звезду красным цветом, используя процедуру FloodFill.

UsesGraphABC;

Begin

end.

Центр круга спроектируем на оси координат. На оси X получаем точку X0, а на оси Y получаем точку Y0. Это и есть координаты центра круга – (X0,Y0). Радиус круга обозначен буквой R. Чтобы задать круг, надо вызвать нужную процедуру и в ней перечислить 3 параметра – координаты центра и радиус: X0,Y0,R.
DrawCircle(X0,Y0,R); Контур круга (окружность) рисуется текущим пером. Внутренность круга не закрашивается
FillCircle(X0,Y0,R); Внутренность круга закрашивается текущей кистью. Контур круга (окружность)не рисуется
Circle(X0,Y0,R); Контур круга (окружность) рисуется текущим пером. Внутренность круга закрашивается текущей кистью.

end.

end.

Значения свойства Style объекта Brush
bsSolid (по умолчанию) Сплошная кисть. Закрашивает замкнутую область. Цвет сплошной кисти задаётся свойством — Color – цвет кисти(по умолчанию clWhite- белый).
bsClear Прозрачная кисть.Закраска не происходит.
bsHatch Штриховая кисть. Штрихует замкнутую область. Для штриховой кисти свойство Color не срабатывает, зато можно устанавливать свойства: — Hatch – штриховка(по умолчанию bhCross- клетка); — HatchBackgroundColor – фон штриховки (по умолчанию — белый)
Значения свойства Hatch объекта Brush Штриховка Образец штриховки
bhCross Прямоугольная клетка
bhDiagonalCross Косоугольная клетка
bhBackwardDiagonal Косой штрих / / / / /
bhForwardDiagonal Косой штрих \ \ \ \ \
bhHorizontal Штриховка горизонтальными линиями
bhVertical Штриховка вертикальными линиями

Brush.Color:= clGreen;

Brush.Style:= bsHatch;

Brush.Hatch:= bhDiagonalCross;

Brush.HatchBackgroundColor:=clBlue;

SetBrushColor(clGreen);

SetBrushStyle(bsHatch);

SetBrushHatch(bhDiagonalCross);

SetHatchBrushBackgroundColor(clBlue);

Рассмотрим левый верхний угол прямоугольника. Спроектируем его на оси координат. На оси X получаем точку X1, а на оси Y получаем точку Y1. Это и есть координаты левого верхнего угла прямоугольника – (X1,Y1). Аналогично подробно объяснить про правый нижний угол – (X2,Y2).

UsesGraphABC;

Begin

End.

VarX, Y: Real;

UsesGraphABC;

Varx, y, i: integer;

Begin

Window.Caption := ‘DrawRectangle и FillRectangle’;

Fori := 1 to99 do

Begin

end;

fori := 1 to99 do

Begin

end;

end.

end.

UsesGraphABC;

VarTransparency: integer;

 

Begin

Begin

end;

end.

Fori:=10 to17 do

Begin

end;

UsesGraphABC;

Begin

Begin

end;

end;

BEGIN

END.

WhileTrue do

ProgramParovoz;

UsesGraphABC;

Const

Var

Begin

Begin

DrawEllipse(i*dx, 330-j*15, 40+i*dx, 350-j*15);

end;

end.

UsesGraphABC;

Varx: integer;

Begin

Forx := 70 to500 do //поехали

Как записать квадрат в паскале

Мы уже знаем, какие существуют функции для целых переменных. Это – нахождение модуля числа (Функция Abc), а также возведение числа в квадрат (Функция Sqr). В этом уроке мы рассмотрим функции, применяемые к дробным числам. Это функции Sqr — квадрат числа, Abs — модуль числа, Sqrt — корень числа, а также известные всем математические функции Sin, Cos, Arctan, Ln, Exp, Pi.

В строке №7 записывается функция Sqr. Это функция возведения числа в квадрат.

В строке №9 записывается операция нахождения модуля числа.
Функции Sqr и Abs мы разбирали в уроке Abs, Sqr в Pascal.

В строке №11 записывается функция Sqrt. Данная функция подсчитывает корень числа, стоящего в скобках после слова Sqrt. В нашем случае функция Sqrt будет считать корень из числа «2».

В строке №13 записываем функцию Sin. Данная функция будет подсчитывать синус числа, стоящего в скобках после записи функции.

Строка №15. Функция Cos подсчитывает косинус числа, стоящего в скобках после функции.

Строка №17. Функция Arctan вычисляет арктангенс числа, стоящего в скобках после записи функции.

Строка №19. Функция Ln подсчитывает логарифм числа, стоящего в скобках после записи функции.

Строка №21. Функция Exp возводит число «e» (экспонента — 2.72. ) в степень, значение которой указывается в скобках после слова Exp. Т.е. в нашем случае число «e» будет возведено в степень «2».

Строка №23. Переменной «B» будет присвоено значение числа «?».

Дополнение к материалу.

  • Функции Sqrt, Sin, Cos, Arctan, Ln, Exp, Pi определены только для вещественных (дробных) чисел.
  • В Паскале не существует операции возведения в степень. Есть только операция возведения числа в квадрат (Sqr). Чтобы возвести число в степень используют операцию умножения. Например, чтобы возвести число 3 в 5-ю степень необходимо записать 3*3*3*3*3

В прошлом уроке мы рассматривали операторы сложения, вычитания, умножения и деления. Сегодня я предлагаю рассмотреть операторы квадрата, корня и модуля.

1. Оператор квадрата

Этот оператор возводит в квадрат заданное ему число или переменную. Обозначается, как "sqr" без кавычек. В программе пишется как sqr(a), где a — любая другая переменная или число.

2. Оператор корня

Этот оператор находит корень из переменной или числа. Обозначается, как "sqrt" , без кавычек. В программе пишется как sqrt(a), где a — любая другая переменная или число.

3. Оператор модуля

Данный оператор переводит число из обычного в число по модулю, то есть меняет его знак всегда на положительный. Обозначается, как "abs" без кавычек, в программе пишется, как abs(a), где a — любое число или другая переменная.

На сегодня урок окончен, с другими уроками вы можете познакомиться в категории "Уроки паскаль"

Математические операции в паскале – Pascal Математические функции для работы с числами

    Browse: Home / Самоучитель паскаль онлайн / Математические операции в паскале – Pascal Математические функции для работы с числами


Многие начинающие программисты задаются подобный вопросом : «Какие операции можно совершать с числами в языке программирования паскаль ?». В данном уроке мы подробно ответим на этот вопрос.

Арифметические операции

Начнем , пожалуй , с самого простого — арифметические операции с числами в паскале. В паскаль встроены многие привычные нам арифметические операции ( Сложение , вычитание , умножение , деление и т.п ).

Как же осуществляются подобные операции с числами ?. Давайте разберем это на примере исходника одной программы.

Результатом выполнения данной программы будет вывод на экран трех чисел 14 7 2 . Разберемся в том , как это работает.

В начале программы мы объявляем 2 целочисленные ( integer ) переменные «a» и «b» , а также 1 переменную «c» вещественного ( real ) типа. Подробнее прочитать о переменных в паскаль и их типах здесь.

Зачем нам нужна вещественная переменная ? Для записи результата деления целочисленная переменная не подходит , так как у нас получается дробь , а не целое число.

Теперь мы присваиваем переменной «a» значение 7 , а переменной «b» значение 3
. Переменную «c» при этом оставляем нулевой ( она нам пока не понадобится ).

Далее (в блоке begin end) мы расписываем арифметические операции с нашими числами. Обратите внимание на то , что после символов // идет комментарий , который не компилируется программой.

Запомните : Строка a:= a — b; выглядит так a:= 7 — 4; , а не так 7:= 7 — 4;

Другие операции с числами

В паскале предусмотрены и многие другие операции с числами. Давайте разберем самые популярные из них.

1. Как найти квадрат числа в паскале ?

Для нахождения квадрата числа в паскале предусмотрена функция sqr(x) , где x — число.
Пример :

Результат : переменной «а» присваивается значение 25.

2. Как найти корень числа в паскале ?

Для нахождения корня числа в паскале предусмотрена функция sqrt(x) , где x — число.
Пример :

Результат : переменной «а» присваивается значение 5.

3. Как округлить число в паскале ?

Для того , чтобы округлить некоторое число используется операция round(x).
Пример :

4. Как убрать дробную часть у числа в паскале ?

Для того , чтобы отбросить дробную часть числа используется операция trunc(x).
Пример :

Результат : переменной «а» присваивается значение 25.

5. Как убрать целую часть у числа в паскале ?

Для того , чтобы отбросить целую часть числа используется операция frac(x).
Пример :

Результат : переменной «а» присваивается значение 0.2.

6. Как получить модуль числа в паскале ?

Чтобы получить модуль некоторого числа используется операция abs(x).
Пример :

Результат : переменной «а» присваивается значение 8.

Это были самые важные и часто используемые операции в паскале для работы с числами ( переменными ). Найти другие вы можете на этой странице.

Выводы :

Для работы с числами в паскале предусмотрено множество различных операций. Мы можем делать с числами все , что угодно ( складывать , умножать , возводить в квадрат и т.п ).

Этот раздел содержит описание математических операций, которыми можно пользоваться в выражениях на языке Паскаль. Вывести результат вычисления выражения можно такой нехитрой программе:

Конечно, результат вычисления выражения можно и записать в переменную для дальнейшего использования, и передать в другую функцию.

Не все операции и действия в этом разделе будут вам понятны. Ничего страшного — просто помните, что сюда можно вернуться, когда вам что-то понадобится.

Математические операции

В Паскале, как и в большинстве языков программирования, несколько специфически передаются основные математические операции — так математические выражения надо записывать в одну строку, а не в несколько уровней, как принято в классической математической нотации. Это достигается значительно более массовым использованием скобок, что иногда огорчает начинающих. Также всегда нужно писать знак умножения *. Кроме того, параметры функций всегда должны быть в скобках. Например:

Математическое выражение Запись на языке Паскаль
2+2=4 2+2=4
a*(1+sqr(e))/2
(-b+sqrt(sqr(b)-4*a*c))/(2*a)
exp(2*x+y)
abs(cos(x)*sin(x)*cos(y)/tan(y))

если компилятор не поддерживает Tan.

Базовая арифметика

Название операции Оператор Пример Примечание
Добавление + 2+2 (=4)
Вычитание 18.3-11 (=7.3)
Умножение * 7*8 (=56)
Деление / 7/8 (=0.875) Результат всегда действительного типа (real)
Целая часть деления div 7 div 2 (=3)
Остаток от деления mod 7 mod 2 (=1)

Сравнение

Все операции сравнения возвращают значение типа boolean, то есть могут использоваться в операторах ветвления и циклах, например

Название операции Оператор Пример
Равно = 2+2=4
Не равно (?) <> 2+2<>5
Больше > 72>71.99
Больше или Равно >= x*x>=0
Меньше Функции для преобразования действительных и целых чисел

Паскаль — язык программирования со статической сильной типизацией. Это означает, что компилятор не выполняет преобразований значений между типами, которые могут привести к потере информации; в частности, если подставить в конструкцию, предусматривает целое значение, действительное число, компилятор сообщит об ошибке, даже если это число имеет целое значение. Так, как мы видели выше, 13 and 11 равна 9, но выражение 13.0 and 11 вызовет сообщение компилятора об ошибке! Чтобы избежать этого, надо явно задавать преобразования действительного числа на целое с помощью следующих функций:

Название функции описание пример
Round(X) Возвращает целое значение, ближайшее к X Round(1.7)=2, Round(-3.1)=-3
Int(X),
Trunc(X)
Возвращает целую часть X Int(1.8)=1, Trunc(-11.3)=-11
Floor(X) Возвращает наибольшее целое значение, не превышает X Floor(1.7)=1, Floor(-3.1)=-4
Ceil(X) Возвращает наименьшее целое значение, не менее от X Ceil(1.7)=2, Ceol(-3.1)=-3

Логические и побитовые операции

Логические операции используются для объединения нескольких логических условий в одну.

Название операции оператор пример описание
Логическое И, and, логическое умножение and (2+3=5) and (0>-1) Истинное, если оба операнда истинны
Логическое ИЛИ, or, логическое сложение or (2+2=5) or (1=1) Истинное, если хотя бы один из операндов истинный
Логическое исключающее ИЛИ, eXclusive or xor (2+2=5) xor (1=1) Истинное, если ровно один из операндов истинный
Отрицание, логическое НЕ, not not not (2+2=5) Истинное, если операнд ложный

Логические операторы, применены к целым типов, могут использоваться, как побитовые. Чтобы получить результат побитовой операции, надо представить операнды в двоичной системе (так, как они представлены в компьютере), после чего применить соответствующую операцию в соответствующих разрядов, причем 1 означает true 0 — false. так,

13 в двоичной системе будет 1 1 1
11 в двоичной системе будет 1 1 1
9 в двоичной системе будет 1 1

Кроме того, есть еще две побитовых операции сдвига:

Название операции оператор пример описание
сдвиг вправо shr 14 shr 2 (=3) Сдвигает двоичные разряды первого операнда справа на второй операнд разрядов;эквивалент целой части деления на степень 2
смещение слева shl 7 shl 3 (=56) Сдвигает двоичные разряды первого операнда слева на второй операнд разрядов;эквивалент умножению на степень 2

Алгебраические функции

Cерым обозначены функции, которые не поддерживаются в Turbo Pascal

Название функции описание Заменитель (для Turbo Pascal)
Pi Возвращает значение числа < displaystyle pi

> (+3,141592653589793238462643383279 … с точностью, определенным типом real)

Abs(X) Абсолютное значение (модуль) X Sign(X) Знак числа X: 1, если X отрицательный, 1, если положительный 0, если X = 0 Exp(X) Экспонента X (e X) Ln(X) Натуральный логарифм X Log2(X) Логарифм X по основанию 2 Ln(X)/Ln(2) Log10(X) Логарифм X по основанию 10 Ln(X)/Ln(10) LogN(X,Y) Логарифм Y по основанию X Ln(Y)/Ln(X) Power(X,Y) Степень X Y Exp(Y*Ln(X)) Sqrt(X) Корень квадратный из X Sqr(X) квадрат X Max(X,Y) Более из значений X и Y Min(X,Y) Меньше из значений X и Y

Примечание: корень степени Y из числа X можно представить как X 1 / Y, и, соответственно, как Power (X, 1 / Y) или в Turbo Pascal как Exp (Ln (X) / Y).

Тригонометрические функции

Тригонометрические функции используют значения углов в радианах , будьте внимательны!

Название функции описание Заменитель (для Turbo Pascal)
DegToRad (X) Вычисляет радианной меру угла X, представленного в градусах X * Pi / 180
RadToDeg (X) Вычисляет градусную меру угла X, представленного в радианах X * 180 / Pi
Sin (X) Синус X (X в радианах)
Cos (X) Косинус X (X в радианах)
Tan (X) Тангенс X (X в радианах) Sin (X) / Cos (X)
ArcTan (X) Арктангенс X, угол, тангенс которого равен X, в радианах
ArcSin (X) Арксинус X, угол, синус которого равен X, в радианах ArcTan (X / sqrt (1-sqr (X)))
ArcCos (X) Арккосинус X, угол, косинус которого равен X, в радианах 2 * ArcTan ((1-X) / (1 + X))
Sinh (X) Гиперболический синус X (Exp (X) -exp (-X)) / 2
Cosh (X) Гиперболический косинус X (Exp (X) + exp (-X)) / 2
Tanh (X) Гиперболический тангенс X (Exp (2 * X) -1) / (exp (2 * X) +1)

Функции для работы со случайными величинами

Для имитации случайных процессов в Паскале есть генератор псевдослучайных чисел (ГПВЧ) и функции для работы с ним; такие числа достаточно непредсказуемыми для практического использования (то есть каждое последующее использование функции Random даст какой-то мере неожиданный результат), но их последовательность может быть полностью воспроизведена, если установить начальное значение ГПВЧ.

Название функции описание Заменитель (для Turbo Pascal)
Randomize Устанавливает начальное значение ГПВЧ равным текущему значению часов
Randomize (X) Устанавливает начальное значение ГПВЧ равным X
Random Возвращает псевдослучайное действительное число от 0 (включительно) до 1 (без включительно)
Random (X) Возвращает псевдослучайное целое число от 0 до X-1
Random (X, Y) Возвращает псевдослучайное целое число от X до Y X + Random (Y-X + 1)

Функции для работы со сочтеными типами

Для величин сочтеных типов (все цели, буквенный, логическое и перечни) существуют также несколько удобных стандартных функций и процедур:

Название функции описание
Succ (X) Возвращает значение, идет после X (для целых — X + 1, для буквенного — символ с последующим значением, для перечисления — следующее значение: так, Succ ( ‘A’) возвращает ‘B’
Pred (X) Возвращает, предшествующий X (для целых — X-1, для буквенного — символ с предыдущим значением, для перечисления — предварительное значение: так, Pred ( ‘A’) возвращает ‘@’
Inc (X) Увеличивает значение X на 1, эквивалент X = Succ (X)
Inc (X, N) Увеличивает значение X на N, эквивалент N приложений Inc (X)
Dec (X) Уменьшает значение X на 1, эквивалент X = Pred (X)
Dec (X, N) Уменьшает значение X на N, эквивалент N применений Dec (X)
Ord (X) Возвращает X (для нечисловых типов)
Odd (X) Проверяет X на нечетность, true, если X нечетный или false, если X имеет четное значение

Приоритет операций

Во время разбора математического выражения Паскаль сначала выполняет операции с высоким приоритетом, затем с низким, все справа налево. Так, в выражении 2 + 2 * 2 сначала будет вычислено 2 * 2 = 4, а уже затем 2 + 4 = 6 — так же, как в обычной математике; в выражении 10 mod 2 * 3 сначала будет выполнено 10 mod 2 = 0, а уже потом 0 * 3 = 0!

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *