Наследование
Наследование является неотъемлемой частью Java. При использовании наследования вы говорите: Этот новый класс похож на тот старый класс. В коде это пишется как extends, после которого указываете имя базового класса. Тем самым вы получаете доступ ко всем полям и методам базового класса. Используя наследование, можно создать общий класс, которые определяет характеристики, общие для набора связанных элементов. Затем вы можете наследоваться от него и создать новый класс, который будет иметь свои уникальные характеристики. Главный наследуемый класс в Java называют суперклассом. Наследующий класс называют подклассом. Получается, что подкласс — это специализированная версия суперкласса, которая наследует все члены суперкласса и добавляет свои собственные уникальные элементы. К примеру, в Android есть класс View и подкласс TextView.
Чтобы наследовать класс, достаточно вставить имя наследуемого класса с использованием ключевого слова extends:
В этом коде мы наследуемся от класса Activity и добавляем свой код, который будет отвечать за наше приложение.
Подкласс в свою очередь может быть суперклассом другого подкласса. Так например, упоминавший ранее класс TextView является суперклассом для EditText.
В производный класс можно добавлять новые методы.
Для каждого создаваемого подкласса можно указывать только один суперкласс. При этом никакой класс не может быть собственным суперклассом.
Хотя подкласс включает в себя все члены своего суперкласса, он не может получить доступ к тем членам суперкласса, которые объявлены как private.
Помните, мы создавали класс Box для коробки кота. Давайте наследуемся от этого класса и создадим новый класс, который будет иметь не только размеры коробки, но и вес.
В том же файле Box.java после последней закрывающей скобки добавьте новый код:
Возвращаемся в главную активность и пишем код:
Обратите внимание, что мы вызываем метод getVolume(), который не прописывали в классе HeavyBox. Однако мы можем его использовать, так как мы наследовались от класса Box и нам доступны все открытые поля и методы. Заодно мы вычисляем вес коробки с помощью новой переменной, которую добавили в подкласс.
Теперь у нас появилась возможность складывать в коробку различные вещи. В хозяйстве всё пригодится.
При желании вы можете создать множество разных классов на основе одного суперкласса. Например, мы можем создать цветную коробку.
Ключевое слово super
В Java существует ключевое слово super, которое обозначает суперкласс, т.е. класс, производным от которого является текущий класс. В данном случае, супер не означает превосходство, скорее даже наоборот, дочерний класс имеет больше методов, чем родительский. Само слово пошло из теории множеств, где используется термин супермножество. Посмотрим, зачем это нужно.
В конструкторе HeavyBox мы дублировали поля width,height и depth, которые уже есть в классе Box. Это не слишком эффективно. Кроме того, возможны ситуации, когда суперкласс имеет закрытые члены данных, но мы хотим иметь к ним доступ. Через наследование это не получится, так как закрытые члены класса доступны только родному классу. В таких случаях вы можете сослаться на суперкласс.
Ключевое слово super можно использовать для вызова конструктора суперкласса и для обращения к члену суперкласса, скрытому членом подкласса.
Использование ключевого слова super для вызова конструктора суперкласса
Вызов метода super() всегда должен быть первым оператором, выполняемым внутри конструктора подкласса.
При вызове метода super() с нужными аргументами, мы фактически вызываем конструктор Box, который инициализирует переменные width, height и depth, используя переданные ему значения соответствующих параметров. Вам остаётся инициализировать только своё добавленное значение weight. При необходимости вы можете сделать теперь переменные класса Box закрытыми. Проставьте у полей класса Box модификатор private и убедитесь, что вы можете обращаться к ним без проблем.
У суперкласса могут быть несколько перегруженных версий конструкторов, поэтому можно вызывать метод super() с разными параметрами. Программа выполнит тот конструктор, который соответствует указанным аргументам.
Вторая форма ключевого слова super действует подобно ключевому слову this, только при этом мы всегда ссылаемся на суперкласс подкласса, в котором она использована. Общая форма имеет следующий вид:
Здесь член может быть методом либо переменной экземпляра.
Подобная форма подходит в тех случаях, когда имена членов подкласса скрывают члены суперкласса с такими же именами.
В результате мы должны увидеть:
Таким образом, знакомое нам выражение super.onCreate(savedInstanceState) обращается к методу onCreate() из базового класса.
Создание многоуровневой иерархии
Мы использовали простые примеры, состоящие из суперкласса и подкласса. Можно строить более сложные конструкции, содержащие любое количество уровней наследования. Например, класс C может быть подклассом класса B, который в свою очередь является подклассом класса A. В подобных ситуациях каждый подкласс наследует все характеристики всех его суперклассов.
Напишем пример из трёх классов. Суперкласс Box, подкласс HeavyBox и подкласс MoneyBox. Последний класс наследует все характеристики классов Box и HeavyBox, а также добавляет поле cost, которое содержит стоимость коробки.
Box.java
HeavyBox.java
MoneyBox
Код для основной активности, например, при щелчке кнопки:
В результате мы получим различные значения, вычисляемые в коде. Благодаря наследованию, класс MoneyBox может использовать классы Box и HeavyBox, добавляя только ту информацию, которая нам требуется для его собственного специализированного применения. В этом и состоит принцип наследования, позволяя повторно использовать код.
Метод super() всегда ссылается на конструктор ближайшего суперкласса в иерархии. Т.е. метод super() в классе MoneyBox вызывает конструктор класса HeavyBox, а метод super() в классе HeavyBox вызывает конструктор класса Box.
Если в иерархии классов конструктор суперкласса требует передачи ему параметров, все подклассы должны передавать эти параметры по эстафете.
В иерархии классов конструкторы вызываются в порядке наследования, начиная с суперкласса и заканчивая подклассом. Если метод super() не применяется, программа использует конструктор каждого суперкласса, заданный по умолчанию или не содержащий параметров.
Вы можете создать три класса A, B, C, которые наследуются друг от друга (A←B←C), у которых в конструкторе выводится текст и вызвать в основном классе код:
Вы должные увидеть три строчки текста, определённые в каждом конструкторе класса. Поскольку суперкласс ничего не знает о своих подклассах, любая инициализация полностью независима и, возможно, обязательна для выполнения любой инициализацией, выполняемой подклассом.
Переопределение методов
Если в иерархии классов имя и сигнатура типа метода подкласса совпадает с атрибутами метода суперкласса, то метод подкласса переопределяет метод суперкласса. Когда переопределённый метод вызывается из своего подкласса, он всегда будет ссылаться на версию этого метода, определённую подклассом. А версия метода из суперкласса будет скрыта.
Если нужно получить доступ к версии переопределённого метода, определённого в суперклассе, то используйте ключевое слово super.
Не путайте переопределение с перегрузкой. Переопределение метода выполняется только в том случае, если имена и сигнатуры типов двух методов идентичны. В противном случае два метода являются просто перегруженными.
В Java SE5 появилась запись @Override; она не является ключевым словом. Если вы собираетесь переопределить метод, используйте @Override, и компилятор выдаст сообщение об ошибке, если вместо переопределения будет случайно выполнена перегрузка.
Для закрепления материала создадим класс Animal с одним методом.
Теперь создадим класс Cat, наследующий от первого класса.
Java знает, у родительского класса есть метод sleep(). Удостовериться можно следующим образом. Находясь в классе Cat, выберите в меню Source | Override/Implement Methods. . Появится диалоговое окно, где можно отметить флажком нужный метод.
В результате в класс будет добавлена заготовка:
Попробуем вызвать данный метод в основном классе активности:
Мы получим текст, который определён в суперклассе, хотя вызывали метод дочернего класса.
Но если мы хотим получить другой текст, совсем не обязательно придумывать новые методы. Достаточно закомментировать вызов метода из суперкласса и добавить свой вариант.
Запускаем программу и нажимаем на кнопку. И получим уже другой ответ, более соответствующий описанию среднестатистического кота. Заметьте, что код для щелчка кнопки мы не меняем, но система сама разберётся, что выводить нужно текст не из суперкласса, а из дочернего класса.
Рассмотрим другой пример переопределения методов. Создадим суперкласс Figure, который будет содержать размеры фигуры, а также метод для вычисления площади. А затем создадим два других класса Rectangle и Triangle, у которых мы переопределим данный метод.
Как видите, во всех классах используется одно и тоже имя метода, но каждый класс по своему вычисляет площадь в зависимости от фигуры. Это очень удобно и позволяет не придумывать новые названия методов в классах, которые наследуются от базового класса.
Name already in use
java_for_beginners_book / c7.md
- Go to file T
- Go to line L
- Copy path
- Copy permalink
1 contributor
Users who have contributed to this file
- Open with Desktop
- View raw
- Copy raw contents Copy raw contents
Copy raw contents
Copy raw contents
Основные навыки и понятия
- Основы наследования
- Вызов конструктора суперкласса
- Обращения к членам суперкласса с помощью ключевого слова super
- Создание многоуровневой иерархии классов
- Порядок вызова конструкторов
- Представление о ссылках на объекты подкласса из переменной суперкласса
- Переопределение методов
- Применение переопределяемых методов для организации динамического доступа
- Абстрактные классы
- Использование ключевого слова final
- Представление о классе Object
Наследование является одним из трех основополагающих принципов объектно-ориентированного программирования, поскольку оно допускает создание иерархических классификаций. Благодаря наследованию можно создать общий класс, в котором определяются характерные особенности, присущие множеству связанных элементов. От этого класса могут затем наследовать другие, более конкретные классы, добавляя в него свои индивидуальные особенности.
В языке Java наследуемый класс принято называть суперклассом, а наследующий от него класс — подклассом. Следовательно, подкласс — это специализированный вариант суперкласса. Он наследует все переменные и методы, определенные в суперклассе, дополняя их своими элементами.
Наследование одних классов от других отражается в Java при объявлении класса. Для этой цели служит ключевое слово extends. Подкласс дополняет суперкласс, расширяя его.
Рассмотрим простой пример программы, демонстрирующий некоторые свойства наследования. В этой программе определен суперкласс TwoDShape, хранящий сведения о ширине и высоте двумерного объекта. Там же определен и его подкласс Triangle. Обратите внимание на то, что в определении подкласса присутствует ключевое слово extends.
Ниже приведен результат выполнения данной программы.
Здесь в классе TwoDShape определены атрибуты обобщенной двумерной фигуры, конкретным воплощением которой может быть квадрат, треугольник, прямоугольник и т.д. Класс Triangle представляет конкретную разновидность объекта типа TwoDShape, в данном случае — треугольник. Класс Triangle включает в себя все элементы класса TwoDObject, а в дополнение к ним — поле style и методы area() и showStyle(). Описание треугольника хранится в переменной экземпляра style, метод area() вычисляет и возвращает площадь треугольника, а метод showStyle() отображает геометрическую форму треугольника.
В класс Triangle входят все члены суперкласса TwoDShape, и поэтому в теле метода area() доступны переменные экземпляра width и height. Кроме того, с помощью объектов tl и t2 в методе main() можно непосредственно обращаться к переменным width и height, как будто они принадлежат классу Triangle. На рис. 7.1 схематически показано, каким образом суперкласс TwoDShape включается в состав класса Triangle.
Рис. 7.1. Схематическое представление класса Triangle
Несмотря на то что TwoDShape является суперклассом для класса Triangle, он по-прежнему остается независимым классом. Тот факт, что один класс является суперклассом другого класса, совсем не означает, что он не может быть использован самостоятельно. Например, следующий фрагмент кода считается вполне допустимым:
Разумеется, объекту типа TwoDShape ничего не известно о подклассах своего класса TwoDShape, и он не может даже обратиться к ним.
Ниже приведена общая форма объявления класса, наследующего от суперкласса.
Для каждого создаваемого подкласса можно указать только один суперкласс. Множественное наследование в Java не поддерживается, т.е. у подкласса не может быть несколько суперклассов. (Этим Java отличается от языка C++, где можно создать класс, производный сразу от нескольких классов. Об этом не следует забывать, преобразуя код C++ в код Java.) С другой стороны, вполне допустима многоуровневая иерархия, в которой один подкласс является суперклассом другого подкласса. И конечно же, класс не может быть суперклассом для самого себя.
Главное преимущество наследования заключается в следующем: как только будет создан суперкласс, в котором определены общие для множества объектов атрибуты, он может быть использован для создания любого числа более конкретных подклассов. А в каждом подклассе может быть точно выстроена своя собственная классификация. В качестве примера ниже приведен еще один подкласс, производный от суперкласса TwoDShape и инкапсулирующий прямоугольники.
В класс Rectangle входят все члены класса TwoDShape. Кроме того, он содержит метод is Square(), определяющий, является ли прямоугольник квадратом, а также метод area(), вычисляющий площадь прямоугольника.
Доступ к членам класса и наследование
Как пояснялось в главе 6, члены класса зачастую объявляются закрытыми, чтобы исключить их несанкционированное или незаконное использование. Но наследование класса не отменяет ограничения, накладываемые на доступ к закрытым членам класса. Поэтому если в подкласс и входят все члены его суперкласса, то в нем все равно оказываются недоступными те члены суперкласса, которые являются закрытыми. Так, если сделать закрытыми переменные экземпляра width и height в классе TwoDShape, они станут недоступными в классе Triangle, как показано ниже.
Класс Triangle не будет скомпилирован, поскольку ссылки на переменные экземпляра width и height в методе area() нарушают правила доступа. Эти переменные объявлены закрытыми (private), и поэтому они доступны только членам собственного класса. А его подклассам запрещено обращаться к ним.
Напомним, что член класса, объявленный закрытым (private), недоступен за пределами своего класса. Это ограничение распространяется и на подклассы.
На первый взгляд, ограничение на доступ к закрытым членам суперкласса из подкласса кажется трудно преодолимым, поскольку оно не дает во многих случаях возможности пользоваться закрытыми членами этого класса. Но на самом деле это не так. Как пояснялось в главе 6, для обращения к закрытым членам класса в программах на Java обычно используются специальные методы доступа. Ниже в качестве примера приведены видоизмененные классы TwoDShape и Triangle, в которых обращение к переменным экземпляра width и height осуществляется с помощью специальных методов доступа.
Конструкторы и наследование
В иерархии классов допускается, чтобы у суперклассов и подклассов были свои собственные конструкторы. В связи с этим возникает следующий резонный вопрос: какой конструктор отвечает за построение объекта подкласса: конструктор суперкласса, конструктор подкласса или же оба вместе? На этот вопрос можно ответить так: конструктор суперкласса конструирует родительскую часть объекта, а конструктор подкласса — производную часть этого объекта. И в этом есть своя логика, поскольку суперклассу неизвестны и недоступны любые элементы подкласса, а следовательно, их конструирование должно происходить раздельно. В приведенных выше примерах данный вопрос не возникал, поскольку они опирались на автоматическое создание конструкторов, используемых в Java по умолчанию. Но на практике конструкторы определяются явным образом в большинстве классов. Ниже будет показано, каким образом разрешается подобная ситуация.
Если конструктор определен только в подклассе, то все происходит очень просто: конструируется объект подкласса, а родительская часть объекта автоматически конструируется конструктором суперкласса, используемым по умолчанию. В качестве примера ниже приведен переработанный вариант класса Triangle, в котором определяется конструктор, а член style этого класса делается закрытым, так как теперь он устанавливается конструктором.
Здесь конструктор класса Triangle, помимо поля style, инициализирует также унаследованные члены класса TwoDClass.
Если конструкторы объявлены как в подклассе, так и в суперклассе, то дело несколько усложнятся, поскольку должны быть выполнены оба конструктора. В таком случае на помощь приходит ключевое слово super, доступное в двух общих формах. С помощью первой формы вызывается конструктор суперкласса. А вторая форма служит для доступа к членам суперкласса, скрываемым членами подкласса. Рассмотрим первое применение ключевого слова super.
Применение ключевого слова super для вызова конструктора суперкласса
Для вызова конструктора суперкласса служит следующая общая форма ключевого слова super:
где список_параметров обозначает параметры, необходимые для нормальной работы конструктора суперкласса. Вызов конструктора super() должен быть первым оператором в теле конструктора подкласса. Для того чтобы лучше понять особенности вызова super(), рассмотрим вариант класса TwoDShape из следующего примера программы, где определен конструктор, инициализирующий переменные экземпляра width и height:
В конструкторе Triangle присутствует вызов конструктора super() с параметрами w и h. В результате управление получает конструктор TwoDShape(), инициализирующий переменные width и height значениями, передаваемыми ему в качестве параметров. Теперь класс Triangle уже не занимается инициализацией элементов суперкласса. Он должен инициализировать только собственную переменную экземпляра style. Конструктору TwoDShape() предоставляется возможность построить соответствующий подобъект так, как требуется для данного класса. Более того, в суперклассе TwoDShape можно реализовать функции, о которых не будут знать его подклассы. Благодаря этому код становится более устойчивым к ошибкам.
Любая форма конструктора, определенного в суперклассе, может быть вызвана с помощью оператора super(). Для выполнения выбирается тот вариант конструктора, который соответствует указываемым аргументам. В качестве примера ниже приведена расширенная версия классов TwoDShape и Triangle, содержащих конструкторы по умолчанию и конструкторы, принимающие один или более аргумент.
Выполнение этой версии программы дает следующий результат:
Еще раз напомним основные свойства вызова конструктора super(). Когда этот вызов присутствует в конструкторе подкласса, происходит обращение к конструктору его непосредственного суперкласса. Таким образом, вызывается конструктор того класса, который непосредственно породил вызывающий класс. Это справедливо и при многоуровневой иерархии. Кроме того, вызов конструктора super() должен быть первым оператором в теле конструктора подкласса.
Применение ключевого слова super для доступа к членам суперкласса
Существует еще одна общая форма ключевого слова super, которая применяется подобно ключевому слову this, но ссылается на суперкласс данного класса. Эта общая форма обращения к члену суперкласса имеет следующий вид:
где член_класса обозначает метод или переменную экземпляра.
Данная форма ключевого слова super применяется в тех случаях, если член подкласса скрывает член суперкласса. Рассмотрим следующий пример несложной иерархии классов:
Результат выполнения данной программы выглядит следующим образом:
Несмотря на то что переменная экземпляра i в классе В скрывает одноименную переменную в классе А, ключевое слово super позволяет обращаться к переменной i из суперкласса. Аналогичным образом ключевое слово super можно использовать для вызова методов суперкласса, скрываемых методами подкласса.
Пример для опробования 7.1. Расширение класса Vehicle
Для того чтобы продемонстрировать возможности наследования, расширим класс Vehicle, созданный в главе 4. Напомним, что класс Vehicle инкапсулирует данные о транспортных средствах и, в частности, сведения о количестве пассажиров, объеме топливного бака и потреблении топлива. Воспользуемся классом Vehicle в качестве заготовки для создания более специализированных классов. Например, транспортным средством, помимо прочих, является грузовик. Одной из важных характеристик грузовика является его грузоподъемность. Поэтому для создания класса Truck можно расширить класс Vehicle, добавив переменную экземпляра, хранящую сведения о допустимом весе перевозимого груза. В этом проекте переменные экземпляра будут объявлены в классе Vehicle как закрытые (private), а для обращения к ним будут созданы специальные методы доступа.
- Создайте новый файл TruckDemo.java и скопируйте в него исходный код последней версии класса Vehicle, разработанной в главе 4.
- Создайте класс Truck, исходный код которого приведен ниже.
Создание многоуровневой иерархии классов
В представленных до сих пор примерах программ использовались простые иерархии классов, состоявшие только из суперкласса и подкласса. Но в Java можно также строить иерархии, состоящие из любого числа уровней наследования. Как упоминалось выше, многоуровневая иерархия идеально подходит для использования одного подкласса в качестве суперкласса для другого подкласса. Так, если имеются три класса, А, в и С, то класс С может наследовать от класса В, а тот, в свою очередь, от класса А. В таком случае каждый подкласс наследует характерные особенности всех своих суперклассов. В частности, класс С наследует все члены классов В и А.
Для того чтобы стало понятнее назначение многоуровневой иерархии, рассмотрим следующий пример программы. В этой программе подкласс Triangle выступает в роли суперкласса для класса ColorTriangle. Класс ColorTriangle наследует все свойства классов Triangle и TwoDShape, а также содержит поле color, определяющее цвет треугольника.
Результат выполнения данной программы выглядит следующим образом:
Благодаря наследованию в классе ColorTriangle можно использовать ранее определенные классы Triangle и TwoDShape, дополняя их лишь данными, необходимыми для конкретного применения класса ColorTriangle. Таким образом, наследование способствует повторному использованию кода.
Данный пример демонстрирует еще одну важную деталь: оператор super() всегда обращается к конструктору ближайшего суперкласса. Иными словами, оператор super() в классе ColorTriangle означает вызов конструктора класса Triangle, а в классе Triangle — вызов конструктора класса TwoDShape. Если в иерархии классов для конструктора суперкласса предусмотрены параметры, то все суперклассы должны передавать их вверх по иерархической структуре. Это правило действует независимого от того, нужны ли параметры самому подклассу или не нужны.
Порядок вызова конструкторов
В связи с изложенным выше в отношении наследования и иерархии классов может возникнуть следующий резонный вопрос: когда создается объект подкласса и какой конструктор выполняется первым: тот, что определен в подклассе, или же тот, что определен в суперклассе? Так, если имеется суперкласс А и подкласс В, то вызывается ли конструктор класса А раньше конструктора класса В, или же наоборот? Ответ на этот вопрос состоит в том, что в иерархии классов конструкторы вызываются по порядку выведения классов: от суперкласса к подклассу. Более того, оператор super() должен быть первым в конструкторе подкласса, и поэтому порядок, в котором вызываются конструкторы, остается неизменным, независимо от того, используется ли оператор super() или нет. Если оператор super() отсутствует, то выполняется конструктор каждого суперкласса по умолчанию (т.е. конструктор без параметров). В следующем примере программы демонстрируется порядок вызова конструкторов:
Ниже приведен результат выполнения данной программы.
Как видите, конструкторы вызываются по порядку выведения их классов.
По зрелом размышлении можно прийти к выводу, что вызов конструкторов по порядку выведения их классов имеет определенный смысл. Ведь суперклассу ничего не известно ни об одном из производных от него подклассов, и поэтому любая инициализация, которая требуется его членам, осуществляется совершенно отдельно от инициализации членов подкласса, а возможно, это и необходимое условие. Следовательно, онадолжна выполняться первой.
Ссылки на суперкласс и объекты подклассов
Как вам должно быть уже известно, Java является строго типизированным языком программирования. Помимо стандартных преобразований и автоматического продвижения простых типов данных, в этом языке строго соблюдается принцип совместимости типов. Это означает, что переменная ссылки на объект класса одного типа, как правило, не может ссылаться на объект класса другого типа. В качестве примера рассмотрим следующую простую программу:
Несмотря на то что классы X и Y содержат одинаковые члены, переменной типа X нельзя присвоить ссылку на объект типа Y, поскольку типы объектов отличаются. Вообще говоря, переменная ссылки на объект может указывать только на объекты своего типа.
Но из этого строгого правила соблюдения типов имеется следующее важное исключение: переменной ссылки на объект суперкласса может быть присвоена ссылка на объект любого производного от него подкласса. Следовательно, по ссылке на объект суперкласса можно обращаться к объекту подкласса. Ниже приведен соответствующий пример.
В данном примере класс Y является подклассом X. Следовательно, переменной х2 можно присвоить ссылку на объект типа Y.
Следует особо подчеркнуть, что доступ к конкретным членам класса определяется типом переменной ссылки на объект, а не типом объекта, на который она ссылается. Это означает, что если ссылка на объект подкласса присваивается переменной ссылки на объект суперкласса, то доступ разрешается только к тем частям этого объекта, которые определяются суперклассом. Именно поэтому переменной х2 недоступен член b класса Y, когда она ссылается на объект этого класса. И в этом есть своя логика, поскольку суперклассу ничего не известно о тех членах, которые добавлены в производный от него подкласс. Именно поэтому последняя строка кода в приведенном выше примере была закомментирована.
Несмотря на кажущийся несколько отвлеченным характер приведенных выше рассуждений, им можно найти ряд важных применений на практике. Одно из них рассматривается ниже, а другое — далее в этой главе, когда речь пойдет о переопределении методов.
Один из самых важных моментов для присваивания ссылок на объекты подкласса переменным суперкласса наступает тогда, когда конструкторы вызываются в иерархии классов. Как вам должно быть уже известно, в классе нередко определяется конструктор, принимающий объект своего класса в качестве параметра. Благодаря этому в классе может быть сконструирована копия его объекта. Этой особенностью можно выгодно воспользоваться в подклассах, производных от такого класса. В качестве примера рассмотрим очередные версии классов TwoDShape и Triangle. В оба класса добавлены конструкторы, принимающие объект своего класса в качестве параметра.
В приведенном выше примере программы объект t2 конструируется на основании объекта tl, и поэтому они идентичны. Результат выполнения данной программы выглядит следующим образом:
Обратите внимание на конструктор класса Triangle, код которого приведен ниже.
В качестве параметра данному конструктору передается объект Triangle, который затем с помощью вызова super() передается конструктору TwoDShape, как показано ниже.
Следует заметить, что конструктор TwoDshape() должен получить объект типа TwoDShape, но конструктор Triangle() передает ему объект типа Triangle. Тем не менее никаких недоразумений не возникает. Ведь, как пояснялось ранее, переменная ссылки на суперкласс может ссылаться на объект производного от него подкласса. Следовательно, конструктору TwoDShape() можно передать ссылку на экземпляр подкласса, производного от класса TwoDShape. Конструктор TwoDShape() инициализирует лишь те части передаваемого ему объекта подкласса, которые являются членами класса TwoDShape, и поэтому не имеет значения, содержит ли этот объект дополнительные члены, добавленные в производных подклассах.
В иерархии классов часто присутствуют методы с одинаковой сигнатурой и одинаковым возвращаемым значением как в суперклассе, так и в подклассе. В этом случае говорят, что метод суперкласса переопределяется в подклассе. Если переопределяемый метод вызывается из подкласса, то всегда выбирается тот вариант метода, который определен в подклассе. А вариант метода, определенный в суперклассе, скрывается. Рассмотрим в качестве примера следующий фрагмент кода:
Выполнение этого фрагмента кода дает следующий результат:
Когда метод show() вызывается для объекта типа В, выбирается вариант этого метода, определенный в классе В. Таким образом, вариант метода show() в классе В переопределяет вариант одноименного метода, объявленный в классе А.
Если требуется обратиться к исходному варианту переопределяемого метода, т.е. тому, который определен в суперклассе, следует воспользоваться ключевым словом super. Например, в приведенном ниже варианте класса В из метода show() вызывается вариант того же метода, определенный в суперклассе. При этом отображаются все переменные экземпляра.
Если подставить новый вариант метода show() в предыдущую версию рассматриваемого здесь фрагмента кода, результат его выполнения изменится и будет иметь следующий вид:
В данном случае super. show() — это вызов метода show(), определенного в суперклассе.
Переопределение метода происходит только в том случае, если сигнатуры переопределяемого и переопределяющего методов совпадают. В противном случае происходит обычная перегрузка методов. Рассмотрим следующую видоизмененную версию предыдущего примера:
Выполнение этого фрагмента кода дает следующий результат:
На этот раз в варианте метода show() из класса В предусмотрен строковый параметр. И благодаря этому сигнатура данного метода отличается от сигнатуры метода show() из класса А, для которого параметры не предусмотрены. В результате переопределение метода не происходит.
в переопределяемых методах Примеры из предыдущего раздела демонстрируют переопределение методов, но по ним трудно судить, насколько богатые возможности предоставляет этот механизм. В самом деле, если переопределение методов используется только для соблюдения соглашений о пространствах имен, то его можно рассматривать как любопытную, но почти бесполезную особенность языка программирования. Но это совсем не так. Переопределение методов лежит в основе одного из наиболее эффективных языковых средств Java: динамической диспетчеризации методов, представляющей собой механизм вызова переопределяемых методов, когда выбор конкретного метода осуществляется не на этапе компиляции, а в процессе выполнения программы. Динамическая диспетчеризация методов имеет очень большое значение, поскольку именно с ее помощью принцип полиморфизма реализуется на стадии выполнения программ на Java.
Прежде всего напомним один очень важный принцип: переменная ссылки на суперкласс может ссылаться на объект подкласса. В Java этот принцип используется для вызова переопределяемых методов во время выполнения. Если переопределяемый метод вызывается по ссылке на суперкласс, то исполняющая система Java определяет по типу объекта, какой именно вариант метода следует вызвать, причем делает это во время выполнения программы. Если ссылки указывают на разные типы объектов, то и вызываться будут разные версии переопределенных методов. Иными словами, вариант переопределенного метода для вызова определяет не тип переменной, а тип объекта, на который она ссылается. Так, если суперкласс содержит метод, переопределяемый в подклассе, то вызывается метод, соответствующий тому типу объекта, на который указывает переменная ссылки на суперкласс.
Ниже приведен простой пример, демонстрирующий динамическую диспетчеризацию методов в действии.
Результат выполнения данной программы выглядит следующим образом:
В данном примере программы определяются суперкласс Sup и два его подкласса Subl и Sub2. В классе Sup объявляется метод who(), переопределяемый в его подклассах. В методе main() создаются объекты типа Sup, Subl и Sub2. Там же объявляется переменная supRef ссылки на объект типа Sup. Затем переменной supRef в методе main() поочередно присваиваются ссылки на объекты разного типа, и далее эти ссылки используются для вызова метода who(). Как следует из результата выполнения данной программы, вызываемый вариант метода who() определяется типом объекта, на который ссылается переменная supRef в момент вызова, а не типом самой этой переменной.
Причины для переопределения методов
Как упоминалось выше, переопределяемые методы обеспечивают соблюдение принципа полиморфизма при выполнении программ на Java. Полиморфизм в объектно-ориентированных программах имеет большое значение потому, что благодаря ему появляется возможность объявить в суперклассе методы, общие для всех его подклассов, а в самих подклассах — определить специфические реализации всех этих методов или некоторых из них. Переопределение методов — один из способов, которыми в Java реализуется принцип полиморфизма “один интерфейс — множество методов”.
Залогом успешного применения полиморфизма является, в частности, понимание того, что суперклассы и подклассы образуют иерархию в направлении от меньшей специализации к большей. Если суперкласс организован правильно, он предоставляет своему подклассу все элементы, которыми тот может пользоваться непосредственно. В нем также определяются те методы, которые должны быть по-своему реализованы в порожденных классах. Таким образом, подклассы получают достаточную свободу определять собственные методы, реализуя в то же время согласованный интерфейс. Сочетая наследование с переопределением методов, в суперклассе можно определить общую форму методов для использования во всех его подклассах.
Демонстрация механизма переопределения методов на примере класса TwoDShape Для того чтобы стало понятнее, насколько эффективным является механизм переопределения методов, продемонстрируем его на примере класса TwoDShape. В приведенных ранее примерах в каждом классе, порожденном от класса TwoDShape, определялся метод area(). Теперь мы знаем, что в этом случае имеет смысл включить метод area() в состав класса TwoDShape и позволить каждому его подклассу переопределить этот метод: в частности, реализовать вычисление площади в зависимости от конкретного типа геометрической фигуры. Именно такой подход и воплощен в приведенном ниже примере программы. Для удобства в класс TwoDShape добавлено поле name, упрощающее написание демонстрационных программ.
Ниже приведен результат выполнения данной программы.
Рассмотрим код данной программы более подробно. Теперь, как и предполагалось при написании программы, метод area() входит в состав класса TwoDShape и переопределяется в классах Triangle и Rectangle. В классе TwoDShape метод area() играет роль заполнителя и лишь уведомляет пользователя о том, что этот метод должен быть переопределен в подклассе. При каждом переопределении метода area() в нем реализуются средства, необходимые для того типа объекта, который инкапсулируется в подклассе. Так, если требуется реализовать класс для эллипсов, метод area() придется переопределить таким образом, чтобы он вычислял площадь этой фигуры.
У рассматриваемой здесь программы имеется еще одна важная особенность. Обратите внимание на то, что в методе main() геометрические фигуры объявляются как массив объектов типа TwoDShape. Но на самом деле элементами массива являются ссылки на объекты Triangle, Rectangle и TwoDShape. Это вполне допустимо. Ведь, как пояснялось ранее, переменная ссылки на суперкласс может ссылаться на объект его подкласса. В этой программе организован перебор элементов массива в цикле и вывод сведений о каждом объекте. Несмотря на всю простоту данного примера, он наглядно демонстрирует потенциальные возможности как наследования, так и переопределения методов. Тип объекта, на который указывает переменная ссылки на суперкласс, определяется на этапе выполнения программы и обрабатывается соответствующим образом. Если объект является производным от класса TwoDShape, его площадь вычисляется при вызове метода area(). Интерфейс для данной операции оказывается общим и не зависит от того, с какой именно геометрической фигурой приходится иметь дело каждый раз.
Применение абстрактных классов
Иногда требуется создать суперкласс, в котором определяется лишь самая общая форма для всех его подклассов, а наполнение ее деталями предоставляется каждому из этих подклассов. В таком классе определяется лишь характер методов, которые должны быть конкретно реализованы в подклассах, а не в самом суперклассе. Подобная ситуация возникает, например, в связи с невозможностью получить содержательную реализацию метода в суперклассе. Именно такая ситуация была продемонстрирована в варианте класса TwoDShape из предыдущего примера, где метод area() был просто определен как заполнитель. Такой метод не вычисляет и не выводит площадь двумерной геометрической формы любого типа.
Создавая собственные библиотеки классов, вы можете сами убедиться в том, что у метода зачастую отсутствует содержательное определение в контексте его суперкласса. Подобное затруднение разрешается двумя способами. Один из них, как показано в предыдущем примере, состоит в том, чтобы просто выдать предупреждающее сообщение. И хотя такой способ может пригодиться в некоторых случаях, например при отладке, в практике программирования он обычно не применяется. Ведь в суперклассе могут быть объявлены методы, которые должны быть переопределены в подклассе, чтобы этот класс стал содержательным. Рассмотрим для примера класс Triangle. Он был бы неполным, если бы в нем не был переопределен метод area(). В подобных случаях требуется какой-то способ, гарантирующий, что в подклассе действительно будут переопределены все необходимые методы. И такой способ в Java имеется. Он состоит в использовании абстрактного метода.
Абстрактный метод создается с помощью указываемого модификатора типа abstract. У абстрактного метода отсутствует тело, и поэтому он не реализуется в суперклассе. Это означает, что он должен быть переопределен в подклассе, поскольку его вариант из суперкласса просто непригоден для использования. Для определения абстрактного метода служит приведенная ниже общая форма,
Как видите, у абстрактного метода отсутствует тело. Модификатор abstract может применяться только к обычным методам, но не к статическим методам (static) и конструкторам.
Класс, содержащий один или более абстрактный метод, должен быть также объявлен как абстрактный, для чего перед его объявлением class указывается модификатор abstract. А поскольку реализация абстрактного класса не определяется полностью, то у него не может быть объектов. Следовательно, попытка создать объект абстрактного класса с помощью оператора new приведет к ошибке во время компиляции.
Когда подкласс наследует абстрактный класс, в нем должны быть реализованы все абстрактные методы суперкласса. В противном случае подкласс должен быть также определен как abstract. Таким образом, атрибут abstract наследуется до тех пор, пока не будет достигнута полная реализация класса.
Используя абстрактный класс, мы можем усовершенствовать рассматривавшийся ранее класс TwoDShape-Для неопределенной двумерной геометрической фигуры понятие площади не имеет никакого смысла, поэтому в приведенной ниже версии предыдущей программы метод area() и сам класс TwoDShape объявляются как abstract. Это, конечно, означает, что во всех классах, производных от класса TwoDShape, должен быть переопределен метод area().
Как показывает представленный выше пример программы, во всех подклассах, производных от класса TwoDShape, метод area() должен быть непременно переопределен. Убедитесь в этом сами, попробовав создать подкласс, в котором не переопределен метод area(). В итоге вы получите сообщение об ошибке во время компиляции. Конечно, возможность создавать ссылки на объекты типа TwoDShape по-прежнему существует, и это было сделано в приведенном выше примере программы, но объявлять объекты типа TwoDShape уже нельзя. Именно поэтому массив shapes сокращен в методе main() до 4 элементов, а объект типа TwoDShape для общей двумерной геометрической формы больше не создается.
И еще одно, последнее замечание. Обратите внимание на то, что в классе TwoDShape по-прежнему присутствуют определения методов showDim() и getName() и перед их именами нет модификатора abstract. В абстрактные классы вполне допускается (и часто практикуется) включать конкретные методы, которые могут быть использованы в своем исходном виде в подклассе. А переопределению в подклассах подлежат только те методы, которые объявлены как abstract.
Использование ключевого слова final
Какие бы богатые возможности ни представляли механизмы наследования и переопределения методов, иногда требуется запретить их действие. Допустим, создается класс, в котором инкапсулированы средства управления некоторым устройством. Кроме того, в этом классе пользователю может быть разрешено инициализировать устройство, чтобы воспользоваться некоторой секретной информацией. В таком случае пользователи данного класса не должны иметь возможность переопределять метод инициализации устройства. Для этой цели в Java предоставляется ключевое слово final, позволяющее без труда запретить переопределение метода или наследование класса.
Предотвращение переопределения методов
Для того чтобы предотвратить переопределение метода, в начале его объявления нужно указать модификатор доступа final. Переопределять объявленные подобным образом методы нельзя. Ниже приведен фрагмент кода, демонстрирующий использование ключевого слова final для подобных целей.
Поскольку метод meth() объявлен как final, его нельзя переопределить в классе В. Если вы попытаетесь сделать это, возникнет ошибка при компиляции программы.
Предотвратить наследование класса можно, указав в определении класса ключевое слово final. В этом случае считается, что данное ключевое слово применяется ко всем методам класса. Очевидно, что не имеет никакого смысла применять ключевое слово final к абстрактным классам. Ведь абстрактный класс не завершен по определению, и объявленные в нем методы должны быть реализованы в подклассах.
Ниже приведен пример класса, подклассы которого создавать запрещено.
Как следует из комментариев к данному примеру, недопустимо, чтобы класс В наследовал от класса А, так как последний определен как final.
Применение ключевого слова final к переменным экземпляра
Помимо рассмотренных ранее примеров использования, ключевое слово final можно применять и к переменным экземпляра. Подобным способом создаются именованные константы. Если имени переменной предшествует модификатор final, то значение этой переменной не может быть изменено на протяжении всего времени выполнения программы. Очевидно, что подобным переменным нужно присваивать начальные значения. В главе 6 был рассмотрен простой класс ErrorMsg для обработки ошибок. В нем устанавливается соответствие между кодами ошибок и символьными строками сообщений об ошибках. Ниже приведен усовершенствованный вариант этого класса, в котором для создания именованных констант применяется модификатор final. Теперь, вместо того чтобы передавать методу getErrorMsg() числовое значение, например 2, достаточно указать при его вызове именованную целочисленную константу DISKERR.
Обратите внимание на то, как используются константы в методе main(). Они являются членами класса ErrorMsg, и поэтому для доступа к ним требуется ссылка на объект этого класса. Разумеется, константы могут быть унаследованы подклассами и непосредственно доступными в них.
Многие программирующие на Java пользуются именами констант типа final, составленными полностью из прописных букв, как в предыдущем примере. Но это не строгое правило, а только принятый стиль программирования.
В Java определен специальный класс Object. По умолчанию он считается суперклассом всех остальных классов. Иными словами, все классы являются подклассами, производными от класса Object. Это означает, что переменная ссылки на объект типа Object может ссылаться на объект любого класса. Более того, переменная ссылки на объект типа Object может также ссылаться на любой массив, поскольку массивы реализованы в виде классов.
В классе Object определены перечисленные ниже методы, доступные в любом объекте.
Метод | Назначение |
---|---|
Object clone() | Создает новый объект, аналогичный клонируемому объекту |
boolean equals (Object объект) | Определяет равнозначность объектов |
void finalize() | Вызывается перед тем, как неиспользуемый объект будет удален системой «сборки мусора» |
Class<?> getClass() | Определяет класс объекта во время выполнения |
int hashCode() | Возвращает хеш-код, связанный с вызывающим объектом |
void notify() | Возобновляет работу потока, ожидающего уведомления от вызывающего объекта |
void notifyAll() | Возобновляет работу всех потоков, ожидающих уведомления от вызывающего объекта |
String toString() | Возвращает символьную строку, описывающую объект |
void wait() | Ожидает исполнения другого потока |
void wait (long миллисекунды) | Ожидает исполнения другого потока |
void wait (long миллисекунды, int наносекунды) | Ожидает исполнения другого потока |
Методы getClass(), notify(), notifyAll() и wait() объявлены как final, а остальные методы можно переопределять в подклассах. Некоторые из этих методов будут описаны далее в этой книге. Два из них — equals() и toString() — заслуживают особого внимания. Метод equals() сравнивает два объекта. Если объекты равнозначны, то он возвращает логическое значение true, иначе — логическое значение false. Метод toString() возвращает символьную строку, содержащую описание того объекта, которому принадлежит этот метод. Он автоматически вызывается в том случае, если объект передается методу println() в качестве параметра. Во многих классах этот метод переопределяется. В этом случае описание специально подбирается для конкретных типов объектов, которые в них создаются.
Обратите внимание на необычный синтаксис, описывающий значение, возвращаемое методом getClass(). Это обобщенный тип. С помощью обобщений в Java можно указывать в качестве параметра тип данных, используемый в классе или методе. Более подробно обобщения рассматриваются в главе 13.
Наследование в Java: классов, методов и интерфейсов
Идея наследования в Java заключается в том, что вы можете создавать новые классы, основанные на существующих классах. Когда вы наследуете от существующего класса, вы можете повторно использовать методы и поля родительского класса. Более того, вы также можете добавлять новые методы и поля в ваш текущий класс.
Наследование представляет собой отношение IS-A, которое также известно как отношение родитель-ребенок.
Наследование в программировании на Java может быть определено как процесс, в котором один класс приобретает свойства (методы и поля) другого. С использованием наследования информация становится управляемой в иерархическом порядке.
Класс, который наследует свойства другого, известен как подкласс(производный класс, дочерний класс), а класс, свойства которого наследуются, называется суперклассом (базовый класс, родительский класс).
extends – это ключевое слово, используемое для обозначения наследования свойств класса.
Это важная часть ООП (объектно-ориентированного программирования).
Синтаксис наследования на Java
Пример наследования, здесь есть два класса, а именно: Calculation и My_Calculation.
Используя ключевое слово extends, My_Calculation наследует методы addition() и Subtraction() класса Calculation.
Скопируйте и вставьте следующую программу в файл с именем My_Calculation.java
Скомпилируйте и выполните приведенный выше код, как показано ниже.
После выполнения программы она даст следующий результат –
The sum of the given numbers:30
The difference between the given numbers:10
The product of the given numbers:200
В данной программе, когда создается объект класса My_Calculation, в нем создается копия содержимого суперкласса. Вот почему, используя объект подкласса, вы можете получить доступ к членам суперкласса.
Переменная суперкласса может содержать объект подкласса, но с помощью этой переменной вы можете получить доступ только к членам суперкласса, поэтому для доступа к членам обоих классов рекомендуется всегда создавать ссылочную переменную для подкласса.
Теперь создадим экземпляр класса, как указано ниже. Но используя ссылочную переменную суперкласса (в данном случае cal), вы не можете вызвать метод multiplication(), который принадлежит подклассу My_Calculation.
Подкласс наследует все члены(поля, методы и вложенные классы) от своего суперкласса. Конструкторы не являются членами, поэтому они не наследуются подклассами, но конструктор суперкласса может быть вызван из подкласса.
Ключевое слово super
Ниже приведены сценарии, в которых используется ключевое слово super.
Оно используется для различения членов суперкласса от членов подкласса, если они имеют одинаковые имена. И используется для вызова конструктора суперкласса из подкласса.
Разграничение членов. Если класс наследует свойства другого класса. И если члены суперкласса имеют имена, совпадающие с подклассом, для дифференциации этих переменных мы используем ключевое слово super, как показано ниже.
программа, которая демонстрирует использование ключевого слова super. У вас есть два класса, а именно Sub_class и Super_class, оба имеют метод display() с разными реализациями и переменную с именем num с разными значениями.
Мы вызываем метод display() обоих классов и печатаем значение переменной num обоих классов. Здесь вы можете заметить, что мы использовали ключевое слово super, чтобы отличать членов суперкласса от подкласса.
Скопируйте и вставьте программу в файл с именем Sub_class.java.
Скомпилируйте и выполните приведенный выше код, используя следующий синтаксис.
Результат
This is the display method of subclass
This is the display method of superclass
value of the variable named num in sub class:10
value of the variable named num in super class:20
Вызов конструктора суперкласса
Если класс наследует свойства другого класса, подкласс автоматически получает конструктор по умолчанию суперкласса. Но если вы хотите вызвать параметризованный конструктор суперкласса, вам нужно использовать ключевое слово super.
super(values);
Покажем как использовать ключевое слово super для вызова параметризованного конструктора суперкласса. Эта программа содержит суперкласс и подкласс, где суперкласс содержит параметризованный конструктор, который принимает целочисленное значение, и мы использовали ключевое слово super для вызова параметризованного конструктора суперкласса.
Скопируйте и вставьте следующую программу в файл с именем Subclass.java
Скомпилируйте и выполните приведенный выше код, используя следующий синтаксис.
Результат
The value of the variable named age in super class is: 24
IS-A отношения
IS-A – это способ показать: этот объект является типом этого объекта. Давайте посмотрим, как ключевое слово extends используется для наследования.
Теперь, на основе приведенного выше примера, в объектно-ориентированных терминах верно следующее:
- Животное – суперкласс класса млекопитающих.
- Животное – суперкласс рептилий.
- Млекопитающее и Рептилия являются подклассами класса животных.
- Собака является подклассом классов млекопитающих и животных.
Теперь, если мы рассмотрим отношения IS-A, мы можем сказать –
- Млекопитающее IS-A животное
- Рептилия IS-A животное
- Собака IS-A млекопитающее
- Отсюда: собака тоже животное
С использованием ключевого слова extends подклассы смогут наследовать все свойства суперкласса, за исключением частных свойств суперкласса.
Мы можем гарантировать, что млекопитающее на самом деле является животным с использованием оператора экземпляра.
И результат
true
true
true
Покажем как ключевое слово Implements используется для получения отношения IS-A.
Обычно ключевое слово Implements используется с классами для наследования свойств интерфейса. Интерфейсы никогда не могут быть расширены классом.
Что такое ключевое слово instanceof в Java?
Оператор java instanceof используется для проверки того, является ли объект экземпляром указанного типа (класс, подкласс или интерфейс).
Instanceof также известен как оператор сравнения типов, потому что он сравнивает экземпляр с типом. Возвращает либо true, либо false. Если мы применяем оператор instanceof к любой переменной, которая имеет нулевое значение, она возвращает false.
Если мы применяем оператор instanceof к переменной с нулевым значением, он возвращает false.
Давайте воспользуемся оператором instanceof, чтобы проверить, действительно ли млекопитающее является животным, а собака на самом деле животным.
Результат будет получен:
true
true
true
HAS-A отношения
HAS-A определяет, есть ли у определенного класса определенная вещь. Это соотношение помогает уменьшить дублирование кода и ошибок.
Это показывает, что класс Van имеет Speed(скорость). Имея отдельный класс скорости, нам не нужно помещать весь код, принадлежащий скорости, в класс Van, что позволяет повторно использовать класс скорости в нескольких приложениях.
В объектно-ориентированной функции на Java пользователям не нужно беспокоиться о том, какой объект выполняет работу. Для этого класс Van скрывает детали реализации от пользователей класса Van.
Пользователи просят класс Van выполнить определенное действие, и класс Van либо сделает работу сам по себе, либо попросит другой класс выполнить действие.
Типы наследования
Существуют различные типы наследования на Java, как показано ниже.
Java не поддерживает множественное наследование. Это означает, что класс не может расширять более одного класса. Поэтому следующий код не сработает:
Однако класс может реализовать один или несколько интерфейсов, что помогло избавиться от невозможности множественного наследования.
Чтобы никто не мог наследовать класс просто используйте модификатор доступа final перед названием класса. (final class Nameclass <> )
Средняя оценка 4.8 / 5. Количество голосов: 51
Спасибо, помогите другим — напишите комментарий, добавьте информации к статье.
Или поделись статьей
Видим, что вы не нашли ответ на свой вопрос.
Помогите улучшить статью.
Напишите комментарий, что можно добавить к статье, какой информации не хватает.
Как вызвать метод из родительского класса java
Для вызова метода из родительского класса в Java необходимо использовать ключевое слово super :
Рекомендуемые курсы
Похожие вопросы
- О нас
- Карьера в Хекслете
- Магазин мерча
- Условия использования
- Соглашение об обработке ПД
- Публичная оферта
- Акции
- 8 800 100 22 47 бесплатно по РФ
- +7 495 085 28 38 бесплатно по Москве
ООО «Хекслет Рус» 432071, г. Ульяновск, пр-т Нариманова, дом 1Г, оф. 23 ОГРН 1217300010476