Какие существуют типы переменных (выбрать несколько выриантов):
float
str
num
int
bool
real
Вопрос 13
Что будет в результате выполнения следующего алгоритма:
Входные данные: -57
x = int(input())
if x > 0:
print(x)
else:
print(-x)
Введите число:________________
Вопрос 14
Что будет в результате выполнения следующего алгоритма программы:
Входные данные:
15
45
a = int(input())
b = int(input())
if a % 10 == 0 or b % 10 == 0:
print(‘YES’)
else:
print(‘NO’)
1.Запишите, какие переменные к каким из типов integer, real, char, boolean могут быть отнесены. А:=’2′; b:=2; c:=true; d:=123458; e:=25.45678; f:=’25’;
g:=’pascfl’; h:=0.0000003; i:=’i’; j:=’false’;
2. Укажите номера правильных записей оператора вывода на Паскале.
1) write ln(‘а=’, а); 2) print(‘a=’, a); 3) println((a);
4) writeline(a); 5) WRITE(f); 6) writeln(f).
3. Из материалов ГИА.) Определите значение переменной a после исполнения алгоритма.
a:=4;
b:=8+2*a;
a:=b/2*a;
4. (Из материалов ГИА.) Определите значение переменной a после исполнения алгоритма.
5. (Из материалов ГИА.) Определите значение переменной a после исполнения алгоритма.
Тип данных Real.
Тип REAL (вещественный). Число типа REAL занимает три слова (шесть байтов). При работе с вещественными числами нужно помнить, что на любом отрезке вещественной оси существует бесчисленное множество чисел. Поскольку для кодирования вещественного числа отведено всего шесть байтов памяти, то расчеты выполняются всегда с конечной точностью, которая зависит от формата числа.
Вещественное число записывается и хранится в памяти компьютера в виде X=m*B n , где m – мантисса, В – основание представления числа с плавающей точкой, n – порядок (целое число). Имеют место ограничения –M1<m<+М2; -E1<n<+Е2. В этих выражениях B, Е и М — константы, характеризующие представление числа. В таблице 3 приведены значения этих констант для вещественных типов данных, используемых в Pascal.
Так, для типа REAL основание В равно 10. Размер мантиссы 11—12 десятичных чисел. Диапазон десятичного порядка равен [-39, +38]. Таким образом, на отрезке оси вещественных чисел в заданном диапазоне можно закодировать только конечное число значений, а поскольку на оси таких чисел бессчетное множество, то выбирается интервал, «дискрет», на который этот диапазон (отрезок) делится. Число таких интервалов конечно. Каждый дискрет ставится в соответствие значению вещественного числа. Конечное множество определенных таким образом представителей вещественных чисел называется континуумом. Результаты вычислений округляются до чисел этого множества, поэтому необходимо говорить о точности вычислений. Округление результата происходит до ближайшего вещественного числа большего данного по модулю. Следует также отметить, что эти интервалы не являются равными. В соответствии с полулогарифмическим способом своего представления интервалы «растягиваются» с увеличением порядка. Наибольшая точность расчетов достигается в центральной части диапазона изменения вещественного числа X (например, в районе 1.0Е+00 погрешность вычислений 0,00000000001), и наименьшая — на его краях (например, в окрестностях числа 1.0Е+38 погрешность вычисления равна 1000000000000000000000000000).
Существует две формы отображения вещественных чисел (таблица 4): полулогарифмическая (с плавающей точкой) и естественная (с фиксированной точкой).
Над вещественными числами определены операции сложения (+), вычитания (-), умножения (*) и деления (/). Операция возведения в степень не предусмотрена.
Использование типа REAL у начинающего программиста часто вызывает ряд ошибок, приводящих к искажению результата по следующим причинам:
Какие из предложенных переменных имеют тип real
В Паскале используется несколько типов представления числовых значений, на начальном этапе будут рассмотрены лишь некоторые из них:
integer – целые числа в интервале от -2147483648 до 2147483647
real – вещественные (реальные) – целые и дробные положительные и отрицательные числа
Описания констант в декларативной части производится перед переменными, и предусматривают определенную форму записи чисел (дополнительно тип константы не оговаривается): если константа записана с точкой, тип константы считается real. При записи значения константы используется знак равенства.
Пример описания констант:
c1=3.14159265; // с1 имеет тип real
с2=2; // c2 имеет тип integer
Переменная – это вид объектов в программе, предназначенный для хранения информации во время выполнения программы. По правилам Паскаля каждая переменная должна быть объявлена, т.е. описана в декларативной части программы.
Переменная не имеет какого-либо конкретного значения до тех пор, пока компьютеру не будет дано точное предписание, поместить что-либо определенное в соответствующую ячейку памяти.
На Паскале такого рода предписание обычно выражается предложением назначения, имеющим вид:
имя_переменной:=выражение_или_значение
например: a:=25; или rt:=a+b;
Выполнение такого предложения начинается вычислением выражения, стоящего справа от символа назначения (:=). Полученное значение потом помещается в переменную (присваивается ей), указанную слева от =:
Описание переменных следует за описанием констант. В описании переменных после двоеточия указывается тип переменной:
var a,d,c : integer;
В Паскале возможны следующие действия (группы операций записаны в порядке приоритета):
1) Операция возведения в степень (в стандартном Паскале отсутствует) – функция i:=power(x,y), где i — результат, x — основание, y — степень;
2) умножение ( * ), деление ( / ), деление целочисленное (div), получение остатка от целочисленного деления (mod);
3) сложение ( + ), вычитание ( — ).
В пределах одной группы приоритета порядок выполнения операций, если нет скобок, определяется последовательностью записи.
Если хотя бы одна из переменных, используемых в операциях умножения, сложения, вычитания относится к типу real, результат операции будет типа real.
Результат операции деления всегда типа real. Результат операций div и mod — integer.
Пример записи математической операции:
в программе на Паскале это будет выглядеть так:
Примечание. Квадрат числа sqr(c) можно (и проще!) записать как с*с
Обратите внимание на использование знака операции присваивания :=
При проведении математических операций следует учитывать, что вещественные числа (real) представляются с некоторым приближением.
Некоторые стандартные математические функции
При использовании стандартных функций необходимо контролировать тип аргумента (возможные типы указаны в скобках).
a:=random(x) – случайное число (если аргумент не указан, то результат real – число в интервале от 0 до 1, если x целое число от 0 до 65535, то результат случайное целое число в интервале от 0 до х-1;
a:=abs(x) – модуль (абсолютная величина) x (real или integer);
a:=int(x) – целая часть числа x (число real, результат integer), округление не проводится, дробная часть отсекается;
a:=frac(x) – дробная часть числа x (число и результат real),
a:=round(x) – целое число, полученное в результате округления числа x по правилам математики
a:=sqr(x) – квадрат числа x (real, integer);
a:=sqrt(x) – квадратный корень из числа x (real, x>0);
a:=sin(x) – синус x (x задается в радианах, real);
a:=cos(x) – косинус x (x задается в радианах, real);
a:=arctan(x) – арктангенс x (real);
а:=power(x,y) – степень числа
Наберите следующую программу и разберитесь в ее работе:
Вычислить сумму цифр трехзначного числа a, введенного с клавиатуры. В программе каждая цифра определяется как количество сотен, десятков и единиц с помощью арифметических операций.
var a, s, d, e, o : integer;
writeln(‘Сумма цифр трехзначного числа’);
write(‘Введите целое трехзначное число ‘);
writeln(‘Сумма цифр трехзначного числа=’, s+d+e);
writeln(‘Сумма цифр трехзначного числа=’, s+d+e);
Выполните задания с Begin9° по Begin30° по электронному задачнику (стр.11). Открыть его можно в режиме Помощь – Электронный задачник РТ.
Задачи для самостоятельного решения
1. Составить программу, чтобы компьютер по закону Ома для участка цепи, запрашивая с клавиатуры значения напряжения на концах участка и его сопротивления, определял и выводил на экран значение силы тока (I=U/R).