Как разложить x 2 2x 3
Перейти к содержимому

Как разложить x 2 2x 3

  • автор:

 

Решение задач по математике онлайн

‘.$_COOKIE[’email’].’ Выход’ ); /*

Калькулятор онлайн.
Выделение квадрата двучлена и разложение на множители квадратного трехчлена.

Т.е. задачи сводятся к нахождению чисел \( p, q \) и \( n, m \)

Программа не только даёт ответ задачи, но и отображает процесс решения.

Данная программа может быть полезна учащимся старших классов общеобразовательных школ при подготовке к контрольным работам и экзаменам, при проверке знаний перед ЕГЭ, родителям для контроля решения многих задач по математике и алгебре. А может быть вам слишком накладно нанимать репетитора или покупать новые учебники? Или вы просто хотите как можно быстрее сделать домашнее задание по математике или алгебре? В этом случае вы также можете воспользоваться нашими программами с подробным решением.

Таким образом вы можете проводить своё собственное обучение и/или обучение своих младших братьев или сестёр, при этом уровень образования в области решаемых задач повышается.

Если вы не знакомы с правилами ввода квадратного трехчлена, рекомендуем с ними ознакомиться.

В качестве переменной может выступать любая латинсая буква.
Например: \( x, y, z, a, b, c, o, p, q \) и т.д.

Числа можно вводить целые или дробные.
Причём, дробные числа можно вводить не только в виде десятичной, но и в виде обыкновенной дроби.

Правила ввода десятичных дробей.
В десятичных дробях дробная часть от целой может отделяться как точкой так и запятой.
Например, можно вводить десятичные дроби так: 2.5x — 3,5x^2

Правила ввода обыкновенных дробей.
В качестве числителя, знаменателя и целой части дроби может выступать только целое число.

Знаменатель не может быть отрицательным.

При вводе числовой дроби числитель отделяется от знаменателя знаком деления: /
Целая часть отделяется от дроби знаком амперсанд: &
Ввод: 3&1/3 — 5&6/5x +1/7x^2
Результат: \( 3\frac<1> <3>— 5\frac<6> <5>x + \frac<1><7>x^2 \)

При вводе выражения можно использовать скобки. В этом случае при решении введённое выражение сначала упрощается.
Например: 1/2(x-1)(x+1)-(5x-10&1/2)

Разложение квадратного трёхчлена на множители

Если один (или оба) корня квадратного уравнения целые, то полезным навыком становится разложение на множители «в уме», с помощью теоремы Виета.

Навык этот не простой, и если у вас сразу не получится, не расстраивайтесь.

Рассмотрим следующий трёхчлен: $x^2+8x+15$

Если корни трёхчлена существуют, то их произведение равно 15.

Прикинем «в уме» соответствующие пары натуральных чисел:

В трёхчлене $c \gt 0$, значит корни одного знака, и в построении b участвует сумма этих корней. Из пары (1;15) сумма 8 не выходит, а вот из пары (3;5) — получается.

Для выбранной пары (3;5) запишем разложение, пока без знаков:

Теперь видно, что знаки в скобках – два плюса:

Рассмотрим другой трёхчлен: $x^2+2x-35$

Пары натуральных чисел, дающие произведение 35:

В трёхчлене $c \lt 0$, значит корни разных знаков, и в построении b участвует разность этих корней. Из пары (1;35) разность 2 не выходит, а вот из пары (5;7) — получается.

Для выбранной пары (5;7) запишем разложение, пока без знаков:

Теперь видно, что 7 должно быть с плюсом, а 5 – с минусом:

Обобщим алгоритм разложения по теореме Виета.

На входе: приведенный квадратный трёхчлен $x^2+bx+c$

Задача: разложить трёхчлен на множители при гипотезе, что корни — целочисленные

Шаг 1. Записать все пары натуральных чисел (m;n), дающих в произведении c.

Шаг 2. Если $c \gt 0$, то из всех пар выбрать ту, сумма которой даёт b.

Если $c \lt 0$, то из всех пар выбрать ту, разность которой даёт b.

Если выбрать пару не удаётся, данный алгоритм не подходит, и нужно приступить к разложению с помощью дискриминанта.

Шаг 3. Для выбранной пары записать разложение без знаков в виде:

Сопоставляя левую и правую части, окончательно расставить знаки в скобках.

Шаг 4. Работа завершена.

Предложенный алгоритм позволяет не только раскладывать на линейные множители трёхчлены, но и находить их корни, т.е. решать соответствующие квадратные уравнения.

Не забывайте менять знаки при записи решений уравнения!

Решаем $x^2+8x+15 = 0$. Получаем (x+3)(x+5) = 0. Корни $x_1 = -3, x_2 = -5$.

Решаем $x^2+2x-35 = 0$. Получаем (x-5)(x+7) = 0. Корни $x_1 = 5, x_2 = -7$.

При некотором опыте, можно наловчиться раскладывать не только приведенные трёхчлены, например:

$$ 5x^2-14x-3 = (5x+1)(x-3), 3x^2+13x-10 = (3x-2)(x+5), $$

В этих случаях алгоритм усложняется за счёт дополнительных вариантов расстановки коэффициентов при переменной в скобках.

Примеры

Пример 1. Разложите квадратный трёхчлен с помощью дискриминанта:

$ D = 7^2-4 \cdot 2 \cdot (-4) = 49+32 = 81 = 9^2 $

$ x = \frac<-7 \pm 9> <4>= \left[ \begin x_1 = -4 \\ x_2 = \frac<1> <2>\end \right. $

Получаем: $2x^2+7x-4 = 2(x+4) \left(x- \frac<1> <2>\right)$

Можно также записать: $2x^2+7x-4 = (x+4)(2x-1)$

$ D = 20^2-4 \cdot 3 \cdot (-7) = 400+84 = 484 = 22^2 $

$x = \frac<-20 \pm 22> <6>= \left[ \begin x_1 = -7 \\ x_2 = \frac<1> <3>\end \right.$

Получаем: $3x^2+20x-7 = 3(x+7) \left(x-\frac<1> <3>\right)$

Можно также записать: $3x^2+20x-7 = (x+7)(3x-1)$

$D = 19^2-4 \cdot 4 \cdot (-5) = 361+80 = 441 = 21^2$

$ x = \frac<19 \pm 21> <8>= \left[ \begin x_1 = -\frac<1> <4>\\ x_2 = 5 \end \right.$

Получаем: $4x^2-19x-5 = 4 \left(x+ \frac<1> <4>\right)(x-5)$

Можно также записать: $4x^2-19x-5 = (4x+1)(x-5)$

$ D = (\sqrt<2>)^2-4 \cdot \frac<1> <2>= 2-2 = 0, x = \frac<\sqrt<2>> <2>$

Получаем: $x^2-\sqrt <2>x+ \frac<1> <2>= \left(x- \frac<\sqrt<2>> <2>\right)^2 $

Пример 2*. Разложите трёхчлены на множители подбором по теореме Виета:

Пары множителей: (1;12),(2;6),(3;4)

$c = 12 \gt 0 \Rightarrow$ выбираем из пар ту, что в сумме дает b = 7. Это пара (3;4).

Записываем разложение без знаков: $(x…3)(x…4) = x^2+7x+12$

Расставляем знаки, результат: $x^2+7x+12 = (x+3)(x+4)$

Пары множителей: (1;18),(2;9),(3;6)

$c = -18 \lt 0 \Rightarrow$ выбираем из пар ту, разность которой дает b = 3. Это пара (3;6).

Записываем разложение без знаков: $(x…3)(x…6) = x^2+3x-18$

Расставляем знаки, результат: $x^2+3x-18 = (x-3)(x+6)$

Пары множителей: (1;77),(7;11)

$c = -18 \lt 0 \Rightarrow$ выбираем из пар ту, разность которой дает b=4. Это пара (7;11).

Записываем разложение без знаков: $(x…7)(x…11) = x^2+4x-77$

Расставляем знаки, результат: $x^2+4x-77 = (x-7)(x+11)$

Одна пара множителей (1;3)

Возможные разложения с коэффициентом:

$c = -3 \lt 0$, в скобках разные знаки.

Перебираем четыре возможных варианта и получаем:

$$2x^2-x-3 = (2x+3)(x-1) = 2 \left(x+ \frac<3> <2>\right)(x-1)$$

Пример 3. Сократите дробь.

Разложение на множители проводим по формулам сокращенного умножения, с помощью дискриминанта или по теореме Виета.

Разложение квадратного трехчлена на множители

Квадратный трехчлен можно разложить на множители следующим образом:

a x 2 + b x + c = a ⋅ ( x − x 1 ) ⋅ ( x − x 2 )

где a – число, коэффициент перед старшим коэффициентом,

x – переменная (то есть буква),

x 1 и x 2 – числа, корни квадратного уравнения a x 2 + b x + c = 0 , которые найдены через дискриминант.

Если квадратное уравнение имеет только один корень , то разложение выглядит так:

a x 2 + b x + c = a ⋅ ( x − x 0 ) 2

Примеры разложения квадратного трехчлена на множители:

  1. − x 2 + 6 x + 7 = 0 ⇒ x 1 = − 1, x 2 = 7

− x 2 + 6 x + 7 = ( − 1 ) ⋅ ( x − ( − 1 ) ) ( x − 7 ) = − ( x + 1 ) ( x − 7 ) = ( x + 1 ) ( 7 − x )

  1. − x 2 + 4 x − 4 = 0 ; ⇒ x 0 = 2

− x 2 + 4 x − 4 = ( − 1 ) ⋅ ( x − 2 ) 2 = − ( x − 2 ) 2

Если квадратный трехчлен является неполным ( b = 0 или c = 0 ) , то его можно разложить на множители следующими способами:

  • c = 0 ⇒ a x 2 + b x = x ( a x + b )
  • b = 0 ⇒ применить формулу сокращенного умножения для разности квадратов.

Задания для самостоятельного решения

№1. Квадратный трёхчлен разложен на множители: x 2 + 6 x − 27 = ( x + 9 ) ( x − a ) . Найдите a .

Решение:

Для начала необходимо приравнять квадратных трехчлен к нулю, чтобы найти x 1 и x 2 .

x 2 + 6 x − 27 = 0

a = 1, b = 6, c = − 27

D = b 2 − 4 a c = 6 2 − 4 ⋅ 1 ⋅ ( − 27 ) = 36 + 108 = 144

D > 0 – значит будет два различных корня.

x 1,2 = − b ± D 2 a = − 6 ± 144 2 ⋅ 1 = [ − 6 + 12 2 = 6 2 = 3 − 6 − 12 2 = − 18 2 = − 9

Зная корни разложим квадратный трехчлен на множители:

x 2 + 6 x − 27 = ( x − ( − 9 ) ) ( x − 3 ) = ( x + 9 ) ( x − 3 )

№2. Уравнение x 2 + p x + q = 0 имеет корни − 5 ; 7. Найдите q .

Решение:

1 способ: (надо знать, как раскладывается квадратный трехчлен на множители)

Если x 1 и x 2 – корни квадратного трехчлена a x 2 + b x + c , то его можно разложить на множители следующим образом: a x 2 + b x + c = a ⋅ ( x − x 1 ) ⋅ ( x − x 2 ) .

Поскольку в заданном квадратном трехчлене старший коэффициент (множитель перед x 2 ) равен единице, то разложение будет следующим:

x 2 + p x + q = ( x − x 1 ) ( x − x 2 ) = ( x − ( − 5 ) ) ( x − 7 ) = ( x + 5 ) ( x − 7 ) = x 2 − 7 x + 5 x − 35 = x 2 − 2 x − 35

x 2 + p x + q = x 2 − 2 x − 35 ⇒ p = − 2, q = − 35

2 способ: (надо знать теорему Виета)

Теорема Виета:

Сумма корней приведенного квадратного трехчлена x 2 + p x + q равна его второму коэффициенту p с противоположным знаком, а произведение – свободному члену q .

Метод неопределённых коэффициентов

Метод неопределённых коэффициентов — это «полуолимпиадный» приём, с помощью которого вы сможете раскладывать на множители многочлены, которые не раскладываются, и решать уравнения, которые не решаются.:)

В двух словах этот метод звучит так:

В любой непонятной ситуации вводим новую переменную. А затем думаем, что с этой переменной делать.

Сегодня мы детально изучим метод неопределённых коэффициентов. Мы разберём столько разных задач, что не понять этот приём будет просто невозможно. И да: речь пойдёт не только о многочленах.:)

1. Основная идея

Чтобы понять основную идею метода неопределённых коэффициентов, рассмотрим простую наводящую задачу. Допустим, у нас есть квадратный трёхчлен, разложенный на множители:

\[P\left( x \right)=\left( x-3 \right)\left( x+2 \right)\]

Если раскрыть скобки и привести подобные слагаемые, то получится тот же многочлен, записанный в стандартном виде:

Зная разложение на множители, легко получить стандартный вид многочлена. А вот обратный переход — от стандартного вида к множителям — является вычислительно сложной операцией, но всё ещё возможной: считаем дискриминант, находим корни, вспоминаем теорему Виета и т.д.

Немного усложним задачу. Рассмотрим разложение на множители многочлена четвёртой степени (почему именно четвёртой — см. урок. «Разложение на множители»):

\[P\left( x \right)=\left( <^<2>>-3x+1 \right)\left( <^<2>>+x+4 \right)\]

Раскроем скобки и приведём подобные. Вновь получим многочлен в стандартном виде:

Но как выполнить обратную операцию? Как по стандартному виду многочлена определить, на какие множители его можно разложить? Тут на помощь и приходит метод неопределённых коэффициентов.

Проблема разложения на множители

Рассмотрим задачу в общем виде. Допустим, нам нужно разложить на множители многочлен четвёртой степени:

Теорема о нулевом многочлене

Доказательство я вынесу на отдельную страницу (см. урок «Корни многочлена»). Потому что у этой теоремы много применений, но нас сейчас интересует не сама теорема, а лишь одно-единственное следствие из неё:

Вот тут всё становится на свои места!

Основной алгоритм

Пусть даны два представления одного и того же многочлена. Например, в стандартном виде и разложение на множители:

Тогда для нахождения неизвестных коэффициентов в любом из этих разложений необходимо выполнить три шага:

  1. Раскрыть все скобки и привести подобные, чтобы получить две записи в стандартном виде;
  2. Приравнять соответствующие коэффициенты, составить систему уравнений;
  3. Решить эту систему и правильно интерпретировать ответ.

Вот и вся суть метода. Первые два пункта очевидны. Проблемы возникают лишь на третьем шаге, поскольку зачастую системы уравнений получаются нелинейными. И мы детально разберём, как решать подобные системы.

Но для начала — парочка простых задач.:)

Задача 1.1. Основная идея

Задача. Найдите числа $a$, $b$, $c$, при которых многочлены $P\left( x \right)$ и $Q\left( x \right)$ равны:

\[\beginP\left( x \right) &=2<^<4>>+3<^<3>>-5x-2\\ Q\left( x \right) &=\left( ax+3 \right)\left( <^<3>>-b \right)-3x+c\\ \end\]

Решение. Согласно Теореме 1, многочлены $P\left( x \right)$ и $Q\left( x \right)$ равны, когда в точности равны их коэффициенты. Поэтому раскроем скобки в многочлене $Q\left( x \right)$ и найдём эти коэффициенты:

Для удобства коэффициенты выделены синим цветом. Сравним их с коэффициентами многочлена $P\left( x \right)$:

Чтобы многочлены были равны, должны выполняться равенства

Получили систему уравнения, которая легко решается:

Задача 1.2. Альтернативный подход

Задача. Найдите числа $a$, $b$, $c$, при которых многочлены $P\left( x \right)$ и $Q\left( x \right)$ равны:

\[\beginP\left( x \right) &=3<^<4>>+7<^<3>>+3<^<2>>+x+2\\ Q\left( x \right) &=\left( x+1 \right)\left( a<^<3>>+b<^<2>>-x+c \right)\\ \end\]

Решение. Решим эту задачу двумя способами: «чистым» методом неопределённых коэффициентов и с привлечением схемы Горнера.

Способ 1. «Чистый» метод неопределённых коэффициентов. Раскрываем скобки в многочлене $Q\left( x \right)$:

Приравниваем многочлены $Q\left( x \right)$ и $P\left( x \right)$:

Получим набор из пяти уравнений:

Решаем систему из этих уравнений и получаем ответ:

Способ 2. Привлечение схемы Горнера. Поскольку многочлен $Q\left( x \right)$ разложен на множители, сделаем то же самое и с многочленом $P\left( x \right)$ — выделим из него множитель-двучлен $x+1$. Для этого заполним таблицу для $x=\color<-1>$:

Получили остаток $r=\color<0>$, и многочлен $P\left( x \right)$ можно переписать так:

\[P\left( x \right)=\left( x+1 \right)\left( 3<^<3>>+4<^<2>>-1x+2 \right)\]

Приравняем многочлены $P\left( x \right)$ и $Q\left( x \right)$:

И сразу получаем ответ:

Если вам непонятно, как работает схема Горнера и при чём тут разложение на множители, см. урок «Схема Горнера» — это ещё один универсальный алгоритм. Который, как и метод неопределённых коэффициентов, будет полезен во многих нестандартных задачах.

2. Разложение многочлена на множители

Переходим к серьёзным задачам. Всё, что мы решали выше, сводилось к простым линейным уравнениям, которые решались обычной подстановкой.

Теперь мы разберём многочлены четвёртой степени — те самые, с которых начинали рассуждения. И заодно научимся решать нелинейные системы методом целочисленного перебора.

Задача 2.1. Самая стандартная

Задача. Разложите многочлен на множители методом неопределённых коэффициентов:

\[P\left( x \right)=<^<4>>+2<^<3>>+2<^<2>>+10x+25\]

Этот многочлен вообще не имеет действительных корней, в чём легко убедиться, выделив точные квадраты:

Полученная сумма равна нулю только если $x=-5$ и одновременно $x=0$ или $x=-1$. Что, очевидно, невозможно. Следовательно, линейных множителей в разложении не будет.

Зато квадратные множители точно будут, поэтому используем метод неопределённых коэффициентов. Предположим, что многочлен раскладывается на произведение двух квадратных трёхчленов:

Раскрываем скобки и приводим подобные:

Сравниваем коэффициенты полученного многочлена с коэффициентами исходного:

Получили систему из четырёх нелинейных уравнений. Универсального алгоритма для решения таких систем не существует. Однако здесь хорошо работает метод целочисленного перебора.

Рассмотрим последнее уравнение:

Какие числа нужно перемножить, чтобы в произведении получилось 25? Вот несколько вариантов:

Рассмотрим вариант, когда $\color= \color<5>$ и $\color= \color<5>$. Именно он будет правильным ответом, в чём мы сейчас убедимся.

Подставим $\color= \color<5>$ и $\color= \color<5>$ в оставшиеся три уравнения. Получим систему

Последнее уравнение является следствием первого, поэтому система равносильна двум уравнениям:

Эта система имеет два решения, которые легко находятся методом подбора: $\color = \color<4>$ и $\color= \color<-2>$, либо наоборот $\color= \color<-2>$ и $\color= \color<4>$. Получаем два варианта разложения:

Но ведь на самом деле это одно и то же разложение — просто множители поменялись местами. Поэтому мы вправе выбрать любой вариант.

Запишем окончательный ответ:

\[P\left( x \right)=\left( <^<2>>+4x+5 \right)\left( <^<2>>-2x+5 \right)\]

Важное замечание. После приведения подобных и сравнения коэффициентов мы получили систему из нескольких нелинейных уравнений, которые затем начали решать методом целочисленного перебора.

Такие уравнения будут преследовать нас постоянно — это основная трудность метода неопределённых коэффициентов.

Чтобы в процессе перебора не упустить из виду какой-нибудь вариант, целесообразно составлять таблицу всех возможных вариантов. Например, для равенства $\color\cdot \color= \color<25>$ таблица выглядит так:

Обратите внимание: в таблице нет варианта $\color= \color<25>$, $\color= \color<1>$ и $\color= \color<-25>$, $\color= \color<-1>$, потому что они получаются из первых двух вариантов перестановкой множителей в итоговом разложении.

Тем не менее, в некоторых примерах придётся рассматривать все возможные варианты. Один из таких примеров мы рассмотрим чуть позже, а пока давайте потренируемся на более адекватных задачах.:)

Задача 2.2. Снова стандартная

Задача. Разложите многочлен на множители методом неопределённых коэффициентов:

\[P\left( x \right)=<^<4>>+5<^<3>>+5<^<2>>-4x-2\]

Решение. Запишем искомое разложение:

Нужно найти четыре числа: $\color$, $\color$, $\color$, $\color$. Собственно, это и есть «неопределённые коэффициенты». Раскрываем скобки и приводим подобные:

Сравниваем коэффициенты этого многочлена с коэффициентами исходного:

Получаем четыре уравнения, которые должны выполняться одновременно:

Произведение коэффициентов $\color\cdot \color= \color<-2>$ — отрицательное число. Положим для определённости, что $\color \gt 0$ и $\color \lt 0$. Выпишем все возможные варианты:

Рассмотрим первый вариант: $\color=\color<1>$ и $\color=\color<-2>$. Получим систему

Вычтем почленно из последнего уравнения первое и получим

Подставляем $\color= \color<3>$ в первое уравнение и получаем $\color= \color<2>$. Найденные значения $\color$ и $\color$ удовлетворяют всем трём равенствам. Следовательно, мы нашли решение системы:

Откуда получаем искомое разложение на множители:

\[P\left( x \right)=\left( <^<2>>+3x+1 \right)\left( <^<2>>+2x-2 \right)\]

Важное замечание. К сожалению, в процессе целочисленного перебора далеко не всегда верный вариант будет попадаться сразу, на первом же шаге. Когда я собирал материалы для этого урока, иногда верным оказывался лишь четвёртый вариант из четырёх возможных.:)

Поэтому не переживайте, когда видите несовместную систему. Это нормально и даже неизбежно.

И вообще давайте посмотрим, как это выглядит на практике. Например, рассмотрим второй вариант в только что решённой задаче: $\color=\color<2>$ и $\color=\color<-1>$. Это приведёт нас к системе уравнений:

Складываем первое уравнение с последним — и тут же получаем проблему:

Получили дробный коэффициент $\color$, откуда следует, что коэффициент $\color$ тоже дробный:

Но тогда не выполняется второе равенство. Следовательно, система несовместна.

Задача 2.3. Упрощённые выкладки

Задача. Разложите многочлен на множители методом неопределённых коэффициентов:

\[P\left( x \right)=<^<4>>+<^<3>>+3<^<2>>+32x-10\]

В этот раз распишу всё кратко — только основные выкладки. Разложим многочлен $P\left( x \right)$ на два квадратных трёхчлена:

Раскрываем скобки, приводим подобные:

Сравниваем с исходным многочленом:

 

Получаем четыре уравнения:

Поскольку $\color= \color <-10>\lt 0$, положим $\color \gt 0$, $\color \lt 0$. Возможные варианты:

Первые три варианта дают несовместные системы с дробными коэффициентами $\color$ и $\color$ (проверьте это!). Рассмотрим последний вариант: $\color= \color<10>$, $\color= \color<-1>$. Получим систему

Решение системы: $\color= \color<-2>$, $\color= \color<3>$. Окончательное разложение на множители:

\[P\left( x \right)=\left( <^<2>>-2x+10 \right)\left( <^<2>>+3x-1 \right)\]

3. Решение уравнений методом неопределённых коэффициентов

Одно из важнейших приложений метода неопределённых коэффициентов — это решение уравнений высших степеней. В самом деле, зачем мы раскладываем многочлен $P\left( x \right)$ на множители? Обычно по одной из двух причин:

  1. Решить уравнение $P\left( x \right)=0$. Ведь произведение равно нулю, когда хотя бы один из множителей равен нулю;
  2. Сократить рациональную дробь вида $/\;$. В этом случае многочлен $Q\left( x \right)$ также придётся разложить на множители.

Про рациональные дроби мы поговорим в отдельном уроке (см. урок «Разложение на простейшие»). А вот уравнения мы разберём сейчас.

Допустим, нужно решить уравнение вида

В левой части равенства стоит стандартный многочлен. И если коэффициенты многочлена целые, то мы уже знаем как минимум два способа решения таких уравнений:

  • Теорема Безу для отыскания рациональных корней-кандидатов;
  • Схема Горнера для быстрой проверки этих кандидатов.

И эта связка отлично работает, когда многочлен имеет рациональные корни вида $x=<\color

>/<\color>\;$. Вот буквально: мы найдём все такие корни и решим уравнение.

А если корни иррациональны? Безу и Горнер тут бесполезны. Зато полезным оказывается разложение на множители, когда вместо большого и страшного многочлена $P\left( x \right)$ в левой части уравнения появится произведение двух многочленов меньшей степени:

\[H\left( x \right)\cdot Q\left( x \right)=0\]

А дальше всё стандартно: произведение равно нулю, когда $H\left( x \right)=0$ или $Q\left( x \right)=0$. И вот мы свели исходную задачу к двум уравнениям меньших степеней, которые наверняка легко решаются.:)

Задача 3.1. «Нерешаемое» уравнение

Это приведённое целочисленное уравнение, но его нельзя решить по теореме Безу и схеме Горнера. Ведь целые корни этого уравнения являются делителями свободного члена $\color<_<0>>=-3$. Таких делителей ровно четыре:

И все они дают ненулевой остаток в схеме Горнера:

Остаётся только метод неопределённых коэффициентов. Разложим уравнение на произведение двух квадратных трёхчленов:

Раскроем скобки и приведём подобные в правой части равенства:

Вспоминаем коэффициенты многочлена в исходном уравнении:

Получаем уже привычный набор из четырёх уравнений:

Рассмотрим последнее уравнение: $\color=\color<-3>$. Произведение отрицательно, значит, множители разных знаков. Без ограничения общности положим $\color \gt \color<0>$, $\color \lt \color<0>$. Составим таблицу вариантов:

Итого два варианта. Рассмотрим первый вариант: $\color=\color<1>$, $\color=\color<-3>$. Получим систему

Вычитая из первого уравнения последнее, получаем $\color=\color<0>$, $\color=\color<2>$, что противоречит второму уравнению. Система несовместна.

Второй вариант: $\color=\color<3>$, $\color=\color<-1>$. Система уравнений:

Складывая первое и последнее уравнение, получаем $\color=\color<1>$, $\color=\color<1>$. При подстановке во второе уравнение получаем верное числовое равенство. Следовательно, мы нашли решение:

Многочлен в первой скобке не имеет действительных корней, во второй — имеет:

\[D=<<1>^<2>>-4\cdot 1\cdot \left( -1 \right)=1+4=5\]

Корней будет два:

Неудивительно, что эти корни не были обнаружены по теореме Безу. Ведь они являются иррациональными.:)

Задача 3.2. «Нерешаемое» уравнение — 2

Это задание похоже на предыдущее, поэтому распишем всё кратко. Ожидаемое разложение на множители:

Найдём такое разложение методом неопределённых коэффициентов. Раскрываем скобки, приводим подобные:

Сравниваем с коэффициентами исходного многочлена:

Выписываем четыре уравнения:

Поскольку $\color=\color<-6>$, полагаем $\color \gt \color<0>$, $\color \lt \color<0>$. Возможные варианты

Перебирая варианты, обнаруживаем, что правильная комбинация — это $\color=\color<3>$, $\color=\color<-2>$:

Дважды прибавим к последнему уравнению первое — получим

Следовательно, исходное уравнение примет вид

Многочлен в первой скобке корней не имеет (в этом легко убедиться, посчитав дискриминант). Рассмотрим вторую скобку:

Уравнение имеет два корня:

Ответ: $x=1\pm \sqrt<3>$.

Задача 3.3. Более сложное уравнение

Итого шесть неизвестных коэффициентов. Для сравнения: раньше их было всего четыре.

Однако задачу можно существенно упростить, если сделать два допущения:

  1. Оба старших коэффициента — $\color$ и $\color$ — являются целыми и положительными.
  2. Положим для определённости, что $\color\gt \color$.

В этом и состоит ключевая идея метода неопределённых коэффициентов: мы вводим дополнительные ограничения, которые в итоге почти наверняка выполняются. Да, есть небольшой риск «промахнуться» в своих допущениях, но это компенсируется многократным упрощением дальнейших выкладок.

Осталось всего четыре неизвестных коэффициента. Раскроем скобки и приведём подобные:

Сравним с коэффициентами исходного уравнения:

Многочлены в первой и второй скобке не являются взаимозаменяемыми (поскольку у них разные коэффициенты при $<^<2>>$), поэтому необходимо рассмотреть все возможные комбинации, дающие $\color= \color<-3>$:

Рассмотрим каждую комбинацию. В первом случае быстро обнаружится, что система несовместна. А вот второй случай, когда $\color= \color<3>$ и $\color= \color<-1>$, представляет интерес:

Складываем первое уравнение с последним — получаем

Итак, система совместна. Получили разложение на множители:

Многочлен в первых скобках принимает только положительные значения, поэтому не имеет корней:

Рассмотрим вторые скобки:

Это квадратное уравнение. Дискриминант положительный:

\[D=<<2>^<2>>-4\cdot 1\cdot \left( -1 \right)=4+4=8\]

Следовательно, уравнение имеет два различных корня:

Это и есть корни исходного уравнения четвёртой степени.

Ответ: $x=1\pm \sqrt<2>$.

4. Деление многочлена на многочлен

Ещё одна задача, где работает метод неопределённых коэффициентов — это деление одного многочлена на другой с остатком. Напомню, что разделить многочлен $P\left( x \right)$ на двучлен $T\left( x \right)$ с остатком — это значит представить его в виде

\[P\left( x \right)=Q\left( x \right)\cdot T\left( x \right)+R\left( x \right)\]

При этом степень остатка $R\left( x \right)$ должна быть меньше степени делителя $T\left( x \right)$. Кроме того,

\[\deg Q\left( x \right)+\deg T\left( x \right)=\deg P\left( x \right)\]

При соблюдении таких ограничений многочлены $Q\left( x \right)$ и $R\left( x \right)$ всегда определяются однозначно. Их коэффициенты мы как раз и будем находить.

Задача 4.1. Деление на двучлен

Задача. Используя метод неопределённых коэффициентов, найдите частное $Q\left( x \right)$ и остаток $R\left( x \right)$ при делении многочлена

\[P\left( x \right)=<^<3>>-5<^<2>>+15x-6\]

на двучлен $T\left( x \right)=x-3$.

Итак, мы хотим представить многочлен $P\left( x \right)$ в виде

\[P\left( x \right)=Q\left( x \right)\cdot \left( x-3 \right)+R\left( x \right)\]

где $Q\left( x \right)$ — неполное частное. Точнее, $Q\left( x \right)$ — квадратный трёхчлен, потому что

\[\begin \deg Q\left( x \right) &=\deg P\left( x \right)-\deg T\left( x \right)= \\ &=3-1=2\end\]

Кроме того, степень делителя $\deg T\left( x \right)=1$, поэтому степень остатка $\deg R\left( x \right)=0$, т.е. $R\left( x \right)$ — это просто число. С учётом этих фактов многочлен $P\left( x \right)$ примет вид

Раскроем скобки, приведём подобные слагаемые:

С другой стороны, изначально тот же многочлен $P\left( x \right)$ имел вид

Приравниваем коэффициенты и получаем четыре равенства:

Это система из четырёх уравнений с четырьмя неизвестными, которая легко решается:

Подставим найденные числа в $Q\left( x \right)$ и $R\left( x \right)$:

Ответ: $Q\left( x \right)=<^<2>>-2x+9$, $R\left( x \right)=21$.

Впрочем, такие рассуждения актуальны лишь при делении на двучлен вида $x-\color$. В следующем задании они нам уже не помогут.:)

Задача 4.2. Многочлен с параметром

Задача. При каких значениях параметров $a$ и $b$ многочлен

\[P\left( x \right)=<^<3>>+a<^<2>>-x+b\]

делится без остатка на многочлен

\[T\left( x \right)=<^<2>>+2x+5\]

Решение. Если многочлен $P\left( x \right)$ делится без остатка на многочлен $T\left( x \right)$, то его можно представить в виде

\[P\left( x \right)=Q\left( x \right)\cdot T\left( x \right)\]

Здесь многочлен $Q\left( x \right)$ — это частное, и его степень равна

\[\deg Q\left( x \right)=\deg P\left( x \right)-\deg T\left( x \right)=3-2=1\]

\[P\left( x \right)=\left( \colorx+ \color \right)\left( <^<2>>+2x+5 \right)\]

Найдём коэффициенты $\color$ и $\color$. Раскрываем скобки (стандартная процедура для метода неопределённых коэффициентов) и приводим подобные:

Сравниваем с коэффициентами исходного многочлена:

Приравниваем соответствующие «красные» и «синие» коэффициенты и получаем четыре равенства:

Итак, у нас четыре линейных уравнения и четыре переменных. Эта система имеет только одно решение:

Впрочем, нас интересуют лишь переменные $\color$ и $\color$.

Задача 4.3. Квадратный трёхчлен

Задача. Используя метод неопределённых коэффициентов, найдите частное $Q\left( x \right)$ и остаток $R\left( x \right)$ при делении многочлена

\[P\left( x \right)=2<^<2>>+3x-3\]

на двучлен $T\left( x \right)=2x-1$.

Решение. Частное $Q\left( x \right)$ имеет степень

\[\deg Q\left( x \right)=\deg P\left( x \right)-\deg T\left( x \right)=2-1=1\]

Сравним с исходным видом этого же многочлена:

Приравниваем соответствующие коэффициенты — получаем три уравнения:

Эта система легко решается:

Следовательно, неполное частное $Q\left( x \right)=x+2$ и остаток $R\left( x \right)=-1$.

Ответ: $Q\left( x \right)=x+2$, $R\left( x \right)=-1$.

Задача 4.4. Сложный многочлен

Задача. Используя метод неопределённых коэффициентов, найдите частное $Q\left( x \right)$ и остаток $R\left( x \right)$ при делении многочлена

\[P\left( x \right)=<^<5>>-1\]

на квадратный трёхчлен $T\left( x \right)=<^<2>>+2x-1$.

Решение. На самом деле это несложная задача, но вычислений будет много. Запишем результат деления с остатком:

\[P\left( x \right)=Q\left( x \right)\cdot \left( <^<2>>+2x-1 \right)+R\left( x \right)\]

Сразу найдём степени неполного частного и остатка:

\[\begin \deg Q\left( x \right) &=\deg P\left( x \right)-\deg T\left( x \right)=5-2=3 \\ \deg R\left( x \right) & \lt \deg T\left( x \right)=2\Rightarrow \deg R\left( x \right)=1 \\ \end\]

Переходим к методу неопределённых коэффициентов. Сначала запишем общий вид многочленов $Q\left( x \right)$ и $R\left( x \right)$:

Пусть вас не пугает большое количество переменных. Это нормально для многочленов высших степеней. Подставим наши выражения в формулу для $P\left( x \right)$:

Раскрываем скобки. Для удобства запишем одночлены одинаковой степени в одном и том же столбце:

Приводим подобные слагаемые:

Сравниваем эту запись с исходным многочленом:

Получаем шесть уравнений, которые последовательно решаются:

Подставим найденные коэффициенты в выражения для $Q\left( x \right)$ и $R\left( x \right)$:

Мы нашли неполное частное и остаток от деления. Это и есть окончательный ответ.

Ответ: $Q\left( x \right)=<^<3>>-2<^<2>>+5x-12$, $R\left( x \right)=29x-13$.

5. Выделение точного квадрата

Ещё одно приложение метода неопределённых коэффициентов — это «сворачивание» многочленов по формулам сокращённого умножения:

Здесь всё как в разложении на множители: раскрывать скобки и привести подобные легко, а вот обратный переход — по коэффициентам «угадать» формулу сокращённого умножения — операция весьма нетривиальная.

Такие «нетривиальные операции» регулярно встречаются в задачах с параметрами и при работе с корнями. Параметрам посвящён отдельный урок, а вот корни мы рассмотрим прямо сейчас.

Задача 5.1. Избавление от корня

Решение. Единственное, что здесь можно упростить — это избавиться от внешнего большого корня. Для этого нужно представить подкоренное выражение в виде точного квадрата:

Почему именно такая конструкция возводится в квадрат? Всё просто: в исходной сумме мы видим одно слагаемое с корнем и одно слагаемое без него. Для получения такой суммы исходные слагаемые тоже должны быть разными: одно с корнем, а другое — без него.

Сравниваем полученное разложение с исходным выражением:

Чтобы эти выражения были гарантированно равны друг другу, достаточно потребовать, чтобы слагаемые без корня совпадали. Как и слагаемые с корнем:

Это нелинейная система с двумя переменными, которая легко решается методом подбора:

Научиться раскладывать целые числа на «правильные» слагаемые и множители — вопрос небольшой практики. Просто попробуйте — и вы поймёте, насколько это быстро и легко.

Нам остаётся лишь записать решение:

Затем подставить найденные числа в исходное выражение:

Когда под модулем стоит иррациональное выражение, его знак следует проверять отдельно. Иначе даже при правильном ответе его можно счесть недостаточно обоснованным.

Если вы забыли, как проверять знаки таких выражений, вернитесь к уроку «Знаки иррациональных выражений». В двух словах: для такой проверки используются либо цепочки неравенств, либо цепочки равносильных преобразований.

В следующем задании мы отработаем оба способа.

Задача 5.2. Предварительные преобразования

Под корнем мы видим ещё один корень: $\sqrt<48>$ — это большое число, с ним сложно работать. Поэтому прежде чем искать точный квадрат, немного упростим выражение:

Теперь представляем подкоренное выражение в виде точного квадрата

Обратите внимание: перед нами квадрат разности. Потому что в исходном подкоренном выражении элементы не складывались, а именно вычитались. Этот факт ещё даст о себе знать, когда будем выяснять знак подмодульного выражения.

Ну а пока всё просто. Сравниваем старую запись и новую:

Получаем систему уравнений:

Второе уравнение перепишем в виде $\color=10$, а затем разложим правые части равенств на «правильные» слагаемые и множители:

Получили красивое решение:

Возвращаемся к исходному выражению и извлекаем корень:

Чтобы раскрыть модуль, нужно выяснить знак иррационального числа $5-2\sqrt<3>$. Для этого можно заметить, что $\sqrt <3>\lt 2$, поэтому

\[5-2\sqrt <3>\gt 5-2\cdot 2=1 \gt 0\]

Это и есть цепочка неравенств. Также можно напрямую сравнить число $5-2\sqrt<3>$ с нулём:

Очевидно, что $25 \gt 12$, поэтому мы ещё раз убеждаемся, что исходное число положительное, и модуль раскрывается со знаком «плюс»:

Но всё это были довольно простые примеры с квадратным корнем. Как насчёт корней $n$-й степени?

Задача 5.3. Проблема с корнем

Решение. Для начала вспомним свойства корней $n$-й кратности. Их можно умножать:

А также извлекать корень из корня:

В частности, второй корень из задачи можно переписать так:

Чтобы избавиться от внутреннего квадратного корня, представим подкоренное выражение в виде точного квадрата. Но поскольку $\sqrt<10>=\sqrt<5>\cdot \sqrt<2>$, возможны два варианта:

Однако в исходном выражении (т.е. прямо в условии задачи) есть ещё один $\sqrt<10>$, который пока никак не преобразуется и никуда не денется, поэтому целесообразно рассмотреть лишь первый вариант:

Получаем стандартную систему:

Второе уравнение равносильно $\color=3$, и всю систему можно переписать так:

Возвращаемся к исходному заданию:

Наконец, рассмотрим задание, где требуется выделить куб суммы и куб разности. Как вы понимаете, это задание совершенно другого уровня сложности.:)

Задача 5.4. Куб суммы и куб разности

Чтобы «красиво» извлечь корень третьей степени, нужно представить подкоренное выражение в виде точного куба. Начнём с суммы:

Получаем систему с двумя неизвестными:

Возвращаемся к исходному выражению:

6. Избавление от иррациональности в знаменателе

Последний приём, который мы рассмотрим в этом уроке — избавление от иррациональностей в знаменателе с помощью неопределённых коэффициентов.

Из курса алгебры мы помним, как избавлять от простых иррациональностей. Например, домножение на квадратный корень:

Или домножение на сопряжённое:

Но всё это касается лишь самых простых корней — квадратных. Уже в случае с кубическими корнями такой фокус не пройдёт. Тут-то на помощь к нам и приходят коэффициенты-переменные.

Задача 6.1. Корень третьей степени

Поскольку это иррациональное число, то никакие преобразования не избавят нас от корней полностью.

Заметим, что $\sqrt[3]<9>=\sqrt[3]<3>\cdot \sqrt[3]<3>$. Попробуем возвести число $\sqrt[3]<3>$ в разные степени:

Итак, все степени числа $\sqrt[3]<3>$ можно разделить на три типа:

  1. Целые числа $\color\in \mathbb$;
  2. Иррациональные выражения вида $\color\sqrt[3]<3>$ где $\color\in \mathbb$;
  3. Выражения вида $\color\sqrt[3]<9>$, где $\color\in \mathbb$.

Логично предположить (и это можно доказать), что результат деления на $1+\sqrt[3]<9>$ можно представить в виде комбинации слагаемых этих трёх типов:

И тут к делу подключается метод неопределённых коэффициентов. Преобразуем уравнение так, чтобы найти эти коэффициенты. Для начала умножим обе части на $1+\sqrt[3]<9>$:

Группируем слагаемые относительно одинаковых корней:

С учётом этих двух условий само уравнение примет вид

Получили систему из трёх уравнений с тремя неизвестными:

Важное замечание. Чтобы избавиться от иррациональности конкретно в этой задаче, достаточно было домножить числитель и знаменатель дроби на недостающую часть куба суммы:

\[\begin \frac<10><1+\sqrt[3]<9>> &=\frac<10\cdot \left( \color<1-\sqrt[3]<9>+\sqrt[3]<<<9>^<2>>>> \right)> <\left( 1+\sqrt[3]<9>\right)\left( \color<1-\sqrt[3]<9>+\sqrt[3]<<<9>^<2>>>> \right)>= \\ &=\ldots =1+3\sqrt[3]<3>-\sqrt[3] <9>\end\]

Однако такой подход не работает, когда в знаменателе стоит конструкция вида $\color+ \color\sqrt[3]<3>+ \color\sqrt[3]<9>$. А метод неопределённых коэффициентов работает всегда.:)

Попробуем решить ещё одну задачу такого же типа.

Задача 6.2. То же самое, но чуть сложнее

Решение. Найдём несколько степеней числа $\sqrt[3]<2>$:

На будущее: для корня $n$-й степени достаточно рассмотреть первые $n$ степеней. В нашем случае достаточно было выписать $\sqrt[3]<2>$, $\sqrt[3]<4>$ и $\sqrt[3]<8>=2$ — новых иррациональных чисел мы уже не получим.

Итак, решаем задачу методом неопределённых коэффициентов. Попробуем подобрать целые (или рациональные) числа $\color$, $\color$, $\color$ такие, что

Умножаем обе части уравнения на $2-3\sqrt[3]<2>$:

Раскрываем скобки, приводим подобные:

Это равенство верно при соблюдении трёх условий:

Это система из трёх линейных уравнений с тремя неизвестными. Её решение:

Следовательно, исходное выражение можно переписать так:

Почему не использовать этот приём всегда? Потому что в следующей задаче он уже не сработает. Там помогут только неопределённые коэффициенты и решение системы уравнений.

Задача 6.3. Когда кубы уже не помогают

Это задание чуть сложнее, потому что здесь не помогут формулы сокращённого умножения. Да и сами вычисления будут чуть сложнее, чем в предыдущих задачах.

Мы уже встречались с числами $\sqrt[3]<3>$ и $\sqrt[3]<9>$, поэтому знаем, что исходное выражение можно представить в виде

Преобразуем выражение, избавившись от дроби:

Раскроем скобки, приведём подобные:

Это равенство возможно при соблюдении трёх условий:

Три линейных уравнения, три переменных. Всё решается легко:

Следовательно, исходное выражение перепишется так:

Как видите, никакие кубы суммы здесь уже не помогут.:)

7. Зачем всё это нужно

В этом уроке мы рассмотрели пять типов задач, которые можно решить методом неопределённых коэффициентов. У внимательного читателя наверняка возник вопрос: зачем вообще нужен этот метод, когда многие из этих задач можно решить проще и быстрее с помощью отдельных специальных приёмов?

  • Большинство многочленов отлично раскладываются на множители с помощью теоремы Безу и схемы Горнера — об этом мы говорили в отдельном уроке. Но только при условии, что среди корней есть рациональные.
  • То же самое можно сказать и про решение уравнений.
  • Делить многочлены друг на друга с остатком вообще лучше столбиком. Это самый быстрый и самый надёжный способ — при условии, что среди коэффициентов нет параметров.
  • Точные квадраты зачастую можно подобрать, если немного подумать. Как и дополнительные множители для избавления от иррациональности. Если только это не «тяжёлый» случай, где формулы сокращённого умножения не работают.

Так зачем же нужен метод неопределённых коэффициентов? Всё дело в тех самых оговорках: «при условии», «только если не тяжёлый случай» и т.д.

Основная сила этого метода — в его универсальности. Да, считать придётся чуть больше, чем при использовании более специализированных приёмов. И да: целочисленный перебор не всегда приводит нас к успеху.

Но перед нами прежде всего универсальный алгоритм. Который точно работает — всегда, везде, без всяких оговорок. И если задача не решается методом неопределённых коэффициентов, то «специализированные» приёмы тем более не помогут.

Более того: область применения этого метода намного шире. Например, мы не рассмотрели разложение рациональных дробей в простейшие, а это очень важный приём, например, в интегрировании — и ему тоже нет альтернативы.

Поэтому берите на вооружение всё, что вы сегодня узнали, практикуйтесь — и да прибудут с вами решённые задачи, олимпиады и университетские зачёты и экзамены.:)

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *