Скачать DirectX 9 полная версия для ПК
DirectX 9.0 – это новый уровень развития компьютерной графики. Первая версия появилась в 2002 году. Позже были выпущены DirectX 9.0b и 9.0c, а также 9.0L (для Vista), позволяющие в полной мере раскрыть потенциал видеокарт, поддерживающих пиксельные и вершинные шейдеры 3.0. Под DirectX 9.0 написано невероятное количество игр, в том числе и уникальных проектов, удостоившихся множества наград
DirectX 9 на компьютер
В девятой версии был кардинально переработан модуль Direct Graphics. Благодаря апгрейду разработчики смогли реализовать различные графические функции, которые были инновационными для того времени: антиалиазинг, битмаппинг, адаптивную тесселяцию, динамическое освещение. В версии DirectX 9.0c появилась поддержка HDR, которая позволяла раскрыть потенциал видеокарт Nvidia шеститысячной серии и новее (GeForce 6200 и более поздних). Для реализации возможностей, заложенных в библиотеки последней модификации девятой версии, необходимо было установить Windows 7 или XP с SP2.
Помимо графического модуля изменения также коснулись и других компонентов Директ Икс, включая: DirectInput, DirectMusic, DirectSound, DirectShow и др. В новой версии была улучшена производительность системы и значительно расширена совместимость с устройствами ввода. Девятая версия оказалась одной из самых стабильных – новые не появлялись до 2006 года (десятая была выпущена специально для Windows Vista, однако многие пользователи предпочли заменить её на девятую из-за проблем с производительностью, а потом и полностью отказались от новой ОС Microsoft).
Двадцать лет спустя. Эволюция API Microsoft DirectX
21 января компания Microsoft официально объявила о том, что осенью 2015 года состоится релиз новой операционной системы Windows 10. А вместе с ней и запуск 12-го поколения DirectX. С момента появления этого API прошло уже почти двадцать лет, поэтому в этот раз мы решили оглянуться назад и вспомнить, как создавалась и развивалась программная оболочка для компьютерной графики на протяжении этого длинного отрезка.
Сегодня DirectX, разрабатываемый компанией Microsoft, уже воспринимается как должное. Все привыкли, что этот API является неотъемлемой частью Windows. Новая итерация «оси» под номером 10 не стала исключением. Еще осенью прошлого года Microsoft анонсировала двенадцатое поколение DirectX. Этому событию предшествовало пять лет почти полной тишины из стана Microsoft. Компания ограничивалась лишь плановыми обновлениями API, и никакой определенности насчет будущего DirectX не было. Масла в огонь подливало и то, что многие компании-разработчики в открытую поддерживали конкурирующую технологию OpenGL. В их число входила, например, компания Valve. Вдобавок ко всему, компания AMD представила свой низкоуровневый программный интерфейс Mantle, который должен был составить конкуренцию как OpenGL, так и DirectX. К счастью, Microsoft не вышла из игры, и все это время разработчики компании упорно трудились над созданием DirectX 12, который станет частью анонсированной в январе операционной системы Windows 10. Релиз «десятки» запланирован на ближайшую осень, а это значит, что уже в конце 2015 (либо в начале 2016) мы увидим первые игры, поддерживающие новый API.
Даже спустя столько лет первый Crysis по-прежнему хорош. А ведь это всего лишь DirectX 10
Чтобы немного скрасить время ожидания, мы предлагаем вам вспомнить, как создавался и развивался DirectX на протяжении последних 20 лет.
С чего все начиналось. DirectX 1.0
История появления DirectX берет свое начало в первой половине 1990-х годов, когда компания Microsoft занималась разработкой операционной системы Windows 95, которая должна была прийти на смену MS-DOS. Главным преимуществом MS-DOS было то, что она пользовалась популярностью у разработчиков игр. По мнению трех программистов Microsoft — Крэйга Эйслера (Craig Eisler), Алекса Сен-Джона (Alex St. John) и Эрика Энгстрома (Erik Engstrom) — даже после выхода Windows 95 многие разработчики могли отдать предпочтение MS-DOS как более подходящей для создания игр платформе. Чем же «дос» так нравился программистам? Все дело в том, что, программируя под MS-DOS, разработчики обращались напрямую к железу, то есть имели прямой доступ к видеокарте, клавиатуре, мыши, звуковым устройствам и другим частям системы. Подобный подход использовался в программировании под консоли, однако создание игр для компьютера осложнялось тем, что, в отличие от приставок, здесь не было фиксированной конфигурации системы. Это приходилось учитывать при написании кода, что значительно усложняло жизнь девелоперам.
Крэйг Эйслер — один из создателей DirectX
Так или иначе, но обращаться напрямую к аппаратной части компьютера в Windows 95 стало невозможно. Причиной этого была новая защищенная модель памяти, которая запретила прямой доступ к устройствам. Шел 1994 год, Windows 95 была на подходе, и Microsoft требовалось быстрое и эффективное решение возникшей проблемы. Им стал API DirectX, за создание которого отвечали как раз Эйслер, Сен-Джон и Энгстром. Релиз DirectX версии 1.0 состоялся 30 сентября 1995 года под названием Windows Games SDK.
Первая итерация DirectX была очень упрощена относительно своих будущих версий. Она поддерживала вывод двухмерной графики, звуков, а также обрабатывала данные, поступающие с различных манипуляторов.
DirectX 1.0 разрабатывался для Windows 95
Разработчики игр встретили DirectX довольно прохладно. Во-первых, они не были уверены, что Microsoft будет поддерживать API на протяжении долгого времени. Недоверие к Microsoft возросло после того, как компания свернула поддержку API WinG, который рассматривался как один из «помощников» в портировании игр с DOS на Windows. Во-вторых, «девяносто пятая» была требовательней к аппаратной части, из-за чего производительность в играх, как правило, снижалась в сравнении с MS-DOS. Ну и в-третьих — у DOS было огромное количество энтузиастов, которые ни в какую не хотели программировать под Windows.
Стоит сказать, что к моменту появления DirectX разработчикам игр уже был доступен API OpenGL, разработанный компанией Silicon Graphics Inc и представленный в 1992 году. Но в Microsoft решили пойти своим путем. В дальнейшем противостояние DirectX и OpenGL было похоже на битву Давида против Голиафа. Microsoft, прежде всего, брала своей финансовой мощью, а Silicon Graphics — репутацией и техническим опытом. Так, выбор в пользу OpenGL тогда сделал создатель Doom и Quake Джон Кармак (John Carmack). Он считал, что программный код DirectX слишком сложный для программирования, и поэтому в открытую поддерживал более «дружелюбный» интерфейс OpenGL. Конечно же, на планы Microsoft это никак не повлияло, но прохладная встреча DirectX со стороны разработчиков ясно дала понять, что работы у инженеров компании целый непочатый край.
Скриншот из игры Doom, за разработку которой отвечал Кармак
В роли догоняющего. DirectX 2.0 и далее
Следующее поколение API DirectX было представлено в середине 1996 года. Наконец-то в состав программного интерфейса были включены пакеты Direct3D и DirectPlay. С тех пор API состоял из следующих компонентов:
- DirectDraw. Использовался для отрисовки двухмерной графики.
- Direct3D (D3D). Использовался для отрисовки трехмерной картинки.
- DirectPlay. Представлял собой сетевой программный интерфейс.
- DirectInput. Использовался для обработки данных, поступающих с различных манипуляторов.
- DirectX Media. Представлял собой набор API для работы с мультимедиа.
- DirectMusic. Использовался для проигрывания музыки.
- DirectSound. Использовался для записи и воспроизведения звука.
- DirectSound3D. Предназначен для работы с пространственным звуком.
- DirectX Media Objects. Потоковые объекты, такие как энкодеры, декодеры и эффекты.
- DirectSetup. Отвечал за установку всех компонентов DirectX.
DirectX 2.0 предназначался для операционных систем Windows 95 и Windows NT 4.0. С момента выпуска первой ОС прошло совсем мало времени, поэтому для этой версии было выпущено очень мало игр. Microsoft воспользовалась моментом и начала активно продвигать API среди разработчиков. Ради этого во время конференции GDC в 1996 году Microsoft даже устроила специальное мероприятие, где представила некоторые новые возможности DirectX.
Вскоре после появления второго поколения API свет увидел и DirectX 3.0. Это случилось в сентябре 1996 года. Ближе к концу года были представлены дополнения в виде версий 3.0a и 3.0b. В сравнении со второй итерацией API третье поколения получило лишь незначительные изменения, которые так и не смогли повлиять на положение DirectX среди девелоперов.
Так выглядела картинка с применением DirectX 3.0
Немного исправить ситуацию получилось у DirectX 5.0, который появился в августе 1997 года. А что же случилось с четвертым поколением? Дело в том, что разработка 4-й и 5-й итераций API началась одновременно. DirectX 4.0 рассматривался как решение на самое ближайшее время. Оно не должно было привнести каких-либо кардинальных изменений в сравнении с версией 3.0 — только несколько новых «фич». В то же время пятая версия разрабатывалась с прицелом на перспективу. Однако разработчики не проявили интереса к новым возможностям DirectX 4.0, Microsoft свернула проект. Во избежание путаницы было решено пропустить версию 4.0 и сразу выпустить DirectX 5.0.
Главным достоинством пятой итерации DirectX стал намного упрощенный код. Писать программы с помощью API стало легче, и DirectX уже не вызывал у девелоперов такой неприязни, как поначалу. Главным же недостатком пятой «директрисы» было отсутствие поддержки технологии мультитекстурирования (multitexturing). Суть этой технологии заключается в наложении на грань сразу нескольких текстур за один проход. Но тут Microsoft улыбнулась удача. В то время алгоритмы мультитекстурирования были не столь эффективны, а железо — недостаточно производительным для того, чтобы применять технологию без ущерба для производительности. Чаще всего вместо нее разработчики использовали обычные многократные проходы, во время каждого из которых на грань накладывалась только одна текстура. Для девелоперов было важно, чтобы новые игры запускались и на старых машинах, поэтому в большинстве приложений мультитекстурирование не использовалось. Microsoft от этого лишь выиграла.
DirectX 9 для Windows XP, 7, 8, 10 32/64 Bit
Данная исполняемая библиотека необходима для запуска некоторых игр и мультимедийных программ в среде операционных системы от Microsoft. В нашей сегодняшней статье мы подробнее расскажем про DirectX 9, а в самом конце странички, предложим бесплатно скачать последнюю русскую версию официального инсталлятора для Windows XP, 7, 8 или 10 x32/64 Bit.
Описание
DirectX (с английского означает «прямой, непосредственный» на русском языке произносятся как ДиректЭкс). Это совокупность API-библиотек, необходимых для запуска различных программных продуктов в среде операционных систем Microsoft Windows. Данное ПО распространяется на полностью бесплатной основе и доступно на официальном сайте Microsoft. Чаще всего поставляется вместе с теми приложениями или играми, для запуска которых необходимо.
Возможности
DirectX 9 не является приложением в привычном понимании. Но список возможностей мы все же приведем:
- Включен компонент DirectX Graphics, состоящий из:
- DirectDraw;
- Direct3D;
- DirectInput;
- DirectPlay;
- DirectSound;
- DirectMusic;
- DirectShow;
- DirectX Instruments;
- DirectSetup;
- DirectX Media Objects.
Список возможностей данной мультимедийной библиотеки можно перечислять долго. Но для экономии вашего и нашего времени давайте сразу переходить к достоинствам и недостаткам ее использования.
Достоинства и недостатки
Список сильных и слабых сторон Microsoft DirectX 9 можно сформулировать следующим образом.
- Благодаря использованию библиотеки мы сможем запустить игры или программы, которые используют ее для своей работы.
- Так как данный продукт оптимизирован именно под операционную систему Windows, его быстродействие остается на высоком уровне.
- Минимальные системные требования.
- Установщик DirectX полностью переведен на русский язык.
- Единственным недостатком, который можно выделить, является дополнительное занимаемое пространство на системном диске.
Если учесть тот факт, что без установки данной библиотеки не запустится нужная игра или программа, приведенным недостатком можно пренебречь.
Как пользоваться
Теперь, когда мы рассмотрели возможности программы, а также ее сильные и слабые стороны, давайте переходить к инструкции по бесплатному скачиванию и установке DirectX 9 для компьютера или ноутбука.
Загрузка и установка
Давайте бесплатно скачаем и установим наш драйвер. Для этого предпринимаем ряд простых 3 шагов:
- Жмем кнопку, которая позволит скачать архив с нужным нам файлом.
- Распаковываем архив и извлекаем исполняемый компонент.
- Запускаем установщик DirectX 9 и следуя подсказкам, например, куда установить, создать ли ярлыки и т. д., производим инсталляцию системной библиотеки от Microsoft.
- Закрываем установщик и перезагружаем наш ПК.
Некоторые пользователи спрашивают – как удалить DirectX 9? Все очень просто – для этого, как и в случае с обычной программой, нужно использовать панель управления.
Теперь, когда с установкой покончено, мы можем переходить к инструкции по использованию нашей библиотеки.
Инструкция по работе
Вся суть использования библиотеки DirectX для Windows XP, 7, 8 и 10, сводится к следующему: вы просто запускаете игру или программу, которая подразумевает работу в связке с DirectX 9. Никаких дополнительных настроек производить не нужно. Единственное, что следует сделать, после установки библиотеки, это перезагрузить ваш компьютер.
Для того чтобы включить DirectX 9 на Windows 10 необходимо посетить панель управления, найти там раздел «Программы и компоненты», выбрать «Включение или отключение компонентов Windows», а потом установить флажок напротив пункта «Компоненты прежних версий».
Еще один очень частый вопрос – «как поменять DirectX 11 на 9 на Windows 7?». Менять их не нужно, библиотеки работают параллельно, и каждая из них используется для своих задач.
Кстати: заменить данную системную библиотеку ничем нельзя. Там, где необходим DirectX 9, может использоваться только он.
Системные требования
DirectX способен работать даже на самых слабых компьютерах (имеется в виду именно версия с номером 9). Для примера мы посмотрим конфигурацию компьютера, на котором возможно запускать и использовать данную библиотеку:
- Центральный процессор: одноядерный 1.6 ГГц и выше.
- Оперативная память: от 512 Мб.
- Пространство на жестком диске: от 50 Мб.
- Платформа: Windows.
- Графический адаптер: не важен.
- Разрешение экрана: любое.
Теперь, когда с теорией покончено, может двигаться дальше и переходить к скачиванию нашей системной библиотеки, когда, например, ее требуют GTA SA, PUBG Lite и т. д.
Скачать
Для того чтобы бесплатно скачать или обновить библиотеку до последней официальной версии DirectX 9 для вашего компьютера или ноутбука, кликаем по кнопке, которая загрузит архив с нужным файлом.
Как скачать и обновить DirectX 9, 10, 11 и пр. (не запускаются игры, есть ошибки вида d3dx9 43.dll и др.)
Вопрос пользователя
Здравствуйте.
Переустановил Windows, а вместе с ней и драйвера, и сами игры. Теперь при запуске любимой игры танки (World of Tanks) — появляется ошибка, что запуск невозможен, т.к. отсутствует файл d3dx9_43.dll.
Кстати, подобная же ошибка появляется и пи запуске многих других игр. Подскажите, как запустить игру и избавиться от этой ошибки.
Д оброго дня всем!
Довольно распространенная ситуация. Причем, вместо d3dx9 43.dll — в ошибке часто встречаются и отсутствие других файлов, например, d3dx9_42.dll или dxgi.dll и т.д.
Все подобные ошибки (пример, кстати, указан на скриншоте ниже) возникают из-за отсутствия библиотек DirectX (это набор специальных файлов, которые упрощают разработку и программирование компьютерных игр. Более подробно на 👉 Википедии).
Разумеется, чтобы устранить подобные ошибки — необходимо скачать и обновить библиотеку DirectX — т.е. установить ту, которая требуется игре (это логично 👌).
Рассмотрим, как это можно быстро и легко выполнить.
Запуск программы невозможен / пример ошибки
Обновление DirectX: типовые вопросы
Как узнать текущую версию DirectX
При появлении ошибки в первую очередь посмотрите на системные требования игры, в них обычно всегда указывается требуемая версия DirectX (и, кстати, очень часто в комплекте с игрой идет DirectX нужной версии для запуска игры — возможно вы его просто забыли установить).
А чтобы узнать какая версия DirectX установлена в вашей Windows, необходимо:
- вызвать окно открыть при помощи сочетания кнопок Win+R ;
- далее ввести команду dxdiag и нажать Enter ;
Win+R — dxdiag // как узнать версию DirectX
Средство диагностики DirectX
Логично, что если игра требует версию DirectX 11, а у вас установлена только DirectX 9 — она выдаст ошибку о том, что нужных библиотек нет и их требуется установить.
Способы скачать DirectX 👍
Вариант №1: с помощью официального веб-установщика
Самый лучший и надежный способ обновить DirectX — воспользоваться официальным сайтом Microsoft, с которого скачать веб-установщик (ссылка приведена выше 👆).
Далее этот файл необходимо запустить ( примечание : название файла dxwebsetup.exe). Примечание: для Windows 10/11 — достаточно запустить обновление системы, и она всё загрузит самостоятельно*.
Важно: для обновления вам будет необходимо подключение к интернету, из которого веб-установщик автоматически загрузит и установит все самые новые библиотеки.
Затем необходимо принять условия лицензионного соглашения и начать установку.
Начало установки DirectX 9.0
Собственно, если у вас быстрый интернет — через несколько минут все библиотеки будут загружены и установлены (если медленный — придется подождать. ).
Вариант №2: с помощью спец. утилит
Есть такие утилиты, которые могут проверить вашу систему: установлены ли последние версии драйверов, обновлены ли библиотеки NET Framework, DirectX и пр.
Причем, всё это они делают в автоматическом режиме (от вас требуется только нажать 2 раза левой кнопкой мышки. ✔ ).
Для этих целей я часто рекомендую 👉Driver Booster. Даже бесплатной версии хватит для исправления проблем с DirectX и других игровых компонентов в системе. См. скрин ниже. 👇
Driver Booster — найдено 4 устаревших драйвера, и 1 игровой компонент // пример работы программы
Вариант №3: предварительная загрузка инсталлятора (если нет интернета)
Ссылка на полный установщик: https://www.microsoft.com/en-us/download/details.aspx?id=8109
Как и где можно найти доп. инсталлятор: см. инструкцию
Если вы хотите установить DirectX на компьютер, на котором нет интернета, то предварительно можно скачать полную версию инсталлятора (а не веб-установщик) и записать его на флешку или диск.
Затем подключить данный носитель к ПК и установить DirectX. Ссылка приведена выше.
Вариант №4: с помощью установщика, идущего с игрой
Этот вариант наиболее оптимальный, если у вас не запускается только одна конкретная игра (на мой скромный взгляд).
Дело в том, что разработчики игры точно знают, какая версия DirectX требуется для нормальной работы их продукта, и часто ее и «вкладывают» в установщик.
Но многие пользователи почему-то отказываются от обновления DirectX при установке игры, а зря!
👉 Кстати!
Если вы устанавливаете игру из Steam — то в подавляющем большинстве случаев текущая версия клиента проверяет вашу версию DirectX, и при необходимости — обновляет ее!
Кстати, этот способ также может быть актуален для компьютеров, на которых нет интернета.
👉 Примечание!
Для обновления DirectX подобным образом — достаточно открыть DVD-диск (или образ ISO) с какой-нибудь игрой (в большинстве случаев DirectX там «приложен» 👌).
Вариант №5: на сторонних сайтах
Найти установщики DirectX можно на всех популярных (и не очень популярных) софтовых сайтах. Другое дело, что доверять или не доверять им — дело каждого.
Тут вопрос даже не только в том, что можно «подцепить» какой-нибудь вирус, но и есть вероятность вывести систему из строя, устанавливая всевозможные сборки DirectX от «умельцев».
По крайней мере, если с сайта Microsoft скачать установщик не получилось, хотя бы скачивайте его с крупных софтовых порталов, где есть отзывы и рекомендации. Например, можно загрузить 👉 DirectX 9, 10 на софт-портале.
Про ошибки, связанные с отсутствием DLL файлов
Популярный вопрос: что делать, если обновил DirectX, а все равно показывается ошибка, что нет файла dxgi.dll и запуск игры невозможен.
Пробую обновить DirectX, но Windows пишет, что все самые новые библиотеки уже установлены и в обновлении мне отказывает. Как тогда быть?
Скорее всего произошел какой-то системный бой. Например, подобное может наблюдаться после установки DirectX с неофициальных источников. Веб-установщик «видит» что все файлы установлены и загружены, а по факту их нет.
Есть несколько путей решения проблемы:
- Воспользуйтесь другим компьютером или ноутбуком: скопируйте нужные файлы (прим.: отсутствие которых вы видите в своих ошибках) на флешку и перенесите их на свой компьютер. Папки: C:\Windows\System32 (для 32-разрядной системы);
C:\Windows\SysWOW64 (для x64); - Можно переустановить систему Windows, а вместе с ней и драйвера, и DirectX (способ радикальный, но рабочий на 100%);
- Можно воспользоваться различными сайтами для поиска недостающих DLL (правда, этот вариант лучше оставлять как крайний, т.к. он не безопасен!). Например, один из таких сайтов — это https://ru.dll-files.com.
- Алгоритм работы с такими сайтами простой: вписываете в поисковую строку название файла из ошибки о недостающем DLL, затем выбираете нужную версию файла из найденных (можно скачать сразу несколько и все попробовать), извлекаете загруженный архив в системную папку Windows ( C:\Windows\System32 — для 32-разрядной системы; C:\Windows\SysWOW64 — для x64) , затем вновь пробуете запустить игру.
Загрузка и поиск DLL
Примечание: кстати, после загрузки определенного файла DLL, и попытке запуска игры — может появиться вновь ошибка о недостающем файле, только имя файла будет другое. И так по цепочке можно загрузить все недостающие файлы (правда, учтите, что цепочка может быть длинной. ).
📌 Кстати!
Для нормальной работы игр рекомендую также обновить драйвера и игровые компоненты — с этим отлично справляются спец. утилиты из моей старой подборки
Собственно, после обновления DirectX — игры должны перестать выдавать ошибки, связанные с отсутствием тех или иных DLL файлов.