Как выбрать монитор для программиста: типы матриц, порты и примеры
Мы уже писали про вертикальные мышки, и теперь хотим рассказать о том, на что стоит обратить внимание при выборе монитора для программиста.
Мы провели опрос среди наших подписчиков, и по его результатам большинство из вас использует два.
Чем отличаются мониторы?
Главное в мониторе — матрица. От неё зависит: качество изображения, количество цветов и цена монитора. Также имеют значение: яркость, частота обновления, тип подставки (регулировка высоты и поворота), наличие технологии Flicker-Free и разрешение экрана.
Какие бывают типы матриц?
- TN (TN + Film) — самый старый тип. Такие матрицы имеют небольшой угол обзора и плохую цветопередачу. Их преимущество — отклик до 1мс, благодаря чему TN-матрицы используют киберспортсмены.
- VA (MVA, PVA) — обладают широким углом обзора и хорошей цветопередачей. Среди всех остальных типов матриц обладают наибольшей контрастностью. Их часто используют в изогнутых мониторах.
- IPS (или PLS от Samsung) — имеют самый большой угол обзора и отличную цветопередачу. Но из-за сложной обработки каждого пикселя, у этой матрицы самый медленный отклик (около 5мс).
- OLED — самое высокое качество изображения, но их цена до сих пор сравнима со стоимостью мощного ноутбука. OLED-мониторы подойдут скорее дизайнерам, а не программистам.
Как подключить?
Самые распространённые интерфейсы передачи изображения (и звука, если разъём цифровой):
- HDMI — встречается чаще всего. Способен передавать изображение в высоком качестве, но может иметь ограничение по частоте. И даже если у вас кабель версии 1.4 или выше, монитор может выдавать высокую частоту обновления только через DisplayPort. Максимальное разрешение — 4K, максимальная частота — 120Гц.
- DisplayPort — новый интерфейс, поддерживающий более высокую частоту обновления, чем HDMI. Имейте в виду, что это единственный кабель, имеющий защелку, без нажатия которой извлечь его не получится. Максимальное разрешение — 4K, максимальная частота — 240Гц.
- USB Type-C — универсальный интерфейс. Через него можно не только передавать изображение, но и заряжать устройства. Максимальное разрешение — 4K.
- DVI — один из старых интерфейсов, имеет ограничение разрешения до 1920×1080 пикселей. Аналоговый DVI-A — передаёт только изображение. Цифровые разъёмы DVI-I и DVI-D похожи, но не совместимы между собой. Максимальное разрешение — 1920×1200 (в одноканальном режиме), максимальная частота — 60Гц.
- VGA (D-Sub) — самый старый используемый аналоговый интерфейс. Передаёт только изображение. Официально поддерживает разрешение до 1280×1024 пикселей. Однако, в зависимости от видеокарты, может выдавать разрешение до 2K. Максимальная частота — 75Гц.
Поддерживаемая частота обновления экрана зависит от разрешения и версии интерфейса.
Что ещё важно?
Кроме типа матрицы и интерфейсов стоит обратить внимание на:
- яркость экрана — обычно от 200 до 1500 кандел на м². Если приходится много работать в темноте, лучше выбирать низкую яркость — 200–250 кд;
- размер экрана — выбирайте размер исходя из ваших нужд и количества места на столе, но вообще, чем больше экран, тем свободнее себя будет чувствовать любимая IDE;
- соотношение сторон — стандартные пропорции экрана — 16:9, сверхширокие мониторы подойдут тем, кто занимается видеомонтажом и любителям выстраивать по три окна в ряд;
- степени свободы подставки — от настройки угла наклона до изменения высоты и поворота экрана;
- Flicker-free — эта технология позволяет избежать мерцания при любой яркости монитора (без неё на низкой яркости могут болеть глаза).
Наша подборка мониторов для программистов
Мы подобрали мониторы, исходя из следующих характеристик: приятная картинка, IPS-матрица, размер экрана не меньше 27 дюймов, подставка с поворотом на 90 градусов, Flicker-free и небольшая яркость. Мы — не истина в последней инстанции, поэтому, если вам хочется что-то порекомендовать, пишите свои варианты в комментарии.
DELL S2721HS(X) 27″
- Яркость — 300 кд/м².
- Размер экрана — 27 дюймов.
- Соотношение сторон — 16:9.
- Разрешение экрана — 1920×1080.
- Частота обновления кадров — 75 Гц.
- Область обзора — 178 градусов.
- Антибликовое покрытие экрана.
- Фильтры синего цвета.
- Порты: HDMI, DisplayPort.
- Цена
Iiyama ProLite XB3270QS-B1 31.5″
- Яркость — 250 кд/м².
- Размер экрана — 31,5 дюйма.
- Соотношение сторон — 16:9.
- Разрешение экрана — 2560×1440.
- Частота обновления кадров — 60 Гц.
- Область обзора — 178 градусов.
- Антибликовое покрытие экрана.
- Подставка позволяет вращать экран на 360 градусов.
- Фильтры синего цвета.
- Порты: HDMI, DisplayPort, DVI-D.
- Цена
DELL P2719H 27″
- Яркость — 300 кд/м².
- Размер экрана — 27 дюймов.
- Соотношение сторон — 16:9.
- Разрешение экрана — 1920×1080.
- Частота обновления кадров — 60 Гц.
- Область обзора — 178 градусов.
- Антибликовое покрытие экрана; 4 USB 3.0 порта.
- Порты: HDMI, DisplayPort, VGA.
- Цена
Philips 328B6QJEB 31.5″
- Яркость — 250 кд/м².
- Размер экрана — 31,5 дюйма.
- Соотношение сторон — 16:9.
- Разрешение экрана — 2560×1440.
- Частота обновления кадров — 76 Гц.
- Область обзора — 178 градусов.
- Антибликовое покрытие экрана; 4 USB 3.0 порта.
- Порты: HDMI, DisplayPort, VGA, DVI-D.
- Режим MultiView (можно подключить два компьютера и разделить экран).
- Цена
Расскажите какая по-вашему главная характеристика монитора для программиста?
Лучший монитор для программирования в 2022 году | ТОП-5
Что делает монитор одним из лучших для программирования? Много пикселей не помешает, это точно. Чем больше места на экране, тем больше окон и приложений вы сможете открыть одновременно, будь то для самого кодирования или для инструментов совместной работы.
Эргономика тоже имеет значение. Предпочтения варьируются, но большинству программистов нужна возможность повернуть экран вертикально, чтобы увеличить высоту панели, так помещается больше строк кода без нужды прокручивать их. Точно также и набор подключений повышает эргономику, особенно когда вы постоянно пользуетесь ноутбуком, поэтому USB-C очень желателен.
Менее важными являются такие факторы, как поддержка HDR, высокая точность цветопередачи, высокая частота обновления и подобные. Конечно, вам нужен экран с хорошей контрастностью и цветами, просто чтобы сократить нагрузку на глаза. Но огромный динамический диапазон, высочайшая яркость и широкий охват цветовых гамм, таких как DCI-P3, увеличивают стоимость монитора, не предлагая особых преимуществ в контексте программирования.
Как выбрать монитор для программирования?
Во-первых, мы бы искали экран с высоким разрешением. 4К-панели сегодня достаточно доступны, особенно в форм-факторе 27 и 28 дюймов. Тем не менее, 1440р остается разумным выбором для программирования. Если вы кодер, который любит поворачивать экран вертикально, пара более доступных мониторов 1440 с возможностью поворота станет лучшим вариантом, предложив отличную ценность.
С другой стороны, если вам нравится программировать с несколькими активными окнами, выстроенными параллельно, широкоформатная панель может оказаться полезней. Это особенно актуально сегодня, когда один или два сверхшироких монитора могут иметь разрешение в 2160 пикселей по вертикали. Таким образом, вы практически ничего не теряете, что касается вертикального разрешения.
При прочих равных мы по-прежнему отдаем предпочтение мониторам с высоким разрешением 4К, чтобы увеличить плотность пикселей предельно. Когда вы целый день смотрите на код, красивые четкие цифры действительно помогут свести нагрузку на глаза к минимуму. Опять же, нашим выбором станет монитор с полностью регулируемой подставкой и поддержкой разворота в вертикальную позицию.
Что касается типа панели и производительности, преимущество IPS-панели в широких углах обзора, что может быть особенно полезно в использовании нескольких мониторов. Тем не менее, мы бы не стали вот так сразу отказываться от 4К панели VA, особенно по привлекательной цене.
О чем мы бы не стали волноваться, так это о скорости обновления, поддержке HDR и последнем слове мира игровых мониторов – скорости отклика пикселей. Доплата за монитор с частотой обновления 120 Гц и выше не дает преимущества программисту. То же самое касается HDR-мониторов с необычными технологиями, такими как mini-LED подсветка, широкие цветовые гаммы и так далее. Все это лишь увеличивает ценник на монитор, не предлагая преимуществ программисту.
Однако мы готовы платить за качественное подключение. Особую ценность представляет USB Type-C с возможностью подачи питания. Это решение позволит вам подключить ноутбук и одновременно работать с монитором, заряжая ноутбук с помощью одного кабеля. Большинство мониторов USB-C также интегрируют USB-концентраторы, чтобы вы могли подключить к монитору клавиатуру, мышь и периферийные устройства, среди которых внешняя память, а также подключить их к ноутбуку с помощью одного кабеля. Это очень удобное решение. После того, как вы попробуете USB-C, вы не захотите возвращаться к груде кабелей снова.
1. Philips 288E2A
(Изображение предоставлено: Future)
Недорогой монитор с разрешением 4К.
Панель: 28-дюймовая, IPS | Разрешение: 3840 х 2160 | Яркость: 300 кд/м 2 | Отклик пикселя: 4 мс | Цветовой охват: 119% sRGB | Частота обновления: 60 Гц | Входы: DisplayPort 1.2, HDMI 2.0.
Плюсы:
- Разрешение 4К;
- 28-дюймовая панель;
- Регулируемая подставка;
Минусы:
- Ограниченный цветовой охват;
- Не такая яркая панель;
Если вы ищете недорогой 4K монитор для программирования, обязательно включите Philips 288E2A в свой список. Это 28-дюймовый монитор с разрешением 4K и большим количеством места на рабочем столе для кодирования. Плотность пикселей приличная, поэтому шрифты и меню остаются четкими. Он использует IPS-панель, которая обеспечивает отличные углу обзора, хотя это не самый яркий экран в мире с яркостью в 300 нит при полном отсутствии поддержки HDR.
Стоит отметить, что нет никакой возможности подключения USB-C, что не является большим сюрпризом в этой ценовой категории. Дизайн выглядит современно за счет тонких рамок, а подставка позволяет регулировать высоту и наклон. Поддержки поворота в портретный режим нет, а жаль. Но за такие деньги предложение довольно велико для монитора.
2. Huawei MateView
Больше вертикального пространства для удобства программиста.
Панель: 28,2-дюймовая IPS | Разрешение: 3840 х 2560 | Яркость: 500 кд/м 2 | Отклик пикселя: 5 мс | Цветовой охват: 98% DCI-P3 | Частота обновления: 60 Гц | Входы: HDMI, Mini DisplayPort, USB-C на 90 Вт.
Плюсы:
- Необычное соотношение сторон;
- Множество пикселей;
- На удивление доступная цена;
Минусы:
- Необычное соотношение сторон;
- Ограниченная поддержка HDR;
Разворот монитора в портретный режим – популярное решение среди программистов, желающих максимально увеличить объем кода, видимый без прокрутки. Но Huawei MateView подходит к этой проблеме несколько иначе. Вместо обычного широкоэкранного 16:9 или даже 21:9 это необыкновенно высокая панель 3:2. Тем не менее, разрешение довольно высокое: 3840 х 2560 х 28,2-дюймовой панели. Другими словами, это монитор 4К с дополнительным вертикальным пространством. Идеально подходит для программирования, скажут вам многие программисты.
Интерфейс USB-C с мощностью 65 Вт для простого подключения по одному кабелю – ещё одно важное преимущество, особенно для пользователей ноутбуков. Кроме того, перед вами достаточно мощная панель с яркостью 500 нит, а также высокой точностью цветов с покрытием в 98% охвата DCI-P3. Возможно, монитор не имеет прямого назначения на программирование, но вы, безусловно, получаете высокое соотношение цены и качества в едином и надежном универсальном пакете.
3. AOC U32P2
Относительно доступный 32-дюймовый 4К.
Панель: 32-дюймовая, VA | Разрешение: 3840 х 2160 | Яркость: 350 кд/м 2 | Отклик пикселя: 4 мс | Цветовой охват: 88% AdobeRGB | Частота обновления: 60 Гц | Входы: DisplayPort 1.2, x2 HDMI 2.0.
Плюсы:
- Полностью регулируемая подставка;
- 32-дюймовая VA-панель с разрешением 4K;
- Относительно доступная;
Минусы:
- Не поддерживает USB-C или HDR;
- Точность цветопередачи посредственная;
Разрешение 4K на 32 дюймах – это очень хорошая комбинация, которая обеспечивает четкие шрифты во время кодирования, а также имеет много места на рабочем столе для одновременной работы с несколькими окнами или приложениями. AOC U32P2 предлагает все эти возможности на 32-дюймовой VA-панели по разумной цене. VA-панель может предложить отличный контраст, что является важным параметром для продолжительного использования.
Конечно, в этой ценовой категории вы не получаете подключения по одному кабелю USB-C с подачей питания. А вот с точки зрения эргономики этот монитор выигрывает, поскольку имеет многоуровневую подставку, которая регулируется во всех плоскостях, включая разворот в портретный режим. В целом, это весьма привлекательный пакет для серьезной работы.
4. Dell UltraSharp U4021QW
40-дюймовый сверхширокоформатный экран.
Панель: 40-дюймовая, IPS | Разрешение: 5120 х 2160 | Яркость: 300 кд / м 2 | Отклик пикселя: 5 мс | Цветовой охват: 98% DCI-P3 | Частота обновления: 60 Гц | Вход: DisplayPort 1.4, x2 HDMI 2.0, USB-C с питанием в 90 Вт.
Плюсы:
- Эпичная 40-дюймовая панель;
- Высокая плотность пикселей;
- Хорошее покрытие цветов;
Минусы:
- Не поддерживает HDR;
- Дорогой монитор;
Раньше большой монитор означал большие пиксели. Но не с Dell UltraSharp U4021QW. Этот 40-дюймовый монстр может похвастаться разрешением 5120 х 2160 пикселей с той же плотностью, что и у 32-дюймового 4К-монитора. На выходе вы получаете огромное рабочее пространство и красивые, четкие шрифты для кодирования.
Вы также сможете рассчитывать на отличное покрытие цветов с 98 процентами DCI-P3, но, что гораздо важней, подключение USB-C с мощностью 90 Вт для удобного соединения периферии по одному кабелю. Это, конечно, недешевый монитор, но он 40-дюймовый, на минуточку, так что отсутствие HDR-поддержки простительно. В сравнении с обычными SDR-мониторами для программирования, этот невероятно хорош.
5. Viewsonic VG3448
Широкоформатный вариант за разумные деньги.
Панель: 34-дюймовая, VA | Разрешение: 3440 х 1440 | Яркость: 300 кд/м 2 | Отклик пикселя: 5 мс | Частота обновления: 60 Гц | Входы: DisplayPort, mini DisplayPort, x2 HDMI.
Плюсы:
- Отличный формат для продуктивной работы;
- Высокое качество сборки;
Минусы:
- Довольно дорогой монитор;
- Нет подключения USB-C;
- Адекватное, но не лучшее качество изображения;
Хотя широкоэкранный монитор в портретной ориентации довольно популярен среди программистов, сверхширокоформатная панель не мешает быть интересной альтернативой. Viewsonic VG3448 предлагает соотношение сторон 21:9 с разрешением 3440 х 1440 пикселей панели VA по разумной цене.
Это монитор без излишеств, без подключения USB-C и без поддержки HDR. И пока VA-панель способна предложить высокую контрастность и море рабочего пространства для параллельного просмотра нескольких окон и приложений. Корпус монитора также поддерживает VESA-крепление, чтобы вы могли использовать в качестве интересного варианта крепление VESA с последующей ориентацией в портретный режим для массивного 3440 пикселей по вертикали и тысяч видимых строк кода без прокрутки.
Пять вещей, на которые следует обратить внимание, выбирая монитор для программирования:
1. Плотность пикселей имеет значение, когда речь заходит о красивых и четких шрифтах. Разборчивый и четкий шрифт сделает продолжительные сеансы кодирования комфортнее. Так что выбирайте монитор с высоким разрешением по возможности.
2. Поворот широкоэкранной панели монитора в портретный режим обеспечит массу дополнительного места для кода по вертикали, сэкономив место на столе. Но не все мониторы умеют это.
3. Подключение по USB-C с поддержкой передачи энергии сделает жизнь программистов, пользующихся ноутбуками, гораздо проще и аккуратнее, сэкономив на количестве проводов. Просто подключите экран и периферию одним кабелем к монитору.
4. Не следует волноваться о дорогостоящих функциях, среди которых поддержка HDR, безумно высокая частота обновления или плохое время отклика. Они не помогут вам в работе с кодом.
5. Тип панели практически не имеет значения, но мы отдаем предпочтение классическим IPS или VA-панелям против TN-мониторов, когда речь заходит о долговременном комфорте и удобстве использования.
Как мы тестировали мониторы?
Мы рассматривали мониторы на основе ряда факторов, среди которых цена, дизайн и производительность. Мы учитываем диагональ каждого монитора, а также тип панели, разрешение, частоту обновления, цветовой охват и поддержку HDR. Мы также рассматриваем возможности подключения, включая HDMI, DisplayPort, USB-C и беспроводные интерфейсы. Плотность пикселей и точность цветопередачи особенно важны для мониторов с цифровым дизайном, но не менее важна эргономика, поэтому мы оцениваем возможности настройки подставки. Наконец, качество сборки и соотношение цена-качество сопоставляются с конкурентами на рынке.
9 Лучших мониторов для программиста — рейтинг 2023
Выбор монитора для программиста осуществляется по ряду ключевых параметров: диагональ экрана, поддерживаемое разрешение и частота смены кадров, уровень яркости и контрастности, эргономика корпуса и его дизайн, наличие необходимых портов для подключения, а также ряд других. Даже опытный пользователь ПК в представленном на рынке ассортименте дисплеев легко растеряется. Большинство моделей обладают стильным современным дизайном и имеют вполне приличную картинку, однако могут скрывать определённые недостатки, которые быстро обнаружить не удастся. На изучение всех актуальных предложений рынка могут уйти месяцы, что в реалиях современного темпа жизни нецелесообразно и вряд ли приемлемо. Поэтому гораздо разумнее будет довериться экспертам, которые обладают обширными знаниями в технике и отлично разбираются в актуальных предложениях мониторов от различных производителей.
Они смогли подобрать оптимальные по параметрам дисплеи для программистов и составить рейтинг наиболее выгодных по различных ключевым критериям. Приведены для всех моделей описания ключевых характеристик, преимуществ и недостатков, а также сделаны логичные выводы. В результате у покупателей не возникнет никаких сомнений в выборе, а приобретённый монитор будет полностью соответствовать всем предъявляемым требованиям и личным предпочтениям.
- ASUS VA24DQSB
- MSI Modern MD271QP
- BenQ GW2785TC
- ASUS BE24EQSK
- HP Z24f G3
- ASUS ProArt PA24AC
- Philips 240B9
- DELL U2421E
- HP E24i G4
Рейтинг лучших мониторов, в который вошли исключительно надёжные модели, безопасные для глаз и имеющие оптимальные технические характеристики. Описаны ключевые преимущества и недостатки, сделаны экспертные выводы, которые помогут определиться с выбором наиболее подходящего под предъявляемые требования монитора.
ASUS VA24DQSB
Монитор ASUS VA24DQSB оснащён 23,8″ IPS матрицей с поддержкой нативного разрешения 1920×1080 пикселей и частотой обновления кадров 75 Гц. Выполнен в пластиковом корпусе с матовым покрытием, имеет тонкорамочный дизайн, оснащён стандартной подставкой, которая позволяет менять положение экрана по наклону, высоте, ориентации и повороту. Такое количество настроек наиболее востребовано программистами, которые работают в разных средах разработки и вследствие чего возникает потребность в изменении ориентации монитора, а также гибкость для расположения на столе других устройств, например ноутбука.
Матрица обладает оптимальным быстродействием, время реакции составляет 5 мс, что для монитора, позиционируемого в бюджетном сегменте вполне приемлемо. Яркость 250 кд/м² оптимальная для набора текстового кода и создания пользовательских интерфейсов приложений. Уровень контрастности 1000:1 типичный для IPS матриц, картинка выглядит чёткой и детализированной. Наличие антибликового покрытия исключит появление отражений на дисплее, за счёт чего снизит нагрузку на зрение. Монитор полностью безопасен для глаз, что подтверждено сертификатом TUV Rheinland.
Пора обновить ваш монитор
Я программист. Я не занимаюсь цифровой живописью, обработкой фотографий, видеомонтажом. Меня действительно не волнует широкая гамма или даже правильная цветопередача. Я провожу большую часть своих дней в текстовом браузере, текстовом редакторе и текстовом терминале, глядя на едва движущиеся буквы.
Поэтому я оптимизирую настройки, чтобы показывать действительно, действительно хорошие буквы. Для этого необходим хороший монитор. Не просто нужен, а ОБЯЗАТЕЛЕН. А под «хорошим» я имею в виду настолько хороший, насколько это возможно. Это мои мысли, основанные на моём собственном опыте того, какие мониторы лучше подходят для программирования.
Дисплеи низкой плотности
Согласно моему опросу программистов, 43% всё ещё используют мониторы с плотностью пикселей на дюйм менее 150:
Какое разрешение dpi у вашего _основного_ монитора? Для вычисления используйте этот инструмент
Почему это проблема? Потому что единственный способ получить хорошие буквы — это потратить больше пикселей на букву. Так просто. В прошлом количество пикселей на дисплеях было небольшим, поэтому мы научились жить с этим и даже изобрели несколько очень умных трюков, чтобы сделать нашу жизнь лучше. Две важные вещи, которые нужно понять:
- Времена дисплеев с низким разрешением прошли. Теперь в ходу дисплеи с высоким разрешением.
- Хитрости, разработанные для дисплеев с низким разрешением, не могли волшебным образом заставить текст выглядеть хорошо. Это всегда было и остаётся невозможным. Они просто сделали текст немного менее ужасным, но он всё ещё ужасен.
Чтобы сделать мое утверждение более обоснованным, давайте подробно рассмотрим, как на самом деле выглядит текст на дисплее с низким разрешением и что с этим можно сделать (спойлер: не так уж много!).
Не хватает пикселей
Во-первых, для отрисовки символов просто не хватает пикселей. Возьмём шрифт Consolas, разработанный специально для программистов. Microsoft очень много работала, чтобы настроить его для рендеринга на дисплеях с низким разрешением. Мы установили его на 14px, что является значением по умолчанию в VS Code (и люди часто уменьшают его!):
Consolas на 14px, macOS
На таком размере заглавная буква В занимает на экране всего лишь 6×9 пикселей. У строчных букв только 7 (семь!) вертикальных пикселей. Это не так уж много. У меня больше пальцев на руках, чем здесь пикселей. Независимо от того, насколько хорошо разработан шрифт, трудно что-либо показать, когда всё, что у вас есть, — это семь пикселей. Всё, что немного сложнее, чем “Т” или “Н”, становится неразборчивым пиксельным беспорядком.
Посмотрите на букву ‘g’ на картинке выше. Трудно сказать, где начинаются или заканчиваются штрихи, или даже сколько их там. Это просто случайный серый шум или шахматная доска, но не буква. Вот буква:
Consolas на 168px
Действительно, очень обидно наблюдать, как эти прекрасные мелкие детали сжимаются всего лишь в 7×10 пикселей.
Ужасный хинтинг
Чтобы бороться с проблемой серой мешанины, Windows использует довольно агрессивный хинтинг. По сути, она просто сгибает и перемещает черты букв до ближайшего пикселя, обеспечивая более чёткие границы.
И это работает! Шрифты действительно выглядят лучше с хинтингом, чем без него:
Нет хинтинга (macOS) → есть хинтинг (Windows)
Но не надейтесь на него: всё равно ничего не выйдет. Он не заставит текст выглядеть хорошо. Он будет выглядеть лучше, но всё равно плохо.
Однако главная проблема с хинтингом заключается в том, что он разрушает очертания букв. Пиксели визуализируются не там, где они должны быть, а скорее там, где проходит пиксельная сетка. Для примера:
Verdana (k) и Times New Roman Italic (z) перед растеризацией в 13px. Источник
Идея заключается в том, что он будет выглядеть лучше, когда визуализируется в реальных пикселях.
Но даже если мы просто посмотрим на вертикальный хинтинг горизонтальных линий, это всё равно слишком сильно меняет шрифт:
Смотрите, как горизонтальные линии смещаются от их фактического положения в файле векторного шрифта? Ошибка здесь составляет целых ¼ пикселя!
Но эй! Если вы никогда не видели Consolas в высоком разрешении, кого волнует, имеет ли ‘g’ такую же форму или нет? Кого волнует, что линии находятся не в том месте, если вы не знаете, где они должны были быть изначально? Ну, иногда проблемы более очевидны: круги не являются кругами, равные расстояния становятся не равными, пропорции все неправильные, то, что должно быть маленьким, становится огромным и наоборот, и т. д. Здесь:
После перемещения горизонтальных линий в соответствии с пиксельной сеткой (путём смещения их до ½ пикселя!), Windows с трудом разбивает 7 других пикселей на три равных промежутка. К сожалению, альтернатива не лучше:
Из моего личного опыта разработки Fira Code я видел слишком много способов, которыми простая идея «просто приклейте края к ближайшему пикселю» может пойти не так:
Это игра, в которой просто невозможно победить.
Дробление пикселя
Можете ли вы нарисовать идеальную линию, которая тоньше одного пикселя?
Да. Идея действительно проста. Пиксель вашего дисплея состоит из трёх вертикальных субпикселей, каждый из которых отвечает за свой цвет. Мы можем осветить их по отдельности, эффективно утроив горизонтальное разрешение!
Однако, на практике вы не можете реализовать его буквально, потому что вы просто получите рождественскую гирлянду:
Так что вам снова придётся идти на компромисс (внутри другого компромисса!), устанавливая предел, как далеко может отклоняться цвет от чёрного:
Это означает, что формы букв не втрое чётче, они, возможно, в полтора раза чётче, но в целом всё ещё довольно размыты.
В конце концов, улучшается читаемость, но в то же время чёрно-белый текст приобретает легкий бирюзово-оранжевый ореол. Это не очень плохо, но вы можете его заметить.
Я пытаюсь сказать, что все эти уловки работают. Иметь их явно лучше, чем не иметь. Для дисплеев с низким DPI всё это просто необходимо. Но в то же время они представляют собой жёсткий компромисс, достигнутый во времена, когда у нас не было лучших дисплеев. Теперь, когда они у нас есть, время для этих трюков ушло.
Consolas 14px с ClearType и хинтингом → Consolas 14px @2x
Макбуки с Retina
Макбук с Retina может заставить текст выглядеть хорошо. Однако есть две вещи, которые вы абсолютно должны сделать.
Отключить сглаживание шрифтов
Во-первых, отключите «Сглаживание шрифтов» в Системных настройках → Общие настройки:
Я не уверен, какое сегодня там значение по умолчанию, но убедитесь, что оно выключено в любом случае.
UPD: судя по отзывам, похоже, что значение по умолчанию включено. Обязательно выключите его!
Это название настройки вводит в заблуждение. Раньше она называлась «Сглаживание шрифтов на ЖК-экранах» (LCD font smoothing), что предполагало субпиксельное сглаживание. Но Apple удалила субпиксельное сглаживание из macOS в 2018 году, в том же месяце, когда выпустила свой последний ноутбук без Retina.
Другое дело, что название предполагает, что ваши шрифты могут вообще не сглаживаться. Это тоже не так.
На самом деле она просто делает шрифт немного жирнее:
Так зачем его отключать? Потому что нет автоматизированного способа сделать шрифт жирнее. Обычно каждый вес шрифта тщательно разработан профессиональным дизайнером шрифтов. Это сложный процесс, который включает в себя миллионы ограничений. Если вы попытаетесь смоделировать его, например, добавив контур к букве, это будет выглядеть ужасно:
Настоящий жирный шрифт и поддельный, который имитируется с контуром
Но это именно то, что делает «сглаживание шрифтов» в macOS! Вот ещё один пример. MacOS размывает пиксельные границы с помощью «сглаживания шрифтов»:
Представьте себе дизайнера шрифтов, который тщательно сбалансировал каждую букву, поместил каждую точку с точностью до 1/100 пикселя, только чтобы его проигнорировало тупое программное обеспечение, которое думает, что оно знает лучше.
Что это значит для нас, программистов? Если вы возьмёте шрифт, оптимизированный вручную для определённого размера пикселя (каковыми являются многие программные шрифты, например Input на 11px или Monoid на 12px), он будет отображаться размытым, несмотря на все усилия.
И все остальные шрифты, включая системные, будут немного более размытыми, чем это необходимо.
UPD: Крис Морган упомянул в комментарии, что эта настройка может объяснить, почему так много дизайнеров используют font-weight: 300 в качестве шрифта веб-страницы по умолчанию. Они чрезмерно компенсируют шрифтовое утолщение macOS!
Целочисленное масштабирование
Когда я купил свой первый (и первый в мире) Retina Macbook Pro в 2012 году, это было именно то, что рекламировалось: масштабирование 2×, каждый логический пиксель визуализируется на экране 2×2. Экран 2880×1800 визуализируется из логического источника 1440×900.
К сожалению, с тех пор разум покинул Apple, и в какой-то момент MacBook начал получать странное нецелочисленное масштабирование по умолчанию. Например, экран 2880×1800 будет иметь логическое разрешение 1680×1050. Это коэффициент масштабирования 1,7142857143. или 12/7.
Почему? Я думаю, кто-то в Apple решил, что больше экранной площади лучше продаётся. Проблема в том, что это не такой уж большой рост: всего лишь на 15%. Я имею в виду, что 15% — это хорошо, но не принципиально. Самое ужасное, что это происходит ценой потери любого шанса отрисовать любое пиксельно-чёткое изображение вообще!
Давай посмотрим. Коэффициент масштабирования 12/7 означает, что на каждые 7 логических пикселей приходится 12 соответствующих пикселей экрана. Это означает, что каждые 7 пикселей у вас есть шанс нарисовать прямоугольник высотой 7 пикселей, и это ваш единственный шанс выровняться с сеткой пикселей.
Переместитесь на 1 пиксель вверх или вниз — и вы проиграете. Сделайте его на 1px выше или короче — вы проиграете.
Пиксельно-идеальная линия? Жаль, но нельзя указать 7/12 пикселя в качестве ширины линии. Ещё хуже, что каждая линия 1px выглядит по-разному в зависимости от её вертикального положения:
Неудивительно, что современные иконки в основном состоят из штрихов шириной в один пиксель:
Сверху: масштаб 2×, снизу: то же самое после 12/7 даунсэмплинга
Трудно представить себе кого-то, кто специально хочет увидеть такое.
(понятия не имею, почему нижний правый пиксель отсутствует на всех иконках)
Что происходит с текстом? Ничего хорошего. Сначала он визуализируется чётко попиксельно с разрешением 2×, затем масштабируется до 85,7142857143. %, чтобы вписаться в физические пиксели:
Monoid на 12px. Верхняя часть: масштаб 2×, нижняя часть: то же самое после 12/7 нисходящего масштабирования
Правильно, пользовательский интерфейс даже не отображается в этом странном целевом разрешении. Каждое приложение Mac думает, что оно рендерит в 2×, и только после этого ОС масштабирует его до целевого разрешения. Из-за этого двухэтапного процесса изменения размера теряется много точности и нюансов.
На мой взгляд, ничто не может нанести больше вреда внешнему виду пользовательского интерфейса, чем это. Даже старые UI с низким разрешением dpi лучше, так как их линии, по крайней мере, совпадают с пикселями!
И не забывайте: это по умолчанию. Каждый Macbook поставляется с этими настройками. Миллионы людей работают, не зная, что их лишили радости экрана ретина.
К счастью для нас, это легко исправить (по крайней мере, сейчас). Перейдите в раздел Системные настройки → Дисплеи, снимите флажок по умолчанию и выберите вместо этого разрешение 2×:
Это сделает все на экране немного больше, оставив на экране (немного!) меньше места. Это ожидаемо. Моё мнение таково: ноутбук — это ограниченная среда по определению. Дополнительные 15% не превратят его волшебным образом в огромный удобный рабочий стол. Но, по крайней мере, вы можете наслаждаться этим великолепным экраном и чёткими пиксельными шрифтами. В противном случае, зачем вам вообще покупать экран ретина?
ClearType в Windows
Учитывая все эти разговоры о недостатках ClearType и о том, что он просто необходим на дисплеях с низкой плотностью пикселей, следует ли отключить его на дисплее 4k? Теоретически — да. На практике — нет.
Во-первых, у Windows даже нет пользовательского интерфейса, чтобы отключить его. Я имею в виду, там есть этот флажок:
Но даже если вы его выключите, вам все равно придётся пройти через настройку ClearType. Там просто нет кнопки OK \_(ツ)_/.
Если вы выключите его таким образом, он исчезнет в некоторых местах, но будет появляться в других. Я предполагаю, что эти места используют разные API, и одно учитывает эту настройку, а другое — нет.
И самое главное, текст без ClearType выглядит как дерьмо. Это не обязательно должно быть так (он выглядит идеально на macOS, например), но особенно на Windows это невыносимо. Я думаю, что они даже не проверяют данную опцию:
Просто для удовольствия я перепечатал все текстовые метки, используя тот же шрифт, размер и цвет, но на macOS:
Но текст ClearType в Windows по-прежнему выглядит хорошо, даже на дисплее 4k. Жаль только, что мы пока не можем отключить ClearType.
Возьмите хороший монитор
Позвольте мне высказать своё мнение. В конце концов, это мой блог. Я думаю, что ноутбуки не очень хороши для разработки. Они великолепны в мобильности и удобстве, и этот аргумент может перевесить всё остальное для некоторых людей. Я принимаю это. Но все же настольный монитор + внешняя клавиатура всегда лучше ноутбука. Возможно, есть и другие причины не покупать монитор, но имея его, я надеюсь, никто не будет спорить, что это превосходная среда разработки.
После этого возникает вопрос, какой монитор вам нужен? Из того, что мы уже обсуждали, должны быть ясны две вещи:
- Это должен быть, по крайней мере, монитор 4k. И 5k, и 6k также великолепны, конечно (кроме LG 5к).
- Вам нужно использовать целочисленный коэффициент масштабирования.
Теперь может возникнуть соблазн использовать, например, масштабирование 1,5×. Это даст вам эквивалент 2560×1440 логических пикселей, что, как вы можете подумать, намного лучше. Это неправильное использование! Идея монитора 4k заключается не в том, чтобы получить больше пикселей, а в том, чтобы получить идеальный пиксельный рендеринг с высокой плотностью пользовательского интерфейса. В противном случае обычный дисплей 1440p будет работать лучше. Простое правило, которое нужно запомнить: выравнивание пикселей перевешивает всё остальное. Дисплей 1440p лучше отображает контент 1440p, чем дисплей 2160p.
Кроме того, можно запустить дисплей 4k с собственным разрешением 3840×2160 пикселей. Конечно, это зависит от размера дисплея, но, по моему опыту, даже 27-дюймовые дисплеи 4k слишком малы, чтобы работать при 1×. Пользовательский интерфейс будет слишком крошечным.
Миф о значении PPI, запатентованном Apple
Некоторые статьи предполагают, что компьютеры Apple должны использоваться только с дисплеями 220 PPI (пикселей на дюйм), потому что это число Apple сама использует на всех MacBook и iMac. Иногда люди заходят так далеко, что говорят, что дисплеи с другими PPI непригодны для использования в macOS.
Вот что я думаю. PPI определяет физический размер пикселя (220 PPI означает, что на дюйм приходится 220 пикселей, или 1 пиксель имеет ширину 1/220 дюйма). Таким образом, Apple гарантирует, что пиксели на всех её устройствах имеют одинаковый размер. Означает ли это, что элементы управления macOS имеют одинаковый физический размер? Больше нет, после того как Apple начала применять нецелочисленное масштабирование по умолчанию на MacBook.
Тогда почти невозможно гарантировать, что воспринимаемый размер или то, насколько большой пользователь видит элемент управления, является одним и тем же, потому что расстояние до дисплея отличается. Например, в среднем расстояние между моими глазами и экраном составляет 33 см с ноутбуком, но 68 см с монитором. Это двукратная разница!
Это означает, что угловой размер пикселя 1/220 Macbook эквивалентен пикселю монитора 1/110. На самом деле у меня меньше воспринимаемых пикселей на 27-дюймовом мониторе 4k, чем на 15-дюймовом Macbook Pro!
Даже сама Apple это понимает! Их айфоны имеют более высокий PPI, чем макбуки, потому что на них обычно смотрят с более близкого расстояния.
Подводя итог, я не вижу проблемы с 24-дюймовыми дисплеями 4k или даже 27-дюймовыми дисплеями. Я использую оба с macOS и люблю оба, никогда не было никаких проблем. Конечно, 5k или 6k были бы лучше, но они идут в категорию «приятно иметь». 4K — это обязательный, абсолютный минимум для всех, кто работает с текстом.
Переходите на 120 Гц
Раньше мир делился на два лагеря: дисплеи с высоким разрешением и дисплеи с высокой частотой кадров. Первое было хорошо для текста, второе — для игр, и между ними не было середины. Если вы любите играть в экшн-игры, купите оба (и большой стол). Геймерам не нужны были 4K-дисплеи, поскольку ни одна разумная игра не работала бы при 4k @ 120 Гц, а творческие профессионалы не использовали 120 Гц для редактирования фотографий/текста. Конечно, я был в лагере высокого разрешения с 2014 года и никогда не променял бы рендеринг текста ретины на едва заметное изменение частоты обновления.
HP Z27 (4k) и LG 34GL750-B (120 Гц)
Что ж, раскола больше не существует. Поскольку с недавнего времени (да, я слишком ленив, чтобы проверить) вы можете получить и то, и другое! Вы можете найти монитор 4k, работающий на частоте 120 Гц. Собственно, это открытие и послужило главной мотивацией для данной статьи.
Почему 120 Гц?
Если вы, как и я, работаете с текстом, вы можете подумать, что вам не нужны 120 Гц. И были бы правы. Это относится к категории «приятно иметь», но если вы ищете способы улучшить свой опыт, это отличный способ.
120 Гц даёт вам несколько существенных улучшений:
- Анимация становится более плавной, вплоть до того момента, когда она начинает казаться непрерывным движением вместо очень быстрого слайд-шоу.
- В частности, очень плавная прокрутка. Браузер, редактирование кода, среди прочего.
- Вся система чувствует себя гораздо более отзывчивой.
- Вы можете играть в игры и работать на одном дисплее.
Вы заметите, что всё плохо анимировано и менее отзывчиво. Это связано с тем, что время между обновлениями монитора теперь составляет 32 мс вместо 16 мс при частоте 60 Гц. Это означает, что независимо от того, что вы делаете (нажимаете кнопку, перемещаете мышь), ближайший момент времени, когда компьютер может начать отображать результат, может быть на расстоянии 32 мс.
32 мс — это очень долго и хорошо заметно. На 60 Гц это время сокращается вдвое: самое долгое, что вам нужно ждать, — всего 16 мс. на 120 Гц это время снова сокращается вдвое: с 16 мс до 8 мс. в абсолютных числах вы устраняете дополнительные 8 мс, что означает, что переход 60 Гц → 120 Гц примерно вдвое менее эффективен, чем переход 30 Гц → 60 Гц. Но всё-таки стоит того, на мой взгляд.
Что купить?
На самом деле у нас нет особого выбора. Из того, что я могу найти, прямо сейчас на рынке есть только четыре (да, четыре!) дисплея 4k 120+ Гц! Думаю, это потому, что спрос не так уж высок, но я рад, что у нас есть хотя бы такой выбор!
Все они очень хорошие мониторы, я уверен. Но цена немного завышена (
2000 долларов), особенно для тех, для кого 120 Гц не является вопросом жизни и смерти.
Есть ещё несколько мониторов с диагональю 55 дюймов и более, которые было бы трудно использовать на обычном рабочем столе.
Наконец, по какой-то невероятной удаче у нас действительно есть один недорогой, разумного размера монитор 4k 120 Гц. Это Acer Nitro XV273K:
И это единственное, что у меня есть.
Вещи, на которые стоит обратить внимание (Windows)
В Windows несложно запустить разрешение 4k на частоте 120 Гц. Убедитесь, что ваша видеокарта имеет DisplayPort 1.4, используйте его, вот и всё. Серьёзно, это просто работает.
Вещи, на которые стоит обратить внимание (macOS)
Поддержка MacOS отстой. Официально ни один из компьютеров Apple не поддерживает ничего выше 60 Гц, даже при нормальном разрешении:
Так что покупка этого дисплея была основана на чистой вере. Вот что я понял:
- 4k @ 120 Гц требует 3840 × 2160 × 3 bpp × 120 Гц × 8 = 24 Гбит/с. Чуть ниже 25,92 Гбит / с DisplayPort 1.3 / 1.4.
- HDMI 2.0 обеспечивает только 18,0 Гбит/с, поэтому нужно использовать DisplayPort.
- Thunderbolt 3 поддерживает DisplayPort 1.4, так что если найти адаптер, всё должно пойти.
Итак, значок молнии означает Thunderbolt (не путать с портом Lighting!), а железнодорожная стрелка означает USB-C. Теперь просто посмотрите на свой Macbook:
Думаю, разобраться не так просто \_(ツ)_/. В качестве альтернативы можно посмотреть на страницу Apple с интуитивно понятным названием SP794:
Итак, прежде всего, что означает Thunderbolt 3 (USB-C)? Это Thunderbolt 3 или USB-C? Это может быть разница между «работает безупречно» и «не работает вообще»:
Затем упоминается «DisplayPort over USB-C» (но у нас есть Thunderbolt 3, а не USB-C!). Страница не указывает версию DisplayPort, и без неё она бесполезна. Она также говорит, что USB 3.1 Gen 2 ограничен 10 Гбит/с, но я думаю, что ограничения USB 3 не распространяются на USB-C? Кроме того, что это за название — USB 3.1 Gen 2? Уже приняли USB 3.2?
В октябре 2016 года Apple анонсировала обновлённый Macbook Pro с двумя или четырьмя портами Thunderbolt 3, в зависимости от модели. В июне 2017 года Apple анонсировала новые модели iMac с двумя портами Thunderbolt 3, а также iMac Pro с четырьмя портами был выпущен в декабре 2017 года.
8 января 2018 года Intel анонсировала обновление продукта (под кодовым названием Titan Ridge) с «усиленной надёжностью» и поддержкой DisplayPort 1.4. Новый контроллер периферии теперь может работать как USB sink (совместим с обычными портами USB-C).
Оказывается, Thunderbolt 3 может иметь или не иметь DisplayPort 1.4. Некоторые из них доходят только до DP 1.2. Статья Википедии предполагает, что всё, выпущенное до 2018 года, определённо не будет работать, но после 2018 года это может или не может работать, в зависимости от версии Thunderbolt. Чувствуешь себя потерянным? Используй мою схему:
Думаю, что мы все можем согласиться с тем, что вся эта ситуация Thunderbolt/USB-C является очень сильным претендентом на «самый запутанный стандарт порта, когда-либо созданный человечеством».
Короче говоря, мне повезло. Мой Macbook Pro 2019 имел правильный порт, и с адаптером Thunderbolt 3 (USB-C) для DisplayPort всё заработало. Насколько я понимаю, версии портов на устройствах имеют значение, но кабели и адаптеры — нет, пока они физически помещаются в отверстие. В моем случае это был конвертер Xiaomi USB-C → miniDP и кабель miniDP → DP.
Будет ли это работать на вас? Понятия не имею! Надеюсь, что будет. Всё, что я знаю, это то, что вы должны убедиться, что ваш Thunderbolt 3 может нести DisplayPort 1.4. Это волшебное сочетание.
Вещи, на которые стоит обратить внимание (macOS) — продолжение
Если до сих пор не было достаточно запутанно, есть ещё кое-что!
Думаю, ваш Macbook должен иметь дискретную видеокарту (На это могут влиять и другие причины, например, пересмотр Thunderbolt. У меня ограниченная тестовая база, но: Macbook Pro 15” 2019 работает, Macbook Air 2018 — нет, Mac mini 2018 работает только с eGPU). Различные графические карты Intel UHD/Iris не работают. eGPU работает.
Но даже если у вас есть совместимый Mac, с совместимыми портами, совместимыми кабелями, этого недостаточно. Каждый раз, когда я загружаю свой Mac, есть ритуал, который я должен выполнить, чтобы заставить мой дисплей переключиться в режим 120 Гц. Я называю это «танец 120 Гц»:
- Полностью загрузить macOS. В этот момент дисплей обычно находится на частоте 60 Гц.
- Перейдите в раздел Системные настройки → Дисплеи.
- Удерживая нажатой клавишу Alt/Option (которая с ⌥), нажать на флажок Scaled в «Разрешении».
Вся эта ситуация напоминает мне покупку дисплея 4k в 2014 году: есть только пара моделей, порты сбивают с толку, поддержка Apple отстой. Надеюсь, через пять лет 120 Гц станет стандартом. До тех пор мы должны быть благодарны, что, при больших неудобствах, мы, по крайней мере, можем использовать современные дисплеи с macOS. Спасибо, Apple!
Что дальше?
Каждому человеку нужна мечта. В какой-то момент 4k @ 120 Гц станет обыденностью, и мы даже можем увидеть 5k @ 120 Гц и больше. Мы также можем видеть экраны ретина с соотношением 21:9 и даже 32:9 (больше горизонтального пространства), что всегда является желанным дополнением (на самом деле, есть впечатляющий 34WK95U-W, но вы также можете найти его как более короткую версию более традиционного 27MD5KL-B).
Но даже сегодня вы можете заглянуть в будущее, если у вас есть лишние 4000 долларов. Это Dell UP3218K, первый и единственный в мире монитор 8k:
Даже на промо-странице для дисплея 8k Dell публикует только его фотографии размером 1×
Плотность пикселей на нём настолько высока (280 PPI), что его, вероятно, лучше всего использовать при масштабировании 300% (чего, конечно, нет в macOS, но есть в Windows). Он также требует двух одновременных кабелей DisplayPort для работы, что опять же не подходит для Mac.
Но даже при 300% он всё равно даст вам эффективное логическое разрешение 2560×1440, что существенно больше, чем 1920×1080 современных дисплеев 4k. Больше плотности пикселей и больше разрешения! Что ж, можно помечтать.