Почему рюмин застрелился повесть убиты под москвой
Перейти к содержимому

Почему рюмин застрелился повесть убиты под москвой

  • автор:

Анализ повести К. Воробьева Убиты под Москвой

Публикация первой военной повести Константина Дмитриевича Воробьева – «Убиты под Москвой» — в «Новом мире Твардовского» вызвала едва ли не такой же резонанс, как «Один день Ивана Денисовича»: эти произведения вышли в свет почти одновременно. На Воробьева обрушился бешеный шквал советской критики. «Как у нас умели – на уничтожение», — пишет по этому поводу Александр Исаевич Солженицын. Так о войне до Константина Воробьева не писал никто. Его обвиняли в клевете, в отсутствии патриотизма, в пацифизме. Но какая либо заранее заданная идеология, риторика в произведениях писателя отсутствовала. Дело было в правде о войне, которую все воевавшие знали, но не любили, не могли говорить о ней. Воробьев первым сделал над собой усилие и рассказал все – так, как было.

Впоследствии творчество писателя обходили молчанием. Был недолгий всплеск интереса к нему во время «перестройки», после опубликования сохранившейся в архивах «Нового мира» пронзительной и беспощадной юношеской повести Воробьева «Это мы, Господи!», написанной им в 23 года на сеновале одного из хуторов Литвы, в то время, когда Константин Дмитриевич командовал партизанским отрядом. Однако, если в начале 60-х годов писателя оценивали по меркам советской пропаганды, то в конце 80-х, начале 90-х годов на смену этому пришло другое идеологическое «прокрустово ложе» – оценка с позиции либеральных «общечеловеческих ценностей». При этом, по сути оценки критиков совпадали. И те и другие видели у Воробьева, прежде всего, пацифизм и критику советского режима. Недолгий интерес к писателю вновь сменился забвением.

О Воробьеве не любят сегодня писать. А, если и пишут, то, опять же, с целью обличения предвзятости современных официальных идеологических установок на героизацию Великой Отечественной Войны.

Творчеству Константина Воробьева посвящено несколько кандидатских диссертационных исследований, в основном, – курских авторов.Надо заметить, что, в основном, исследования творчества писателя имеют отчетливо выраженный краеведческий уклон. При этом за пределами изучения, вплоть до настоящего времени, остается то, что резко выделяет Константина Воробьева из числа других писателей, писавших и пишущих о войне, то, что ставит писателя в ряд с большими художниками слова XX столетия. Это – виртуозная техника субъективированного повествования, которая сама по себе приобретает у писателя роль концептуального инструментария и ведущего стилеобразующего средства.

Обратимся к началу повести, первым ее фразам, которые во многом определяют тональность и стиль всего произведения, заключая в себе важные речевые сигналы, связанные с «образом автора»:

«Учебная рота кремлевских курсантов шла на фронт.
В ту пору с утра и до ночи с подмосковных полей не рассеивалась голубовато призрачная мгла, будто тут сроду не было восходов солнца, будто оно навсегда застряло на закате, откуда и наплывало это пахучее сумеречное лихо – гарь от сгибших там «населенных пунктов». Натужно воя, невысоко и кучно над колонной то и дело появлялись «юнкерсы». Тогда рота согласно приникала к раздетой ноябрем земле, и все падали лицом вниз, но все же кто то непременно видел, что смерть пролетела мимо, и извещалось об этом каждый раз по мальчишески звонко и почти радостно. Рота рассыпалась и падала по команде капитана – четкой и торжественно напряженной, как на параде».

Начальная фраза носит подчеркнуто документальный, скупой, «телеграфный характер» и, казалось бы, полностью лишена оценочной модальности. Однако здесь присутствует несказанное, подразумеваемое – то, что очевидно для каждого внимательного читателя: если в бой бросают необученных юнцов – это сигнал крайне бедственного, критического положения на фронте. В следующей фразе обозначается место действия – «подмосковные поля»; она напрямую соотнесена с заглавием повести, создавая особую тревожную атмосферу, проникнутую предчувствием беды. Сложный эпитет «голубовато-призрачная» носит изобразительно-выразительный характер. Первая его часть соотнесена с точкой зрения «включенного повествователя», который как бы смотрит глазами героев на окружающее, воспринимая его цвет. Вторая же выводит нас за пределы непосредственно воспринимаемого персонажами мира, здесь явственно слышен голос автора, вступающего в диалог с читателем, пробуждающего в нем комплекс ассоциаций, связанных со словом "призрак". На память приходят встречи с умершими. Мы как бы вступаем вместе с курсантами в область, где заканчивается царство живых. Они об этом еще не ведают. Но мы уже — знаем. Вся фраза выстроена как период, носит отчетливо выраженный скандированный характер, создаваемый повтором союза «будто», синтаксическим параллелизмом, пронзительным повышением интонации к концу, обрываемой вниз в присоединительной конструкции с пояснительным значением: «гарь от сгибших там «населенных пунктов». Мотив смерти, впервые появляющийся в связи с эпитетом «призрачная», усиливается употреблением определения «сгибших» и, косвенно, за счет «наведенных ассоциаций», словами «мгла», «гарь», «сумеречное», «закат». В данном случае оказываются задействованными традиционные мифопоэтические смыслы: восход солнца – исток жизни; помрачение света – умирание. Концептуальный смысл приобретает употребление здесь стилистически контрастных слов: с одной стороны, сниженное «сроду», «лихо», «сгибших», с другой, – книжное «населенных пунктов». Писатель нарочито усугубляет этот контраст, соединяя курский диалектизм и канцеляризм в одном словосочетании. За этим стоит противопоставление народного видения, понимания безусловной ценности каждой человеческой жизни «оперативно-стратегическому» взгляду, для которого существуют лишь «населенные пункты» на карте, люди выступают как материал, средство ведения боя. Забегая вперед, приведем реплику вышедшего из окружения генерал-майора, за которой также стоит «образ автора»: «Я воевал не винтовкой, а дивизией, лейтенант!».

Следующие фразы построены так, что мы в значительной степени переходим на субъективную позицию «включенного повествователя», становимся как бы участниками происходящего: слышим «натужный вой» «юнкерсов», видим их, летящих «невысоко» и «кучно», «приникаем» вместе с курсантами к земле и внимаем с ними облегченно известию о том, что «смерть пролетела мимо». В этом коротком предложении мотив смерти, присутствовавший ранее в подтексте, выводится наружу, получает вербальное воплощение. Внутренний смысловой контраст присутствует и во фразе: «Рота рассыпалась и падала по команде капитана – четкой и торжественно напряженной, как на параде». При чтении ее мы вновь обращаемся к начальному предложению, вспоминаем, что перед нами – кремлевские курсанты, которых готовили специально для парадов, церемониальных дипломатических процедур, красочной, представительной охраны кремлевских объектов. Но при этом для нас, как и для автора, голос которого явственно слышится здесь, совершенно очевидно, что картинная манера капитана не соответствует ситуации. При этом усиливается ощущение тревоги – как за послушно следующих демонстративным командам своего командира юных курсантов, так и за самого капитана, пытающегося заслониться отработанными церемониальными интонациями, привычной рутиной от грозной, смертельно опасной реальности.
Фигура капитана Рюмина – и в дальнейшем повествовании подается в двойном ключе: глазами курсантов, почти боготворящих своего командира, подражающих кумиру во всех деталях его театрального, картинного поведения и глазами автора, взирающего на него «из-за рампы», из будущего, которое отделяют от изображаемых событий два с лишним десятилетия. Ключевую роль в этом отношении играет сцена встречи с заслоном НКВД. Рюмин пытается всеми силами сохранить положение «на пьедестале», возвышающее его над подчиненными мальчишками, наладить общение с командиром заградотряда «на равных», но майор-особист грубо спускает его на землю, намеренно унижая его пред подчиненными:

«Давайте двигайтесь, капитан Рюмин! Туда двигайтесь! — указал он немецким автоматом на запад, и на его губах промелькнула какая-то щупающая душу усмешка».

Безусловно, за выражением «щупающая душу усмешка» стоит сам автор, хотя вся сцена подана с точки зрения свидетеля, участника происходящего. Данное выражение сразу останавливает наше внимание, заставляет внутренне содрогнуться. Это достигается концентрацией нескольких приемов: здесь присутствует сразу два метафорических сдвига. Слово «усмешка», обозначающее невербальное средство выражения эмоции, наделяется свойством органа осязания – руки. Одновременно, нематериальное — «душа» мыслится как вещественный объект осязания. Возникает исполненный мрачной экспрессии образ: майор НКВД бесцеремонно проникает в сокровенную глубину человека, его душу «щупая» ее, как хозяин щупает кур. В данном случае, косвенно, актуализируется и переносное значение производного «прощупать» — «обследовать, проверить с целью установления, выяснения чего-либо». Усмешка особиста при этом имеет не только издевательский, но и зловеще предвещающий оттенок: он знает, что направляет людей на верную смерть. Концентрация шипящих здесь: [ш`] и [ш] усиливает впечатление скользящего ужаса, пробуждая ассоциацию со звуками, издаваемыми змеями.

В повести мы не найдем явных отрицательных оценок растерянного, беспомощного поведения капитана Рюмина, его неразумных приказов, усугубивших в значительной степени ту трагическую ситуацию, в которой оказались курсанты. Голос автора звучит отстраненно и объективно: он разворачивает перед нами картину внутреннего состояния кумира курсантов, давая возможность читателю самому делать выводы.

«И Рюмин понял, что рота находится в окружении. Он был человеком стремительного действия, неспособным ожидать, таиться и выслеживать, оттого каждое поисковое положение, мгновенно рождавшееся в его мозгу, казалось главным, и в результате главным представлялось все, о чем бы он теперь ни думал».

«Волшебный круг» (круг в аргументации), при помощи которого автор характеризует мотивы и процесс принятия решений Рюминым, выполняет роль образного средства, играющего ключевую роль не только для понимания истоков того безысходного положения, в котором оказался он сам и зависимые от него люди, но и для постижения сути и причин всей той трагедии, одним из актов которой стала гибель курсантов под Москвой: спонтанные, поспешные, не учитывающие реальное положение дел решения и действия; принятие ожидаемого, воображаемого за действительное.

Присутствие незримо обращающегося к читателю автора проявляется также в ряде образных деталей, подчеркивающих юность курсантов, их почти детскую доверчивость и непосредственность восприятия окружающего, и это создает особую эмоциональную окраску повествования, пробуждая в нас, знающим уже о трагическом исходе из названия, чувство щемящего сострадания. Они по-мальчишески и почти радостно смеются, избежав бомбардировки; лейтенант Алексей, «осторожно и радостно» печатает новыми сапогами по свежему снегу и жалеет, что его никто не видит в «статной командирской шинели»; герои хохочут, вспоминая забавные моменты курсантских будней, пародируя характерное произношение преподавателя-украинца и «мимикой и жестами копируя движения походку чудаковатого майора»; юноши «озорно и сочувственно смеются» забавной реплике одного из курсантов, разряжающей напряженную атмосферу окопного ожидания. Как дети надеются на защиту и заботу взрослых, Алексей трогательно надеется, что само присутствие старшего (политрука) в окопе окажется спасительным для него и вверенных ему бойцов. В начале кровавой ночной резни, устроенной спящим немцам курсантами по приказу капитана Рюмина герой, «как в детстве камень с обрыва Устиньина лога» швыряет в грузовики «лимонку». Черты детской непосредственности сохраняются в Алексее до конца: по пути из окружения, пережив чудовищные испытания, еле живой, он, всхлипывая и ругаясь, испытывает «ребяческую обиду, что никто не видел, как он сжег танк».

Повествование в «Убиты под Москвой» в ряде случаев носит ярко выраженный субъективированный характер: описываемые ситуации и события предаются с точки зрения персонажа, благодаря чему у нас возникает впечатление включенности в повествуемый мир: мы видим, слышим, осязаем, обоняем окружающее вместе с героем, перемещаемся с ним в пространстве, воспринимаем движение времени. В тексте повести активно используются специальные вербальные сигналы, предающие ощущения и фиксирующие положение наблюдателя в пространстве и времени (глаголы восприятия и дейксис). Ключевую, центральную роль в этом отношении играет у Воробьева сверхдлинное предложение (136 слов), предающее восприятие главным героем, лейтенантом Алексеем многочасового бомбового налета, который почти полностью уничтожил курсантскую роту:

«Мысли, образы и желания с особенной ясностью возникали и проявлялись в те мгновения, которыми разделялись взрывы, но, как только эти паузы исчезли и лес начал опрокидываться в сплошную грохочущую темноту, Алексей ни о чем уже не думал – тело берегло в себе лишь страх, и он временами лежал под деревом, вцепившись в него обеими руками, то куда-то бежал и в одну и ту же секунду ощущал дрожь земли, обонял запах чеснока и жженой шерсти; видел над лесом плотную карусель самолетов, встающие и опадающие фонтаны взрывов, летящие и заваливающиеся деревья, бегущих и лежащих курсантов, до капли похожих друг на друга, потому что все были с раскрытыми ртами и обескровленными лицами; видел воронки с месивом песчаника, желтых корней, белых щепок и еще чего-то не выразимого словами; видел куски ноздреватого железа, похожего на баббит, смятые каски и поломанные винтовки. »

В этом предложении, включающем ряд параллельных и обособленных синтаксических конструкций, возникает особый динамический ритм повествования, создается стереоскопический образ действительности, которая не столько описывается со стороны, но воспринимается «изнутри». Ряд чувственных деталей и слов («ощущал», «обонял», «видел»; «лежал под деревом», «бежал куда-то» и др.) обеспечивают эффект соприсутствия читателя на месте действия. При этом ощущения, полученные при помощи различных органов чувств, накладываются друг на друга, создается эффект синестезии. Наиболее ярко данный эффект проявляется в выражении «сплошную грохочущую темноту» . Зрительные и слуховые впечатления сливаются воедино; при этом, одновременно, исчезает разграничение пространства и времени (эпитет «сплошную» относится к тому и другому) – до полной утраты способности восприятия окружающего (после окончания налета Алексей обнаруживает в памяти многочасовой провал). Широко распространенный в литературе художественный эффект «застывшего момента» у Воробьева получает своеобразную физиологическую детерминированность, при этом само по себе физиологическая конкретность, натуралистичность описания становится источником экспрессии, суггестивного воздействия невиданной силы. «Остановленное мгновенье» немецкого классика Гете оборачивается жутким оскалом ада. Особую роль в рассматриваемом предложении играют неопределенные слова: наречие «куда-то», которое передает дезориентацию героя во внешнем пространстве, и местоимение «чего-то», выступающее средством выражения внутреннего состояния лейтенанта: это семантически выветренное слово передает блокирующую реакцию сознания Алексея, отказывающегося воспринимать и определять словами характер, суть увиденного – разорванных останков курсантов, перемешанных с переплавленным оружейным металлом, раздробленными в щепки деревьями и землей.

Война – это, прежде всего, распад, хаос, уничтожение всех форм, сложившихся, выкристаллизовавшихся в природе и обществе, – эта мысль настойчиво проводится в подтексте повести при помощи разнообразных языковых средств и деталей. У бойцов НКВД, вооруженных немецкими автоматами, «распущенно-неряшливый вид», с фронта несется «раздерганно-клочковатый гул», отступающие окруженцы идут по полю «рассеянно», командующий разбитой дивизии предстает перед Алексеем в неподобающем виде «грузного пожилого красноармейца в непомерно широкой шинели», после минного обстрела над деревней колышется «мутно-коричневый прах», вырванные осколком мины внутренности политрука видятся герою как «грязновато-сизый клубящийся моток чего-то живого», из-под колес самолета-разведчика вываливается «что-то бесформенное» (большая пачка листовок), все окружающее представляется выжившим после бомбежки курсантам «полуверным и расплывчатым». Кажущийся теплым песок могилы, который роют курсанты для капитана Рюмина символизирует принесенную войной полную раздробленность всех форм до мельчайших составных частиц. Продолжая, Воробьев пишет: «Теплым и обмякло-рыхлым было небо, затянутое сплошными тучами и теплыми были снежинки, льнувшие к рукам…» В восприятии героя утрачиваются границы между небом и землею, между теплом и холодом, все сливается в одну обмякло-рыхлую массу. Скирды клевера – деталь уютного сельского пейзажа, с которым связано для героя воспоминание об исполненном гармонии и счастья деревенском детстве, – оборачиваются в повести зловещими символами распада и смерти: в начале в них маскируются «энкавэдэшники», отправляющие на верную гибель кремлевский отряд, в конце же они становятся местом гибели Рюмина и уцелевших курсантов. Характерные символические детали возникают и в описании вечера первого дня, проведенного курсантами в окопах: «В разрыве леса и чуть видимого селения висело лохматое закатное солнце, похожее на стог подожженной соломы». Отступающие бойцы в лунном свете бросают на поле «копнообразные тени». Образ стога сена используется также при создании картины ночного боя, предстающего перед нами как неуправляемый хаос, сопряженный с утратой того, что отличает человека от зверя – способности слова: «Оказывается, подбегать к невидимому врагу и молчать — невозможно, и четвертый взвод закричал, но не "ура" и не "за Сталина", а просто заорал бессловесно и жутко, как только достиг околицы села.
Взвод вонзился в село, как вилы в копну сена, и с этого момента Алексей утратил всяческую власть над курсантами».

В повести активно используются кинематографические, монтажные приемы, связанные с чередованием планов и ракурсов изображения. «Крупным планом» даются наиболее трагические эпизоды, в которых с максимальной силой автором ставится вопрос о сущности бытия и человека, об отношении к смерти и Вечности. К числу таких эпизодов относятся, прежде всего, сцены первых убийств, совершенных курсантами во время ночного боя. При описании движения строя курсантов к месту ночного боя подчеркивается деталь: «винтовки с голубыми кинжальными штыками». Алексей сразу же после начала ночного боя становится свидетелем использования штыка в ночном бою: ". из-за хвороста к нему задом пятился кто-то из курсантов, ведя на винтовке, как на привязи, озаренного отсветом пожара немца в длинном резиновом плаще и с автоматом на шее. Клонясь вперед, тот обеими руками намертво вцепился в ствол СВТ, а штык по самую рукоятку сидел в его животе, и курсант снова испуганно прокричал: "Отдай!" — и рванул винтовку. В нелепом скачке немец упал на колени и, рывком насаживаясь на полуобнажившийся рубиново-светящийся штык, запрокинул голову в каком-то исступленно-страстном заклятье:
– Lassen sie es doch, Herr Offizir. Um Gottes willen! (Оставьте, господин офицер. Ради Бога!).
Ни на каком суде, никому и никогда Алексей не посмел бы признаться в том коротком и остро-пронзительном взрыве ярости и отвращения, которое он испытал к курсанту, разгадав чем-то тайным в себе темный смысл фразы поверженного немца".

При всем обилии у Воробьева жестких реалистических сцен и деталей, данный отрывок в повести занимает особое место. Есть основания утверждать, что по своей экспрессии и суггестии, беспощадной откровенности, и художественной силе, это изображение убийства на войне не имеет себе равных в литературе. Как и в ряде предыдущих примерах, повествование здесь организовано точкой зрения героя, содержит речевые сигналы, фиксирующие его положение в пространстве, передающие его восприятие из-за хвороста, задом к нему пятился…; озаренного заревом пожара и др.. Этим обеспечивается эффект соприсутствия читателя. Мы как бы находимся рядом с Алексеем, шаг за шагом уясняя для себя характер и смысл происходящего, слышим мольбу смертельно раненного, испытывающего нечеловеческую боль немца, содрогаемся вместе с героем от ужаса и отвращения. Взгляд при этом действует как кинокамера: от общего плана соединенных между фигур немца и курсанта мы переходим к крупному плану, а затем к планам отдельных деталей. В ходе этого движения выясняется первоначально непонятная наблюдателю причина соединения фигур – глубоко воткнутый в живот немца штык. При попытке выдернуть штык курсантом он частично обнажается и меняет свой цвет. Из голубого штык становится «рубиново-светящимся» — от крови немца и отсвета пожара. Присутствие находящегося «за кадром» и оценивающего происходящее автора обозначено особыми речевыми сигналами: эпитетами «испуганно», «исступленно-страстном», «остро-пронзительном» экспрессией изображения жеста («запрокинув голову») и словом-символом «заклятье». Последнее речение тематически соотнесено в повести с однокоренными словами проклятье (мертвых) — из эпиграфа – отрывка из стихотворения Александра Твардовского* "Я убит подо Ржевом" и наречием «заклинающе» из авторской ремарки к словам курсанта, прятавшимся от бомбежки вместе с Алексеем в воронке: «Мы их потом всех, как вчера ночью! — исступленно просил курсант и медленно, заклинающе нес ладонь ко рту Алексея». Во втором случае авторский комментарий по своему смыслу и экспрессивной функции зеркально соотносителен с комментарием к словам немца, частично совпадая с ним лексически, ретроспективно отсылая нас к сцене ночного убийства. Отметим также контекстуальную семантическую соотнесенность с приведенным тематическим рядом наречия «закликающе», которое употребляется при описании засады НКВД в начале повести: «В нескольких открытых пулеметных гнездах, устланных клевером, на запад закликающе обернули хоботки "максимы». Наречие закликающе» образовано от диалектного глагола «закликать», который имеет значение: «Воздействовать на кого- что-либо силой заговора, заклинания» []. Данные контекстуальные семантические связи создают дополнительный модальный оттенок при оценке действий заградотряда, предстающими в ряду беспомощных заклинаний надвигающейся смерти.

В приведенном описании эпизода ночного боя образ автора проявляется также в разграничении глаза «знающего» и «видящего», в показе, разворачивании перед нами «изнанки» ситуации: привычное, естественное вдруг предстает чудовищным, не укладывающимся в сознание кошмаром. Так, сравнение «как на привязи», при помощи которого Алексей пытается первоначально определить для себя, причину непонятной нераздельности немца и курсанта, одновременно является для нас средством характеристики особенностей восприятия и мировидения героя, несущего на себе отпечаток деревенского детства, образами и речевыми стереотипами которого он пытается защититься от страшной, не укладывающейся в сознание действительности. Испуганный крик курсанта: «Отдай!» — из того же ряда. Убивая, он не ведает, что творит. Он отказывается понимать то, что реально происходит, вырывающийся крик исполнен мальчишеской обиды. Попыткой защиты выступает и фраза на немецком языке, «темный смысл» которой Алексей «разгадал чем-то тайным в себе»: убиваемый в своей мольбе также следует привычным для него, законопослушного немца, стереотипам обращения к старшим по званию: причиняющий ему нестерпимую боль курсант предстает в его восприятии имеющим власть наказывать и оставлять наказание офицером.

«Темный смысл» имеют, в свою очередь, также слова автора следующие за призывом немца к милосердию во имя Бога: «Ни на каком суде…». О каком суде здесь речь? Разве в жизни принято судить за испытываемые втайне чувства? На наш взгляд, это странное, на первый взгляд, упоминание суда сразу вслед за упоминанием имени Бога не случайно. Здесь можно увидеть ретроспективную отсылку к эпиграфу их стихотворения Александра Твардовского: «Ибо мертвых проклятье — Эта кара страшна». Курсант, к которому герой испытывал ярость и отвращение, погиб вместе со всеми (из всей роты в живых остался один Алексей).

При этом приписывать Константину Воробьеву восприятие и оценку действительности в традиционном религиозном ключе, было бы недопустимой натяжкой. Роль высших, религиозных ценностей для писателя играет природа и народ. Картины природы, воспоминания о деревенском детстве выступают в повести в качестве эмотивного контрапункта смертоносному ужасу войны, сосредоточивая в себе ту гармонию, ласку и красоту, которых не хватает героям; ср.: «…лес был пуст, таинствен и звучен, как старинный собор»; «Снег пошел в полдень – легкий, сухой, голубой. Он отдавал запахом перезревших антоновских яблок, и роте сразу стало легче идти: ногам сообщалось что-то бодрое и веселое, как при музыке»; «В недрах скирда шуршали и попискивали мыши, и пахло сокровенным, очень давним и полузабытым, и от всего этого томительно-больно замирало сердце, и в нем росла запуганно-тайная радость сознания, что можно еще заснуть».

Впечатление гармонии, снятия внутренней тревоги, напряжения обеспечивается не только за счет подбора лексики с положительной эмотивной семантикой, выразительными сравнениями и эпитетами ( «бодрое» , «веселое», . «радость»; «как старинный собор», «как при музыке» и пр.), но и за счет особого расположения слов, мелодических и интонационных средств, выстраивания периодов, использования повторов, синтаксического параллелизма. Особо отметим фигуральный оборот «пахло сокровенным, очень давним и полузабытым»: восходящая интонационная градация, соотносительная с возвышенной эмоциональной окраской эпитетов, передают атмосферу тихого лиризма, навеянную воспоминаниями детства.

Парадоксальным образом смерть Рюмина становится для Алексея источником спокойствия и внутренней гармонии, заставляя обратиться к своим истокам: «Он почти физически ощутил, как растаяла в нем тень страха перед собственной смертью. Теперь она стояла перед ним, как дальняя и безразличная ему родня-нищенка, но рядом с нею и ближе к нему встало его детство, дед Матвей, Бешеная лощина. »

Наиболее интересным в приведенном примере является употребление слова «дальняя», приобретающим у Воробьева многозначность и символичность. Слово это взято из фразеологического сочетания «дальняя родня», которое расщепляется в результате вставки между определением и определяемым словом дополнительного оборота («безразличная ему») и образования сложного слова («родня-нищенка»), причем и то, и другое представляет собой окказиональные сочетания: ср., нормативное: «ему безразлично» и образованное от него «безразличная ему» (здесь нарушены нормы управления). Высокой степенью окказиональности, резким отступлением от типовых образцов []отличается дериват «родня-нищенка», который, если использовать терминологию профессора ХХ. Махмудова, вполне можно квалифицировать как «стилему» Константина Воробьева (выражение, несущее яркий отпечаток языковой личности писателя ). В данном случае собирательное существительное соединяется со словом из иной грамматической категории – конкретным существительным «нищенка». Есть все основания говорить здесь о возникновении грамматической метафоры, функция которой состоит в эмотивной трансформации традиционного образа смерти, не просто олицетворении ее, но переводе ее в разряд родных, хотя и дальних. В результате сочетания со словом «нищенка», косвенно, в подтексте, возникает ассоциация: «бедная родственница». Благодаря контекстуальной антонимии «дальний» — «ближе» актуализируется выветренное во фразеологизме прямое значение первого прилагательного. Отсюда – игра смыслов: смерть, несмотря на «родственное» ее восприятие, отдаляется от Алексея. Между ним и ею встает дед Матвей, детство.

И эта связь смыслов, в усиленном и открытом виде предстает в сцене финального боя: «До танка оставалось несколько метров, — Алексей хорошо различал теперь крутой скос его стального лба, ручьями лившиеся отполированные траки гусениц и, снова болезненно-остро ощутив присутствие тут своего детства, забыв все слова, нажитые без деда Матвея, пронзительно, но никому не слышно крикнул:
— Я тебя, матери твоей черт! Я тебя зараз. »

Воробьев здесь вновь прибегает здесь к кинематографическому приему, заставляющему вспомнить кадры из знаменитого фильма Михаила Ромма «Корабли штурмуют бастионы» с пушками, разворачивающимися в зал. Мы видим, буквально «в двух шагах», надвигающийся танк, различаем его мельчайшие детали («отполированные траки гусениц»). Танк в восприятии героя олицетворяется, уподобляется живому существу («крутой скос его стального лба»), далее обозначения задней части танка с мотором и горючим, куда Алексей бросил бутылку с зажигательной смесью, используется слово «репица»- название задней, хвостовой части животного. Это слово лейтенант услышал от вышедшего из окружения пожилого бойца, речь которого была насыщена образными народными словами выражениями; именно от него, как бы из уст самого народа, герой узнает про уязвимое место танка, и это знание спасает ему жизнь. Алексей кричит танку так, как его дед кричал когда-то на выпасе скоту, совершающему потраву на чужом огороде…

Развернутый эпитет «пронзительно, но никому не слышно» представляет собой оксюморон. При этом он допускает сразу несколько толкований. Особое внимание при этом должно быть уделено дополнению «никому». Дело даже не в том, что никто не мог слышать пронзительного крика Алексея: все курсанты были уже убиты; для немцев-танкистов же он заглушался броней и ревом мотора. Этот крик адресован не действительному внешнему адресату, но невидимому, воображаемому, который не способен его реально слышать (не исключено: Алексею только показалось, что он пронзительно, громко кричит). Этот «адресат» – надвигающаяся смерть, над которой герой уже одержал внутреннюю победу.

Алексей падает на дно могилы, вырытой для капитана Рюмина, и подбитый танк по инерции успевает проехать над ним: «Когда грохочущая тяжесть сплюснула его внутренности и стало нечем дышать, он подумал, что надо было лечь так, как они лежали вчера с курсантом в лесу – на боку, подогнув к животу колени…Он забыл все, что с ним произошло, и не знал, где находится… А затем пришло все сразу — память, ощущение неподатливой тяжести, взрыв испуга, и он с такой силой рванулся из завала, что услышал, как надломленно хрумкнул позвоночник и треснули суставы рук, метнувшихся вниз откуда-то сверху, от затылка.»

Воробьев вытраивает здесь ряд деталей, побуждая внимательного читателя к сотворчеству и определенным выводам. То, что происходит с героем в могиле сродни переживанию смерти, умиранию. Он как бы выходит за пределы земной жизни, теряет память о ней и все представления о времени и пространстве. При этом поза, которую стремится принять Алексей, характерна: это поза ребенка в утробе матери. Возврат памяти и ощущений герою, прорыв его из могилы вызывает у нас ассоциацию с Воскресением; одновременно актуализируется и другая христианская аллюзия, связанная с образом «рожденья из мертвых» .

В данном примере, как и во всех рассмотренных ранее случаях, виртуозная техника субъективированного повествования, как уже сказано было в начале, сама по себе приобретает у Воробьева роль концептуального инструментария, ведущего стилеобразующего средства и экспрессивного приема воздействия. Литературовед Дмитрий Быков проводит параллели между Воробьевым и американскими мастерами лирической прозы: Эрнстом Хемингуэем и Труменом Капоте. При всей обоснованности подобных параллелей, в первую очередь, стилевые истоки прозы Константина Воробьева следует искать, на наш взгляд, в творчестве русских писателей-модернистов начала XX столетия, прежде всего, Леонида Андреева и Максима Горького, которые вводят в литературу приемы экспрессионизма с различными образными смещениями, обусловленными модальной и смысловой вариативностью повествования; в данном случае стирается грань между героем и автором; в тексте происходит «расслоение» «Я» повествователя, смещение и преобразование различных временных, пространственных планов, совмещение и рассредоточение точек зрения.

В заключение еще раз подчеркнем: позиция автора в повести «Убиты под Москвой» далека от позиции агитатора и проповедника. Война у Воробьева изображается глазами очевидца, без всякой внешней установки на продвижение определенной "идеологии" в политическом смысле этого слова. Здесь нет героизации участников боев. Однако в повести нет и сентиментального пацифизма. Так же, как Варлам Шаламов применительно к лагерному материалу, Константин Воробьев на материале военных впечатлений осуществляет своеобразный литературный и психологический эксперимент, задаваясь вопросом, что происходит с людьми в этих невероятно жестоких, чудовищных условиях, где кончаются резервы сопротивления человеческой личности бессмысленности зла, есть ли вообще надежда на сохранение человека, его победу над хаосом и смертью. И на этот вопрос Воробьев, в отличие от Шаламова дает положительный ответ.

____
* Название повести Воробьева тоже навеяно образами Твардовского. Так, 37- строфа стихотворения "Я убит подо Ржевом" звучит так:
"Я убит подо Ржевом,
Тот еще под Москвой.
Где-то, воины, где вы,
Кто остался живой?"

«Убиты под Москвой»: анализ. «Убиты под Москвой» Воробьева: краткое содержание

Осенью 1941 г. линия фронта вплотную приблизилась к Москве. Бойцы кремлевской роты в составе 240 человек под командованием капитана Рюмина отправляются к месту боевых действий.

Прибыв на место сражения выясняется, что у роты нет никакого оружия, способного противостоять танковым и воздушным силам противника.

По дороге к фронту курсанты встречают наших бойцов, попавших в окружение германских войск. Немцы прорвали линию фронта и укрепились в соседней деревне.

Командиру роты Рюмину приказано отступить, но уже поздно, их окружили немцы.

Бойцы идут в атаку, с боем отбивают село. Среди курсантов уже есть первые погибшие.

Курсанты впервые столкнулись лицом к лицу с врагом, им впервые приходится стрелять по живым людям, многие из них растеряны и подавлены. Командир взвода Алексей Ястребов убив немца переживает целую гамму чувств, от отвращения до страха.

Когда рота приближается к лесу, сверху на них начинается воздушная атака бомбардировщиков, за самолётами из леса появляются танки и пехотинцы.

Упав в яму, Алексей обнаруживает в ней струсившего солдата из соседнего взвода. Больше всего боявшийся быть взятым в плен, курсант исступлённо упрашивает лейтенанта Ястребова застрелить его.

По окончании перестрелки, Ястребов вместе с курсантом, покинув лес попали на место их встречи с отрядом НКВД.

Встретив трёх бойцов во главе с капитаном Рюминым, ребята решают остаться заночевать в копнах сена.

На рассвете над их завязывается воздушный бой между нашими лётчиками с самолётами противника. В неравной схватке, обладая численным преимуществом, враги одерживают победу.

От всего увиденного командир роты стреляет в себя. Курсанты начинают рыть яму, чтобы похоронить Рюмина, а в это время со стороны леса на них надвигаются танки. Бойцы поспешно залегают в копне сена. Оставшись один, лейтенант бросает бутылку с горючей смесью в один из танков и залегает в выкопанной яме. Подорванный танк горит, другой наносит прицельный огонь по укрывшимся в сене бойцам, разворачивается и исчезает.

В живых остаётся один лейтенант.

В произведении Воробьёва с потрясающей простотой описаны Жизнь и смерть, трагические изломанные судьбы людей, но автор не призывает к мести, просто показывая правду войны, учит чувству ответственности и долга.

Автобиографическая основа повести

Судьбу писателя нельзя назвать простой. Еще до войны К. Воробьев, чье детство и юность прошли в Курской области, оказался в Москве. Причиной послужили стихи, написанные им на смерть Куйбышева и содержащие нелицеприятные высказывания в адрес Сталина. Будущему писателю пришлось уехать из родного города, что спасло его от вполне предсказуемых последствий.

В Москве Воробьев, имевший рост 1,83 м и пометку в автобиографии «из крестьян», попал в число курсантов, из которых формировалась кремлевская рота. Это и стало началом трагических событий, вошедших впоследствии в произведение «Убиты под Москвой».

В октябре 1941 года, когда фашистские войска предприняли масштабное наступление на столицу, а советские часто попадали в окружение и вынуждены были отступать, не имевшие военного опыта, вооруженные только винтовками старого образца (с такими воевали еще в первую мировую) юные курсанты, в том числе и К. Воробьев, были отправлены на фронт. Задача для них была определена четко – защищать подступы к Москве. А дальше — встреча по пути на фронт с войсками НКВД, призванными контролировать своих же в условиях войны; первый бой под Клином, для большинства вчерашних курсантов оказавшийся последним; плен и, наконец, удавшийся после нескольких попыток побег, партизанский подпольный отряд, лагеря уже в своей стране. Все это было пережито писателем, а затем описано в его весьма правдивых и пришедшихся не по вкусу властям повестях и рассказах, на долгий срок ставших недоступными обычному читателю.

Бои на фронте

Осенью 1941 года немецкие войска вплотную приблизились к столице. Курсанты кремлевской роты в численности 240 человек во главе с командиром Рюминым направляются к месту дислокации. По прибытии в положенный пункт сражения неожиданно выясняется, что у бойцов нет никакого вооружения, чтобы результативно противостоять танкам и самолетам врага.

По пути к линии фронта парни встречают советских солдат, попавших в кольцо фашистских войск. Противник прорвал многие фланги и закрепился в соседнем селе. Капитану Рюмкину приходит приказ отступить, однако, уже слишком поздно, потому что их окружили враги. Курсанты идут в атаку и в ходе боя отбивают деревню. Среди них оказывается довольно много погибших.

Юные солдаты в первый раз столкнулись с таким опасным соперником. Они до этого ни разу не стреляли в живых людей, поэтому большинство из них растеряны и сильно подавлены. Командующий взводом Ястребов после убийства фашиста переживает огромную гамму ощущений, от полного отвращения до безудержного страха. Когда рота подходит к лесу, то на воинов обрушивается воздушная атака самолетов, а затем появляются бронированные танки и много пехоты.

Провалившись в яму, Ястребов видит в ней струсившего курсанта из параллельного взвода. Парень очень боится попасть в плен к немцам, поэтому исступленно упрашивает офицера пристрелить его. После завершения перестрелки, лейтенант вместе с тем солдатом выходят из леса и направляются на место сбора, где они должны встретиться с отрядом НКВД.

Краткое содержание

«Убиты под Москвой» — это история очень короткого (повесть охватывает временной промежуток в 5 суток) пребывания на фронте двухсот сорока молодых, физически крепких, здоровых курсантов. Стройной шеренгой, все как на подбор, молодые солдаты в начале произведения шагают к линии фронта. Они полны оптимизма и пребывают в восторженном состоянии из-за предвкушения будущих подвигов. Однако читатель с первых страниц ожидает трагического исхода – к этому подводит название повести. Действительно, уже спустя несколько дней в живых останется только один из них – пока еще молодой и неопытный офицер Алексей Ястребов. Все остальные 239 бойцов будут убиты под Москвой. Анализ причин этих страшный событий и лег в основу повести.

По мере знакомства с содержанием читатель приходит к ужасающему выводу. На самом деле все было довольно просто: молодых солдат практически использовали в качестве пушечного мяса, отдав на уничтожение вооруженным силам противника. Автор рассказывает о том, как их отправили воевать с винтовками, несколькими гранатами и бутылками с зажигательной смесью – пулеметов не хватило. Изначально вызывают возмущение поступки более опытных командиров и их анализ. Убиты под Москвой молодые ребята были и по их вине. Вспоминается приказ о необходимости отступить, в суматохе отправленный из штаба не по форме. В результате время на спасение ребят было упущено, так как Рюмин, командир полка, во всем привыкший к порядку, не доверял его устной передаче через незнакомого бойца, а ожидал письменного подтверждения. А еще лживые убеждения в том, что скоро прибудет подкрепление, которые поставили жизнь двух с половиной сотен практически безоружных мальчишек в зависимость от тех, кто давно уже с легкостью вершил судьбы множества людей.

Рота кремлевских курсантов идет на фронт. Действие происходит в ноябре 1941 г.; фронт приближается к Москве. По пути курсанты встречают спецотряд войск НКВД; когда рота приходит в подчинение пехотного полка из московских ополченцев, выясняется, что пулеметов нет: у курсантов остаются только самозарядные винтовки, гранаты и бутылки с бензином. Нужно рыть окопы, и взвод лейтенанта Алексея Ястребова быстро выполнил задание. Появляются немецкие самолеты, но пока не бомбят. К позиции взвода подходят вышедшие из окружения бойцы, среди которых — генерал-майор, командир дивизии. Выясняется, что прорван фронт и соседняя деревня занята немцами.

Начинается обстрел, убиты шестеро курсантов и политрук. Капитан Рюмин, командир роты, получает приказ отступить, но пока он посылал связного в штаб полка, рота оказалась окружена немцами. Капитан решает идти в наступление. Рота окружает занятое немцами село и внезапным ударом занимает его. Алексей в первом близком бою испытывает страх и отвращение — ему приходится убить немца.

Бойцы подходят к лесу — но тут начинается самолетный налет, бомбардировка, а за самолетами в лес входят танки и пехота немцев. Упав на землю, в воронку, Алексей оказывается рядом с курсантом из третьего взвода, который, как понимает лейтенант, «трус и изменник», — ведь идет бой и другие гибнут. Но курсант исступленно шепчет Алексею: «Мы ничего не сможем… Нам надо остаться живыми… Мы их потом всех, как вчера ночью…» Он просит лейтенанта застрелить его, чтобы не попасть в плен к немцам. После боя они вдвоем идут из леса и выходят на то место, где им ранее встретился отряд НКВД. Там они встречают капитана Рюмина и еще трех бойцов, остаются ночевать в скирдах сена. Наутро Алексей и капитан видят в небе бой советских истребителей с немецкими «мессершмиттами»; наши «ястребки» погибают. Капитан Рюмин стреляется, и Алексей вместе с курсантами роют ему могилу. Тут появляются два немецких танка — один из них идет на Алексея, тот бросает в танк бутылку с бензином, падает на дно могилы, — оказывается, ему удается подбить танк. Курсанты, спрятавшиеся в скирдах, погибли; Алексей выбирается наружу и идет на восток.

История становления личности Алексея Ястребова

Главный герой повести К. Воробьева «Убиты под Москвой» — молодой лейтенант, только две недели назад получивший звание и отправленный для командования в полк курсантов. Читатель становится свидетелем того, как нелегко происходит мужание Алексея Ястребова. Новая должность дается ему с трудом, свои первые приказы он отдает звенящим неуверенным голосом и всякий раз оглядывается, надеясь увидеть рядом с собой более опытного товарища, какими были командир полка Рюмин и политрук Анисимов. Для него все впервые – на этом акцентирует внимание Константин Воробьев. «Убиты под Москвой» — это рассказ о событиях, повествующих о духовном становлении героя. Перед глазами читателя проходит и неожиданно развернувшийся бой. И первое убийство немца, в котором Алексей в тот момент видит не противника, а человека (ощущение врага придет позже, как следствие пережитого). И испуганный курсант, прижавшийся к земле в попытке спастись. Сначала он ассоциировался у лейтенанта с предателем, так как Ястребов не сразу сообразил, что и сам он в этот момент ведет себя подобным образом, так как пытается куда-то убежать. Непонятно было и то, как курсант мог просить Ястребова его застрелить – это избавило бы от возможного плена. Только через какое-то время Алексей поймет и осознает тот факт, что, столкнувшись со смертью, человек становится бессилен и способен на поступки, которые ранее вызывали у него осуждение: убить товарища или себя, убежать или спрятаться в попытке защититься. А еще то, что смерть ни в чем не повинных курсантов стала следствием решений, принимаемых там, в Москве, откуда взрослые мужчины, многие из которых не знали войны лично, с легкостью отправляли на гибель «своих» сыновей.

Таким образом, психологическое взросление героя занимает центральное место в повести – именно это помогает понять ее анализ. «Убиты под Москвой» — уникальное произведение, потому что оно заставляет задуматься не только над ужасами фашизма, но и над тем, какую роль в происходивших событиях играла отдельная личность и система, сложившаяся в Советском Союзе.

Читать краткое содержание Воробьев Убиты под Москвой

В район деревни Лотошино в 30 километрах на северо-запад от подмосковного Волоколамска в ноябре 1941 ода, во время битвы за Москву, была направлена учебная рота кремлевских курсантов под командованием капитана Рюмина. Рота состоит из 240 бойцов. Солдаты входят в подчинение полка московских ополченцев. Среди оружия у курсантов есть только самозарядные винтовки Токарева, «коктейли Молотова» и гранаты, так как подполковник, командующий ополчением, говорит, что пулеметов для бойцов не хватает.

Главный герой повести – командир 4-го взвода лейтенант Алексей Ястребов. Он получил звание две недели назад и был направлен командованием в роту. Новая должность тяжело дается молодому офицеру, все приказы он отдает дрожащим неуверенным голосом.

Бойцы приступают к боевому охранению Отдельного курсантского полка Московского пехотного училища имени Верховного Совета РСФСР. Они приходят на смену бойцам пехотного полка, состоящего из ополченцев Москвы. Солдаты вырывают окоп на окраине Лотошино вдоль противотанкового рва. Вскоре они стали замечать, как мимо их позиций проходят разрозненные группы отступающих с поля боя красноармейцев. Затем фашисты устраивают минометный обстрел и ведут его весь день с небольшими перерывами. В результате нападения гибнут шестеро курсантов. Также получает тяжелое ранение и умирает политрук Анисимов. Бойцы выкапывают братскую могилу и хоронят там погибших. Раненых оставляют в деревне у местного жителя, старика.

Немецко-фашистские войска начинают общее наступление, и рота оказывается в окружении. Капитан Рюмин решает не сообщать об этом солдатам и отдает приказ атаковать ночью село, которое занято немцами, а затем направляться на соединение с полком. В результате этого ночного боя рота теряет погибшими одиннадцать курсантов, но при этом она уничтожает почти целый батальон фашистских автоматчиков. Кроме того, бойцы берут в плен большое количество немцев и забирают много трофейного оружия. Одного из немцев в упор убивает Алексей Ястребов.

Наступает утро, и командир принимает решение остаться в лесу и переждать день, однако курсантов замечает с воздуха немецкий разведывательный самолет. Он сбрасывает вниз листовки, в которых фашисты призывают красноармейцев сдаваться в плен. Поняв, что рота демаскирована, Рюмин принимает решение всё же остаться в лесу, так как здесь безопаснее, чем на открытой местности. Затем начинается налет на роту пикирующих бомбардировщиков «Юнкерс-88». По завершении налета в лес вступают немецкие танки и пехотинцы, и в результате этого почти вся рота погибает. Ястребову и еще одному его сослуживцу удается затаиться, притворившись убитыми, и спастись. Когда бой завершился, они решают пойти на восток и вскоре встречаются с Рюминым и еще тремя курсантами. Вся группа устраивается на ночлег в скирдах. На следующее утро курсанты становятся свидетелями воздушного боя, в котором четыре немецких «мессершмитта» уничтожают три советских «ястребка».

Рюмин чувствует себя виновным за гибель своих бойцов и, не выдержав терзаний совести, оканчивает жизнь самоубийством, стреляя в себя. Бойцы выкапывают могилу для него. В этот момент подъезжают два немецких танка. Курсанты пытаются спрятаться в скирдах и погибают. В живых остается только Алексей Ястребов. Он остается у свежевырытой могилы, затем встает и поджигает подъехавший слишком близко танк, швырнув в него бутылку с зажигательной смесью. Машина продолжает движение, и Ястребов, решив, что он не попал в танк, прыгает в могилу в надежде спрятаться. Танк продолжает движение и засыпает землей Ястребова, но затем останавливается и сгорает. Алексей с трудом выбирается из могилы, вешает на спину четыре винтовки и решает прорываться к своим.

Повесть «Убиты под Москвой» представляет собой образец так называемой «окопной» или «лейтенантской» прозы о Великой Отечественной войне, расцвет которой пришелся в СССР на 1950-60-е гг. Все эти произведения были написаны бывшими фронтовиками, в них обычно нет вымысла и искажения фактов.

Голосов: 64
Читать краткое содержание Воробьев — Убиты под Москвой. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Реализм Воробьева

Еще одно достоинство повести в том (именно это единодушно признавали писатели-фронтовики), что в ней война показана изнутри, без лоска и желания что-то приукрасить. Как следствие, вскоре после публикации в 1963 году повесть «Убиты под Москвой» надолго попала в число запрещенных произведений.

В чем же проявился реализм писателя в изображении войны?

Прежде всего, перед читателем предстают простые люди: с их сомнениями и страхами, недоумением и отчаянием. Их поведение в минуты боя естественно: они бессильны что-либо изменить и часто не до конца понимают происходящее. Понятные каждому чувства – страх перед смертью, желание защитить себя – нисколько не принижают достоинств молодых ребят, и на это особое внимание обращает Константин Воробьев. «Убиты под Москвой» — это книга не о тех, кто, подобно генерал-майору Переверзеву, сорвал с себя знаки отличия и пытался спастись бегством. Ее герои – люди, осознававшие себя частичкой великого народа, ведущего борьбу за освобождение своей Родины. Первоначальное представление о поле брани как о месте подвигов сменяется для мгновенно повзрослевших мальчишек осознанием общего несчастья, оказавшимся страшным ударом по спокойной мирной жизни.

Натуралистично нарисован автором эпизод с оторванной ногой в сапоге, сначала вызвавшей недоумение у Алексея: кто ее тут поставил? А еще невозможно забыть страдания раненого в живот и умирающего Анисимова, все повторявшего: «Отрежь…», и рядом с ним, на шинели, «клубящийся моток чего-то живого» — это восприятие Алексея. Кажется, что со страниц повести К. Воробьева говорит каждый убитый под Москвой воин.

Роль боя с мотопехотным батальоном

Другой персонаж, важный для понимания авторского замысла, — капитан Рюмин, который с самого начала являлся для курсантов образцом для подражания. И он вполне соответствовал тому, каким должен был стать настоящий офицер. Кого-то из читателей может смутить эпизод в селе. Зачем Рюмину понадобилось вступать в бессмысленный бой, который все равно ничего не сможет изменить, ибо судьба роты предрешена? Ответ на этот вопрос на самом деле весьма прост. Рюмин понимает, что его подчиненные обречены, и дает им возможность перед смертью почувствовать себя настоящими солдатами. Действительно, курсанты вышли из боя возмужавшими, ощутившими личную причастность к спасению Родины. Они не кричали громких лозунгов, но в полной мере ощутили счастье от своей первой победы. Можно утверждать, что подобное чувство испытывал каждый убитый под Москвой солдат, поскольку речь шла о защите столицы – сердца родной страны.

Финальная сцена повести

Последние страницы произведения читать сложно. Читатель стал свидетелем того, как беззаботные, мечтающие о подвиге мальчишки за пять дней повзрослели и превратились в настоящих мужчин, по-новому оценивающих себя и товарищей. Алексей Ястребов, ставший свидетелем многих смертей и того, как ушел из жизни Рюмин, вполне осознанно выхватывает бутылку с зажигательной смертью и бросается на танк. В этот момент он уже не боится умереть и совершает свой подвиг просто и буднично, совершенно не думая о нем. Так постигается цена победы, которой не увидят солдаты, убитые под Москвой. Краткое воспоминание Алексея о родном доме, о деде в один миг свело для него в одно целое и прошлое, и настоящее. Теперь ему открылась какая-то другая, не ведомая раньше правда о том, для чего все делается. Полученный за эти 5 дней жизненный опыт полностью изменил его мировоззрение, а увиденная жестокость взрастила в душе ненависть к врагу.

Психологическая составляющая произведения

Важное место в повести К. Воробьева «Убиты под Москвой» занимают внутренние монологи молодого Алексея Ястребова и более опытного командира роты капитана Рюмина, в большей степени осознающего трагизм ситуации и считающего причастным себя к происходящему. Последний воспитан партией и привык во всем полагаться на теоретический рассчет. Он считал, что способен контролировать ситуацию, однако вскоре осознает, что все его представления оказались иллюзией. Рюмин не вынес мук совести и покончил жизнь самоубийством. Не его вина, что все так случилось, но он сам вынес себе приговор. Особого внимания заслуживают последние слова капитана, которые обозначают истинного виновника происходящего: «Мерзавец! Ведь все это было показано нам еще в Испании!» В них содержится явное указание на Сталина. Так, в процессе развития действия меняется и мировоззрение капитана, о чем свидетельствуют его поступки, оценка происходящего, размышления и их анализ. «Убиты под Москвой» — произведение, показывающее, как человек в условиях войны проходит испытание на гуманизм. Здесь сразу становится ясно, кто есть кто.

Первоначальный вариант концовки повести

Сколько времени прошло: несколько минут или часов – Алексей не понял. Он очнулся от того, что его тащили из могилы крепкие руки, и услышал над головой немецкую речь и дружный хохот. «Спине и … месту на теле, куда пнул немец сапогом, было уже давно тепло и отрадно…» Алексей приподнялся и увидел горевшие скирды, в которых прятались остававшиеся в живых курсанты. Это первоначальный вариант окончания повести «Убиты под Москвой». Анализ такого финала – его автору порекомендовали переделать и сделать более оптимистичным – подводит к выводу о том, насколько трагичными стали первые месяцы войны для советской страны. Но он остался только в архивах. Сам Воробьев считал, что окончательный вариант произведения в неменьшей степени отразил весь ужас того, с чем приходилось сталкиваться на фронте «новичкам». Тем более что Алексей, вырвавшийся из пекла, был уже совершенно другим человеком: закаленным, многое переосмыслившим, способным защитить тех, кто от него зависел. Открытый финал предполагает неоднозначный исход событий, но оставляет надежду на то, что герою все же удастся спастись, и он внесет свой вклад в Победу.

Подробный пересказ

Произведение начинается с момента, когда 240 молодых курсантов во главе командира Рюмина отправлялись на боевые позиции. Когда бойцы прибыли на место, то их включили в один из полков, который состоял из столичных ополченцев. Кремлевские солдаты расположились в селе, где находился огромный ров и центр обороны.

Командир приказал рыть окопы вблизи старого кладбища, так как это место было удобно еще тем, что там находились большая постройка из камня и храм. Конечно же, он не знал на самом деле, насколько здесь безопасно, так как совсем недавно он только получил звание лейтенанта. Несмотря на то, что гитлеровские солдаты уверенно продвигались вперед, Алексей Ястребов , был твердо уверен, что русская армия намного сильнее остальных войск, и естественно, пусть хоть медленными шагами, но подойдет к победе. Когда окопы были готовы, осталось большой проблемой сделать ход в церковь. Один из солдат сказал, что можно взорвать это место, однако взводный командир посетовал на то, что без разрешения капитана проделать они это не могут. Ястребов пошел к нему, чтобы разрешить данный вопрос, но ему не разрешили произвести взрыв, так как гранаты могут быть нужны в бою. В то время, когда Алексей отправился к Гуляеву, чтобы передать все распоряжения, на небе показались вражеские самолеты. Мужчины сразу же побежали к своим солдатам, чтобы отдать соответствующие приказы, но никакого удара не последовала. Вероятно всего, немецким летчикам был дан приказ лететь на Клин.

Самолеты пролетели над советскими войсками несколько раз и скрылись из виду. Вдалеке были слышны раскаты орудий, находящихся во фронтовой зоне. Через некоторые время из леса показалась группа бойцов, которые чудом вырвались из окружения. Впереди них шел медленно, опустив свою так рано поседевшую голову, генерал-майор Переверзев. Уставшие и голодные солдаты попросили еды. Ястребов сопроводил их сразу же к капитану Рюмину. К концу дня Рюмин отдал приказ командирам взводов отправить по одному отделению за ров, чтобы те отправляли всех в обход окопов. И тут же выясняется информация о том, что на самом деле Переверзев был обыкновенным рядовым бойцом.

На следующее утро, вдали показалась вражеская техника, вследствие чего, солдаты сразу же по ним открыли огонь, допустив грубую ошибку. Ведь это была немецкая разведка. Таким образом, красноармейцы просто помогли себя обнаружить. Тут же прибыл Анисимов, который сообщил о том, что по данным разведывательной операции курсантов, фашисты находились совсем недалеко, в близлежащем селе. Он собрал солдат и выступил с речью, где сказал бойцам, что надо держаться до конца, и не впадать в панику, так как вскоре к ним подойдет помощь.

И вот начался бой. Вначале полетели мины, после чего произошел обвал окопа. Анисимова тяжело ранят, и он скончался. Когда наступление стихло, выжившие солдаты стали перетаскивать тяжелораненых товарищей в лазарет. Но только они доставили несколько своих однополчан, то их вновь стали обстреливать. Через некоторое время Ястребову доложили, что фашисты уничтожили практически всех раненых. Тут же прибыл санинструктор с докладом о том, много убитых и раненых. Командир полка ополченцев передает роте приказ о том, что нужно как можно быстро отступить назад. Однако, Рюмин, не доверяя майору, дает распоряжение одному из курсантов узнать в штабе, как им поступать дальше.

Вскоре вновь начинается огнеметное наступление. Они оказались в окружении врага. Но, чтобы не сеять панику в рядах солдат, Рюмин ничего не говорит, и решает продвигаться с бойцами в северном наступлении поздно ночью. Он сообщает им, что им необходимо присоединиться к полку, при этом разбить фашистов в селе и расположить временно там тяжелораненых. Выполнив приказ, командир просит приютить на некоторое время бойцов с ранениями. Поздно ночью рота начинает совершать прорыв. Солдаты под командованием Ястребова принялись уничтожать гитлеровцев, которые отступали. Взяв в плен несколько вражеских бойцов и захватив трофеи, курсанты поспешно стали удаляться от деревни. Но, все-таки, как- бы не пыталась рота скрыться в лесу, разведывательные силы противника их вычислила и начала атаку. Вскоре все солдаты погибли в суровом бою. Лишь Алексею с новобранцем удалось выжить. Они добрели до Рюмина, где потом начали выбираться к своим войскам. По дороге, наблюдая гибель советских летчиков, Рюмин покончил жизнь самоубийством, застрелившись из револьвера, а Алексей, уничтожив немецкий танк, пробирается к своим.

Повесть учит нас не забывать о величии и силе русского народа, выступать против войн во всем мире.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Значение повести

Гуманизм, долг, героизм, становление человеческой личности, ответственность за свои поступки, способность сопереживать и понять другого – над этими непростыми понятиями рассуждает в своем произведении К. Воробьев. «Убиты под Москвой» — краткое повествование об одном эпизоде из жизни самого автора, своего рода предупреждение, которое носит документальный, где-то даже исповедальный характер. Того, что происходило в грозные сороковые – это главная мысль автора — нельзя забывать ни в коем случае.

Трагические события

По дороге они встречают еще несколько курсантов во главе с Рюминым и решают переночевать в стогах сена. Ранним утром в небе завязывается жестокий воздушный бой между самолетами врага и советскими летчиками. В неравной схватке противник одерживает уверенную победу, потому что обладает большим численным преимуществом.

От увиденных событий капитан стреляет себе в висок. Затем солдаты начинают рыть погребальную яму и в это время из леса на них начинают выезжать танки. Курсанты быстро прячутся в стоге сена. Оставшись в одиночестве, Ястребов кидает емкость с горючей жидкостью во вражескую машину и прыгает в выкопанную яму.

Подбитый танк горит, а остальные начинают вести прицельный огонь по спрятавшимся в сене солдатам. После этого они медленно разворачиваются и покидают место боя. В итоге живым остается лишь лейтенант.

Если кратко читать «Убитых под Москвой» Воробьева, то можно составить такой план пересказа сюжета:

  • путь на фронт и первый бой;
  • впечатления персонажей;
  • засада в лесу и встреча с боевыми товарищами;
  • трагические события с героями.

В своем произведении писатель показал боевые действия без лишнего пафоса. В центре повести находятся простые люди с многочисленными страхами, сомнениями и чувством отчаяния.

Эти эмоции никак не умаляют их геройских качеств, а, наоборот, они делают их более человеческими и близкими читателю. После ознакомления с кратким содержанием «Убитых по Москвой» стоит прочитать книгу полностью.

Особенности «лейтенантской» прозы

Произведения, созданные в 50-60-е годы, отличаются от тех, что были написаны в годы войны или сразу после ее окончания. К описанию происходивших событий добавляется их детальный анализ. «Убиты под Москвой» — не исключение. В. Астафьев отмечал, что повесть нельзя прочитать просто так, она никого не может оставить равнодушным. От нее кулаки сжимаются и возникает единственное желание: чтобы такое больше никогда не повторилось. Это признание того, что К. Воробьеву удалось в полной мере показать антигуманность подобного противостояния, заставить задуматься о том, сколько стоит человеческая жизнь. И еще — определить роль в войне всех сил, имевших к ней отношение, в том числе государства и его руководства.

Почему капитан Рюмин застрелился?(Повесть Воробьёва «Убиты под Москвой»)

Константин Воробьев (1919-1975). Повесть «Убиты под Москвой » (1963) написана очень эмоционально, но реалистично. Сюжет: рота кремлевских курсантов под командованием стройного, подтянутого капитана Рюмина была направлена защищать Москву. Рота солдат — и оборона Москвы! Рота погибла, а капитан Рюмин застрелился — он пустил себе пулю в сердце, как бы искупая свой грех за гибель неопытных мальчиков. Они, кремлевские курсанты, стройны, ростом — один метр сто восемьдесят три сантиметра, все как на подбор, и уверены, что командование дорожит ими, ведь они — особое подразделение. Но курсанты «брошены» своим командованием, и капитан Рюмин ведет их в заведомо неравный бой. Боя практически не было, была неожиданная и ошеломительная атака немцев, от которой нельзя было нигде спастись — сзади их «контролировали» войска НКВД.

Эпиграфом к повести послужили строки из стихотворения А. Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом» , которое и названием, и страшным смыслом перекликается с повестью К. Воробьева:
. Нам свои боевые Не носить ордена.
Вам-все это, живые, Нам-отрада одна:
Что недаром боролись Мы за Родину-мать.
Пусть не слышен наш голос, — Вы должны его знать.

«Убиты под Москвой»: краткое содержание (пересказ по главам) повести Воробьева К.Д.

Осенью 1941 г. линия фронта вплотную приблизилась к Москве. Бойцы кремлевской роты в составе 240 человек под командованием капитана Рюмина отправляются к месту боевых действий.

Прибыв на место сражения выясняется, что у роты нет никакого оружия, способного противостоять танковым и воздушным силам противника.

По дороге к фронту курсанты встречают наших бойцов, попавших в окружение германских войск. Немцы прорвали линию фронта и укрепились в соседней деревне.

Командиру роты Рюмину приказано отступить, но уже поздно, их окружили немцы.

Бойцы идут в атаку, с боем отбивают село. Среди курсантов уже есть первые погибшие.

Курсанты впервые столкнулись лицом к лицу с врагом, им впервые приходится стрелять по живым людям, многие из них растеряны и подавлены. Командир взвода Алексей Ястребов убив немца переживает целую гамму чувств, от отвращения до страха.

Когда рота приближается к лесу, сверху на них начинается воздушная атака бомбардировщиков, за самолётами из леса появляются танки и пехотинцы.

Упав в яму, Алексей обнаруживает в ней струсившего солдата из соседнего взвода. Больше всего боявшийся быть взятым в плен, курсант исступлённо упрашивает лейтенанта Ястребова застрелить его.

По окончании перестрелки, Ястребов вместе с курсантом, покинув лес попали на место их встречи с отрядом НКВД.

Встретив трёх бойцов во главе с капитаном Рюминым, ребята решают остаться заночевать в копнах сена.

На рассвете над их завязывается воздушный бой между нашими лётчиками с самолётами противника. В неравной схватке, обладая численным преимуществом, враги одерживают победу.

От всего увиденного командир роты стреляет в себя. Курсанты начинают рыть яму, чтобы похоронить Рюмина, а в это время со стороны леса на них надвигаются танки. Бойцы поспешно залегают в копне сена. Оставшись один, лейтенант бросает бутылку с горючей смесью в один из танков и залегает в выкопанной яме. Подорванный танк горит, другой наносит прицельный огонь по укрывшимся в сене бойцам, разворачивается и исчезает.

В живых остаётся один лейтенант.

В произведении Воробьёва с потрясающей простотой описаны Жизнь и смерть, трагические изломанные судьбы людей, но автор не призывает к мести, просто показывая правду войны, учит чувству ответственности и долга.

Краткое содержание

Глава 1

«Учебная рота кремлевских курсантов» под командованием капитана Рюмина вторые сутки идет на фронт. Прибыв на место, молодые бойцы входят «в подчинение пехотного полка, сформированного из московских ополченцев». Подполковник удивлен элитному подкреплению, состоящему из 240 человек одного роста – 183 сантиметра. На вопрос Рюмина касательно вооружения подполковник с грустью отвечает, что ничего не может предоставить, «кроме патронов и кухни».

Глава 2

Капитан приказывает командиру взвода, лейтенанту Алексею Ястребову, рыть окоп неподалеку от кладбища и церквушки. Уже «пятый месяц немцы безудержно» продвигаются к Москве, и этот факт никак не укладывается в голове у Ястребова, с детства привыкшего считать свою страну непобедимой.

К назначенному сроку окоп готов. Получив «каски для взвода и три ящика патронов», Ястребов отправляется к лейтенанту Гуляеву, и в этот момент в небе «кучной и неровной галочьей стаей» появляются самолеты.

Глава 3

Над деревней еще несколько раз пролетают самолеты. Слышны звуки фронта, расположенного неподалеку. Неожиданно из леса появляются красноармейцы, которым удалось выйти из окружения. Они просят накормить их, поскольку уже двое суток ничего не ели. Ястребов отводит их к капитану.

Глава 4

Рюмин сообщает Алексею, что, скорее всего, в их направлении прорван фронт, и «от штаба ополченского полка должны тянуть сюда связь и должны подойти соседи слева и справа».

Утром на поле появляются «два грязно-серых броневика». Не вытерпев, курсанты начинают стрелять, но тем самым только выдают себя: броневики были вражескими разведчиками.

Анисимов сообщает Алексею о «результатах ночной курсантской разведки – деревня, что впереди, занята противником».

Глава 5

Немцы начинают сбрасывать мины, и вскоре окоп обваливается. Анисимов получает смертельное ранение. Дождавшись прекращения обстрела. Алексей пытается отдать приказ бойцам, но «загнанный куда-то вглубь живота ненужный слезный крик мешает ему что-нибудь сказать курсантам». Помощник Ястребова сообщает, что немцы убили всех раненых.

Глава 6

Связной передает роте распоряжение отступать в срочном порядке, но Рюмин, не доверяя майору, отправляет одного из курсантов в штаб полка узнать, какова «ближайшая задача роты, связь и подкрепление соседями».

Возобновляется минометный обстрел, и Рюмин понимает, «что рота находится в окружении».

Не дождавшись возвращения курсанта, посланного в штаб полка, Рюмин отдает приказ вырыть братскую могилу и принимает решение «с наступлением темноты двигаться по рву на север, захватив раненых, и где-нибудь по болоту или по лесу выйти к своим». Оставив раненых у старика в деревне, Рюмин сообщает, что рота вернется через три дня.

Глава 7

Рюмин уверен, «что избрал единственно правильное решение»: утаить от курсантов правду об окружении и сделать смертельный бросок вперед. Ночью рота начинает атаку в селе. Взвод Алексея располагается в лесу, чтобы расстреливать убегающих немцев. Но их не было, и тогда Ястребов отдает приказ атаковать горящее село. Алексей убивает немца, после чего «его рвало долго и мучительно». Курсанты берут пленных, оружие и отправляются в лес.

Глава 8

Безопаснее всего было передвигаться под покровом темноты, и рота остается в лесу до вечера. Вскоре в небе появляется «костыль» – «маленький черный самолет с узкими, косо обрубленными крыльями», самолет-разведчик. Обнаружив роту, он выбрасывает листовки с призывом добровольно сдаться в плен.

Спустя время небо заполняется «юнкерсами», и начинается бомбежка, после которой заходят «в лес танки и пехота противника».

Глава 9

Вместе с одним из курсантов Алексей притворяется мертвым. Ребята слышат «близкие автоматные выстрелы, голоса немцев, улюлюканье и свист» – противник добивает остатки роты. Немцы уходят, и с приходом ночи Алексей с курсантом отправляются на поиски своих.

Глава 10

Ребятам везет, и они находят Рюмина и еще троих курсантов. Они становятся свидетелями воздушного боя и поражения советских «ястребков». Капитан Рюмин, не выдержав напряжения, кончает жизнь самоубийством. Курсанты решают похоронить своего командира «на опушке, под кленом».

Вскоре появляются два танка. Один из них проходит совсем рядом, и Алексей, стоявший возле не зарытой еще могилы, швыряет в танк бутылку с бензином. Алексей прыгает на дно могилы, и его заваливает землей. В этот момент его «телу ничего не хотелось, кроме одного – дышать», и курсанту чудом удается вырваться из завала.

Собрав все оружие, Алексей «пошел от могилы по опушке леса, постепенно забирая вправо, на северо-восток», в надежде добраться до своих.

Основные персонажи

В произведении писатель затрагивает тему героического поведения мужественного человека перед верной гибелью и ответственности за собственных боевых товарищей. Люди не должны забывать те ужасные события, которые происходили на территории России много лет назад. В этом и заключается главная мысль повести Воробьева.

Главными героями произведения «Убиты под Москвой» являются:

  • Рюмин — командир роты курсантов, который пользуется авторитетом среди подопечных;
  • Алексей Ястребов — командующий 4 взвода;
  • Гуляев — командир 2 взвода;
  • Анисимов — болезненный и хилый мужчина, политрук роты.

В этом произведении описывается недолгое пребывание на линии фронта небольшой роты курсантов. Эти парни очень молоды, полны энергии и готовы бить фашистов. Но через некоторое время солдаты погибнут в неравном бою, кроме главного персонажа повести. Тщательный анализ событий, которые привели к трагедии, и лег в основу повествования.

«Убиты под Москвой»: краткое содержание кульминации и развязки

Воодушевленные курсанты отошли к лесу. Здесь их и застигли вражеские самолеты. Мощный обстрел сменился танками и пехотой.

В Алексее все чувства заглушил страх, заставивший прыгнуть в воронку. Там лежал курсант, попросивший его убить: лучше так, чем в плен. Лейтенант вдруг осознал, как многолика смерть и насколько предательски он поступил, только сейчас вспомнив о взводе. Когда выбрались из ямы, Ястребову ничего не хотелось, а тело было чужим.

Из боя вышли шестеро, включая Рюмина. Вскоре подошли к скирдам, где встречались с майором. Следующим утром капитан застрелился, и его решили похоронить. В этот момент появились танки. Курсанты бросились к скирде, которую враг тут же уничтожил. Алексей, оставшийся в могиле, поджег одну машину. Выбравшись из засыпанной ямы, он собрал оружие и направился на северо-восток. Желание дойти, страх перед встречей, радость, что живой, и обида, что никто не видел, как он поджег танк, усталость… Все эти чувства смешивались, а всхлипывающие слова «Стерва… Худая…» помогали идти. Капитан, три лейтенанта, двести сорок курсантов – столько бойцов за пять дней было убито под Москвой.

Краткое содержание не позволяет в полной мере передать ужас происходящего, поэтому такие книги нужно читать полностью.

Трагические события

По дороге они встречают еще несколько курсантов во главе с Рюминым и решают переночевать в стогах сена. Ранним утром в небе завязывается жестокий воздушный бой между самолетами врага и советскими летчиками. В неравной схватке противник одерживает уверенную победу, потому что обладает большим численным преимуществом.

От увиденных событий капитан стреляет себе в висок. Затем солдаты начинают рыть погребальную яму и в это время из леса на них начинают выезжать танки. Курсанты быстро прячутся в стоге сена. Оставшись в одиночестве, Ястребов кидает емкость с горючей жидкостью во вражескую машину и прыгает в выкопанную яму.

Подбитый танк горит, а остальные начинают вести прицельный огонь по спрятавшимся в сене солдатам. После этого они медленно разворачиваются и покидают место боя. В итоге живым остается лишь лейтенант.

Если кратко читать «Убитых под Москвой» Воробьева, то можно составить такой план пересказа сюжета:

  • путь на фронт и первый бой;
  • впечатления персонажей;
  • засада в лесу и встреча с боевыми товарищами;
  • трагические события с героями.

В своем произведении писатель показал боевые действия без лишнего пафоса. В центре повести находятся простые люди с многочисленными страхами, сомнениями и чувством отчаяния.

Эти эмоции никак не умаляют их геройских качеств, а, наоборот, они делают их более человеческими и близкими читателю. После ознакомления с кратким содержанием «Убитых по Москвой» стоит прочитать книгу полностью.

Действующие лица

Война — это хаос и разруха, которые приводят к непоправимым последствиям. Она рушит судьбы не только бойцов, защищающих родину, но и всех людей вокруг. К этой мысли автор подталкивает читателей на протяжении всей повести. Для того чтобы передать основной мотив, Воробьев использует следующие образы:

  1. Рюмин — капитан роты. Мудрый и смелый мужчина, пользовавшийся уважением среди бойцов.
  2. Ястребов Алексей — лейтенант, командовавший четвертым взводом. Этот герой проявил себя с мужественной стороны, солдат не задумывался ни на минуту о том, чтобы отступить.
  3. Гуляев — командир второго взвода.
  4. Анисимов — политрук. Мужчина часто болеет и от этого становится совсем слабым.

Воробьеву удалось заставить читателей задуматься о том, сколько стоит человеческая жизнь и нужно ли ее тратить попусту. Повесть нельзя прочесть просто ток, она оставляет в душе осадок. Это творение отличается своей уникальностью, так как оно написано от руки человека, который сам испытал все ужасы войны.

Разделение на части

Для того чтобы понять основной замысел текста, его необходимо подробно проанализировать. Для этого потребуется разбить произведение на смысловые подзаголовки и разобрать каждый, например:

  1. Отправка на фронт.
  2. Рытье окопов.
  3. Деревня.
  4. Рота окружена.
  5. Нападение на деревню.
  6. Ночная оборона.
  7. Обстрел роты.
  8. Смерть Рюмина.
  9. Дорога на восток.

Разделение повести по плану поможет определить главную суть повествования. Кроме этого, анализируя каждую главу, можно подготовиться к пересказу на урок литературного чтения.

Бои на фронте

Осенью 1941 года немецкие войска вплотную приблизились к столице. Курсанты кремлевской роты в численности 240 человек во главе с командиром Рюминым направляются к месту дислокации. По прибытии в положенный пункт сражения неожиданно выясняется, что у бойцов нет никакого вооружения, чтобы результативно противостоять танкам и самолетам врага.

По пути к линии фронта парни встречают советских солдат, попавших в кольцо фашистских войск. Противник прорвал многие фланги и закрепился в соседнем селе. Капитану Рюмкину приходит приказ отступить, однако, уже слишком поздно, потому что их окружили враги. Курсанты идут в атаку и в ходе боя отбивают деревню. Среди них оказывается довольно много погибших.

Юные солдаты в первый раз столкнулись с таким опасным соперником. Они до этого ни разу не стреляли в живых людей, поэтому большинство из них растеряны и сильно подавлены. Командующий взводом Ястребов после убийства фашиста переживает огромную гамму ощущений, от полного отвращения до безудержного страха. Когда рота подходит к лесу, то на воинов обрушивается воздушная атака самолетов, а затем появляются бронированные танки и много пехоты.

Провалившись в яму, Ястребов видит в ней струсившего курсанта из параллельного взвода. Парень очень боится попасть в плен к немцам, поэтому исступленно упрашивает офицера пристрелить его. После завершения перестрелки, лейтенант вместе с тем солдатом выходят из леса и направляются на место сбора, где они должны встретиться с отрядом НКВД.

Первые бои

Утром появились вражеские самолеты. В четвертый взвод пришел политрук Анисимов, который остался на время обстрела. Психологическое состояние лейтенанта и курсантов, попавших под град мин, описание смерти политрука и еще шестерых бойцов, что первыми из взвода были убиты под Москвой, – краткое содержание следующей главы. Сначала Ястребову хотелось спрятаться, но после осознания происходящего появилось желание стоять до конца.

Рюмин еще утром передал в штаб донесение разведки и получил устный приказ отступать. Но капитан не доверял словам. А рев танков невдалеке подтверждал, что полк попал в окружение. Единственно правильным решением для капитана сейчас было наступление. Похоронив погибших, рота стала готовиться к атаке занятой немцами деревни.

Все произошло быстро: курсанты одержали победу над застигнутым врасплох врагом. Автор показывает происходящее через восприятие Ястребовым. Картины смерти и первое убийство немца, суматоха, в которой никто ничего не понимал, радость, что остался в живых… Не раз отмечалось, насколько правдоподобно передал чувства героев в повести К. Воробьев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *