Российское Телевидение — для кого оно?!
Живу в Канаде уже много лет. Со мной живет мама, которая страдает старческой деменцией. И вот стала она забывать английский язык. И раньше то его плохо знала, а тут вообще понимать ничего не может. Ну решил специально для неё подписаться на российские каналы. Их всего два — Первый и ТНТ. Сегодня был первый день просмотра.
Показал маме как переключать на новые каналы на русском. Она, понятное дело обрадовалась. Долго готовилась к встрече с российским тв-искусством. Услышав русскую речь телеведущих даже в ладошки захлопала.
Захожу через час к маме, а она смотрит местные передачи, на английском. Спрашиваю — типа что на русском то не смотришь? А она мне отвечает — скучно что-то это говно зрелище смотреть.
Не поверил я ей, думаю не соображает мама наверное. Помню же — Первый канал весьма интересным был. Сам решил посмотреть. Включил. Посмотрел. Выключил. Права мама оказалась — действительно дерьмо весьма скучное зрелище.
Господа, товарищи, россияне — как же вы это дерьмо выносите?! Ведь параша полная! Это я еще Дом-2 не смотрел
Посмотрел какие есть каналы на канадщине есть программы развлекательные, есть политические, есть церковные, торгашные и прочие. Всё как у всех. Что хотел сказать тс мне не понятно. Выдернуть два канала и похвастаться, что мы не такие? По крайней мере это глупо.)
Никто не смотрит росТВ, но риторика ответов просто по одному сценарию с ТВ. Совпадение Случайность?
нет телевизора, нет проблем 🙂
Динозавры тут?
Попадаются посты, где вспоминаются старые сериалы, с темой — «олды тут?».
А у меня в подкорке врезались совсем другие картинки-образы.
Тогда получается, что я динозавр)
Если вспоминать 80. 90-е, то самый лютый сериал, при котором улицы в городах ссср полностью пустели и ни одной живой души не было видно, был «спрут».
Мыльные оперы, которые врезались в мою подкорку:
— «рабыня изаура», тк был первым в таком формате;
— «санта барбара», тк был первым самым долгоиграющим;
— «альф», тк был первым комедийным.
Ну и подростковые сериалы: «четыре танкиста и собака», «осьминожки со второго этажа», «приключение в каникулы», «арабелла», «гостья из будущего», «беверли-хиллз, 90210».
Игорь Угольников, Леонид Парфёнов и Константин Эрнст. 1992
В Латвии задержали мужчину за подключение российских телеканалов
Жителя Латвии арестовали за незаконное подключение российских ТВ-каналов. Об этом пишет издание Delfi. Следствие считает, что подозреваемый обеспечил просмотр запрещенных ресурсов примерно 100 домохозяйствам в одном из районов Риги.
Дома у арестованного нашли ТВ-приемники, компьютерное оборудование, телефоны и платежные карты. Мужчине грозит до 3 лет лишения свободы.
Вещание российского контента в Латвии было запрещено в июне этого года. Ранее российские зрители могли смотреть порядка 80 развлекательных телеканалов.
Новая передача на ТВ
Можем лучше
Кого-то сегодня выгонят с работы
Трансляция брифинга генсека НАТО Йенса Столтенберга на Youtube-канале Deutsche Welle была прервана кадрами выступления президента России Владимира Путина на концерте-митинге по случаю присоединения четырех новых регионов
https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/15925327
Французский телеканал выдал бомбу Mini-Nuke из Fallout 4 за российскую ядерную бомбу
Поклонники Fallout 4 обратили внимание на курьезный репортаж французского ТВ. Журналисты обсуждали ядерные боеголовки России, но в качестве иллюстрации почему-то использовали мини-заряды для гранатомета «Толстяк» из игры Тодда Говарда и Bethesda.
Геймеры предположили, что изображения готовил интерн, который просто вбил в Google «ядерная мини-бомба» (mini nuke).
Меньше телевизора
Dendy Новая Реальность (2х2, ОРТ ;1994-1995) Глас народа (Обновлённая версия)
С того дня, как я сделал эту компиляцию нашлись первые выпуски с ОРТ и отреставрировали несколько выпусков с 2х2
Мечты сбываются
Походу в этом году сбудется мечта тех, кто мечтал увидеть на «Голубом огоньке» много новых лиц
Байки из зомбоящика 69
Приветствую всех в 70м, если конечно считать пилотный, выпуске педерачи про всяческую, ТВ фигню и движуху.
И сегодня у нас, как в прочем и почти всегда, просто несколько историй, разной степени «проходняковости», зато аж 4 штуки!
Один отличный оператор, иногда занимался тем, что снимал всяческие красивые заставочки для разных телеканалов. Нет, он бы их снимал хоть вообще постоянно, но только подобных заказов не так много, как хотелось бы. Обновляют каналы свои заставки, раз в полгода, в лучшем случае, а то и раз в год-два. Он делал все полностью сам: придумывал, арендовал технику и свет, сам режиссировал процесс, снимал и затем монтировал.
И вот однажды, когда работа по созданию новой заставки была полностью проделана «на бумаге», тоесть все придумано, нарисована раскадровка, составлена смета и постановочный план, заказана техника для аренды, заказчик, в лице достаточно известного телеканала, который наверняка смотрят чьи-то мамы и бабушки, вдруг отказался.
«Руководство нашло какого-то вот просто охрененно крутого КИНО оператора и решило, что будут заставки снимать с ним и на пленку». Ну а герою истории, выдали небольшую часть, от обговоренной ранее суммы за работу, что-то около 15% и распрощались.
С тех пор прошло что-то около года или двух, и вот они снова пригласили нашего оператора на встречу, где собственно попросили снять для них заставку. Но оператор был еще немного зол за прошлый раз, и решил немного «заломить» цену, а потом поторговаться. Итак, комната для переговоров: в ней оператор, один из директоров и бухгалтер.
— 60 тысяч и делаю все «под ключ», — попросил оператор.
— Нет, ну это очень дорого, давайте хотя бы за 20? – предложил директор.
— За 20 пусть ваш крутой кинооператор снимает, а я могу, по старой дружбе, уступить до 50ти.
Директор смотрит на бухгалтера.
— Понимаете, это очень большая сумма. Мы даже никак не сможем выплатить вам ее за один раз, придется платить небольшими долями несколько месяцев.
— 25 тысяч, могу предложить, но не больше! – директор уже не выдерживает на начинает расхаживать по переговорной.
— Нет, 25 за такую работу – мало, только аренду техники отобью, а себе практически ничего не останется.
Директор достает телефон, начинает кому-то звонить, но выходит из переговорной. Затем возвращается, молча берет бумажку, что-то пишет и отдает оператору.
— Последнее предложение, больше никак не получится.
Оператор переворачивает бумажку и читает «35.000», берет ручку и пишет ниже «40.000Р», отдает директору. Директор мотает головой, типа «нет». Наш герой встает и направляется к выходу, все расстроены (по ценам за такую работу, на тот момент, 40 было действительно вот прям нормально).
В это время бухгалтер берет бумажку, смотрит что на ней написано…
— Подождите! Это вы в какой валюте написали? В рублях?
— Мы СОГЛАСНЫ! – выпаливают директор и бухгалтер, причем одновременно!
Да-да, как выяснилось, крутейший КИНОоператор взял с них тогда 60 тысяч долларов себе и еще 10 своему ассистенту! И весь процесс этих «торгов», озвучивая суммы, наш герой представлял себе рубли, а директор и бухгалтер – доллары! И хоть они тогда и стоили по 35р, но разница то сами понимаете какая!
Ну и самое обидное, а ведь у нашего героя вполне себе был шанс согласится поработать за 35.000 долларов!
Да, в наше время, такое уже вряд ли возможно. Меня кстати тоже кидали подобным образом, когда мы с режиссером, сделали всю «бумажную» работу по выбору натуры и интерьеров, раскадровке, аренде техники под каждую смену, и даже составили календарно-постановочный план, для съемок «мелодрамы выходного дня», для одного из ТВ каналов. Знаете, как говорил Рене Клер, «Мой фильм готов, его осталось только снять.» — вот и наш был готов.
Ну а потом проект «заморозили», выплатив небольшую сумму, а затем втихую наняли бригаду из ближайшего зарубежья, в 2 раза дешевле. Они хоть и снимали полностью по нашим схемам, но получилось все равно достаточно… стремно.
Ну «на втрое» сегодня, сам Дзюба!
Про нехорошую историю, произошедшую с капитаном нашей футбольной сборной, думаю слышали все, а некоторые даже смотрели, не будем копаться в той ситуации, а зайдем немного с другой стороны:
Итак, когда Дзюба… скажем так, сегодня обойдемся без 18+ ,«делает массаж», то слышно как где-то фоном, работает телевизор. По телевизору идет новостной сюжет, причем он уже заканчивается, и слышно «прощалку», ну знаете, «Такой-то Такойтович, и Такой-то Такойтович специально для такого-то канала».
Случайно тут пересекся с коллегой, ну одним из тех, кто принимал участие в создании того сюжета: говорит, «Добавлю его в свое портфолио! Ведь получается, что я такие охрененные сюжеты снимаю, что на них «любит помассировать» сам капитан сборной!»
Снимали мы, под новости, чемпионат по Самбо-70 среди работников, тогда еще милиции. На Петровке, только не 38, а в соседнем здании. И был там, собственно один из авторов этого вида единоборств. И не просто был, а представлял свою книгу, посвященную конечно-же Самбо, причем не из серии «мемуары», а про обучение оному. К сожалению, не вспомню уже автора, но книги тогда разошлись быстрее чем горячие пирожки. И вот записали мы с ним интервью, после чего он полазил по каким-то сумкам, поискал, достал свою книгу, подписал ее, и извинившись, что она вот честно одна – самая последняя, отдал корреспонденту.
Писали мы не только его, а вообще не мало взяли синхронов, и одна из участниц турнира, рассказала нам, что вообще тренирует детей в школе, бесплатно, а эта книга просто великолепна в плане помощи учебному процессу, но лично ей книги не досталось, слишком мало их напечатали. Но когда-нибудь она обязательно купит себе такую.
Отработали, идем к машине, кор говорит, что ей нужно вот прям быстренько отбежать куда-то, ну ок, ждем. Через несколько минут она возвращается и рассказывает, что дескать совесть ее замучила, ей то эта книга ни о чем совсем, поэтому она вернулась, нашла ту участницу, да книжку то ей и подарила.
«Она была так рада, так счастлива! Книга, да еще и с автографом! Номер свой давала, сказала, что работает в ГИБДД, зам какого-то начальника, и что если проблемы на дороге вдруг возникнут, штраф там какой, инспектор докопается, или помочь без очереди машину снять/поставить (а это была эпох до Госуслуг), то можно ей звонить и она все уладит. А у меня и машины то нет, отказалась короче.» — рассказала нам наша корреспондент, чем вызвала у нас, троих автомобилистов, лютое желание высадить ее где-нибудь на дороге и пусть идет до офиса пешком!
Ну и совсем «лайт». Самый страшный перелет в жизни.
Перелет Москва-не помню что, но вроде в ноябре этом дело было. Продюсеры поздно переслали билеты и зарегистрироваться онлайн не получилось, однако место мне досталось у окна, что хорошо. Поднялся на борт, запихнул камеру и вещи на полку, ну а в «моем» ряду, у прохода, оказалось уже сидит маленькая девочка.
Пролезаю, сажусь на свое место, ну а что… в середину, между нами, кто-то да сядет, рейс обещают полный. Однако, салон вот уже практически заполнен пассажирами, а наш сосед, ну или надеюсь соседка, все никак не приходит. Вот дери закрыли, а нашего соседа так и нет! Зато пришла стюардесса.
— У вас сегодня необычный сосед. Это (пусть будет Маша), ей 6 лет и она летит одна, без взрослых. Место между вами останется пустым, а я, от лица компании Аэрофлот, попрошу вас приглядеть за маленькой пассажиркой. Если ей что-то понадобится, то можете смело нажимать кнопку и вызывать кого-то из нас, сама она просто не дотянется. — проговорила стюардесса, мило улыбаясь все это время.
— АААААА! Я сижу с маленькой девочкой! На одном ряду! Это же практически как НА ОДНОМ ДИВАНЕ! АААА! Меня посадят. – пронеслось у меня в голове, но вслух я этого конечно же не сказал.
Нет, ну неужели мы действительно дожили до такого, что я должен был поднять панику и потребовать меня пересадить?! (блин, к сожалению похоже что да)
Маша на контакт особо не шла и похоже боялась меня не меньше чем я ее, ну а может не меня, а просто летать, поскольку делала она это 1й раз в жизни, и сразу же одна! На мое предложение сесть у окошка – отказалась, как и от Свича с Animal crossing.
Пару раз, мне начинало казаться, что она вот-вот заплачет, но нет держалась молодцом. Показал ей как «продуваться», если вдруг уши сильно будет закладывать, и отдал свою «Аленку» из бортпитания, шоколадку взяла, сказала «спасибо» и сныкала в свой рюкзак, впрочем, как и весь свой сухпаек – вот прям вообще молодец.
Несколько раз подходила стюардесса, и очень мило общалась с девочкой, спрашивала все ли в порядке, не надо ли попить или в туалет, но и с ней Маша особо не контачила.
А после посадки, произошло самое страшное — я остался на своем месте до самого конца и дождался момента пока за Машей придут специально обученные люди из аэропорта. На выходе получил еще одну благодарность от экипажа, улыбку, и 8 лет… а ладно, я все еще на свободе.
Но тенденции нашего общества, что-то совсем не радуют.
Эх ладно, еще одна коротенька история. Про такси.
Как всегда, внезапно и неожиданно для продюсеров, один очередной великий государственный деятель, купил лошадь. Ехала та топовая и крутая лошадь, стоимостью как весь автопарк данного телеканала, ни-то из Эмиратов в США, ни-то из США в Эмираты, но на несколько дней остановилась на московском ипподроме (хз зачем). Ну а хозяин, решил вдруг со своей лошадкой пообщаться.
И вот поднимают дежурную группу – срочно на ипподром, срочно снимать как великий государственный деятель делает «ми-ми-ми» с лошадкой! Ехать от Останкино до ипподрома 10км, выходной день, лето… есть только одна проблема. Так-как сейчас многие телеканалы максимально сокращают свои автопарки, в пользу… такси.
Вызвали им такси, приехал естественно водитель из ближайшего зарубежья, который проскочил поворот на Новомосковскую улицу, и повернул на Аргуновку, где движение ОДНОСТОРОНЕЕ, а он по сути выехал на встречку! Да и был тут-же пойман экипажем ДПС. Вызывают им еще такси, приезжает… ну вы поняли, который не поехал по Шереметьевской улице, а полез на проспект Мира, где у Рижского вокзала проходил очередной рейд ГИБДД. Остановили и их такси, проверили документы… ну а там короче оказалось, что «Турсунбек вовсе не Турсунбек», задержали. Вызвали третье такси, водитель которого, увидев людей с камерой и рядом экипаж ГИБДД, просто дал деру! Вызвали четвертое, доехали на нем успешно, успешно же опоздав и просрав всю свою съемку. Ну это не важно, главное тут, экономия!
И напоследок, кто осилил до конца, получите бонус! В прошлый раз был вопрос про картинки, которые я выкладываю иногда, в комментариях даже их автора нашли.
И в этот раз, думаю что будет честно с моей стороны, указать автора и этих работ, его зовут Володя Силантьев. Чтоб небыло «терок да разборок», оставлю ссылку на его Исту в комментарии. Не реклама, честно, я его даже не знаю.
Это не про нас: почему мы разочаровались в российском телевидении
Что общего между хабаровскими протестами и митингами в Белоруссии? Недоверие граждан к теленовостям, идущим по российским федеральным каналам.
Многие люди считают, что корреспонденты и ведущие политических ток-шоу искажают факты, порой откровенно врут или намеренно не замечают происходящих событий.
Так, например, федеральные телеканалы прошли мимо акций протеста в Хабаровске. Вместо них, например, в вечерних «Вестях» на «России 1» вышел выпуск о теневом бизнесе экс-губернатора Хабаровского края Сергея Фургала, в дневном выпуске новостей на НТВ зрителям подробно рассказали о пожаре в соборе в Нанте, а Первый канал детально осветил ситуацию с коронавирусом в США и беспорядками там же.
О том, почему российское телевидение отдаляется от народа и как вернуть доверие зрителя, — в материале ForPost.
Не верим
Согласно исследованию «Левада-Центра», за последние десять лет почти на четверть уменьшилось количество россиян, которые считали телевидение единственным источником информации. Если в 2010 году 94% наших граждан получали информацию только с голубых экранов, то сейчас таковых осталось 72%. Доверяют телеканалам как источнику новостей около 55% наших граждан. Десять лет назад эта цифра была на треть выше: почти 80% населения верили теленовостям.
Заметно снизилось доверие россиян к тому, как телевидение освещает отдельные темы, прежде всего экономические. Сегодня более половины населения считает: освещение телеканалами положения дел в экономике «не соответствует действительности».
В рейтинге доверия россиян по-прежнему лидируют «Россия 1» (его смотрят 48% россиян) и Первый канал (47%).
В беседе с корреспондентом ForPost житель Хабаровска Илья Владимирович (мужчина отказался называть свою фамилию) сообщил, что жители Хабаровского края перестали смотреть новости после того, как «Россия 1» и Первый канал «состряпали фиктивные сюжеты» против арестованного экс-губернатора Хабаровского края Сергея Фургала и сообщили всей стране, что акциями протеста руководят недоброжелатели России из Грузии.
Блогер Илья Варламов на своём YouTube-канале «Varlamov» опубликовал опрос жителей Белоруссии, участники которого были недовольны тем, как российские телеканалы преподносят акции протеста в Минске. Белорусы негодовали: вместо того, чтобы показать единение народа, «Россия 1», Первый канал, НТВ рассказывали о внешних врагах, которые якобы хотят устроить в союзном государстве очередную оранжевую революцию.
«Я в отпуске»
Корреспондент ForPost попытался уточнить у директора Дирекции информационных программ Первого канала Кирилла Клеймёнова, почему российские федеральные телеканалы так избирательно подходят к освещению ситуации в Хабаровске и в Белоруссии.
«Я сейчас нахожусь в отпуске и ничего не могу сказать по этому вопросу. Я не слежу за тем, как освещаются события по Первому каналу», — ответил на вопрос журналиста ForPost Клеймёнов.
Телеведущий Владимир Познер также с 9 июля находится за пределами России и не знает, как телеканалы преподносят зрителю события в Хабаровске и Минске. Но в целом ситуация, которая сложилась на российском телевидении, ему понятна.
«Федеральные телеканалы показывают события так, как им указано. А указано им Кремлём. Если, скажем, там говорят, что что-то не надо показывать, то это не показывают. Я думаю, что проблема именно в этом. Российские телеканалы не являются самостоятельными и не сами принимают решения о том, как освещать события. Поэтому зачастую они показывают не так, как есть на самом деле», — отметил в беседе с корреспондентом ForPost Владимир Познер.
Именно эта ситуация, складывающаяся на российском телевидении, подталкивает людей пожилого возраста осваивать интернет, чтобы получать недостающую информацию, уверен заместитель директора «Левада-Центра» социолог Денис Волков.
«В Хабаровске произошли события, которые интересны не только жителям этого региона. Большинство граждан узнало о митингах из теленовостей, но всё чаще зрители обращаются к интернету за дополнительным содержанием, подробностями. Даже пожилые люди начинают активно осваивать интернет, чтобы получить недостающую информацию. Хабаровская история — яркий пример наметившейся тенденции. Поэтому телевидению будет сложно вернуть доверие людей старшего возраста. Хотя говорить о том, что все откажутся от просмотра теленовостей, я бы не стал», — отметил в беседе с корреспондентом ForPost Денис Волков.
В интервью блогеру Елене Соболь автор проекта YouTube-канала «Редакция» Алексей Пивоваров заявил, что не раз сталкивался с цензурой на федеральных телеканалах. По его мнению, выхода из ситуации два: либо ты принимаешь правила игры, прогибаешься до какого-то момента, до которого ты готов это делать, либо уходишь. Так, например, сделал Пивоваров, создав собственный проект на видеохостинге YouTube.
Основатель издания The Bell, автор канала «Русские норм» Елена Осетинская в интервью Елене Соболь отметила, что самыми несвободными в России на данный момент являются институционализированные медиа, которые должны отрабатывать ежедневную повестку новостей. Осетинская подчеркнула, что это касается всех федеральных СМИ, созданных 20 лет назад. Все собственники медиа находятся в России и так или иначе достижимы для власти. Поэтому они прибегают к цензуре во избежание санкций со стороны Кремля.
А что не так
У российского политолога, журналиста Виталия Третьякова иная точка зрения. В беседе с корреспондентом ForPost он отметил, что российские телеканалы, например, впервые за десять лет дают объективную картину того, что происходит в Белоруссии.
«На всех главных каналах страны, которые сотрудничали или принадлежали федеральным органам власти, последнее десятилетие о Белоруссии говорилось исключительно положительно. Даже тогда, когда были известны проблемы, их российское телевидение не показывало. Сейчас наши телеканалы о ситуации в Республике Беларусь наконец-то начали говорить разными голосами, давать различные мнения. Раньше союзное государство только хвалили, а теперь стали высказывать иные точки зрения, в том числе относительно российско-белорусского партнёрства», — выразил свою точку зрения в беседе с корреспондентом ForPost Третьяков.
Он отметил: раньше СМИ говорили о том, что союзное государство России и Белоруссии — это единственный путь, по которому должен идти российский и белорусский народ. Сейчас, когда в Белоруссии ОМОН избивает невинных людей, когда стала звучать антироссийская риторика, а власти начали искать в беспорядках «русский след», многие засомневались в правильности выбранного курса. Третьяков отметил, что такие мнения стали звучать и на телевидении. Поэтому он не понимает, почему белорусы считают, что по отношению к ним федеральные телеканалы стали необъективны.
«Парадоксально, но российское телевидение стало более объективно к Белоруссии. Даются разные точки зрения. Стало больше правды. Если она не нравится, то не нужно обвинять наших журналистов в необъективности. Российское телевидение не виновато, что оно даёт разные точки зрения», — отметил Третьяков.
Региональные проблемы
Другое дело — молчание федеральных телеканалов по ситуации в Хабаровске. По мнению Третьякова, эта давняя проблема. Она никак не связана с проходящими акциями в поддержку арестованного экс-губернатора Сергея Фургала.
Третьяков отметил, что не раз указывал: федеральные телеканалы очень плохо освещают жизнь российских регионов. По его мнению, это связано с тем, что Россия — огромная страна. Поэтому, если ежедневно в новостных выпусках упоминать пять регионов, то на освещение жизни во всех субъектах федерации уйдёт больше недели. Третьяков считает, что, несмотря на все сложности, объём региональной информации необходимо наращивать на федеральных телеканалах. Этот тот путь, по которому необходимо идти.
«То, что у нас федеральные телеканалы не любят освещать акции протеста, которые происходят в Москве и регионах, я не спорю. Это действительно так. Это редакционная политика. Есть альтернативные каналы получения информации, смотрите об этом там», — добавил Третьяков.
В интервью РБК автор проекта YouTube-канала «Редакция» Алексей Пивоваров отметил, что региональные новости не очень интересны зрителю. Поэтому им уделяют мало внимания на центральном телевидении. Пивоваров сам когда-то думал, что жителям небольшого города N всегда интересно посмотреть новостной сюжет про прорванную трубу на пересечении улиц Кирова и Карла Либкнехта, но нет — интересно про аварию на Рублёвке.
Поэтому в России история с региональными интересами на федеральном телевидении не работает, и, соответственно, она не работает и в digital.
СМИ для одного зрителя
Информационный вакуум в субъектах федерации могли заполнить региональные телеканалы, но там с объективностью дела обстоят ещё хуже, чем на центральном телевидении. Сами работники СМИ шутят, что они снимают сюжеты для одного зрителя — губернатора.
Российский политолог, журналист Виталий Третьяков отметил, что развивать региональное телевидение нужно. Другой вопрос — это дорого. Не каждый предприниматель потянет такой бюджет. Вторая проблема: альтернативный областному телевидению телеканал зачастую начинает войну с губернатором, так как его собственник, используя карманный медиаресурс, начинает бороться за сферы влияния в регионе. Новости подаются крайне избирательно и не затрагивают многие аспекты из жизни жителей субъекта федерации.
Алексей Пивоваров также уверен, что основная проблема регионального телевидения — отсутствие бюджетов для производства качественного контента.
«На западе, если у вас нет бюджета, то вы «Игры престолов» не снимете, если у вас нет бюджетов в России, вы не снимете «Кухню». Именно поэтому я со всех точек зрения скептически отношусь к конкретному региональному рынку», — подчеркнул в интервью РБК Пивоваров.
За пределами России
Виталий Третьяков отметил, что российские телеканалы сегодня столкнулись с рядом сложностей и на постсоветском пространстве. Жители стран СНГ всё меньше смотрят центральное телевидение России. Причина — в политическом курсе, который избрали президенты стран из бывшего советского лагеря.
«Где-то скрыто, где-то открыто проводится политика, направленная на вытеснение русского языка, русской культуры, России из информационного поля. На Украине это делается по-хамски, в открытую, а в других странах, не буду их называть, поступают более хитро. Например, потихоньку, не спеша меняют в алфавите кириллицу на латиницу (Казахстан до конца 2020 года планирует отказаться от кириллицы в пользу латиницы — прим.)», — отметил Третьяков.
По его словам, молодёжь в некоторых странах СНГ воспитывают по учебникам придуманной истории. В них сказано, что Россия — империалист, который высасывал соки из рабского народа. Всё хорошее, что сделало российское государство для республик бывшего СССР, либо вычёркивается, либо перевирается. В результате вырастает зрительская аудитория, которая априори воспринимает Россию как государство-агрессора, плохо знает русский язык, у неё негативный настрой к федеральным каналам.
«Национальное телевидение республик, входящих в СНГ, не сильно выросло в качестве по сравнению с российскими телеканалами, которые, по моему мнению, одни из лучших в мире. По профессиональным качествам наше телевидение способно конкурировать с крупнейшими западными медиахолдингами. Это очевидно. Поэтому, несмотря на все сложности и проблемы, у него остаётся огромная зрительская аудитория по всему миру», — резюмировал Третьяков.
Конец голубой эпохи. Почему снижается интерес к отечественному телевидению?
Власти обеспокоены падением влияния государственного телевидения. Источником информации для жителей страны, особенно для молодёжи, всё в большей степени становятся Интернет, социальные сети, независимые блогеры, неформальное общение в своих возрастных группах.
А ведь с началом телевизионной эры и затем на протяжении многих десятилетий ТВ было надёжным инструментом воздействия на население. Телевизор в СССР ласково называли «голубой экран». Телевизионные дикторы были известны всей стране, им верили так же, как в своё время верили знаменитому диктору всесоюзного радио Юрию Левитану и заявлениям в рубрике «ТАСС уполномочен заявить».
Фигуры умолчания
Пудрить мозги населению становится всё трудней. Плохим помощником стала распространённая в советские времена такая уловка, как фигура умолчания. Доступ на голубые экраны в СССР был закрыт не только для «идеологически чуждой» (так говорили в те времена) продукции, но и для неприятной для власти правды. Установка идеологического отдела ЦК КПСС была примерно такой: «В стране, где всё так хорошо, не может происходить ничего плохого». Если же и происходило что-то неприятное, то СМИ об этом глухо молчали. Например, о расстреле рабочих в Новочеркасске в 1962 г. В июне 1962 г. было объявлено о повышении цен на мясо при одновременном увеличении норм выработки. Рабочие вышли на улицу. Против них были брошены армейские подразделения. И это в стране победившего народовластия. 26 человек были убиты, 87 ранены, 7 расстреляны после суда. А в СМИ — тишина и благостные репортажи о видах на урожай. О новочеркасских событиях страна узнала более двух десятилетий спустя, во времена оттепели конца 80-х.
Сегодня такого рода фигуры умолчания уже невозможны. Не только серьёзные просчёты, но и мелкие оплошности власти немедленно становятся темой широкого обсуждения. Например, запрет на сбор валежника в лесу, новые анализы для получения водительских прав, парад детсадовцев в военной форме в Пятигорске или — из последнего — пение гимна в школах Якутии по утрам.
Запрос на правду
Государственные средства формирования общественного мнения остаются хоть и важным, но уже не единственным инструментом воздействия на население. Первым серьёзным прорывом монополии власти на «правду» стал I Съезд народных депутатов СССР в мае 1989 г. Заседания транслировались в прямом эфире, и люди следили за ними с таким же азартом, с каким наблюдали футбольный матч ЦСКА — «Спартак». Политика шумно врывалась в дома тогда ещё советских граждан. Впервые за всю историю СССР в прямом же эфире прозвучала критика академиком А. Сахаровым политической системы СССР. Видна была и растерянность М. Горбачёва, безуспешно пытавшегося «контролировать базар». На глазах миллионов телезрителей закатывались звёзды советской номенклатуры и рождались новые лидеры общественного мнения.
Конкуренция телевидению со стороны альтернативных источников информации нарастает. Неформальные площадки для альтернативных мнений и критики имеют даже те, кого власть объявляет «иностранными агентами». Более того, мнения «иностранных агентов» нередко выслушиваются с большим интересом, чем официальные голоса. Сказывается общий рост недоверия к власти в последние годы. Жители всё более укрепляются во мнении, что интересы власти и общества далеко не всегда совпадают. А нередко не совпадают и вовсе. Последний опрос «Левада-центра» показал, что так думают 72% населения. Естественно, что люди ищут ответы на волнующие их вопросы не в официальных коридорах и не на телеэкранах, а в других местах. За два последних года запрос на свободу слова возрос на 24%, а запрос на беспрепятственное получение информации — на 14%. В целом социологи формулируют эти изменения как запрос на правду.
Другая правда
Сомнений нет: для большинства жителей телевидение всё ещё является основным источником информации. Особенно для лиц старшего возраста, так и не успевших освоить новые информационные каналы. Но число телезрителей продолжает снижаться. За 10 лет число тех, кто получает информацию по телевизору, упало на 22% (с 94 до 72%). Среди молодёжи падение ещё сильнее. В целом доверие к телевизору как к источнику новостей испытывает лишь половина граждан страны. Самый большой рост недоверия наблюдается в сегменте экономических новостей. И это понятно: люди вечером смотрят на голубой экран, а утром выходят на улицу, заходят в магазин, в аптеку и видят на ценниках совсем другую правду.
Но главное даже не в этом, а в нарастающей девальвации авторитетов и мнений, которые доминировали в общественной жизни страны в последние два десятилетия. Люди всё громче кричат «Ждём перемен!» не только потому, что им хочется просыпаться по утрам с реальными политическими новостями. Людям хочется новых лиц. Сегодня же на политической эстраде те, кто вошёл во власть в 90-е гг. Многие из них реально много сделали для страны, стали частью нашей истории. Но смотреть на их политические морщины и слушать их законсервированные слова желания всё меньше.
Население, особенно молодёжь, сегодня само выбирает те лица и голоса, которые ему хочется слушать, а не те, которые ставятся в программы телевизионным начальством. По данным Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), индекс доверия к центральным телеканалам с 2015 г. упал с 40 до 27 пунктов. Это в целом. В молодёжной же аудитории (от 18 до 39 лет) неприятие телевизора нарастает лавинообразно. Молодёжь массово уходит в интернет. По подсчётам ВЦИОМ, уже более половины городского населения страны смотрит YouTube. Молодёжи там — 90%, и почти треть пользуется этим источником ежедневно.
Телевизор остаётся привычным атрибутом жизни. И многих держит «в плену советской власти». Старшее поколение коротает вечера, просматривая старые фильмы, вздыхая по временам освоения целины и переживая за героев «Чапаева». И в этом возрастном сегменте власть всё ещё сохраняет контроль над умами, настроениями и частично — над голосами избирателей. Но идеологический контроль над умами молодых всё более утрачивается. Нужны «новые песни о главном». Но их пока нет. Хуже того: у власти нет понимания, что же для страны является главным.
Российское телевидение. Какое оно сегодня?
В конце 40-х годов прошлого века во время летних каникул я приехал в Ленинград. У своих дальних родственников впервые увидел маленький ящик — телевизор КВН с огромной линзой перед экраном величиной с почтовую открытку. Линза увеличивала изображение в несколько раз. Вся семья и соседи по лестничной площадке усаживалась перед телевизором и с упоением смотрели одну единственную черно-белую программу.
…Прошли годы. Телевидение шагнуло далеко вперёд. В космосе на стационарных орбитах висят десятки спутников, передающих сотни программ на любой вкус. Плоских, как картина, цветных телевизоров, в том числе с огромными экранами, в магазинах полным-полно. Во многих семьях сегодня не один телевизор, а несколько – в каждой комнате и даже на кухне. В Москве программ «тьма-тьмущая», а смотреть сегодня по «ящику», как когда-то наш народ «окрестил» телевизор, практически нечего. За исключением небольшого числа программ, созданных ещё в советское время.
Утром и вечером на основных федеральных каналах наши пропагандисты и приглашенные, так называемые, «эксперты» (как правило, в большинстве своем одни и те же лица и даже депутаты Госдумы) «мордуют» власти Украины, США, Франции, Англии, их партнеров и коллег. Смеются над тем, как ведёт себя президент Украины Зеленский — «дебил и клоун из КВН». Несколько дней с восторгом обсуждают новость, как президент США маразматик Байден «испортил воздух» во время беседы с какой-то герцогиней, падал поднимаясь по трапу в самолёт, спал на форуме в Глазго и т.д. и т.п.
И все это вместо того, чтобы обсуждать извечный русский вопрос «Что делать?» с внутренними проблемами, коих у нас «вагон и маленькая тележка». Но где-то «там наверху» очевидно считают, что народу гораздо важнее знать, например, такие «новости»:
«Жена актера узнает о его молодой любовнице. Правда ли, что у актера Олега Ткачева растет внебрачная дочь?».
«Светская львица Анна Калашникова призналась, что суррогатная мама скоро родит ей ребенка. Почему Анна вдруг заподозрила, что эта женщина вынашивает не ее ребенка?»
«Объявился отец из Люксембурга!»
«Житель Вязьмы застал свою жену пьяной. Устав мириться с пьянством супруги, он выставил ее на улицу и через суд определил место жительства детей у себя. Однако Олеся мечтает вернуть сыновей».
«Слезы свекрови в медовый месяц Азизы. Молодой муж Азизы после трагических событий в его семье отказывается от человека, называющего себя его отцом. Чего добивается этот мужчина: расположения сына или денег Азизы?».
«Героиня программы любит быть яркой и носит афрокосы, но ее сестра считает, что пришла пора повзрослеть, привести себя в порядок и задуматься о создании семьи. Между сестрами есть давняя обида, связанная с несостоявшимся материнством».
«Главбух из Минска. 43-летняя Наталья ищет упитанного предпринимателя, щедрого на шутки, поступки и сюрпризы для любимой женщины».
«Сёстры — не сёстры? Старшая сестра просто замучила младшую своими сомнениями в родстве! А всё потому, что та родилась рыжей! В родство с младшей сестрой не верит и дочь отца от первого брака! Неужели мать изменила мужу с рыжеволосым красавцем? Три сестры или только две? Покажет ДНК!».
…Так позавчера 25.11.2021 года некоторые федеральные каналы анонсировали свои программы. Называть каналы и название передач не буду – желающие проверить могут посмотреть телепрограмму.
А ещё есть «Однажды в России», «Comedy Club», бесчисленные «пустышки» телесериалы с погонями, стрельбой, драками, кровью и так далее…