Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) ошибка в построении предложения с однородными членами
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) неправильное построение предложения с косвенной речью
Г) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
Д) ошибка в употреблении имени числительного
1) Преподаватели выслушали студента и порадовались его академическим знаниям.
2) Трое подростков, среди которых были двое девушек, о чём-то шумно спорили на крыльце «Дома торговли».
3) Человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, огромным потоком информации, отучается от общения с миром природы.
4) Те, кто мечтает стать инженером, исследователем, лётчиком, космонавтом, должен развивать свою зрительную память.
5) Пиктограмма представляет собой рисунок, который непосредственно изображает не только вещи, а события и явления.
6) Людей, занимающихся опасными видами спорта, называют экстремалами.
7) А.С. Пушкин писал, что «Я горе с ним делю, он радости со мною».
8) Добрый поступок создает и накапливает добро, сделает жизнь лучше, развивает гуманность.
9) Я с невольным восхищением наблюдаю за танцующими и завидую грациозности их движений.
ЕГЭ. Русский язык. Задание № 8. Ошибки в употреблении имени числительного. Типичные ошибки. Примеры. Комментарии.
С семьюстами работниками завода был продлён трудовой договор.
Ошибка № 2.
Числительные ОБА, ОБЕ имеют род.
Пример.
По обоим сторонам дороги росли сосны. (Слово «сторона»- женского рода).
По обеим сторонам дороги росли сосны.
Ошибка № 3.
Собирательные числительные (двое, трое, четверо и т.д.) НЕ употребляются с существительными женского рода, со словами, обозначающими взрослых животных (только детёнышей). Они также употребляются со словами, имеющими только множественное число.
- Трое подростков, среди которых были двое девушек, о чём-то шумно спорили. (ТРОЕ подростков – это верно, так ка сущ. мужского рода; а вот ДВОЕ девушек- нет.)
Верно.
- Двоеогромных волков перебежали дорогу. (ДВОЕ волков – неверно, так как сущ. обозначает взрослых животных).
Верно.
- К школе родители купили двое пар брюки пару рубашек, из которых я вырос буквально за два месяца. (Слово «пара»- женского рода, а с сущ. женского рода собирательное числительное не употребляется)
Верно.
К школе родители купили две пары брюк и пару рубашек, из которых я вырос буквально за два месяца.
Ошибка № 4.
Неверное сочетание числительных ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, а также составных, заканчивающихся на них, с существительными.
Запомните, данные числительные НЕ сочетаются с сущ. , имеющими только множественное число.
Пример.
Для выполнения работы нам дали двадцать двое суток.
Верно.
Для выполнения работы нам дали двадцать два дня.
Ошибка № 5.
Ошибка в склонении числительных, оканчивающихся на -СТА, -СТО, -СОТ.
Запомните: двумстам, четырёмстам, нет двухсот, четырёхсот, любуюсь двумястами, четырьмястами. Восьмисот, восьмьюстами.
Пример.
Команда вышла в финал турнира с семистами баллами.
Верно.
Команда вышла в финал турнира с семьюстами баллами.
Ошибка № 6.
Ошибка при склонении числительных СОРОК, ДЕВЯНОСТО, СТО, ПОЛТОРА, ПОЛТОРАСТА.
Запомните, что в косвенных падежах (кроме винительного) они имеют всего одну форму: СОРОКА, ДЕВЯНОСТА, СТА, ПОЛУТОРА, ПОЛУТОРАСТА.
Пример.
Он прочитал не более полтораста страниц.
Верно.
Он прочитал не более полутораста страниц.
ПРИМЕРЫ.
Задание № 8.
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Тип грамматической ошибки: ошибка в употреблении имени числительного.
Пример № 1.
У обоих подруг сегодня был экзамен.
(Слово подруга – ж.р., поэтому и числительное обе должно быть в ж.р.)
Верно.
У обеих подруг сегодня был экзамен.
Пример № 2.
Двое пар ботинок, стоящих у стены в прихожей, указывали на то, что кто-то уже опередил нас. (Слово пара – женского рода, поэтому употреблять с ним собирательное числительное нельзя).
Верно.
Две пары ботинок, стоящих у стены в прихожей, указывали на то, что кто-то уже опередил нас.
Пример № 3.
Вопреки первоначальным планам, путешествие затянулась на целых двадцать двое суток. (Собирательные числительные не могут входить в составные числительные).
Верно.
Вопреки первоначальным планам, путешествие затянулась на целых двадцать два дня.
Трое подростков среди которых были двое девушек
Запомните, что у количественных числительных (отвечают на вопрос СКОЛЬКО?) изменяются обе части слова и каждое слово в сложном числительном, а в порядковом— только последнее слово.
Примеры.
- Он заканчивал школу в двух тысяч девятнадцатом году. (Две тысячи девятнадцатый — какой? Это порядковое числительное, изменяется только последнее слово).
Верно.
Он заканчивал школу в две тысячи девятнадцатом году.
- С семистами работниками завода был продлён трудовой договор. (Неверная форма творительного падежа числительного «семьсот»).
Верно.
С семьюстами работниками завода был продлён трудовой договор.
2.Числительные ОБА, ОБЕ имеют род.
Пример.
По обоим сторонам дороги росли сосны. (Слово «сторона»- женского рода).
Верно.
По обеим сторонам дороги росли сосны.
3.Собирательные числительные (двое, трое, четверо и т.д.) НЕ употребляются с существительными женского рода, со словами, обозначающими взрослых животных (только детёнышей). Они также употребляются со словами, имеющими только множественное число.
Примеры.
- Трое подростков, среди которых были двое девушек, о чём-то шумно спорили. (ТРОЕ подростков – это верно, так ка сущ. мужского рода; а вот ДВОЕ девушек- нет.)
Верно.
Трое подростков, среди которых были ТРИ девушки, о чём-то шумно спорили.
- Двое огромных волков перебежали дорогу. (ДВОЕ волков – неверно , так как сущ. обозначает взрослых животных).
Верно.
Два огромных волка перебежали дорогу.
- К школе родители купили двое пар брюк и пару рубашек, из которых я вырос буквально за два месяца. (Слово «пара»- женского рода, а с сущ. женского рода собирательное числительное не употребляется)
Верно.
К школе родители купили две пары брюк и пару рубашек, из которых я вырос буквально за два месяца.
4.Неверное сочетание числительных ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, а также составных, заканчивающихся на них, с существительными.
Запомните, данные числительные НЕ сочетаются с сущ. имеющими только множественное число.
Пример.
Для выполнения работы нам дали двадцать двое суток.
Для выполнения работы нам дали двадцать два дня.
5.Ошибка в склонении числительных, оканчивающихся на -СТА,-СТО,-СОТ.
Запомните: двумстам, четырёмстам, нет двухсот, четырёхсот, любуюсь двумястами, четырьмястами. Восьмисот, восьмьюстами.
Пример.
Команда вышла в финал турнира с семистами баллами.
Верно.
Команда вышла в финал турнира с семьюстами баллами.
6.Ошибка при склонении числительных СОРОК, ДЕВЯНОСТО, СТО, ПОЛТОРА, ПОЛТОРАСТА.
Запомните, что в косвенных падежах (кроме винительного) они имеют всего одну форму: СОРОКА, ДЕВЯНОСТА, СТА, ПОЛУТОРА, ПОЛУТОРАСТА.
Пример.
Он прочитал не более полтораста страниц.
Верно.
Он прочитал не более полутораста страниц.
ПРИМЕРЫ.
Пример № 1. | Комментарий. |
В этом году город отметил свое шестьсотлетие. | В этом году город отметил свое шестьсотлетие. |
Верно.
Верно.
Числительное «полторы» в косвенном падеже имеет форму «полутора».
Верно.
Таковы типичные ошибки в предложениях с числительными. Запомните их, научитесь находить такие предложения.
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) ошибка в построении предложения с однородными членами
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) неправильное построение предложения с косвенной речью
Г) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
Д) ошибка в употреблении имени числительного
1) Преподаватели выслушали студента и порадовались его академическим знаниям.
2) Трое подростков, среди которых были двое девушек, о чём-то шумно спорили на крыльце «Дома торговли».
3) Человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, огромным потоком информации, отучается от общения с миром природы.
4) Те, кто мечтает стать инженером, исследователем, лётчиком, космонавтом, должен развивать свою зрительную память.
5) Пиктограмма представляет собой рисунок, который непосредственно изображает не только вещи, а события и явления.
6) Людей, занимающихся опасными видами спорта, называют экстремалами.
7) А.С. Пушкин писал, что «Я горе с ним делю, он радости со мною».
8) Добрый поступок создает и накапливает добро, сделает жизнь лучше, развивает гуманность.
9) Я с невольным восхищением наблюдаю за танцующими и завидую грациозности их движений.