Методы в C#
Методы в C#, как и практически в любом другом языке программирования — это именованные участки кода, в котором выполняется ряд операций. С методами мы так или иначе сталкивались при изучении возможностей C# с самого начала. Пишем мы первую программу, выводящую на экран строку «Hello world» или изучаем циклы и способы сортировки массивов — мы вызываем в нашей программе хотя бы один метод. И сегодня мы попробуем более детально изучить методы в C#, а также научимся их вызывать.
Определение методов в C#
В самом общем случае, определение метода в C# выглядит следующим образом:
обязательными элементами для определения метода в C# являются: тип возвращаемого значения и имя метода. Самый первый пример метода, который мы могли видеть в C# — это метод Main() , который является и точкой входа для нашего консольного приложения. Рассмотрим описание этого метода:
static — это модификатор. О том, что он обозначает, мы поговорим позднее, когда доберемся до работы с классами и объектами в C#.
void — тип возвращаемого значения. Это ключевое слово используется для того, чтобы указать, что метод не возвращает ничего.
Main — это имя метода.
string[] args — это единственный параметр метода — массив строк.
В фигурных скобках Visual Studio создала нам тело метода, состоящее по умолчанию всего из одной строки — вывод в консоль «Hello world».
Попробуем написать свой первый собственный метод C#. Можно было бы ограничиться стандартными примерами первых методов, типа расчёта площади круга или сложения двух чисел, но мы сделаем по-другому — мы немного улучшим программу сортировки массива, которую написали в прошлый раз.
Учимся определять собственные методы в C#
Посмотрим на исходный код нашей программы:
здесь у нас в методе Main() чего только не напихано — и вывод массива на экран и сортировка выбором. Обычно, участок кода выделяется в отдельный метод, если он (код) повторяется в программе многократно или необходимо выделить решение какой-либо задачи. В нашем же случае в программе можно выделить два отдельных метода:
- Метод вывода массива на экран (этот код у нас повторяется дважды — перед сортировкой и после сортировки)
- Метод, который будет сортировать массив.
Начнем с метода вывода массива на экран. Название метода должно максимально отражать его суть — пусть название метода будет PrintArray . Далее, что будет возвращать наш метод? В данном случае, ничего возвращать не требуется, поэтому будем использовать void . И, наконец, параметры. Задача метода — вывести на экран массив. Чтобы можно было в дальнейшем многократно использовать наш метод, в качестве параметра метод должен принимать какой-либо массив. Итого, получается вот такое описание метода:
В теле метода мы должны разместить код, который выводит массив на экран, то есть весь метод целиком, включая описание и тело метода у нас должны получиться вот такими:
Здесь мы в цикле foreach перебираем массив, переданный нам в качестве параметра и выводим значения на экран в виде строки.
Второй метод — это метод сортировки массива. Опять же, имя — так как у нас используется сортировка выбором, то пусть метод будет называться SelectSort . Возвращаемое значение также оставляем пустым ( void ), так как перед нами не стоит задачи хранить оба варианта массива (сортированный и несортированный). В качестве параметра будет выступать, опять же массив целых чисел. Весь метод должен выглядеть вот так:
Теперь у нас есть два метода и, если вы все сделали как показано выше, то Visual Studio напишет имена методов серым цветом и предложит удалить неиспользуемые члены класса Program . Выглядит это примерно так:
В данном случае, студия права — зачем нам методы, которые нигде не используются? Давайте вызовем наши методы в программе.
Вызов методов C#
Чтобы вызвать метод C# необходимо написать его имя и, при необходимости, в круглых скобках передать методу необходимые параметры. Методы мы будем вызывать внутри метода Main() вот так:
Теперь можно запустить программу и убедиться, что всё работает ровно так, как и в прошлый раз, НО при этом можно назвать следующие преимущества использования методов в C#:
- Методы можно многократно использовать в программе (например, PrintArray мы вызвали дважды)
- Выделение частей кода в отдельные методы позволяет сделать код более понятным (согласитесь, что изучить код метода на 10-50 строк намного проще, чем изучать «портянку» на 100500 строк)
- Использование методов позволяет значительно упростить дальнейшее сопровождение всего проекта. Например, если мы заходим, чтобы значения массива выводились не через пробел, а через запятую, то нам будет достаточно переписать всего один метод, а не искать по всему коду где массив выводится на экран. На небольших проектах это преимущество не совсем очевидно, но, когда вы имеете дело с проектом на десятки и сотни тысяч строк кода, то использование методов становится уже жизненно необходимым (представьте себе программу, хотя бы на 1000 строк кода всего с одним методом…жуть).
Возвращаемые методами C# значения
До сих пор мы имели дело с методами, которые не возвращают значений (с void в качестве возвращаемого значения). Что делать если метод должен вернуть какое-либо значение, например, если мы хотим узнать сколько замен провел наш метод SelectSort , чтобы отсортировать массив по возрастанию? Для этого наш метод должен:
- в качестве возвращаемого значения уже иметь не void , а число int (количество перестановок у нас измеряется целыми числами — не может быть 1,5 перестановки)
- использовать в теле метода оператор return .
Оператор return завершает выполнение текущего метода и возвращает значение из этого метода. Вызов оператора return выглядит следующим образом:
expression — это значение, которое должен вернуть метод. Если оператор в коде выглядит вот так:
то метод не вернет ничего, но при этом завершит свою работу. Давайте перепишем наш метод SelectSort , чтобы получать не только отсортированный массив, но и количество перестановок, которые были сделаны.
Теперь наша программа сортировки массива станет ещё более информативной. Метод SelectSort можно вызвать вот так:
Здесь мы одной строкой и сортируем массив и выводим в консоль количество перестановок. Результат работы такой программы в консоли будет выглядеть следующим образом:
9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
Количество перестановок в массива: 5
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Методы C#, возвращающие несколько значений
Что, если наш метод должен вернуть не одно, а сразу несколько значений? Опять же,возвращаясь к нашему методу SelectSort — что делать, если нам необходимо вернуть не только количество замен, но и количество сравнений элементов (количество итераций внутреннего цикла for )? Такая задача может решаться несколькими способами, я же покажу лишь один из них — одно значение (количество перестановок) мы будем передавать в качестве возвращаемого значения, а второе — через параметр метода. Сделать это можно, объявив метод следующим образом:
Обратите внимание на то, что написано в круглых скобках после запятой. Ключевое слово out используется для передачи аргументов (параметров) по ссылке. Есть также аналогичное ключевое слово ref , но ref требует, чтобы перед передачей в метод переменная должна была инициализирована, out же этого не требует. Теперь наш метод принимает два параметра один из которых обязательно должен быть переменной. То есть, мы можем вызвать наш метод вот так:
оба параметра — переменные . А можем вот так:
здесь мы передаем в первом параметре значение — массив целых чисел, а во втором переменную (правда, то как будет выглядеть сортированный массив мы уже не увидим). Но вот такой вызов метода уже не пройдет:
Здесь я попытался передать не переменную, а значение и компилятор C# выдал ошибку:
Надеюсь, понятно. Теперь вернемся к нашему методу и перепишем его следующим образом:
Теперь наш метод C# возвращает уже не одно, а два значения: количество перестановок и количество сравнений, а нашу программу можно переписать следующим образом:
Вывод консоли станет ещё более информативным:
9 1 5 6 8 90 -10 13 44 11 54
Количество перестановок в массива: 4. Сравнений 66
-10 1 5 6 8 9 11 13 44 54 90
Как видите, обеспечить возврат нескольких значений одним методом — это не такая уж и проблема. Как я сказал, эту же задачу можно решить несколькими способами, но об этих способах нам пока знать рановато — рассмотрим позднее.
Выход из метода
Выше я уже рассказал, что в методах может использоваться оператор return , который обеспечивает выход из метода и возврат значения метода в вызывающий метод. При этом, оператор return может использоваться и в методах с типом void для прерывания работы метода. Например, следующий код с точки зрения синтаксиса полностью верный:
Но, при этом, строка с вызовом WriteLine абсолютно бесполезна так как до этой строки мы никогда не дойдем — оператор return заставит нас выйти из метода сразу же, не достигая конца тела метода. Поэтому на будущее стоит запомнить,что return необходимо располагать именно в том месте где действительно необходимо обеспечить выход из метода, например, перед последней фигурной скобкой.
Сокращенная запись методов в C#
Если тело метода содержит всего одну инструкцию, то допускается сокращенная запись такого метода. Например, пусть у нас есть такой метод:
тело метода содержит всего одну инструкцию — вывод сообщения в консоль. В этом случае, мы можем сократить наш метод до следующей записи:
то есть, вместо фигурных скобок мы используем оператор => и далее сразу пишем содержимое тела метода (единственную инструкцию).
В чем различие между методом, функцией и процедурой
В различных источниках информации, кроме названия «метод» можно встретить также и такие названия как «функция» и «процедура». В чем же принципиальное отличие метода, функции и процедуры? Применительно к C#, в отличие, например, от Delphi/Pascal — это, скорее, философский вопрос. На мой взгляд, в C# все эти три понятия тождественны.
Обычно, функцию определяют так: функция — это метод, который возвращает какое-либо значение. Например, наш метод SelectSort возвращает значение int . То есть, технически мы можем сказать, что SelectSort — это функция.
В свою очередь, процедура — это метод, который не возвращает ничего. Опять же, чисто технически, можно сказать, что наш метод PrintArray — это процедура. Но, если обратить внимание на справочник по C#, то там « void — указывает тип возвращаемого значения для метода, который не возвращает значения.» Вот такая вот философская задача. То есть вроде как и нет возвращаемого значения, но всё же тип возвращаемого значения — void.
Поэтому, можно констатировать следующее: метод — это обобщенное название и функций и процедур, а в C# все эти три понятия тождественны, но за одним исключением — в отдельную группу методов выделяются как раз-таки «локальные функции«, о которых мы поговорим позднее.
Итого
Сегодня мы познакомились в общих чертах с методами C#, научились определять собственные методы, обеспечивать возврат из метода одного и нескольких значений, а также значительно улучшили нашу программку для сортировки массива методом вставок. К работе с методами мы будем возвращаться ещё неоднократно, так что, эту информацию постараемся запомнить как можно лучше.
Методы в Java
Привет! Это статья про основу основ Java и программирования вообще — про методы. В данной статье мы поэтапно объясним что такое методы в Java и зачем они нужны на конкретном примере. А в конце статьи Вы найдете ссылку на задачи, чтоб закрепить полученные знания на практике
Что такое метод?
Любой код на Java, который Вы откроете, будет состоять из методов. Можно сказать, это строительные «блоки», из которых состоит программа:
Метод в двух словах
Если Вы видите в программе какое-то слово, а затем круглые скобки — значит это метод:
слово()
Например — это названия 4 методов:
println()
hasNextInt()
getNumber()
main()
Зачем же они нужны?
Давайте поясним на примере. Представьте, что мы пишем программу-калькулятор.
В упрощенном виде программа-калькулятор должна выполнять 4 базовые операции: сложение, вычитание, умножение и деление. Поэтому, если бы мы писали программу-калькулятор, мы бы попросили пользователя:
1. Ввести 2 числа
2. Ввести операцию: «+» для сложения, «-» для вычитания, «*» для умножение и «/» для деления
Поэтому мы бы написали следующий код:
Обратите внимание: этот только часть кода программы, а именно главный метод main. Если Вы попытаетесь запустить данный код у себя на компьютере, получите ошибку. Полную версию кода мы покажем ниже.
Что мы тут видим? На самом деле, в каждой строчке выполняется метод:
Все, что подчеркнуто — методы. И да-да, main — это тоже метод! Если записать схематически, то получим:
Что делают все эти методы? Какая логика этого кода?
Давайте объясним это так. Каждый метод отвечает за какое-то действие:
Два типа методов
В коде Вы можете увидеть:
- методы, которые Вы уже знаете:
- методы, которые видите впервые — эти методы мы написали сами:
Таким образом, все виды методов в Java можно поделить на две категории:
1. Стандартные, то есть написанные в стандартных библиотеках Java. Просто берешь нужный метод и используешь.
2. Пользовательские, то есть методы, которые Вы сами написали.
Как методы располагаются в программе
Мы уже говорили, что метод — это «строительный блок» программы. Как же они располагаются в программе?
Схематически это можно показать так:
Но выше, когда мы показывали код программы калькулятор, у нас был только один метод — main(). Как мы писали, это была только часть кода. Давайте теперь покажем весь — только не пугайтесь
Много? Давайте представим этот код схематически:
А теперь на пару секунд отойдем от нашего примера и посмотрим, как строится каждый конкретный метод.
Как же строится метод?
Давайте посмотрим на самый простой метод:
Тааак, что мы тут имеем? Если присмотреться, мы видим знакомые слова — int, метод println(). Из незнакомого только слово void, с ним мы разберемся чуть позже:
Отлично! Половина есть Так что же все это значит?
Как Вы могли догадаться, myMethod — это название метода.
Название метода должно быть уникальным. Если название состоит из нескольких слов, напишите его, используя CamelCase (что такое «CamelCase» можно прочитать в данной статье).
То, что написано справа от метода в круглых скобочках — это то, что метод принимает. Иными словами — это значения, которые мы можем использовать внутри метода.
Таким образом для того, чтобы метод выполнился, ему нужно в скобочках записать число (в терминологии методов это называется «передать значение в метод») типа int. Таким образом оно автоматически подставится в переменную х и будет доступно внутри метода. Кстати, то, что метод принимает, в данном случае int x, называется параметром метода.
То, что записано перед названием метода, то есть перед myMethod , это то, что метод возвращает.
Что значит возвращает? «Возвращает» — это значит, что после того, как метод выполнился, мы можем получить определенное число, строчку или другое значение, которое нужно использовать в том месте, где метод вызван.
Таким образом, как видите, перед значением, которое нужно вернуть, пишется специальное слово return. Обратите внимание, что значение, которое возвращает метод, должно быть того же типа, который записан перед названием метода. В нашем случае double. Собственно говоря, поэтому мы считываем с консоли именно nextDouble().
А что же такое за слово void, которое записано в предыдущем примере перед названием метода? Перед названием метода записывается слово void (с англ. «пустота»), если метод не должен ничего возвращать. То есть метод выполнил код, а в место, где он вызван, он ничего не возвращает. Примером такого метода может быть метод println(), который мы используем в System.out.println(). Все, что нужно от метода, — это вывести в консоль значение. И все. Мы же ничему не присваиваем System.out.println() ? Нет. Таким образом можно отличать методы, которые что-то возвращают и «войдовские» методы:
- если вызов метода мы чему-то присваиваем — метод возвращает определенное значение
- если же просто вызываем метод в отдельной строчке — этот метод «войдовский»
Ок, это уяснили. Вернемся к нашему простому примеру.
То есть я — метод с названием myMethod(). Я принимаю на вход какое-то число x, которое обязательно должно быть integer.
Принимать метод может и несколько переменных или другими словами параметров, но возвращать — только одну:
Если Вы хотите передать несколько параметров методу — пишите их через запятую:
Как видите, мы передали методу myMethod() 3 параметра:
- int x — то есть какое-то число x, которое обязательно должно быть integer
- String s — какую-то строку (слово или фразу)
- long l — какое-то число l, которое должно быть long типа
Помимо параметров, есть еще такое понятие как «тело метода». С этим все просто: все, что написано в фигурных скобках <> — это тело метода. То есть это код, который должен выполнять метод. В данном примере в теле метода только 1 строчка кода:
- System.out.println(«You enterеd number » + x);
А значит метод myMehod() всего-навсего выводит в консоль введенное пользователем число.
На практике
Теперь давайте вернемся к нашему примеру — к огромному устрашающему куску кода, который мы показали чуть выше в этой статье Сейчас мы с Вами разберем по частям из чего состоит этот «устрашающий код» и тогда он покажется совсем не страшным.
Что делает каждый метод?
Начнем с метода main(), который задает общую логику нашей программы:
Для чего нужны методы
Если переменные хранят некоторые значения, то методы содержат собой набор инструкций, которые выполняют определенные действия. По сути метод — это именованный блок кода, который выполняет некоторые действия.
Общее определение методов выглядит следующим образом:
Модификаторы и параметры необязательны.
Ранее мы уже использовали как минимум один метод — Console.WriteLine() , который выводит информацию на консоль. Теперь рассмотрим, как мы можем создавать свои методы.
Определение метода
Определим один метод:
Здесь определен метод SayHello , который выводит некоторое сообщение. К названиям методов предъявляются в принципе те же требования, что и к названиям переменных. Однако, как правило, названия методов начинаются с большой буквы.
Перед названием метода идет возвращаемый тип данных. Здесь это тип void , который указыает, что фактически ничего не возвращает, он просто производит некоторые действия.
После названия метода в скобках идет перечисление параметров. Но в данном случае скобки пустые, что означает, что метод не принимает никаких параметров.
После списка параметров в круглых скобках идет блок кода, который представляет набор выполняемых методом инструкций. В данном случае блок метода SayHello содержит только одну инструкцию, которая выводит строку на консоль:
Но если мы запустим данный проект, то мы не увидим никакой строки, которую должен выводить метод SayHello. Потому что после определения метод еще надо вызвать, чтобы он выполнил свою работу.
Вызов методов
Чтобы использовать метод SayHello, нам надо его вызвать. Для вызова метода указывается его имя, после которого в скобках идут значения для его параметров (если метод принимает параметры).
Например, вызов метода SayHello будет выглядеть следующим образом:
Поскольку метод не принимает никаких параметров, то после названия метода идут пустые скобки.
Объединим определение и вызов метода:
Консольный вывод программы:
Преимуществом методов является то, что их можно повторно и многократно вызывать в различных частях программы. Например, в примере выше два раза вызывается метод SayHello.
При этом в данном случае нет разницы, сначала определяется метод, а потом вызывается или наоборот. Например, мы могли бы написать и так:
Определим и вызовем еще несколько методов:
Здесь определены три метода SayHelloRu() , SayHelloEn() и SayHelloFr() , которые также имеют тип void , не принимают никаких параметров и также выводит некоторую строку на консоль. Условно говоря, они выводят приветствие на определенном языке.
В конструкции switch проверяется значение переменной language , которая условно хранит код языка, и в зависимости от ее значения вызывается определенный метод. Так, в данном случае на консоль будет выведено
Сокращенная запись методов
Если метод в качестве тела определяет только одну инструкцию, то мы можем сократить определение метода. Например, допустим у нас есть метод:
Мы можем его сократить следующим образом:
То есть после списка параметров ставится оператор => , после которого идет выполняемая инструкция.
Методы исследования, используемые при написании дипломной работы
С понятием «методы исследования» студент сталкивается не только в дипломной работе. Уже во введении к курсовой также нужно перечислить способы, которые использовались при исследовании и написании научного труда.
В данной статье вы узнаете, как определяют это понятие в науке, какие методы научного исследования встречаются в дипломной работе и каковы их особенности. Поймёте, какие из них рекомендуется использовать в проектах определённых тематик. А также на примере увидите, как выглядит методологическая основа дипломной работы.
А чтобы первыми получать свежие статьи, подписывайтесь на наш информационный ресурс. И не забывайте пользоваться актуальными акциями и скидками от компании.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Что такое методы в дипломной работе
Итак, чтобы описать теоретико-методологическую основу исследования в дипломной работе, нужно понимать, что стоит за определением понятия «методы исследования».
Метод исследования дипломного проекта — это использование принципов мировоззрения по отношению к процессам познания.
Если говорить проще, то методология исследования — это способ соотносить данные исследования с другими фундаментальными науками, важнейшей из которых является философия. Это соотношение и станет методологической основой исследования дипломной работы.
В науке используется огромное количество методов. Но нас конкретно будут интересовать лишь те, что можно применить к дипломной работе. Их выбор напрямую зависит от того, какие цели и задачи студент перед собой ставит.
Несмотря на огромное количество методов в науке, каждый будет преследовать единственную цель: найти истину, правильное понимание и объяснение сложившейся ситуации, а в редких случаях — даже попытаться её изменить.
Классификация методов исследования
Методологические основы, используемые в дипломной работе, можно разделить на:
- общие (теоретические, универсальные) методы исследования в дипломной работе;
- частные (эмпирические или практические) методы исследования в дипломной работе.
Давайте более подробно остановимся на каждой группе, чтобы обоснованно выбрать нужный метод для решения конкретной проблемы.
Теоретические методы исследования
Эти методы являются универсальными и служат для систематизации фактов в научной работе.
При написании дипломной работы используют в основном следующие теоретические методы:
- анализ;
- синтез;
- моделирование;
- аналогия;
- дедукция;
- индукция;
- обобщение;
- классификация;
- абстрагирование;
- формализация;
- конкретизация;
- аналогия.
Давайте рассмотрим каждый теоретический метод исследования подробнее.
Анализ
Наиболее часто используемый метод, применяемый в дипломной работе.
Методологическая основа исследования дипломной, которая опирается на анализ, призвана разложить предмет или описываемое явление на признаки и свойства, чтобы изучить его более конкретно.
В качестве примера можно привести частые сравнения разных художественных стилей, автомобильных характеристик разных марок, стилей выражения мыслей писателей и так далее.
Синтез
В отличие от предыдущего метода синтез соединяет отдельные элементы (свойства, признаки) в единое целое для более детального изучения.
Методы синтеза и анализа часто используют вместе как методологическую основу исследования. Это позволяет сначала найти различия, а потом элементы, которые объединяют полученные результаты.
Моделирование
При этом методе объект исследования, существующий в реальности, переносится в искусственно созданную модель. Делается это с целью более успешного моделирования ситуаций и получения итогов, которые трудно было бы достичь в действительности.
Аналогия
При методологической основе в виде аналогии производится поиск сходства предметов и явлений по определённым признакам. И на этом сходстве делают выводы.
Дедукция
Метод дедукции позволяет сделать выводы об определённых явлениях и предметах, основываясь на общих данных. Здесь действует принцип от общего к частному.
Индукция
В противоположность к предыдущему индуктивный метод основан на принципе от частного к общему. И побуждает вести рассуждения от конкретных моментов к общей картине.
Обобщение
Метод обобщения чем-то схож с дедукцией. Здесь также делается общий вывод о предметах или явлениях на основе многих мелких признаков.
- индуктивное обобщение (эмпирическое) — переход от более конкретных свойств или характеристик предмета и явления к более общим;
- аналитическое обобщение — переход от одного мнения к другому в ходе мыслительного процесса без применения эмпирической действительности, то есть конкретных опытов.
Классификация
Метод классификации подразумевает деление предмета или явления на группы по определённым признакам. Основная задача этого метода — структурировать, сделать информацию более чёткой и понятной для усвоения.
Классифицировать можно на основе разных признаков. Например:
- по физическим свойствам (весу, размеру, объёму);
- по материалу (пластик, дерево, металл, фарфор);
- по жанрам (скульптура, живопись, литература);
- по архитектурным стилям.
Классифицировать можно и по геополитическим факторам, хронологическим и прочим другим.
Абстрагирование
В основе этого метода лежит конкретизация отдельных признаков какого-то отдельно взятого явления или предмета, которое необходимо изучить в рамках исследования. Суть абстрагирования — изучить какое-то конкретное свойство исследуемого объекта, не учитывая при этом все остальные его характеристики.
Метод абстрагирования — один из самых важных и основных методов исследования в дипломной работе гуманитарного уклона. С его помощью смогли отметить незаметные на первый взгляд, но важнейшие закономерности в таких науках, как педагогика, психология, философия.
Хороший пример абстрагирования — разделение литературы на различные стили и жанры
Формализация
Суть метода формализации — передать структуру или сущность явления (объекта) через знаковую модель, используя для этого математические схемы, формулы или символы.
Конкретизация
Под конкретизацией понимают детальное изучение объекта или явления в реально существующих условиях.
Аналогия
Суть метода аналогии состоит в том, чтобы находить общее между предметом исследования и другими объектами, опираясь на знания об определённых свойствах и характеристиках изучаемого предмета или явления. В результате можно прийти к интересным и полезным с научной точки зрения выводам.
Этот метод не является стопроцентно верным и не всегда даёт надёжные результаты. Однако в целом его эффективность довольно высокая. Чаще всего его используют в тех случаях, когда определённые предметы или явления нельзя изучить напрямую (например, при исследовании планет земной группы, при определении их свойств, условий для потенциального заселения населением Земли).
В разных науках используются совершенно разные методы исследования. Но в любой специальности и научной сфере в дипломной работе всегда будет использоваться минимум два: синтез и аналитический метод исследования.
Практические (частные) методы исследования
В дипломной работе наравне с теоретическими применяются практические методы. Предпочтение зависит от изучаемого объекта или явления. Заключается их особенность в определённом способе исследования информации, её сбора и обработки, а также проведения научных экспериментов.
Частные методы исследования в дипломной работе используются непосредственно для сбора конкретных данных о явлении или объекте. Эти методы помогают описать и выявить новые явления и предметы, найти закономерности или доказать гипотезы.
А теперь давайте познакомимся с наиболее популярными практическими методами при написании проекта дипломной работы. Среди них:
- наблюдение;
- сравнение;
- измерение;
- эксперимент;
- измерение;
- практическое моделирование;
- беседа и интервью;
- опрос и анкетирование;
- описание.
Давайте подробнее рассмотрим каждый практический метод.
Наблюдение
В основе наблюдения в дипломной работе лежит объективное восприятие действительности для сбора данных о свойствах и отношениях объектов исследования. Этот метод открывает любое научное познание, вот почему его считают ключевым при проведении любых исследований. Суть метода состоит в том, чтобы наблюдать за объектом исследования и фиксировать любые важные изменения в форме, реакциях, свойствах или его положения в пространстве.
Сравнение
Метод сравнения считается одним из самых популярных. Его используют для сопоставления двух или нескольких объектов исследования по какому-то одному признаку.
Эксперимент
Метод эксперимента толкуется как воспроизведение наблюдения или явления в определённых условиях. Экспериментом может служить также опыт, целью которого будет проверка (опровержение или подтверждение) имеющихся положений. Главное — сохранить два критерия граммотного исследования: доказательность и повторяемость. Ведь задача эксперимента заключается не только в том, чтобы продемонстрировать наглядные результаты или открыть новое свойство, но и показать, что его можно повторить на практике.
Опыты Галилея с пушечным ядром и свинцовым шариком может воспроизвести каждый
Измерение
Метод измерения — один из самых эффективных. Речь идёт о фиксации каких бы то ни было физических параметров объекта исследования (объём, рост, вес, длина и прочие) с помощью единиц измерения. Результат, полученный в ходе применения данного метода, будет фиксироваться в числовом значении.
Практическое моделирование
В общем смысле модель — это структурированный уменьшенный образ чего-то, имитация одного или нескольких объектов.
Моделирование может быть:
- предметным (при воспроизведении отдельной части объекта);
- знаковым (при использовании формул, чертежей, схем и прочего);
- мысленным (при проведении операций в виртуальном мире или в своём воображении).
Без моделирования не обойтись при разработке новейших технологий, конструировании автомобилей, сооружений и так далее.
Беседа и интервью
Суть обоих методов заключается в том, чтобы найти и опросить человека, который обладает какой-либо ценной информацией об изучаемом предмете исследования.
Многие могут не видеть разницы между беседой и интервью. Последнее отличается более структурированным и регламентированным порядком: в ходе проведения интервью собеседник отвечает на чётко поставленные вопросы, которые интервьюер заготовил заранее. Кроме того, человек, задающий вопросы, никак не должен демонстрировать своё отношение.
Беседа же имеет непринуждённый характер, а участники могут высказывать своё мнение по вопросам
Опрос и анкетирование
Данные методы также имеют много общего между собой. Их суть заключается в предварительной подготовке вопросов, на которые хотят получить ответы. Отвечающим могут предоставить несколько готовых вариантов ответов на выбор.
Основное отличие опроса от анкетирования состоит в форме их проведения. Опрос, как правило, может быть как устным, так и письменным. А вот анкетирование предполагает только письменный формат. Нередко во время анкетирования ответ можно давать в графическом виде.
Плюсом этих практических методов в дипломе считается большой охват аудитории. Ведь если удалось опросить много человек, то и шансов получить более точные данные намного выше.
Описание
Специалисты отмечают сходство данного метода с наблюдением. При проведении исследования методом описания фиксируют не только поведение и явления, но также внешний вид и признаки объекта изучения.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Узкоспециализированные методы
В разных направлениях специализации могут использоваться свои узкопрофильные методы исследований. Давайте рассмотрим, какие их виды встручаются в таких научных сферах, как:
- экономика;
- педагогика/психология;
- филология.
Экономика
Для экономической дисциплины характерны точные методы исследований:
- разные виды анализа: позитивный, нормативный, функциональный, статический, динамический. Экономико-математическое моделирование;
- метод финансовых коэффициентов;
- сценарный метод прогнозирования экономических явлений;
- метод единства исторического и логического;
- остроение экономических гипотез;
- метод «при прочих равных условиях».
Педагогика и психология
В этих социальных науках основной акцент делают на изучении поведения и проявления личностных качеств, используя следующие методы:
- изучение продуктов творчества учеников;
- интервью и беседа;
- изучение групповой дифференциации;
- включённое наблюдение;
- педагогические контрольные испытания (тестирование);
- анкетирование (опрос);
- ранжирование;
- шкалирование;
- регистрация.
Филология
Гуманитарные науки, а особенно филология часто используют свои узкоспециализированные методы исследований. Среди них:
- разные виды анализа: композиционный, дискурсный, мотивный, интертекстуальный, дистрибутивный, контекстный, семантический;
- лингвистический эксперимент;
- биографический метод;
- контент-анализ;
- лексикографическая статистика;
- дифференциальный анализ оппозиций;
- нарративный метод;
- дихотомия;
- трансформационный синтез и анализ;
- метод «Конкретное литературоведение»;
- семиотический метод.
Другая методология исследования
Совершенно иную систему для методологической основы исследования в дипломных работах предложил академик А.Я. Флиер. По его мнению, все методы разделяются на два типа:
- гуманитарные;
- социально-научные.
Давайте посмотрим, какие методики входят в эти разные типы и в чем они отличаются друг от друга.
Гуманитарные методологии
Среди гуманитарных методологий научных исследований встречаются:
- историческая;
- герменевтическая;
- феноменологическая;
- историко-психологическая;
- культурный символизм и постструктурализм.
Историческая методология
Этот метод описывает историю культуры в соответствии с принципом выстраивания линейной хронологической последовательности её событий и явлений.
Герменевтическая методология
Исследует культуру, раскрывая (дешифруя) изначальные смыслы культурных явлений, заложенные в них при создании.
Феноменологическая методология
Метод трактует исторические факты культуры с точки зрения их видимости наблюдателю и ищет в них смыслы, актуальные вне исторического контекста.
Историко-психологическая методология
Методика изучает историческую динамику культуры, выявляя в ней устойчивые стадиальные (цивилизационные) типы социально обусловленного сознания и состояний психики.
Культурный символизм и постструктурализм
Этот метод интерпретирует материал в контекстуальных рамках, совмещая разные методологии, которые устанавливают сами авторы исследований по различным основаниям, и трактует его как неизбежно неполный в своей символико-смысловой познаваемости.
Социально-научные методологии
Социально-научные методологии представлены:
- эволюционизмом;
- циклическими и волновыми моделями культурной динамики;
- структурным функционализмом;
- структурализмом;
- пограничными методологиями.
Давайте подробнее расскажем о каждой методологии.
Эволюционизм
Это метод, который исследует истории культуры с позиций признания её прогрессивного развития, поэтапно усложняя её структуры (ответвления эволюционизма; формационная теория, диффузионизм, неоэволюционизм, культурный материализм).
Циклические и волновые модели культурной динамики
Эти виды методов описывают культуры как отдельные «самодостаточные организмы» (цивилизации), а происходящие в них процессы как замкнутые циклы или повторяющиеся волновые движения.
Структурный функционализм
Метод интерпретирует культурно-исторические процессы как функциональные, решающие какие-то имманентные социальные задачи по удовлетворению интересов и потребностей людей.
Структурализм
Описывает культурно-исторические объекты с точки зрения поиска в них соотношения вещественного и понятийного аспектов, анализирует структуры культуры как системы знаков.
Пограничные методологии
Такие методы определяют новые проблемные области культурно-исторической науки (постмодернизм).
Как написать методы в дипломной работе
Отлично! Теперь мы знаем, какие методы исследования существуют. Если повезёт, мы даже понимаем, какие методологические основы нам можно использовать в нашей работе.
Чтобы облегчить себе работу, можно использовать стандартные речевые конструкции при формулировке методологии и методов исследования. Например:
- в основу настоящей работы легли положения . методологии;
- работа основана на положениях . методологии;
- методологическую основу/базу исследования составили положения … методологии;
- в исследовании/ работе использованы следующие методы …, методы исследования — это … и так далее.
Есть и стандартные конструкции, используемые при описании методов исследований:
- изучение … восходит к . ;
- в … веке … были подробно изучены и описаны …;
- проблемами . занимались . ;
- огромный вклад в разработку проблемы . внёс . /внесла работа/исследование/труд . ;
- большое значение имеют работы . ;
- работы последних лет позволяют говорить о . ;
- опыт истории … показывает, что . ;
- в настоящее время господствующей точкой зрения является …;
- такой подход характерен для …;
- начало изучению этого вопроса было положено трудами . в работах . ;
- заметное место в работах … занимает положение …;
- в числе разрабатываемых в этом русле проблем можно назвать …;
- ……. подробно освещено в работах . ;
- связь …показана в . и так далее.
При написании заключения стоит сделать упор на описание структуры работы со следующими стандартными конструкциями:
- всё вышесказанное определило структуру работы, которая состоит из введения, … глав, заключения, списка литературы, приложения (последнее указывается, если в работе есть приложение);
- логика, цели и задачи исследования определили структуру работы, которая состоит из …;
- во введении даётся общая характеристика работы, обосновывается актуальность темы и её социальная значимость, определяются цель, задачи, методологическая основа исследования и методы исследования, а также даётся краткий обзор разработанности проблемы;
- первая глава посвящена …,
- во второй главе рассматривается/ говорится о…, в первой главе были рассмотрены …, вторая глава начинается с . затем . ;
- заключение представляет собой выводы по работе/ в заключении приведены основные выводы и так далее.
Пример описания методов в дипломной работе
Чтобы разобраться, как описать методологическую основу исследования в дипломной работе, изучите наш пример:
Тема: профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи
Цель исследования: выявление предпосылок возникновения дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и детей без речевой патологии.
В соответствии с поставленной целью и сформированной гипотезой были определены следующие задачи исследования:
- Изучение теоретического и методического аспекта проблемы исследования по данным специальной литературы.
- Теоретическое обоснование и разработка методики экспериментального исследования.
- Экспериментальное изучение состояния разных сторон устной речи и психических процессов и функций, обеспечивающих формирование письменной речи, определение типологии выявленных недостатков у дошкольников с ОНР.
- Обработка полученных экспериментальных данных
- Разработка комплекса методических приёмов дифференцированной коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие предпосылок письменной речи у детей с ОНР.
В соответствии с намеченной целью и задачами исследования нами были определены следующие методы:
- Теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования.
- Наблюдение.
- Беседа, анкетирование.
- Анализ продуктов деятельности детей.
- Изучение медико-педагогической документации.
- Экспериментальный метод, включающий проведение констатирующего эксперимента, анализа и обобщения полученных данных.
Заключение
Это далеко не все методы, которые могут можно использовать при написании научных работ. Но с самыми популярными и важными мы постарались вас ознакомить.
Выбирая методы, помните: они должны быть научно обоснованными и современными. Использование устаревших методов недопустимо. Кроме того, методы должны быть согласованы с задачами исследования, потому как для решения каждой отдельной задачи требуется определённый метод.
И совершенно нормально, что вы не знаете их все. А зачем, когда есть специальный сервис помощи студентам? Знать такие вещи — это работа специалистов. А ваша задача — получить от жизни и молодости всё, что можно!