Проблема и вопрос в чем разница
Перейти к содержимому

Проблема и вопрос в чем разница

  • автор:

Проблема и вопрос в структуре научного исследования

На первый взгляд, в научном исследовании, «как и во всяком деле», необходимо начинать с определения его целей и задач. Тем более, что они могут быть предложены (поставлены) заказчиком: директивными структурами, смежниками, заинтересованными организациями и лицами. В определенной мере так и происходит. Соответственно цели и задачи научного исследования необходимо представить как его исходные элементы, учитывая также то, что под их воздействием формируется предмет конкретного исследования, как уже отмечалось не совладающий целиком с дисциплинарным предметом.

Однако в научном исследовании в отличие от других видов и сфер человеческой творческой активности все начинается с проблемы. Афоризм «Нет беспроблемных исследований» очень четко выражает характер исходной познавательной ситуации. Проблема возникает там, где необходимость получить новое знание сопряжена с определенного рода затруднениями: недостаточным объемом исходного знания, нехваткой адекватных средств и методов исследования, невыясненностью логических связей между исходным и искомым знанием и т.д. В общем случае, проблема, предстает как элемент научного исследования, отражающий познавательную ситуацию, связанную с наличием определенного рода затруднений в деятельности по приращению знания. Самаситуация такого рода получила название проблемной.

Данная наиболее общая характеристика проблемы как элемента научного исследования хорошо коррелирует с широким смыслом термина: проблема – это затруднение, преодоление которого представляет существенный практический интерес. Соответственно те случаи, когда исследователь или исследовательский коллектив получают прямые задания, содержащие перечень исследовательских целей и задач, можно квалифицировать как трансляцию в сферу научных исследований особого рода проблем, возникших в других сферах. А именно, проблем, требующих для своего решения знаний, которые не могут быть получены усилиями самого заказчика. Или ему просто более удобно воспользоваться услугами специалистов соответствующего научного профиля.

При осмыслении специфики научных исследований не ограничиваются отмеченной выше общей характеристикой проблемы.

К существенным признакам научной проблемы относят, прежде всего, функцию определения направлений исследования на основе имеющегося знания, а также выраженность содержания в форме вопросов. Поэтому должна быть введена более точная дифиниция. Довольно распространенной является полуметафорическая характеристика проблемы как знания о незнании. К ней примыкает психологическая трактовка данного элемента научного исследования как стимула (побудителя) к дальнейшей творческой работе. Однако в методологическом плане они малоценны, поскольку слабо учитывают отраженность в содержании проблемы достигнутого ранее уровня изученности объекта, т.е. практически игнорируют ее позитивное «утвердительное» содержание, не сопряжены с четко эксплицированными вербальными и логическими средствами выражения, позволяющими связать содержание проблемы с содержанием других элементов научного исследования.

Поэтому возникает необходимость введения терминологически более точной и методологически корректной дефиниция проблемы, в которой должна быть в явном виде зафиксирована ее фундаментальная функция: определение направления дальнейших исследований на основе имеющегося знания в форме, не допускающей двусмысленности и неопределенности. Такой формой является вопрос.

Проблема– это возникший в ходе научного исследования вопрос или целостный комплекс вопросов, посредством которых фиксируется достигнутый уровень изученности объекта и определяется направление дальнейшей работы. Например, проблема повышения уровня занятости населения в трансформационном обществе включает в себя представления о специфике этого типа общества и механизмах социальной эволюции в целом, а также цикл вопросов о причинах его падения, возможных факторах повышения, механизмах действия этих факторов и др.

Вопросэто форма научного знания, фиксирующая его неполноту и содержащая установку (команду) на дополнение знания о предмете исследования в определенном аспекте. Так, в составе проблемы повышения уровня занятости населения в трансформационном обществе можно выделить вопросы о наличии в нем различных типов безработицы, причинах каждого из них, характере их последствий в определенных сферах жизнедеятельности общества, путях преодоления безработицы и ее последствий и др.

В отличие от вопроса, проблема, как правило, предполагает (допускает) дальнейшее исследование по нескольким аспектам. Важно также подчеркнуть, что проблему характеризует отсутствие четко сопряженного с ее содержанием метода решения. Чтобы найти его нередко необходимо существенно корректировать содержание проблемы, менять его логическую структуру, уточнять формулировку.

Проблема, метод решения которой известен, называют задачей. Иногда слово «проблема» и «задача» употребляются как синонимы. Но чаще всего их различают. И прежде всего по характеру сопряженности с методом. Наряду с этим указывают также на более узкое содержание задачи, на ее меньшую концептуальную глубину, на связь со сферой практических приложений и др. Однако данные отличия не являются решающими.

Когда отмечается, что метод (методы) решения задачи известны, это не означает, что нет необходимости прилагать дополнительные творческие усилия по поиску методов ее решения. Количество известных приемлемых методов может быть довольно большим и предстоит сделать выбор метода (методов) исследования и адаптировать их к данной задаче. Применительно к проблеме эта работа носит более сложный характер. Здесь зачастую необходима разработка (построение) принципиально новых методов исследования, основанных на использовании ранее неизвестных средств исследовательской работы.

Содержание научной проблемы выражается посредством вопросов двух типов. Первый тип – это так называемые вопросы разрешения (в англоязычной литературе их называют general questions, categorical questions, yesorno questions), в основе которых лежат суждения, задающие определенное множество собственных ответов. Это множество чаще всего включает лишь два возможных ответа на вопрос данного типа, представляющих собой либо утверждение (подтверждение), либо отрицание одного из суждений, лежащих в основе вопроса.Например: «Существуют ли космические объекты, называемые черными дырами?», «Существует ли ген?» «Имеют ли место в экономической жизни общества кризисы?» Второй тип составляют так называемые вопросы решения (другие названия — special questions, detail questions, word questions), не имеющие множества собственных ответов в виде утверждения или отрицания, лежащих в их основе суждений. Например: «Чем обусловлены физические параметры космических объектов, называемых черными дырами?», «Какова структура гена?», «Когда произошел самый тяжелый по своим последствиям экономический кризис в США?» В этих вопросах не дается исчерпывающего перечисления элементов множества собственных ответов, а лишь указывается область поиска этого множества посредством вопросительных слов «когда?», «где?», «почему?», «сколько?», «что?», «кто?», «какой?» и др.

Вопросы разрешения обычно предшествуют вопросам решения. Они как бы позволяют, разрешают (отсюда и их название) * продолжить дальнейшую постановку более конкретных (специальных) вопросов.

Количество вопросов решения в принципиальном плане представляет собой открытое нечеткое множество. Вряд ли можно дать исчерпывающий перечень вопросов, ответы на которые «будут полезны» для решения объективно-конкретной проблемы («проблема гравитационного взаимодействия», «проблема биологического вида», «проблема инвестиций»). Однаков конкретном исследовании (где не избегают подобных словосочетаний для обозначения содержания проблемы) целесообразное количество определяют достаточно четко.Вопросы решения формируются и располагаются в последовательности, воспроизводящей структуру целей и задач научного исследования, которая определяется достаточно широким кругом внутринаучных и вненаучных факторов: логикой эмпирического или теоретического исследования, запросами прикладной сферы, необходимостью междисциплинарных исследований, индивидуальными творческими интересами исследователя и др. Далеко не всегда эта последовательность строится на основе явно выраженных схем и правил. Одна из причин тому – недостаточная разработанность и освоенность научным сообществом содержания одной из областей логических исследований – логики вопросов и ответов (интеррогативной логики).

Вместе с тем содержание научных проблем структурируется на основе достаточно четко определенного логического принципа: вопросы, выражающие содержание проблемы, располагаются в такой последовательности, где ответ на предшествующий вопрос служит основанием для постановки очередного вопроса. Данный способ связи вопрос представляет собой логическую структуру проблемы.

Структурированное таким образом содержание проблемы не представляет собой четко обозначенную исчерпывающую последовательность вопросов и ответов. Она включает также пробелы («незаполненные места»), наполнение которых конкретным содержанием (новыми вопросами и ответами на них) составляет процесс решения проблемы. Наряду с «незаполненностью мест» содержательно-эвристической особенностью научной проблемы является вариантность (альтернативность) из возможных заполнений. Соответственно процесс решения проблемы предстает как обнаружение (установление, заполнение) недостающих связей исходного и искомого знания путем последовательной экспликации содержащихся в проблеме вариантов (альтернатив) и выбора той из них, работа с которой обеспечит приращение необходимого (искомого) знания, т.е. решение проблемы.

Построение эвристических альтернатив в рамках проблемы детерминируется, во-первых, творческими ресурсами исследователя: его способностью видеть и анализировать содержание проблемы в различных контекстах и «системах отсчета» и при необходимости в той или иной степени переформулировать проблему. Во-вторых, продуктивным потенциалом накопленного конкретнонаучного знания и его методологических регулятивов, где зафиксированы устоявшиеся схемы объяснения и поиска новых знаний (прежде всего каузальные, структурно-функциональные и эволюционные). В третьих, спецификой стимулов (запросов) прикладной сферы.

Формой выражения содержания недостающих вопросов и ответов на них (а в определенной мере поиска и выбора альтернатив) в рамках анализируемой проблемы являются представления о целях и задачах исследования.

Проблема и вопрос в чем разница

Видео: Разница между правом и законом, объясняю на примере

Содержание

Ключевое различие — проблема или проблема

Проблема и Проблема — это два слова, которые часто путают как два слова, которые дают одно и то же значение, хотя это не так, и между этими двумя словами есть некоторые различия. Слово «проблема» используется с намерением решить ее. С другой стороны, вопрос используется в смысле полемики. Это главное различие между ними. В то время как проблема содержит элемент разногласий, проблема — нет. В этой статье делается попытка прояснить это различие.

В чем проблема?

Слово «проблема» используется с намерением решить ее. Любая проблема в этом отношении имеет решение. В проблеме нет элемента противоречия. Проблема связана с организацией или учреждением в целом. Проблема не может быть увеличена или сделана серьезной. Проблема не может быть сложной. Проблема остается неизменной со временем.

Проблема носит личный характер. Проблемы не могут быть решены в частном порядке. Это потому, что проблемы могут влиять и на окружающих. Проблема не может причинить вреда. Проблемы могут быть постоянными или временными. Проблемы, когда они не решены, не могут усиливаться, но, как правило, остаются прежними.

Чтобы понять это, возьмем социальную проблему. Бедность считается одной из величайших социальных проблем современного общества. Это связано и со многими другими проблемами. Он носит институциональный характер и не содержит противоречий. Во многих странах, особенно в регионе к югу от Сахары и в Южной Азии, люди страдают от бедности. Некоторые ученые считают, что это привело к созданию культуры бедности.

Бедность — это социальная проблема

Что такое проблема?

Проблема используется в смысле противоречия. Все дело в споре. Всегда ведутся споры, правильно это или нет. Например, возьмем случай гомосексуализма. Некоторые считают это неестественным, но есть и другие аргументы. Это известная дискуссия, особенно в азиатских странах, где гомосексуализм рассматривается как социальная проблема.

В отличие от проблемы, связанной с учреждением или организацией, проблема касается одного или нескольких человек в организации или учреждении. Это одно из основных различий между двумя словами. Проблема может быть увеличена или сделана серьезной. Проблема может быть сложной, но проблема не может быть сложной. Проблема не остается неизменной с течением времени. Он может стать серьезным или засветиться.

Также вопрос носит организационный характер. Вопросы можно решать в частном порядке. Одно из важных различий между ними заключается в том, что проблема может причинить вред, в отличие от проблемы. Проблемы могут быть решены. Если проблемы не решить, их влияние может возрасти. Это подчеркивает очевидную разницу между проблемой и вопросом. Это различие можно резюмировать следующим образом.

Некоторые группы общества считают гомосексуализм социальной проблемой.

В чем разница между проблемой и проблемой?

Определения проблемы и вопроса:

Проблема: Слово «проблема» используется с намерением решить ее.

Проблема: Проблема используется в смысле противоречия.

Характеристики проблемы и вопроса:

Противоречие:

Проблема: В проблеме нет элемента противоречия.

Проблема: Все дело в споре.

Объем:

Проблема: Проблема связана с организацией или учреждением в целом.

Проблема: Проблема касается одного или нескольких человек в организации или учреждении.

Символ:

Проблема: Проблема носит личный характер.

Проблема: Проблема носит организационный характер.

Вред:

Проблема: Проблема не может причинить вреда.

Проблема: Проблема может нанести вред.

1. Большая бедность в Индии Питер ван дер Слуис (собственная работа) [GFDL или CC BY-SA 3.0], через Wikimedia Commons

2. Символы гомосексуализма Автор: Мартин Страхо (Бази) (собственная работа) [GFDL или CC BY-SA 3.0], через Wikimedia Commons

«Как близнецы»: 3 пары похожих терминов ITIL

Библиотека ITIL — подробный набор методов управления ИТ-услугами, который применяют с восьмидесятых годов. Но путаница в используемых терминах и их значении до сих пор преследует тех, кто только начинает внедряет у себя соответствующие методологии.

В этой статье мы попытаемся разграничить три пары похожих терминов:

  • Инцидент и проблема
  • Управление инцидентами и управление проблемами
  • Service desk и Help Desk


/ Flickr / Dennis / CC

Инцидент и проблема

IT-специалист и автор тренингов по ITIL Майкл Скарборо (Michael Scarborough) подчёркивает, что между терминами установлена следующая зависимость: проблема — причина, инцидент — следствие.

Второе отличие, по мнению Майкла, заключается в том, что инцидент можно разрешить только на определённое время. Когда мы говорим «разрешили инцидент», это значит, что временно восстановили какую-то услугу (на 10 лет или всего на 1 минуту). То есть очень вероятно, что подобная ситуация повторится в будущем.

Проблема же, это причина возникновения инцидентов. Эксперт в области ITSM профессор Росс Вайз (P. Ross S. Wise) считает, что первый признак проблемы — вопрос «почему», который вы задаёте себе.

Посмотрим на примеры, которые приводит директор по маркетингу компании Hornbill Питер Саммерс (Peter Summers).

Инцидент: пользователь звонит в службу поддержки и сообщает, что не может распечатать документ. Специалист, который принимает вызов, обнаруживает, что указанный файл вызвал ошибку в очереди печати. Чтобы можно было продолжить работу, специалист предлагает пользователю временно воспользоваться принтером в соседнем офисе.

Проблема: инцидент с принтером — признак глобальной проблемы. Этот пользователь — первый из многих, кто позвонит сегодня в службу поддержки. Допустим, удалось установить, что причиной инцидентов является обновление офисного ПО прошлой ночью. Если исправить баги апдейта, проблема будет решена и отказов в печати по этой причине больше не будет.

Для наглядности возьмём более приземлённый пример. Вы едете на машине, и у неё лопнуло колесо. Это инцидент, потому что прокол нарушил ваши планы: вам приходится останавливаться, чтобы заменить колесо. В этом случае инцидент считается исчерпанным. Но теперь у вас есть проблема — вы едете на запасном колесе. Чтобы устранить проблему, вам нужно залатать покрышку.

Другой пример: вы едете на лысой резине — это проблема. Если вы продолжите её игнорировать, вероятность возникновения инцидента будет расти, покрышка, вероятно, лопнет.

Чтобы упростить вопрос с разграничением значений этих двух терминов, Филип Юсон (Philip Yuson), генеральный директор Concept Solutions Corporation, рекомендует задавать следующие вопросы:

  • Сервис недоступен?
  • Ухудшилось ли качество услуг?
  • Пострадали ли бизнес-процессы?
  • Пострадало ли качество предоставления услуги?

Incident Management и Problem Management

Мы уже выяснили, чем отличаются инцидент и проблема, поэтому разграничить эти два процесса будет проще. ITIL определяет эти два термина следующим образом:

Управление инцидентами — управляет жизненным циклом всех инцидентов. Цель: скорейшее восстановление ИТ-услуги для пользователей.

Управление проблемами — управляет жизненным циклом всех проблем. Цель: предотвращение инцидентов в будущем.

Посмотрим на примеры от специалистов Microsoft. Представим сценарий: к специалисту техподдержки обратился пользователь, который не может просмотреть электронное письмо из-за ограничений. Саппорт создаёт новый инцидент с помощью шаблона e-mail incident, чтобы быстро разрешить ситуацию и обрабатывать похожие случаи в будущем.

В сценарии управления проблемами специалист техподдержки создаёт запрос на внесение изменений в код. Когда команда найдёт и устранит причину проблемы, это разрешит проблему и автоматически устранит инциденты с ней связанные.

Для большей ясности приведём пару примеров из жизни. Управление инцидентами похоже на работу пожарных. Они приходят на место происшествия и стараются максимально эффективно погасить огонь. То же самое происходит при управлении инцидентами. Возобновить работу инфраструктуры нужно быстро.

Далее начинается управление проблемами и детальное расследование происшествия. Этот процесс похож на работу эксперта или следователя. Он не был на месте, когда тушили пожар, но может определить причину возгорания и дать рекомендации, которые позволят избежать таких ситуаций в будущем.

Service desk и Helpdesk

Для начала вновь заглянем в официальную терминологию ITIL.

Service Desk — единая точка контакта (SPOC) между поставщиком услуг и клиентами. Функции: управляет инцидентами, запросами на обслуживание.

Help desk — точка контакта для пользователей. Функции: регистрирует инциденты.

Термин «служба поддержки» часто употребляется как синоним службы Service Desk, что является главной причиной путаницы в терминах. Крис Коффи (Cris Coffey), менеджер по маркетингу компании BMC Software, который работает на рыке Help Desk уже 20 лет, выделяет следующие различия между двумя этими службами.

Service Desk: полностью интегрируется с другими ITSM-процессами, помогает организации соответствовать соглашениям об управлении уровнем услуг, интегрируется с базой данных управления конфигурациями и процессом управления активами.

Help Desk: отслеживает все входящие инциденты, автоматически отслеживает уведомления по электронной почте, предлагает ограниченную интеграцию с другими ITSM-процессами, предоставляет услуги самообслуживания для конечных пользователей.

Посмотрим, как это выглядит на практике. Пример работы Help Desk: драйвер для принтера Джо сломался, а ему нужно распечатать копии документов до 10 часов. Help Desk поможет Джо восстановить работу принтера или найдёт другой способ получить распечатки вовремя. Задача службы — сделать так, чтобы распечатки были в руках у Джо до 10 часов.

В той же ситуации Service Desk заметит, что за прошедшую неделю несколько человек с этого этажа обратились в службу с той же проблемой. Это значит, что проблема — глубже, чем кажется. Service Desk отправляет специалиста, чтобы установить корень проблемы с принтером. Задача службы — устранить первопричину.

Разница между вопросом и проблемой

problem

Проблема против проблемы

Самое заметное различие между проблемой и проблемой — это решение. Когда у вас есть проблема, вы легко можете найти решение. Часто вы даже знаете, как решить проблему, еще до того, как она возникнет . С другой стороны, проблема — это не то, что можно решить без предусмотрительности и даже без определенных догадок.

Размер часто определяет разницу между проблемой и проблемой. Проблема меньше, она не меняет жизнь, и она не представляет такой степени сложности, чтобы вам приходилось искать совета у других , чтобы понять влияние проблемы. Проблема более масштабна, часто достаточно велика, чтобы изменить вашу жизнь на время или навсегда. Проблема может легко потребовать советы и рекомендации тех , кто вокруг вас, в целях ее решения.

Проблема — это фактор, который может вызвать у вас некоторое раздражение. Проблема может повлиять на людей и ситуации вокруг вас, даже если они не имеют прямого отношения к проблеме. Например, забыть о своем обеде — это проблема, но потерять работу — это проблема.

На корпоративном или правительственном уровне проблема — это то, что можно решить за закрытыми дверями, не затрагивая никого, кроме людей, обладающих высшим авторитетом в ситуации. Проблема включает в себя информацию, которая должна быть раскрыта, потому что будет причина вовлекать сотрудников или граждан в решение проблемы.

Проблема также имеет потенциал. Когда вы обнаруживаете, что у ситуации есть большой потенциал, чтобы иметь большое влияние, это по определению все еще остается проблемой. Проблема трансформируется в проблему, когда реализуется потенциал. Например, когда шеф-повар ресторана понимает, что часть партии рыбы, которую он подает на ночь, испортилась, у него возникает проблема, потому что это может вызвать у многих людей заболевание, привести к судебным искам и разорению. репутация заведения. Если никто не ел или плохо отреагировал на рыбу, это остается проблемой. Когда кто-то заболевает и начинают всплывать обвинения, проблема превращается в проблему.

 · Проблема имеет легко узнаваемое решение.

 · Проблемы меняют жизнь, временно или навсегда.

 · Проблемы оказывают лишь незначительное влияние.

 · Проблемы вызывают личное раздражение.

 · Проблемы заставляют других быть затронутыми.

 · Вопросы можно решать в частном порядке.

 · Проблемы должны решаться открыто, чтобы решать их в качестве правительства или бизнеса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *