Какие преимущества дает блок схема
Перейти к содержимому

Какие преимущества дает блок схема

  • автор:

Блок-схема — Краткое руководство

Блок-схемы можно использовать для разработки или документирования ряда простых шагов или процедур. Как и другие диаграммы, такие диаграммы могут помочь визуализировать происходящее и облегчить понимание промежуточного процесса. Хотя существует множество вариантов блок-схем, каждая из которых имеет свой собственный способ маркировки, большинство из них имеют следующие два символа.

  • Шаг. Часто упоминается как «активность» и обычно изображается прямоугольником.
  • Решение. Часто упоминается как «деятельность» и обычно обозначается прямоугольником Часто обозначается ромбом

Преимущества и недостатки блок-схемы

  • Достоинства: интуитивно понятный, простой для понимания, легко находит ошибки в алгоритме, может быть напрямую переведен в программу.
  • Недостатки : Занимает много места. Из-за использования поточных линий он слишком гибкий и неограниченный. Пользователи могут поворачивать поток по своему желанию, вызывая трудности при чтении и модификации программы, что не способствует разработке структурированных программ.

Многофункциональная блок-схема

Кросс-функциональная блок-схема часто используется, когда блок-схема разделена на разные горизонтальные или вертикальные секции, которые используются для описания различных блоков управления. Конкретный блок управления будет отображаться в виде значка вместе с определенным разделом.

Кросс-функциональные блок-схемы позволяют картографу правильно назначать обязанности для «этапов выполнения» или «решений» и отображать обязанности составных единиц для каждой отдельной части процесса.

Стандартные символы блок-схемы

Блок-схемы обычно используют символы, чтобы сделать блок-схему выраженной в содержании, чтобы другие могли точно и всесторонне понять необходимость использования общих, унифицированных символов блок-схемы в диаграммах.

В настоящее время Международная организация по стандартизации (ISO) и другие учреждения имеют стандарты символов блок-схем, которые можно использовать в качестве основы для рисования, например, необходимость использования этого стандарта в реальной работе с графикой и другими символами, следует учитывать его универсальность, постарайтесь использовать сообщество и общее, в случае инноваций необходимо указать значение и использование этих символов, а также обратить внимание на ту же диаграмму, а затем на фактический рисунок, чтобы сохранить необходимую преемственность, и сократить ненужные типы символов.

В следующей таблице перечислены наиболее распространенные символы блок-схем.

Разница между алгоритмом и блок-схемой

В программировании решение проблемы сначала выясняется в форме алгоритма, который содержит последовательные шаги для решения. Для удобства программиста эти две формы развиваются для выражения алгоритма, который представляет собой блок-схему и псевдокод. Блок-схема построена с помощью различных символов и обеспечивает большую понятность алгоритма. Алгоритм и блок-схема являются двумя сторонами одной и той же монеты и зависимых терминов.

Создание алгоритма является очень важным шагом в программировании, так как он определяет эффективность программы.

Сравнительная таблица

Основа для сравнения Алгоритм Блок-схема
основной Включает в себя последовательность шагов, которая изображает процедуру решения. Информационная диаграмма, составленная из разных форм, показывает поток данных.
усвояемость Трудно понять Легко интерпретируется
Пользы Текст Символы
инвентарь Правила не применяются. Предопределенные правила реализованы.
отладка Полегче Сложно
Легкость строительства озадачивающий просто

Определение алгоритма

Решение проблем с точки зрения компьютеров, что это значит? Мы знаем, что компьютер может решить любую вычислительную проблему, но как он работает? Прежде чем решать проблему, нужно всегда знать, что делать и как это делать, и какие типы шагов следует выполнять и так далее. Следовательно, алгоритм — это последовательность шагов, которые необходимо выполнить для решения проблемы.

Точно так же при программировании при написании программы должен соблюдаться алгоритм. Проще говоря, программа состоит из набора инструкций, которые генерируют желаемый результат заданного ввода. Для правильной работы программы алгоритм должен быть правильно разработан. Конструкция алгоритма также обеспечивает эффективное использование вычислительных ресурсов, например, процессорного времени, оперативной памяти и так далее. Алгоритм Клуджи может хорошо работать с набором входных данных, но плохо работать с другим набором входных данных, что также может привести к замедлению работы системы и ее падению.

Особенности алгоритма:
  • Поскольку мы знаем, что алгоритм принимает некоторые входные данные, выполняет некоторое конечное число шагов и выдает выходные данные. Таким образом, определенный шаг в алгоритме должен быть исполняемым.
  • Это должно генерировать некоторый результат.
  • По истечении определенного периода он должен перестать работать.

Определение блок-схемы

Мы обсудили термин алгоритм в предыдущем определении. Теперь, что такое блок-схема ? Это не что иное, как способ представления алгоритма. Он также известен как блок-схема, которая иллюстрирует процесс или подробный ряд шагов, необходимых для получения определенного результата. Блок-схема состоит из различных символов и контрольных линий для соединения этих символов. Каждый символ определяет отдельные функции. Это чрезвычайно полезно в программировании, потому что упрощает сложный алгоритм и превращает его в понятное графическое представление.

С помощью блок-схемы разработчик приложения может легко разделять различные компоненты процесса. Это облегчает анализ, предоставляя пошаговый процесс решения проблемы.

Построение технологической схемы:

Символы, используемые в блок-схеме, описаны ниже.

  • Таблетки / Закругленный прямоугольник : Показать начальную и конечную точку процесса.
  • Прямоугольник : иллюстрирует шаг обработки.
  • Алмаз : Обычно точка принятия решения принимает вид Да / Нет или Правда / Ложь.
  • Управляющие потоковые линии : описывает поток и контроль данных.
  • Параллелограмм : представляет входные данные, данные процессу или выходные данные, созданные процессом.

Ключевые различия между алгоритмом и блок-схемой

  1. Алгоритм включает в себя комбинацию последовательных шагов для интерпретации логики решения. Напротив, блок-схема является иллюстрацией алгоритма.
  2. Блок-схема более понятна по сравнению с алгоритмом.
  3. Алгоритм написан на языке, который может воспринимать человек. С другой стороны, блок-схема составлена ​​с использованием различных форм и символов.
  4. В алгоритмах нет строгих правил, в то время как потоковая диаграмма хранится по предопределенным правилам.
  5. Ошибки и ошибки легко обнаруживаются в алгоритме по сравнению с блок-схемами.
  6. Блок-схемы просты в создании. Напротив, построение алгоритма является сложным.
Пример алгоритма
Пример блок-схемы

Преимущества алгоритма
  • Он определяет процесс решения, точки решения и переменные, необходимые для решения проблемы.
  • Это помогает разделить огромную проблему на более мелкие управляемые этапы решения.
  • Анализ и спецификация процесса приводят к эффективности.
  • Разделение шагов разделяет труд и опыт развития.
Преимущества блок-схемы
  • Блок-схема — хороший способ передать логику системы.
  • Облегчает анализ проблемы.
  • Предоставляет надлежащую документацию.
  • Легкая идентификация ошибок и ошибок.
  • Направляет разработку программы.
  • Обслуживание программы становится легким.
Недостатки алгоритма
  • В определенный момент алгоритм завершается.
  • Неспособность решить проблемы, которые приводят к не вычислительным результатам.
  • Занимает много времени.
Недостатки блок-схемы
  • Сложная логика может привести к сложной блок-схеме.
  • Блок-схема должна быть воссоздана для использования модификаций и изменений.

Заключение

Алгоритм — это группа инструкций, которые выполняются для решения проблемы. С другой стороны, блок-схема представляет собой метод выражения алгоритма, иными словами, это схематическое представление алгоритма.

Блок-схемы алгоритмов. Назначение блоков данных

В статье пойдет разговор о том, что такое схема алгоритмов, какие данные в эту схему вносятся. Также будет дан ответ на вопрос, какие существуют виды блоков для схем представления алгоритма.

Algorithm — строгая последовательность действий для какого-нибудь исполнителя, которая приводит к решению поставленной задачи либо получению заданного результата за определенное количество число шагов. Упоминание исполнителя здесь неслучайно, ведь любая алгоритмическая последовательность создается с учетом конкретного исполнителя и имеющихся у него возможностей. Под исполнителем понимается некий субъект, который способен понять и выполнить определенный перечень команд. Совокупность этих команд является системой команд исполнителя.

Но чтобы выполнить алгоритм, одного лишь его наличия недостаточно. Выполнение предполагает применение в контексте решения реальной задачи, а значит, потребуется выполнение запланированных действий по отношению к конкретным входным данным. Следовательно, исполнителю надо передать входные данные до начала алгоритма:

Входные данные → Algorithm → Выходные данные (результат)

Когда исполнитель получает выходные данные, они выдаются в качестве результата выполненной работы. Также стоит учесть, что в процессе выполнения этой самой работы возможно создание и использование в программе промежуточных данных.

Блок-схемы алгоритма

Наглядным способом представления алгоритмической последовательности является блочная схема. Она выглядит как последовательность функциональных блоков, связанных между собой. Каждый из этих элементов отвечает за выполнение одного либо нескольких действий. Так как возможны разные действия, то каждому типу действия соответствует геометрическая фигура.

Очередность выполнения действий определяется линиями, которые соединяют блочные элементы с данными. Принято, чтобы компоненты схемы соединялись слева направо и сверху вниз. В случае наличия какой-либо иной последовательности, используют линии направленного вида (со стрелками).

Блок–схемы алгоритма: виды и примеры

Функциональный (операторный) блок:

Screenshot_1-1801-842b43.pngЕго еще называют процессом. Такой элемент нужен для указания действия (шага) алгоритма. Он представляет собой прямоугольник, в который может входить одна направленная линия и выходить тоже одна линия. Внутри записывают команду, подлежащую выполнению. Для наглядности возможна запись нескольких команд в одном блочном элементе.

Альтернативный блок:

Screenshot_2-1801-ce44fa.pngЭто условный блок, т. к. в нем прописывается какое-нибудь условие. Он указывает наличие выбора среди одного из двух вероятных действий. Геометрическая фигура представляет собой ромб. Внутри прописывается условие выбора (вопрос, сравнение). В качестве условия может выступать выражение, для которого справедливо лишь одно из 2-х значений: «ложь» либо «истина».

В ромб может входить одна направленная линия, а выходить две направленные линии, причем одна подписывается словом «Да», вторая — «Нет». В случае, если записанное внутри геометрической фигуры условие является верным (значение истинно), управление передается по стрелке, которая подписана словом «Да». В обратной ситуации управление переходит на стрелку «Нет».

Блок начала/конца (пуск/останов):

Screenshot_3-1801-68632c.pngПрименяется, соответственно, в начале и конце блок-схемы алгоритма.

Блок ввода-вывода:

Screenshot_4-1801-c31c9a.pngС его помощью организуют ввод исходных данных и вывод результирующих данных.

Блок цикла:

Screenshot_5-1801-7d131c.pngСлужит для организации циклического процесса с каким-нибудь параметром. Должно быть известно как число итераций (повторений) цикла, так и шаг изменения параметра. Внутри через запятую прописывается начальное значение циклического параметра, а также шаг изменения и конечное значение.

Блок подпрограммы (предопределенного процесса):

Screenshot_6-1801-09cdda.pngПрименяется в целях указания обращения к отдельным модулям, библиотечным подпрограммам, вспомогательным алгоритмам.

Элемент печати:

Screenshot_7-1801-d8222f.pngОбозначает вывод результатов на печать.

Исходя из вышесказанного, пример простейшей блок-схемы алгоритма (речь идет о линейной последовательности) будет выглядеть следующим образом:

Screenshot_8-1801-b37fce.png

Следующий пример представляет собой схематическое описание (блок-схему) итога работы алгоритма целочисленных преобразований с оператором присваивания := :

Нужны ли блок-схемы в современное время при разработке ПО? ⁠ ⁠

Сын начал учиться в ВУЗе на «программиста». Первый курс. Изучают с++. Изучают базовое (переменные-циклы-условия и т.п.). Рисуют блок-схемы. На бумаге. Я человек связанный с «ИТ» много лет, внятно объяснить зачем нужны блок-схемы в современном цикле разработки ПО — не могу. Мотивация у человека падает. У меня явное впечатление, что это просто атавизм образовательной программы, преподаватели-динозавры. С учетом того, что на кафедре есть люди учившие меня .

Требования к разработчикам совершенно другие, ни о каком владении блок-схемами (не надо про всякие UML, это другое) речи и не идет. Нужно ли это будет на практике?

Вопрос к студии, к разработчикам в реальном секторе, а не к теоретикам из преподавания : используете ли вы блок-схемы при программировании\разработке кода на практике? Если да, то для чего и как. Ни разу не видел этого при разработке ПО. Код сейчас такой сложный, что никакие блок-схемы его не опишут. С учетом того, что блок-схемы должны рисоваться до разработки ПО, то вообще непонятно. И как это можно поддерживать в актуальном состоянии.

Ещё раз : не надо про развитие мышления, памяти и т.п. академический бред.

АПД : акцентирую внимание. Разговор идет про блок-схемы программного кода. Не про бизнес процессы, не про функционал и т.п.

АПД2 : считайте пост закрытым. Ответов в рамках заданного вопроса никто не дает. За исключением одного человека. Пишут чушь о том что и просил исключить из ответов.

Работая с людьми, я даже не удивлен ситуации, когда говорю (это копипаст выше апдейта) : «АПД : акцентирую внимание. Разговор идет про блок-схемы программного кода. Не про бизнес процессы, не про функционал и т.п.» и народ это плюсует.

а мне в ответ : «Регулярно рисую — для описания логики. » и народ плюсует!

А потом удивляетесь, когда я считаю людей тупицами.

На трамвайной остановке :

— Скажите, на каком трамвае поехать до площади Ленина?

— На автобусе номер 25.

937 постов 9.3K подписчиков

Правила сообщества

— Будьте взаимовежливы, аргументируйте критику

— Приветствуются любые посты по тематике программирования

— Если ваш пост содержит ссылки на внешние ресурсы — он должен быть самодостаточным. Вариации на тему «далее читайте в моей телеге» будут удаляться из сообщества

Я бы сказал что программисты уже не рисуют блоксхемы потому что простая логика вся в голове помещается без проблем, а сложную на блоксхему уже особо не положишь. Там уже mind-map, схемы автоматов и прочие. НО — это когда в голове уже базовая логика без проблем рисуется. А для начинающих блок-схема вполне себе способ визуально представить что такое алгоритм и базовые блоки. Сомневаюсь что их там заставляют серьезные запутанные блоксхемы рисовать на нескольких листах. Можно ли без них обойтись — наверное. но для обучения все равно какое-то визуальное представление надо. Может нынешние варианты типа Scratch справились бы не хуже, или еще что есть на компе. Но про бумагу тоже забывать еще рано.

Недопонимание происходит из-за того, что в заголовке поста и в тексте Вы говорите о совершенно разных вещах. В заголовке — об использовании, а в тексте об обучении.

Чтобы было понятно поясню на отвлеченном примере:

В детстве каждый из нас должен был в садике «лепить» поделки. И не секрет, что лепка пластилина, приклеивание листиков, привязывание веточек и укладка каштанов нужны для развития у ребенка мелкой моторики. Туда же завязывание шнурков и застегивание пуговиц, сборка конструктора или одевание кукол — все это развивает моторику, логику, учит делать выводы на основе уже имеющихся данных и основываясь на уже приобретенных навыках.

Дальше — больше. В школе нам уже прививают навыки анализа ситуации, также и в случае неполного набор вводных данных путем инерпретирования сходных ситуаций. Развивают мышление и способность запоминания. Мы учим стихи, догадываемся почему развитие мануфактуры вызвало бунт среди неквалифицированных рабочих, а отмена рабства привела не к уменьшению а к увеличению ВВП. Если же ребенок учит стих на перемене перед уроком — это тоже годится, но развитие кратковременной памяти это не совсем то, нужно чтобы он помнил строчки хотя бы сутки. Но пусть хотя бы так, в наше время «даже немножечко, чайная ложечка, это уже хорошо!».

Важно (для Вас особо, об этом будет ниже)! Родители, которые вместо того, чтобы посидеть с ребенком и пояснить как обращаться с клеем, нитками, ножницами, проверить заученное стихотворение или задать пару тройку вопросов на логику и аналитику, вместо этого предпочитают «слепить» поделку вместо ребенка и считают, что участие в учебе можно свести к порке за двойку, оказывают своим детям «медвежью» услугу.

И отдельно — ругань учителей. Да, уровень учителей нынче «уже не торт», но принизить учителя и свести все к «Дитячко у меня умница, а учитель говно!», то есть убить авторитет учителя, снизить у ребенка мотивацию к обучению, пополнению багажа знаний, к наработке навыков аналитического мышления. И, следовательно, закрыть от ребенка уровень топ-менеджмента, руководства, регионального аналитика и вые. Ну, если, Вы не президент газпрома, конечно, тогда базару ноль.

Надеюсь отвлеченный пример понятен.

Теперь скажите — как часто Вы в своей повседневной, профессиональной деятельности «лепите» поделки, собираете конструктор? Зато Вы не испытываете проблем с пуговицами и шнурками. Вы можете выбрать альтернативный маршрут если упираетесь в пробку, основываясь на уже имеющихся в Вашей памяти маршрутах и эмпирических данных о возможной их загруженности в данное время. Это для Вас естественно. Но обратите внимание сколько есть людей, гордо говорящих о своем «типографическом кретинизме», не могущих сделать простые вводы или просчитать ситуацию хотя бы на пару шагов вперед. Все они, в свое время, в той или иной степени, были уверены, что учат их кретины не тому и не так.

Теперь к обучению программированию. Это обучение, а не работа. Графическое представления кода имеет смысл для понимания его работы. Это не статья на хабре, которую иногда приходится перечитывать с перерывами на погуглить. Картинки позволяют понять схему работы интуитивно. Ваш сын гений и ему это не надо? Ради бога, но он же в группе не один, расчет всегда ведется по среднему,а зачет и вовсе по самому медленному.

Я и сам, до сих пор, сталкиваясь с конструкциями типа

я могу легко представить себе прямоугольничек и стрелочки к концу перебора и на выход. Это мне не мешает, да и не помогает уже наверное. Это как неделя, которая для меня, до сих пор — разворот дневника. Также и про блок — схемы, не могу сказать , помогали ли мне это при обучении. Может и нет, а может и да. Но учили вот так и научили, за что огромное спасибо.

Это был ответ на текст поста.

Теперь ответ на заголовок — нет, структуру кода в виде блок схем я не использую. Никогда.

Бизнес — процессы — да, межмодульное взаимодействие — бывает. Код — нет.

Нужно ли говорить сыну что учат их не так, не тому, неправильно, что учителя древние закостенелые динозавры? На мой взгляд — нет. Пусть учат. Для этого у них есть методики, разработанные, зачастую не ими, а людьми, которые понимают больше Вас, меня и Вашего сына, если не в программировании, то в педагогике уж точно.

По итогу обучения все равно придется добивать узкие дисциплины — фреймворки, библиотеки, корпоративные правила оформления кода и документации. Вот тогда Вам и карты в руки — доучивайте и несите уже свои знания в той форме, которая наиболее удобна в Вашем понимании. Глядишь, общими усилиями и получится правильный кодер, а не один из окружающих вас тупых людей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *