Как static влияет на глобальные локальные переменные
Перейти к содержимому

Как static влияет на глобальные локальные переменные

  • автор:

 

6.2. Спецификатор static

Переменные, объявленные со спецификатором static, хранятся постоянно внутри своей функции или файла. В отличие от глобальных переменных они невидимы за пределами своей функции или файла, но они сохраняют свое значение между вызовами. Эта особенность делает их полезными в общих и библиотечных функциях, которые будут использоваться другими программистами. Спецификатор static воздействует на локальные и глобальные переменные по-разному.

6.2.1. Локальные статические переменные

Для локальной переменной, описанной со спецификатором static, компилятор выделяет в постоянное пользование участок памяти, точно так же, как и для глобальных переменных. Коренное отличие статических локальных от глобальных переменных заключается в том, что статические локальные переменные видны только внутри блока, в котором они объявлены. Говоря коротко, статические локальные переменные — это локальные переменные, сохраняющие свое значение между вызовами функции.

Статические локальные переменные очень важны при создании функций, работающих отдельно, так как многие процедуры требуют сохранения некоторых значений между вызовами. Если бы не было статических переменных, вместо них пришлось бы использовать глобальные, подвергая их риску непреднамеренного изменения другими участками программы. Рассмотрим пример функции, в которой особенно уместно применение статической локальной переменной. Это — генератор последовательности чисел, каждое из которых зависит только от предыдущего. Для хранения числа между вызовами можно использовать глобальную переменную. Однако тогда при каждом использовании функции придется объявлять эту переменную и, что особенно неудобно, постоянно следить за тем, чтобы ее объявление не конфликтовало с объявлениями других глобальных переменных. Значительно лучшее решение — объявить эту переменную со спецификатором static:

static int series_num;

В этом примере переменная series_num продолжает существовать между вызовами функций, в то время как обычная локальная переменная создается заново при каждом вызове, а затем уничтожается. Поэтому в данном примере каждый вызов series() генерирует новое число, зависящее от предыдущего, причем удается обойтись без глобальных переменных.

Статическую локальную переменную можно инициализировать. Это значение присваивается ей только один раз — в начале работы всей программы, но не при каждом входе в блок программы, как обычной локальной переменной. В следующей версии функции series() статическая локальная переменная инициализируется числом 100:

static int series_num = 100;

Теперь эта функция всегда будет генерировать последовательность, начинающуюся с числа 123. Однако во многих случаях необходимо дать пользователю программы возможность ввести первое число вручную. Для этого переменную series_num можно сделать глобальной и предусмотреть возможность задания начального значения. Если же отказаться от объявления переменной series_num в качестве глобальной, то необходимо ее объявить со спецификатором static.

6.2.2. Глобальные статические переменные.

Спецификатор static в объявлении глобальной переменной заставляет компилятор создать глобальную переменную, видимую только в том файле, в котором она объявлена. Статическая глобальная переменная, таким образом, подвергается внутреннему связыванию, как описано ранее в разделе «Спецификатор extern». Это значит, что хоть эта переменная и глобальная, тем не менее процедуры в других файлах не увидят ее и не смогут случайно изменить ее значение. Этим снижается риск нежелательных побочных эффектов. А в тех относительно редких случаях, когда для выполнения задачи статическая локальная переменная не подойдет, можно создать небольшой отдельный файл, который содержит только функции, в которых используется эта статическая глобальная переменная. Затем этот файл необходимо откомпилировать отдельно; тогда можно быть уверенным, что побочных эффектов не будет.

В следующем примере иллюстрируется применение статической глобальной переменной. Здесь генератор последовательности чисел переделан так, что начальное число задается вызовом другой функции, series_start():

/* Это должно быть в одном файле

отдельно от всего остального. */

static int series_num;

void series_start(int seed);

/* иницилизирует переменную series_num */

void series_start(int seed)

Вызов функции series_start() с некоторым целым числом в качестве параметра инициализирует генератор series(). После этого можно генерировать последовательность чисел путем многократного вызова series().

Обзор: Имена локальных статических переменных видимы только внутри блока, в котором они объявлены; имена глобальных статических переменных видимы только внутри файла, в котором они объявлены.

Если поместить функции series() и series_num() в библиотеку, то уже нельзя будет сослаться на переменную series_num, она оказалась спрятанной от любых операторов всей остальной программы. При этом в программе (конечно, в других файлах) можно объявить и использовать другую переменную под именем series_num. Иными словами, спецификатор static позволяет создать переменную, видимую только для функций, в которых она нужна, что исключает нежелательные побочные эффекты.

Таким образом, при разработке больших и сложных программ для «сокрытия» переменных можно применять спецификатор static.

Первоначально спецификатор класса памяти register применялся только к переменным типа int, char и для указателей. Однако стандарт С расширил использование спецификатора register, теперь он может применяться к переменным любых типов.

В первых версиях компиляторов С спецификатор register сообщал компилятору, что переменная должна храниться в регистре процессора, а не в оперативной памяти, как все остальные переменные. Это приводит к тому, что операции с переменной register осуществляются намного быстрее, чем с обычными переменными, потому такая переменная уже находится в процессоре и не нужно тратить время на выборку ее значения из оперативной памяти (и на запись в память).

В настоящее время определение спецификатора register существенно расширено. Стандарты С89 и С99 попросту декларируют «доступ к объекту так быстро, как только возможно». Практически при этом символьные и целые переменные по-прежнему размещаются в регистрах процессора. Конечно, большие объекты (например, массивы) не могут поместиться в регистры процессора, однако компилятор получает указание «позаботиться» о быстродействии операций с ними. В зависимости от конкретной реализации компилятора и операционной системы переменные register обрабатываются по-разному. Иногда спецификатор register попросту игнорируется, а переменная обрабатывается как обычная, однако на практике это бывает редко.

Спецификатор register можно применить только к локальным переменным и формальным параметрам функций. В объявлении глобальных переменных применение спецификатора register не допускается. Ниже приведен пример использования переменной, в объявлении которой применен спецификатор register; эта переменная используется в функции возведения целого числа m в степень. (Степень — натуральное число — представлена идентификатором е.)

int int_pwr(register int m, register int e)

register int temp;

for(; e; e—) temp = temp * m;

В этом примере в объявлениях к переменным е, m и temp применен спецификатор register потому, что они используются внутри цикла. Переменные register идеально подходят для оптимизации скорости работы цикла. Как правило, переменные register используются там, где от них больше всего пользы, а именно, когда процесс многократно обращается к одной и той же переменной. Это существенно потому, что в объявлении можно применить спецификатор register к любой переменной, но средства оптимизации быстродействия могут быть применены далеко не ко всем переменным в равной степени.

Максимальное количество переменных register, оптимизирующихся по быстродействию, зависит от среды программирования и конкретной реализации компилятора. Если таких переменных окажется слишком много, то компилятор автоматически преобразует регистровые переменные в нерегистровые. Этим обеспечивается переносимость программы в широком диапазоне процессоров.

Обычно в регистры процессора можно поместить как минимум две переменные типа char или int. Однако в различных средах программирования режимы оптимизации могут очень отличаться, поэтому выбор режима оптимизации необходимо осуществлять с учетом особенностей конкретного компилятора.

В языке С с помощью оператора & (рассматривается в этой главе далее) нельзя получить адрес регистровой переменной, потому что она может храниться в регистре процессора, который обычно не имеет адреса.

Хотя в настоящее время применение спецификатора register в значительной мере вышло за его традиционные рамки, практически ощутимый эффект от его применения по-прежнему может быть получен только для переменных целого и символьного типа. Не следует ожидать заметного повышения скорости от объявления регистровыми переменных других типов.

Урок №51. Статические переменные

Ключевое слово static является одним из самых запутанных в языке C++. Оно имеет разные значения в разных ситуациях.

На уроке о глобальных переменных мы узнали, что, добавляя static к переменной, объявленной вне блока, мы определяем её как внутреннюю, то есть такую, которую можно использовать только в файле, в котором она определена.

Ключевое слово static можно применять и к переменным внутри блока, но тогда его значение будет другим. На уроке о локальных переменных мы узнали, что локальные переменные имеют автоматическую продолжительность жизни, т.е. создаются, когда блок начинается, и уничтожаются при выходе из него.

Использование ключевого слова static с локальными переменными изменяет их свойство продолжительности жизни с автоматического на статическое (или «фиксированное»). Статическая переменная (или «переменная со статической продолжительностью жизни») сохраняет свое значение даже после выхода из блока, в котором она определена. То есть она создается (и инициализируется) только один раз, а затем сохраняется на протяжении выполнения всей программы.

Рассмотрим разницу между переменными с автоматической и статической продолжительностями жизни.

Руководство Google по стилю в C++. Часть 3

Часть 1. Вступление
Часть 2. Заголовочные файлы
Часть 3. Область видимости
Часть 4. Классы

Эта статья является переводом части руководства Google по стилю в C++ на русский язык.
Исходная статья (fork на github), обновляемый перевод.

Область видимости

Пространство имён

Размещайте свой код в пространстве имён (за некоторыми исключениями). Пространство имён должно иметь уникальное имя, формируемое на основе названия проекта, и, возможно, пути. Не используйте директиву using (например, using namespace foo). Не используйте встроенные (inline) пространства имён. Для безымянных пространств имён смотрите Безымянные пространства имён и статические переменные.

Определение
Пространства имён делят глобальную область видимости на отдельные именованные области позволяя избежать совпадения (коллизий) имён.

За
Пространства имён позволяют избежать конфликта имён в больших программах, при этом сами имена остаются достаточно короткими.
Например, если два разных проекта содержат класс Foo в глобальной области видимости, имена могут конфликтовать. Если каждый проект размещает код в своё пространство имён, то project1::Foo и project2::Foo будут разными именами, конфликтов не будет, в то же время код каждого проекта будет использовать Foo без префикса.
Пространства имён inline автоматически делают видимыми свои имена для включающего пространства имён. Рассмотрим пример кода:

Здесь выражения outer::inner::foo() и outer::foo() взаимозаменяемы. Inline пространства имён в основном используются для ABI-совместимости разных версий.

Против
Пространства имён могут запутать программиста, усложнить понимание, что к чему относится.
Пространства имён inline, в частности, могут сбивать с толку т.к. область видимости не ограничена местом определения. Поэтому такой вид пространств имён может быть полезен только при обновлении интерфейсов с сохранением совместимости.
В ряде случаев требуется использование полных имён и это может сделать код сильно перегруженным.

  • Следуйте правилам Именования Пространств Имён.
  • В конце объявления пространства имён добавляйте комментарий, аналогично показанным в примерах.

Заключайте в пространство имён целиком файл с исходным кодом после #include-ов, объявлений/определений gflag-ов и предварительных объявлений классов из других пространств имён.

 

В .cc файлах могут быть дополнительные объявления, такие как флаги или using-декларации.

Не используйте using-директиву чтобы сделать доступными все имена из пространства имён.

Не используйте псевдонимы пространств имён в блоке namespace в заголовочном файле, за исключением явно обозначенных «внутренних» пространств имён. Связано это с тем, что любая декларация в заголовочном файле становится частью публичного API, экспортируемого этим файлом.

Безымянные пространства имён и статические переменные

Когда определения внутри .cc файла не используются в других исходных файлах, размещайте такие определения в безымянном пространстве имён или объявляйте их как static. Не используйте такой тип определения в заголовочных файлах (.h).

Определение
Размещённые в безымянном пространстве имён объявления могут быть слинкованы как internal (только для внутреннего использования). Функции и переменные также могут быть с internal линковкой, если они заявлены как static. Такие типы объявления подразумевают, что они будут недоступны из другого файла. Если другой файл объявляет сущность с таким же именем, то оба объявления будут полностью независимы.

Вердикт
Использование internal линковки в .cc файлах предпочтительно для любого кода, к которому не обращаются снаружи (из других файлов). Не используйте подходы internal линковки в .h файлах.
Формат описания безымянного пространства имён полностью аналогичен именованному варианту. Не забывайте к закрывающей скобке написать комментарий, в котором имя оставьте пустым:

Функции: глобальные, статические внутри класса, вне класса

Предпочтительно размещать функции либо внутри класса, либо в некотором пространстве имён. Использование глобальных функций должно быть минимальным. Также не используйте класс для группировки различных функций, объявляя их статическими в одном классе: статические функции (по-правильному) должны использоваться для работы с экземплярами класса или его статическими данными.

За
Вообще функции (как статические, так и вне класса) довольно полезная штука, Кэп. И размещение функций либо в классе, либо в пространстве имён позволяет всё остальное содержать в чистоте (я про глобальное пространство имён).

Против
Иногда разумнее статические функции класса и функции вне класса сгруппировать в одном месте, в новом классе. Например, когда у них сложные зависимости от всего или им нужен доступ к внешним ресурсам.

Вердикт
Иногда полезно объявить функцию, не привязанную к экземпляру класса. И можно сделать либо статическую функцию в классе, либо внешнюю (вне класса) функцию. Желательно, чтобы функция-вне-класса не использовала внешних переменных и находилась в пространстве имён. Не создавайте классы только для группировки статических функций: это всё равно, что дать функциям некий префикс и группировка становится лишней.
Если требуется определить функцию: в .cc-файле; вне класса; используемой только в локальном файле — используйте internal линковку для ограничения области видимости.

Локальные переменные

Объявляйте переменные внутри функции в наиболее узкойобласти видимости, инициализируйте такие переменные при объявлении.
Язык C++ позволяет объявлять переменные в любом месте функции. Однако рекомендуется делать это в наиболее узкой (наиболее вложенной) области видимости, и по возможности ближе к первому использованию. Это облегчает поиск объявлений, проще узнать тип переменной и её начальное значение. Также рекомендуется использовать инициализацию, а не объявление с присваиванием. Примеры:

Переменные, необходимые только внутри кода if, while и for лучше объявлять внутри условий, тогда область их видимости будет ограничена только соответствующим блоком кода:

Однако учитывайте одну тонкость: если переменная есть экземпляр объекта, то при каждом входе в область видимости будет вызываться конструктор, и, соответственно, при выходе будет вызываться деструктор.

Возможно было бы более эффективно такую переменную (которая используется внутри цикла) объявить вне цикла:

Переменные: статические и глобальные

Объекты в статической области видимости/действия запрещены, кроме тривиально удаляемых. Фактически это означает, что деструктор должен ничего не делать (включая вложенные или базовые типы). Формально это можно описать, что тип не содержит пользовательского или виртуального деструктора и что все базовые типы и не-статические члены ведут себя аналогично (т.е. являются тривиально удаляемыми). Статические переменные в функциях могут быть динамически инициализированными. Использование же динамической инициализации для статических членов класса или переменных в области пространства имён (namespace) в целом не рекомендуется, однако допустимо в ряде случаев (см. ниже).
Эмпирическое правило: если глобальную переменную (рассматривая её изолированно) можно объявить как constexpr, значить она соответствует вышеуказанным требованиям.

Определение
Каждый объект имеет тот или иной тип времени жизни / storage duration, и, очевидно, это влияет на время жизни объекта. Объекты статического типа доступны с момента их инициализации до момента завершения программы. Такие объекты могут быть переменными в пространстве имён («глобальные переменные»), статическими членами классов, локальными переменными внутри функций со спецификатором static. Статические переменные в функциях инициализируются, когда поток выполнения кода проходит в первый раз через объявление; все остальные объекты статического типа инициализируются в фазе старта (start-up) приложения. Все объекты статического типа удаляются в фазе завершения программы (до обработки незавершённых(unjoined) потоков).
Инициализация может быть динамическая, т.е. во время инициализации делается что-то нетривиальное: например, конструктор выделяет память, или переменная инициализируется идентификатором процесса. Также инициализации может быть статической. Сначала выполняется статическая инициализация: для всех объектов статического типа (объект инициализируется либо заданной константой, либо заполняется нулями). Далее, если необходимо, выполняется динамическая инициализация.

За
Глобальные и статические переменные бывают очень полезными: константные имена, дополнительные структуры данных, флаги командной строки, логирование, регистрирование, инфраструктура и др.

Против
Глобальные и статические переменные с динамической инициализацией или нетривиальным деструктором могут сильно усложнить код и привести к трудно обнаруживаемым багам. Порядок динамической инициализации (и разрушения) объектов может быть различным когда есть несколько единиц трансляции. И, например, когда одна из инициализаций ссылается на некую переменную статического типа, то возможна ситуация доступа к объекту до корректного начала его жизненного цикла (до полного конструирования), или уже после окончания жизненного цикла. Далее, если программа создаёт несколько потоков, которые не завершаются к моменту выхода из программы, то эти потоки могут пытаться получить доступ к объектам, которые уже разрушены.

Вердикт
Когда деструктор тривиальный, тогда порядок разрушения в принципе не важен. В противном случае есть риск обратиться к объекту после его разрушения. Поэтому, настоятельно рекомендуется использовать только переменные со статическим типом размещения (конечно, если они имеют тривиальный деструктор). Фундаментальные типы (указатели или int), как и массивы из них, являются тривиально разрушаемыми. Переменные с типом constexp также тривиально разрушаемые.

Отметим, что ссылка не есть сам объект, и, следовательно, к ним не применяются ограничения по разрушению объекта. Хотя ограничения на динамическую инициализацию остаются в силе. В частности, внутри функции допустим следующий код static T& t = *new T;.

Тонкости инициализации

Инициализация может быть запутанной: мало того, что конструктору нужно (желательно правильно) отработать, так есть ещё и предварительные вычисления:

На выполнение всех выражений, кроме первого, может повлиять порядок инициализации, который может быть разным/неопределённым (или зависимым от . ).
Рассмотрим константную инициализацию. Это означает, что инициализационное выражение — константное, и если при создании объекта вызывается конструктор, то он (конструктор) тоже должен быть заявлен как constexpr:

Константная инициализация является рекомендуемой для большинства случаев. Константную инициализацию переменных со статическим размещением рекомендуется помечать как constexpr или атрибутом ABSL_CONST_INIT
. Любую переменную вне функции, со статическим размещением и без указанной выше маркировки следует считать динамически инициализируемой (и тщательно проверять на ревью кода).

Например, следующие инициализации могут привести к проблемам:

Динамическая инициализация переменных вне функций не рекомендуется. В общем случае это запрещено, однако, это можно делать если никакой код программы не зависит от порядка инициализации этой переменной среди других: в этом случае изменение порядка инициализации не может что-то поломать. Например:

Динамическая же инициализация статических переменных в функциях (локальных) допустима и является широко распространённой практикой.

Стандартные практики
  • Глобальные строки: если требуется глобальная или статическая строковая константа, то рекомендуется использовать простой символьный массив или указатель на первый символ строкового литерала. Строковые литералы обычно находятся в статическом размещении (их время жизни) и этого в большинстве случаев достаточно.
  • Динамические контейнеры (map, set и т.д.): если требуется статическая коллекция с фиксированными данными (например, таблицы значений для поиска), то не используйте динамические контейнеры из стандартной библиотеки как тип для статической переменной, т.к. у этих контейнеров нетривиальный деструктор. Вместо этого попробуйте использовать массивы простых (тривиальных) типов, например массив из массивов целых чисел (вместо std::map<int, int>) или, например, массив структур с полями int и const char*. Учтите, что для небольших коллекций линейный поиск обычно вполне приемлем (и может быть очень эффективным благодаря компактному размещению в памяти). Также можете воспользоваться алгоритмами absl/algorithm/container.h для стандартных операций. Также возможно создавать коллекцию данных уже отсортированной и использовать алгоритм бинарного поиска. Если без динамического контейнера не обойтись, то попробуйте использовать статическую переменную-указатель, объявленную в функции (см. ниже).
  • Умные указатели (unique_ptr, shared_ptr): умные указатели освобождают ресурсы в деструкторе и поэтому использовать их нельзя. Попробуйте применить другие практики/способы, описанные в разделе. Например, одно из простых решений это использовать обычный указатель на динамически выделенный объект и далее никогда не удалять его (см. последний вариант списка).
  • Статические переменные пользовательского типа: если требуется статический и константный пользовательский тип, заполненный данными, то можете объявить у этого типа тривиальный деструктор и constexpr конструктор.
  • Если все другие способы не подходят, то можно создать динамический объект и никогда не удалять его. Объект можно создать с использованием статического указателя или ссылки, объявленной в функции, например: static const auto& impl = *new T(args. );.

Потоковые переменные

Потоковые переменные (thread_local), объявленные вне функций должны быть инициализированы константой, вычисляемой во время компиляции. И это должно быть сделано с помощью атрибута ABSL_CONST_INIT
. В целом, для определения данных, специфичных для каждого потока, использование thread_local является наиболее предпочтительным.

Определение
Начиная с C++11 переменные можно объявлять со спецификатором thread_local:

Каждая такая переменная представляется собой коллекцию объектов. Разные потоки работают с разными экземплярами переменной (каждый со своим экземпляром). По поведению переменные thread_local во многом похожи на Переменные со статическим типом размещения. Например, они могут быть объявлены в пространстве имён, внутри функций, как статические члены класса (как обычные члены класса — нельзя).
Инициализация потоковых переменных очень напоминает статические переменные, за исключением что это делается для каждого потока. В том числе это означает, что безопасно объявлять thread_local переменные внутри функции. Однако в целом thread_local переменные подвержены тем же проблемам, что и статические переменные (различный порядок инициализации и т.д.).
Переменная thread_local разрушается вместе с завершением потока, так что здесь нет проблем с порядком разрушения, как у статических переменных.

  • Потоковые переменные в принципе защищены от эффекта гонок (т.к. каждый поток обычно имеет доступ только к своему экземпляру), что очень полезно для программирования потоков.
  • Переменные thread_local являются единственным стандартизованным средством для создания локальных потоковых данных.
  • Операции с thread_local переменными могут привести к выполнению кода, который не предполагался и его размер также может быть различным.
  • Переменные thread_local являются по сути глобальными переменными со всеми их недостатками (за исключением потокобезопасности).
  • Выделяемая для thread_local память зависит от количества потоков и её размер может быть значительным.
  • Обыкновенный член класса не может быть thread_local.
  • В ряде случаев thread_local переменные могут проигрывать по эффективности хорошо оптимизированному компилятором коду (например, интринсикам/intrinsics).

Вердикт
Переменные thread_local, заявленные внутри функций, можно использовать без ограничений, т.к. у них с безопасностью всё отлично. Отметим, что возможно использовать объявленную внутри функции переменную thread_local и вне функции. Для этого нужна функция доступа к переменной:

Переменные thread_local в классе или пространстве имён необходимо инициализировать константой времени компиляции (т.е. динамическая инициализация недопустима). Для этого необходимо аннотировать эти thread_local переменные с помощью ABSL_CONST_INIT
(или constexpr, но это лучше использовать пореже):

Переменные thread_local должны быть предпочтительным способом определения потоковых данных.

When to use static keyword before global variables?

Can someone explain when you’re supposed to use the static keyword before global variables or constants defined in header files?

For example, lets say I have a header file with the line:

Should this have static in front of const or not? What are some best practices for using static ?

Trevor Hickey's user avatar

8 Answers 8

You should not define global variables in header files. You should define them in .c source file.

If global variable is to be visible within only one .c file, you should declare it static.

If global variable is to be used across multiple .c files, you should not declare it static. Instead you should declare it extern in header file included by all .c files that need it.

static renders variable local to the file which is generally a good thing, see for example this Wikipedia entry.

Yes, use static

Always use static in .c files unless you need to reference the object from a different .c module.

Never use static in .h files, because you will create a different object every time it is included.

Rule of thumb for header files:

  • declare the variable as extern int foo; and put a corresponding intialization in a single source file to get a modifiable value shared across translation units
  • use static const int foo = 42; to get a constant which can be inlined

The static keyword is used in C to restrict the visibility of a function or variable to its translation unit. Translation unit is the ultimate input to a C compiler from which an object file is generated.

static before a global variable means that this variable is not accessible from outside the compilation module where it is defined.

E.g. imagine that you want to access a variable in another module:

Now if you declare var to be static you can’t access it from anywhere but the module where foo.c is compiled into.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *