Как запускать программы в лазарусе
Перейти к содержимому

Как запускать программы в лазарусе

  • автор:

Первая программа

После установки интегрированной среды разработки Lazarus, как было описано в предыдущей теме, мы можем приступить к разработке программ на языке Free Pascal. Итак, напишем первую простую программу.

Запустите программу для разработки Лазарус. Не пугайтесь большого количества окон после загрузки приложения.

Консольное приложение

Для создания первой программы, необходимо выбрать в меню Файл –> Создать. В открывшемся окне выбираем папку Проект, а в ней Простая программа

У нас откроется редактор кода для простого консольного приложения. Пишем в редакторе следующий код на языке Паскаль:

Процедура writeln выводит в консоль сообщение, которое передается ей в качестве параметра, в данном случае Hello World!, окончание ln в ней говорит о том, что после вывода текста, курсор будет перемещен на новую строку.
Процедура write делает то же самое, только без перевода каретки.

Запустить выполнение программы можно тремя способами:

  • кликнув на панели кнопку Запустить
  • выбрать пункт меню Запуск –> Запустить
  • нажать на клавиатуре клавишу F9

После запуска программы на выполнение, мы увидим окно консоли, которое сразу же закрывается. Есть несколько вариантов решения данной проблемы.

Программа будет ждать нажатия клавиши Enter

Программа ждет нажатия любой клавиши

Проблему исчезновения окна решили. Теперь после запуска мы сможем увидеть результат.

Если в программе вы используете русские буквы, а они не правильно отображаются в консоли, добавте в самое начало программы строку .
Смена кодировки на Unicode должна решить проблему вывода кирилических символов на экран.

Оконное приложение

Многих начинающих программистов пугают консольные приложения, а Windows формы кажутся слишком сложными. Но это не так.

Откроем пункт меню Файл –> Создать, выбираем Проект, а в нем Приложение

После этого откроется редактор Форм.

Перемещаем на форму элемент управления Кнопка, делаем на ней двойной щелчек мышкой, после чего мы попадаем в обработчик нажатия кнопки. Дописываем код для вывода сообщения, в итоге получим следующий код обработчика.

Запускаем проект. Мы увидим Windows форму с кнопкой, после нажатия на которую выводиться окно сообщения с текстом Hello World!

Main menu/ru

Как обычно любой пункт можно выбрать если навести на него курсор и нажать левую кнопку мыши или использовать горячие клавиши (например, клавиатурная комбинация Alt+F открывает меню File. Если меню не открылось, то следует нажимать TAB до тех пор, пока не будет активировано желаемое окно.

Contents

Меню Файл (File)
  • Создать модуль (New Unit): Создать новый модуль (Unit, исходный код на Pascal).
  • Создать форму (New Form): Создать новую форму. То есть два файла: саму форму и соответствующий ей файл с Pascal-кодом.
  • Создать. (New. ): Открывает всплывающее окно (screenshot) в котором приведены различные типы проектов, которые можно создать (screenshot).
  • Открыть (Open): Открывает диалоговое окно, при помощи которого можно найти и открыть существующий файл.
  • Обратный экспорт (Revert): Отменяет сделанные изменения и возвращает файл в исходное состояние.
  • Сохранить (Save): Сохранить текущий файл под этим же именем. Если имя еще не дано, то система скажет об этом (это подобно пункту Сохранить как).
  • Сохранить как (Save As): Позволяет выбрать папку и имя под которым сохранить текущий файл.
  • Закрыть (Close): Закрывает текущий файл, с выводом сообщения о том следует ли сохранить сделанные изменения.
  • Закрыть все файлы редактора (Close all editor files): Закрывает все файлы, открытые в данный момент в редакторе. Выдаётся сообщение о сохранении изменений.
  • Очистить каталог (Clean directory): Выводится диалог со строками задания фильтров при помощи которых можно очистить текущий каталог. Полезно для удаления .bak файлов ненужных или устаревших проектов.
  • Выход (Quit): Выход из Lazarus с выводом запроса на сохранение всех открытых файлов.
Меню Правка (Edit)
  • Отменить (Undo): Отменяет последнее выполненное действие, переводя редактор в состояние до этого действия.
  • Повторить (Redo): Вновь выполняет ранее отмененное действие.
  • Вырезать (Cut): Удаляет выделенный текст или другой элемент и помещает его в буфер обмена.
  • Копировать (Copy): Создает копию выделенного текста, не затрагивая текст, и помещает её в буфер обмена.
  • Вставить (Paste): Помещает содержимое буфера обмена в позицию курсора. Если есть выделенный текст, то он будет заменен содержимым буфера обмена.
  • Сдвинуть блок вправо (Indent selection): Сдвигает выделенный текст вправо на количество позиций, указанных в настройках Окружение -> Настройки редактора -> Общие -> Отступ блока (Environment -> Editor options -> General -> Block indent). Эта опция удобна для форматирования исходного Pascal-кода для создания блочной структуры.
  • Сдвинуть блок влево (Unindent selection): Удаляет один уровень отступа, сдвигая текст влево на количество позиций, указанных в Отступе блока (Block indent).
  • Заключить выделение в (Enclose selection): Открывает всплывающее меню с набором опций для заключения выделенного текста в программные скобки (begin . end; try . except; try . finally; repeat . until; < . >и т. д.).
  • Верхний регистр выделения (Uppercase selection): Преобразует выделенный текст в верхний регистр.
  • Нижний регистр выделения (Lowercase selection): Преобразует выделенный текст в нижний регистр.
  • ТАБ сделать пробелами в выделенном (Tabs to spaces in selection): Преобразует все символы табуляции в выделенном тексте в некоторое количество пробелов, настраиваемое посредством Окружение -> Настройки редактора -> Общие -> Ширина ТАБа(Environment -> Editor options -> General -> Tab widths). Вставляется не фиксированное количество пробелов, а только число необходимое для завершения данного табулятора.
  • Разрыв строк в выделенном (Break lines in selection): Если строка выделенного текста длиннее 80 символов или числа указанного в Окружение -> Настройки редактора -> Дисплей -> Правая граница (Environment -> Editor options -> Display -> Right Margin), то строка текста будет разорвана на границе слова и продолжится со следующей строки.
  • Закомментировать (Comment selection): Закомментировать выделенный текст, добавив в начало каждой строки //.
  • Раскомментировать (Uncomment selection): Удалить символы комментария.
  • Сортировка выбранного (Sort selection): Сортирует строки (слова или параграфы) в алфавитном порядке; настраивается порядок сортировки и чувствительность к регистру. Конечно же, в теле программы это не нужно, но если у вас есть некий список и вам нужно его отсортировать, то можете использовать этот трюк.
  • Выделить (Select): Позволяет выделить текстовый блок. Имеются опции для выделения всего, до скобки, выделить абзац или строку и т. д.
  • Вставить из таблицы символов (Insert from character map): Позволяет вставить специальные символы, такие как символы с акцентами, которые берутся из всплывающей таблицы символов.
  • Вставить текст (Insert text): Вызывает всплывающее меню, позволяющее вставить шаблоны текста, такие как ключи CVS (Author, Date, Header и т. д.) или заметку о GPL, имя пользователя или текущую дату и время.
  • Завершить код (Complete code): Завершает код под курсором. Действия зависят от контекста и позволяют сохранить довольно много времени. Например, можно завершить классы, добавив private переменные, Get и Set методы для доступа к свойствам и тела методов. Если переменной присваивается значение (например, i:=3), то будет добавлено описание переменной. Для процедур, описанных с ключом forward, будет добавлено тело процедуры. Если имеется присвоение событию (OnClick:=), то будут добавлены описание метода и тело метода. Смотри Lazarus IDE Tools.
  • Выделить процедуру (Extract procedure): Использует выделенный текст (один или несколько операторов) для построения новой процедуры.
Меню Поиск (Search)
  • Найти (Find): То же самое, что и в большинстве графических текстовых редакторов: появляется всплывающее диалоговое окно, позволяющее вам ввести строку поиска, а также опции поиска, такие как чувствительность к регистру, искать целые слова, целые выражения, область и направление поиска.
  • Найти впереди (Find Next), Найти сзади (Find previous): искать далее указанную ранее строку в соответствующем направлении.
  • Найти в файлах (Find in files): Искать строку в файлах: всплывающее окно с опциями во всех открытых файлах, во всех файлах проекта или поиск в каталогах; можно задать маску-фильтр для типов файлов.
  • Замена (Replace): Подобна Найти; появляется диалоговое окно со областью ввода искомой строки и текста для замены, а также опций чувствительности к регистру, направления и т.д.
  • Поиск с нарастанием (Incremental find): Поиск строки в то время, пока вы вводите ее. Например, после того, как вы выберете «Поиск с нарастанием» и нажмете «l» будет подсвечена ближайшая буква «l». Если затем вы нажмете «a», редактор найдет следующее «la» и так далее.
  • Переход к строке (Goto line): Перемещает курсор в указанную строку файла.
  • Переход назад (Jump back): Перемещается по файлу назад, к предыдущей закладке (необходимо использовать Добавить точку перехода в историю). Может перемещаться к закладкам в других файлах, открытых в редакторе.
  • Переход вперед (Jump forward): Переместиться к следующей закладке.
  • Добавить точку перехода в историю (Add jump point to history): Добавляет закладку или точку перехода в файл.
  • Просмотр истории перехода (View Jump-History): Просмотреть список закладок в файле: Еще не реализовано.
  • Найти другой конец блока кода (Find other end of code block): Если курсор стоит на begin, то осуществляется поиск соответствующего end и наоборот.
  • Найти начало блока кода (Find code block start): Перемещается к begin процедуры или функции в теле которой находится курсор.
  • Найти описание под курсором (Find Declaration at cursor): Поиск участка кода, где описан выбранный идентификатор. Оно может быть в этом же файле или в любом другом, открытом в редакторе; Если файл еще не открыт, то он будет открыт (так, если процедура или функция описана в classesh.inc, то этот файл будет открыт в Редакторе).
  • Открыть имя файла под курсором (Open filename at cursor): Открывает файл, имя которого выделено курсором. Полезно для просмотра Include файлов или файлов, содержащих другие модули Units, используемые в проекте.
  • Перейти к директиве include (Goto include directive): Если курсор помещен в файле, который включен Included в другой файл, то происходит перемещение в то место другого файла, из которого вызывается включенный.
Меню Вид (View)

Управляет отображением на экране различных окон и панелей.

  • Инспектор Объектов (Object Inspector): Окно, обычно расположенное по левому краю рабочего стола и отображающее возможности текущей формы. Щелчок на любом из компонентов формы приведет к отображению в Инспекторе Объектов деталей компонента (свойств и событий). Чуть выше располагается окно, отображающее древовидную структуру текущего проекта, в этом окне можно также выбрать компоненты формы, что также приведет к отображению их свойств в Инспекторе Объектов. Нижняя, главная, панель имеет две вкладки, позволяющих выбрать режим отображения Свойств (Properties) или Событий (Events). Вкладка Свойства отображает такие свойства, как имя (name), цвет (color), надпись (caption), шрифт (font), размер (size) и т. д.: она содержит два столбца — левый содержит имена свойств, а правый — их текущие значения. Щелкнув на значении свойства, можно изменить его значение через меню или окно настройки.

Вкладка События также имеет два столбца: левый содержит возможные события вроде нажатия кнопки мыши, ассоциированные с данным компонентом, а правый показывает действия, предусмотренные для этих событий. Если действие не определено, то нажатием на кнопку с точками

открывается Редактор Исходных текстов, где курсор уже находится в области объявления процедуры, ожидая ввода программы обработки данного события.

  • Редактор исходников (Source Editor): Основное окно для редактирования исходных текстов. Этот редактор очень похож на другие графические текстовые редакторы: мышью можно перемещать курсор по тексту, а нажав левую кнопку мыши и перемещая указатель, можно выделить участок текста. Нажатие правой кнопки вызывает меню, имеющее обычные функции редактирования: Вырезать, Копировать или Вставить, Найти объявление и Открыть файл. В верхней части окна Редактора может быть несколько вкладок, соответствующих файлам, открытым в текущем проекте; нажатием на вкладку выбирается нужный файл. Так можно легко перемещаться по файлам, копировать и вставлять куски текста, выполняя обычные функции редактирования. Редактор исходных текстов выполняет цветовое выделение текста программы, отображая разными цветами метки пунктуации, комментарии, строковые константы и т. д. Он также сохраняет размер отступа от строки к строке, пока его не изменить вручную. Функции и вид Редактора исходников имеют настройки, вызываемые из основного меню выбором Окружение -> Параметры -> Опции Редактора выбором одной или нескольких вкладок в диалоговом окне.
  • Обозреватель кода (Code Explorer): Это окно обычно расположено справа и отображает в древовидной форме структуру кода в текущем блоке или программе. Структура обычно открывается в виде только имен модулей и ветвей для секций интерфейса и реализации, но нажатием на рамку

Меню Проект
  • Создать Проект: Создание нового проекта. Диалоговое окно позволяет выбрать тип создаваемого проекта.
  • Создать Проект из файла: Появляется окно для выбора файла, из которого следует создать проект.
  • Открыть Проект Открывается созданный и сохраненный проект. Появляется окно выбора со списком файлов Lazarus Project Information (.lpi).
  • Открыть недавний проект: Появляется список проектов, с которыми работали недавно; выбранный откроется.
  • Сохранить Проект: Походит на Файл -> Сохранить: Сохраняются все файлы текущего проекта; если ранее не сохранялись — будет запрошено имя файла(ов), подобно Сохранить Проект Как.
  • Сохранить Проект Как. : Запрашивается имя файла сохраняемого проекта. По умолчанию предлагается имя Project1.lpi, но лучше дать более выразительное. Lazarus не позволит применить одинаковое имя для файлов проекта и модуля (см. ниже).
  • Опубликовать Проект: Создается полная копия проекта. Эта функция полезна, если нужно переслать кому — либо исходники и установки компилятора. Обычно папка проекта содержит много информации. Большинство ее не нуждается в публикации: файл .lpi содержит сеансовую информацию (наподобие позиций символа * и закладок закрытых модулей) также папка проекта содержит множество файлов .ppu, .o и .exe. Для создания файла .lpi только с базовой информацией и исходниками из всех подпапок и применяется «Опубликовать проект». В диалоге можно настроить фильтр отбора и дальнейшей командой можно заархивировать выходные файлы. См. Lazarus IDE Tools
  • Инспектор Проекта: Открывается диалог древовидного отображения файлов в текущем проекте. Можно добавлять, удалять или открывать выбранные файлы, а также изменять опции проекта.
  • Опции Проекта. : Открывается диалог с вкладками для установки опций Приложения (Заголовок, имя файла вывода), Форм (можно выбрать доступные формы, сделать их автосоздаваемыми при запуске приложения) и Информация (указывающая, какая информация редактора должна сохраняться в закрытых файлах, или только в файлах проекта).
  • Опции Компилятора . : (Недавно перемещено из меню Запуск). Открывается многостраничное окно с вкладками для настройки компилятора. Вкладка Пути позволяет настроить пути поиска модулей, подключаемых файлов, библиотек и т.д., а также выбрать тип форм (gtk, gnome, win32); Обработка позволяет выбрать правила синтаксического контроля исходных программ, Код позволяет оптимизировать размер и скорость выполнения программ, выбрать тип целевого процессора, типы проверок, размер кучи и т.д.; Связывание позволяет выбрать порядок работы отладчика, статические или динамические библиотеки, передавать опции компоновщику; Сообщения для определения, какие типы сообщений будут сгенерированы; Другое позволяет настроить применение встроенного конфигурационного файла (fpc.cfg) или другого; Унаследованные — показывает диаграмму древовидной структуры для индикации, какие опции унаследованы от уже подключенных модулей; Компиляция для определения команд, выполняемых до или после компиляции, а также возможного использования файлов Make.
  • Добавить файл редактора в Проект: Добавляет редактируемый файл в Проект
  • Убрать из Проекта: Выдает меню файлов, доступных для удаления из проекта.
  • Просмотреть исходный код Проекта: Независимо от того, какой файл редактируется, выдает основной файл программы (.lpr) или основной файл .pas, если отсутствует файл .lpr.
  • View ToDo List:Opens a dialog box with a list of ToDo items associated with this project. This will list any ToDo comments in your project (lines commencing //TODO), and any others in the Lazarus units you have used. You need to Refresh the ToDo items in the dialog (using arrow symbol button of toolbar) before new ‘ToDos’ appear. The first column of the ToDo list contains numbers you have allocated to your ToDo comments; a simple //TODO comment will appear as a zero, but a comment of //TODO999 (for example) will place the number 999 in the first column. Remember there should be no spaces on the line before //TODO and ToDo comments added after the last save will not be shown!
Меню Запуск
  • Собрать: Запускается сборка (т.е. компиляция) любых файлов проекта, которые были изменены со времени последней сборки.
  • Собрать все: Запускается сборка всех файлов проекта, независимо от наличия изменений.
  • Прервать сборку: Останавливает процесс сборки на ходу – если Вы вспомнили о наличии ошибок и хотите остановить сборку, или система работает слишком долго и очевидно, что-то не так.
  • Запуск: Это обычный путь запуска компилятора и если компиляция прошла успешно, запускается приложение. На самом деле Lazarus сохраняет копию файлов, затем запускает компилятор и компоновщик, затем выполняется собранная бинарная программа.
  • Пауза: Задерживается выполнение работающей программы. Это позволяет проверить промежуточные результаты. Выполнение программы можно продолжить повторным выбором Запуск.
  • Шаг со входом: Применяется совместно с отладчиком, запуская программу на один шаг вплоть до точки, помеченной в исходном тексте.
  • Шаг в обход: Вызывает пошаговое выполнение вплоть до помеченного оператора, пропускает его и продолжает работу с нормальной скоростью. Полезно для изоляции оператора, приводящего к логической ошибке.
  • Запуск до курсора: Запускает выполнение с нормальной скоростью (т.е. не пошагово), пока не встретится оператор, где находится курсор, и произойдет останов. Выполнение продолжится с нормальной скоростью после выбора Запуск.
  • Останов: Прекращается выполнение программы. Продолжить выполнение выбором Запуск нельзя; можно только запустить сначала (перекомпилировать, если необходимо).
  • Параметры Запуска: Открывается многостраничное окно, позволяющее передать программе опции командной строки и параметры; настроить отображение выполняемой программы (например, использовать в Linux удаленный терминал Х); можно изменить некоторые переменные системного окружения.
  • Сброс отладчика: Отладчик приводится в исходное состояние, так что точки останова, значения переменных и т.д. будут «забыты».
  • Собрать файл: Происходит компиляция (сборка) только файла, открытого в Редакторе.
  • Запустить файл: Компиляция, сборка и выполнение только открытого файла.
  • Параметры сборки + запуска: Открывается многостраничное окно с опциями сборки только данного файла, когда выбрано Собрать Проект, позволяющее выбрать рабочий каталог, использовать различные макросы и т.д. Затем файл собирается и выполняется.
Меню Пакет
  • Новый Пакет: Отображается окно выбора пакета для установки с возможностями настройки работы пакета.
  • Открыть файл пакета: Открывается один из файлов выбранного пакета.
  • Открыть загруженный пакет: Открывается недавно загруженный пакет.
  • Добавить активный модуль в пакет: Файл модуля (текущий в редакторе) помещается в пакет.
  • Диаграмма пакетов: Отображается graph, показывая взаимосвязи используемых пакетов (если не используются иные, будут отображены пакеты Lazarus, а также FCL и LCL).
  • Настройка установленных пакетов: Если созданы некоторые компоненты, здесь их можно настроить.
Меню Сервис
  • Настроить внешние средства: Позволяет добавлять различные внешние средства (обычно макросы) в инструментарий пакета разработчика.
  • Быстрая проверка синтаксиса: Выполняет быструю проверку синтаксиса исходного текста без реальной компиляции. Полезно при разработке длинных и сложных программ, поскольку не тратится время на компиляцию кода с ошибками.
  • Исправить незаконченный блок: Полезная утилита при работе со сложной блочной структурой, когда в каком-либо блоке пропущен ‘end’.
  • Исправить несоответствие IFDEF/ENDIF: Полезно при работе со сложной или вложенной структурой макро, если есть подозрение, что пропущена директива ENDIF.
  • Создать строку ресурсов: Делает выбранную строку ресурсной, помещая ее в секцию ресурсных строк. Преимущество ресурса в том, что его можно менять без перекомпиляции проекта!
  • Разница Diff: Сравниваются два файла (или обычно две версии одного файла) для нахождения различий. Имеются опции для игнорирования пробелов в начале или конце строк, а также разницы в концах строк: CR+LF или LF). Полезно для обнаружения изменений после последней корректировки и т.д.
  • Проверить файл LFM в редакторе: Позволяет проверить файл LFM, содержащий настройки текущей формы.
  • Преобразовать модуль Delphi в Lazarus: Помогает перенести приложения Delphi в Lazarus; внося необходимые изменения в исходный файл. См. Lazarus For Delphi Users и Code Conversion Guide.
  • Преобразовать файл DFM в LFM: Для переноса из Delphi в Lazarus: преобразует файлы описания формы из Delphi в Lazarus. См. Lazarus For Delphi Users и Code Conversion Guide.
  • Собрать Lazarus: Запускается обновление Lazarus с недавно загруженными или скорректированными файлами CVS. Нажав кнопку, можно откинуться для наблюдения за происходящим! (процесс виден в окне Сообщения).
  • Параметры сборки Lazarus: Позволяет определить, какие части Lazarus должны быть пересобраны, и как. Например, можно выбрать перестройку только LCL, или пересборку всего, за исключением примеров; можно выбрать, какой использовать интерфейс LCL, выбрать целевую операционную систему и указать другую целевую папку.
Меню Окружение
  • Опции Окружения: Открывается многостраничное окно с вкладками:
    • Файлы — позволяет указать пути: папки по умолчанию, компилятора, папки исходных текстов и временной папки для компиляции;
    • Рабочий стол — опции языка, автосохранения, свойств рабочего стола, подсказок палитры компонентов и командных кнопок;
    • Окно, – для настройки размера и поведения различных окон;
    • Редактор Форм — выбор цветов для редактирования форм;
    • Инспектор Объектов — выбор цветов и высоты элементов;
    • Резервирование — настройка резервирования редактируемых файлов;
    • Именование — настройка расширения имени в именовании файлов Паскаля (‘.pp’ или ‘.pas’), сохранять ли файлы с именами в нижнем регистре, выполнять ли автоудаление или автопереименование.
    • Общие — настройка поведения: авто-отступ, подсветка скобок, редактирование перетаскиванием, прокрутка, подсветка синтаксиса, показ подсказок, размер отступа блока и вкладок, лимит откатов;
    • Отображение — опции показа номеров строк, границ, размера и типа шрифта редактора; имеется предварительный просмотр, показывающий расцветку синтаксиса (комментариев, директив, пунктуации, ошибок и точек останова;
    • Привязки клавиш — опции выбора схемы Lazarus или Turbo Pascal;
    • Цвет — позволяет выбор цветовой схемы для различных языков: Object Pascal, C++, Perl, HTML, XML и скриптов оболочки. Имеется панель предварительного просмотра для выбранного языка;
    • Code Tools — позволяет настроить возможности наподобие завершения идентификаторов, специфические шаблоны для завершения кода.
    • Общие — выбор отладчика: none, GNU debugger (gdb) или gdb через SSH, указание пути к отладчикам, и специфические опции для выбранного отладчика;
    • Протокол событий — указание, когда очищать журнал при работе, и какие сообщения отображать;
    • Исключения языка — выбор исключений для игнорирования;
    • Исключения ОС — возможность добавлять некоторые сигналы, применимые в текущей операционной системе (не осуществлено).
    • Общие — указание дополнительных путей к исходным кодам, методики перехода;
    • Создание Кода — определяется политика вставки созданных элементов программ;
    • Слова — определяется, как пишутся ключевые слова языка Паскаль – в верхнем или нижнем регистре, или с первой заглавной буквой;
    • Разрыв строк — установка правил разрыва строк (перед или после знаков пунктуации, после ключевых слов и т.д.);
    • Пробел — установка правил автоматического добавления пробелов до или после отдельных элементов синтаксиса – ключевых слов и знаков пунктуации.

    Большинство этих установок сгенерированы автоматически, и только для чтения.

    • Пересмотреть папку исходного кода FPC Повторный просмотр папки. Lazarus использует исходники fpc для генерации правильной обработки событий и проверки объявлений. Если произведена смена папки в опциях окружения, то эта папка будет пересмотрена, чтобы lazarus убедился, что работает с версией, находящейся в этом месте. Но если эта папка была сменена без ведома lazarus, то можно получить некоторые ошибки при разработке форм или поиске объявлений. В этом случае возможны два пути:
    Меню Окно

    Содержит список открытых файлов и доступных окон вроде Редактор Исходного Кода, Инспектор Объектов и Инспектор Проекта. Щелчком на имени одного из окон оно выводится «наверх» и получает фокус.

    Меню Справка

    Имеется три выбора:

    • Оперативная Справка – открывается окно браузера с картинкой бегущего гепарда и несколькими связями на веб-сайты Lazarus, FreePascal и WiKi.
    • Параметры справки – открывается меню с опциями выбора инструмента просмотра и баз данных для чтения информации Справки. Можно указать либо секцию онлайновой документации, либо некоторые другие сайты, либо локальный набор документации (в дальнейшем он будет встроенным, по полном окончании разработки системы помощи).

    Сейчас, по умолчанию, если поместить курсор на ключевое слово из FreePascal Components Library FCL, или из RunTime Library RTL (но не из Lazarus Components Library LCL) и нажать <<F1>>, то будет показано подходящее определение на сайте. ЭТА СЕКЦИЯ ПОКА ВСЕ ЕЩЕ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ.

    • О Проекте Lazarus – отображается многостраничное окно с информацией о установленной версии и участниках проекта Lazarus.

    В конечном счете, найдется полная диалоговая услуга Справки с информацией о синтаксисе Pascal, работе с IDE, как использовать, изменять, или создавать компоненты, подсказки о том, как выполнять определенные задачи. Эта часть секции Документация (то, что Вы читаете сейчас) представляет собой начальный этап процесса. Нам нужна помощь любого, кто в силах оказать еe: WiKi очень упрощает редактирование.

    Основы программирования в среде Lazarus / Основы программирования в среде Lazarus / Основы программирования в среде Lazarus

    ваться и выполняться как на платформе Linux, так и на платформе Windows.

    2.1.10 Первая программа

    Запустите Lazarus. Выберите пункт меню Проект, Создать проект… (рис.

    Рис. 2.15. Меню «Проект»

    Создайте консольное приложение (рис. 2.16). Для этого выберите Кон-

    сольное приложение и нажмите Создать.

    2.1 Основные элементы языка

    Рис. 2.16. Окно создания нового проекта

    Возьмите себе за правило сразу же сохранять только что созданный про-

    ект, даже если он пока пустой. Это должно стать вашей хорошей привычкой,

    такой же, как чистить зубы утром и вечером! Дело в том, что во время сохране-

    ния, вы можете создать папку для своего проекта, и все файлы текущего проек-

    та будут сохранены в отдельной папке. Это поможет вам структурировать ваши проекты и не запутаться в них, если их будет много.

    Для сохранения проекта проще всего воспользоваться кнопками на панели инструментов, рис. 2.17.

    Рис. 2.17. Кнопки сохранения проекта

    В открывшемся диалоговом окне сохранения проекта создайте новую пап-

    ку в нужном месте, укажите имя проекта и нажмите Сохранить, рис. 2.18, 2.19.

    Глава 2 Введение в язык программирования Pascal

    Рис. 2.18. Стандартное диалоговое окно сохранения в Windows

    Рис. 2.19. Стандартное диалоговое окно сохранения в Linux

    При задании имени папки и имени проекта старайтесь, чтобы имена отра-

    жали суть проекта. Это поможет вам легко ориентироваться в своих проектах,

    2.1 Основные элементы языка

    особенно когда их накопится достаточно много. Также помните, что если вы даете имя, состоящее из нескольких слов, то в Linux нельзя ставить пробелы между словами. В этом случае Lazarus не сможет открыть ваш проект, рис. 2.20.

    Имя проекта всегда задавайте в нижнем регистре.

    Рис. 2.20. Окно сообщения «Файл не найден»

    После сохранения в папке с проектом появятся несколько файлов, которые мы рассмотрим позже. В окне редактора исходного кода вы увидите текст. Это заготовка кода для консольного приложения, автоматически вставляемого Lazarus (рис. 2.21).

    Рис. 2.21. Заготовка кода для консольного приложения, автоматически вставляемого Lazarus

    Глава 2 Введение в язык программирования Pascal

    Мы не будем сейчас обращать внимание на этот код и разбирать его, по-

    скольку у нас для этого пока недостаточно знаний. Просто удалите этот код.

    Для этого установите курсор в любое место окна редактора исходного текста и нажмите Ctrl+A. Весь текст в окне выделится. Нажмите клавишу Delete. Введи-

    те следующий код программы:

    result, A, B: integer;

    writeln(UTF8ToConsole(‘ 1-е введенное число= ‘), A); writeln(UTF8ToConsole(‘ 2-е введенное число= ‘), B); writeln(UTF8ToConsole(‘ Сумма двух чисел = ‘), result);

    Окно редактора исходного кода в Windows будет иметь вид, рис. 2.22:

    2.1 Основные элементы языка

    Рис. 2.22. Окно редактора исходного кода в Windows

    В Linux это же окно будет иметь вид, рис. 2.23.

    Рис. 2.23. Окно редактора исходного кода в Linux

    Глава 2 Введение в язык программирования Pascal

    Обратите внимание на объявление

    Этим объявлением мы подключаем модуль FileUtil в котором опреде-

    лена функция UTF8ToConsole() .

    Если вас смущает что значит модуль и функция в Паскале, то немного по-

    терпите. В главе 3 мы подробно рассмотрим все эти вопросы. Напоминаю, что мы вынуждены это делать, чтобы в Windows в окне DOS при работе вашей про-

    граммы корректно отображался русский шрифт. Также пока примите на веру и проделайте следующее.

    Откройте меню Проект->Инспектор проекта и нажмите на кнопку со значком «+», рис. 2.24.

    Рис. 2.24. Окно инспектора проекта

    В появившемся окне «Добавить к проекту» нажмите на кнопку «Новое тре-

    бование», рис. 2.25.

    Рис. 2.25. Добавление нового требования

    2.1 Основные элементы языка

    В раскрывающемся списке «Имя пакета» найдите и выберите пакет LCL .

    Нажмите клавиши Ctrl+F9. Начнется компиляция и сборка программы. Ес-

    ли вы ввели текст программы без ошибок в точности как приведено выше, то компиляция завершится успешно. В окне Сообщения вы увидите сообщение

    Проект «summa» успешно собран .

    В папке проекта появятся, в дополнение к уже существующим, еще не-

    сколько файлов. В частности, готовый к исполнению файл. В Windows это бу-

    дет файл с расширением exe , в Linux файл без расширения.

    Чтобы запустить программу на выполнение прямо из среды Lazarus на-

    жмите клавишу F9 или кнопку «Запуск» (зеленый треугольник) на панели инст-

    рументов или меню Запуск->Запуск , рис. 2.26.

    Рис. 2.26. Способы запуска программы

    Пользователям Linux для того, чтобы запускать программы из среды Lazarus в терминале необходимо в меню Запуск->Параметры запуска устано-

    Глава 2 Введение в язык программирования Pascal

    вить флажок «Использовать приложение для запуска», рис. 2.27, 2.28.

    Рис. 2.27. Меню «Запуск»

    При этом для некоторых дистрибутивов Linux надо заменить строку

    /usr/X11R6/bin/xterm -T ‘Lazarus Run Output’ -e $(LazarusDir)/tools/runwait.sh $(TargetCmdLine)

    /usr/bin/xterm -T ‘Lazarus Run Output’ -e $(LazarusDir)/tools/runwait.sh $(TargetCmdLine)

    2.1 Основные элементы языка

    Рис. 2.28. Настройка проекта для запуска в терминале

    Для запуска программы вне среды Lazarus в Windows достаточно дважды

    щелкнуть по имени исполняемого exe-файла.

    В Linux выдать команду <путь к файлу> ./<имя исполняемого файла>

    Lazarus: виды программ и первая программа

    Чтобы создать первую программу в Lazarus, надо выбрать в меню ФАЙЛ команду СОЗДАТЬ. А в открывшемся окне в группе PROJECT выбрать тип программы и нажать кнопку ОК. Подробности см. в видео.

    Lazarus поддерживает следующие типы программ.

    Application (Приложение)
    Графическая программа на LCLI/FreePascal. Это обычное оконное приложение Windows.

    Programm (Программа)
    Программа FreePascal. Это обычная программа FrePascal. Если вы читали книгу Как стать программистом, то вы уже писали такие программы.

    Console application (Консольное приложение)
    Консольное приложение Windows. Это программа FreePascal, использующая класс TCustomApplication, что облегчает проверку параметров командной строки, обработки исключений и т.п. Иными словами, это та же программа FreePascal, которая, однако, позволяет использовать функции Windows.

    Library (Библиотека)
    Библиотека FreePascal.

    Custom programm (Пользовательская программа)
    Программа пользователя на языке FreePascal.

    CGIApplication (Приложение CGI)
    Программа CGI (Common Gateway Interface — общий шлюзовый интерфейс) на языке FreePascal.

    FPCUnit Console Application (Консольное приложение FPCUnit)
    Консольное тестовое приложение. Это приложение используется для тестирования в консольном режиме.

    FPCUnit Application (Приложение FPCUnit)
    Тестовое приложение. Это приложение используется для тестирования в графическом режиме.

    Мы в своих примерах будем в основном использовать Application и Program.

    И сейчас мы напишем нашу первую программу. Для этого в меню ФАЙЛ выбираем команду СОЗДАТЬ. Затем в группе PROJECT выбираем Programm и нажимаем кнопку ОК.

    Между словами begin и end пишем код:

    Если вы читали книгу Как стать программистом, то вы уже догадались, что эта программа выведет на экран строку “Hello, WORLD. ”.

    Я не буду использовать в консольных приложениях русский текст, так как на некоторых компьютерах без вмешательства в настройки операционной системы вместо русских букв будут выводиться “краказябры”. Английские же буквы всегда будут выводиться правильно.

    Итак, полный текст программы у вас должен получиться таким:

    Проверьте на всякий случай текст ещё раз. Затем в меню ЗАПУСК выберите команду ЗАПУСК (или нажмите клавишу F9). Если вы не допустили ошибок, то программа выполнится и вы увидите на экране строку “Hello, WORLD. ”.

    Теперь можно сохранить программу на диске в нашей папке MYPROG. Если сами с этим не справитесь, то смотрите видео.

    Домашнее задание:
    Создать в папке MYPROG папку 1103. Создать программу (проект) в Lazarus. Сохранить проект в папке 1103. Откомпилировать программу. Запустить программу из папки 1103 (а не из среды разработки). Похвастаться друзьям)))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *