Python: статические методы, методы класса и экземпляра класса
Согласно модели данных Python, язык предлагает три вида методов: статические, класса и экземпляра класса. Давайте посмотрим, что же происходит за кулисами каждого из видов методов. Понимание принципов их работы поможет в создании красивого и эффективного кода. Начнём с самого простого примера, в котором демонстрируются все три вида методов.
Методы экземпляра класса
Это наиболее часто используемый вид методов. Методы экземпляра класса принимают объект класса как первый аргумент, который принято называть self и который указывает на сам экземпляр. Количество параметров метода не ограничено.
Используя параметр self , мы можем менять состояние объекта и обращаться к другим его методам и параметрам. К тому же, используя атрибут self.__class__ , мы получаем доступ к атрибутам класса и возможности менять состояние самого класса. То есть методы экземпляров класса позволяют менять как состояние определённого объекта, так и класса.
Встроенный пример метода экземпляра — str.upper() :
Методы класса
Методы класса принимают класс в качестве параметра, который принято обозначать как cls . Он указывает на класс ToyClass, а не на объект этого класса. При декларации методов этого вида используется декоратор classmethod .
Методы класса привязаны к самому классу, а не его экземпляру. Они могут менять состояние класса, что отразится на всех объектах этого класса, но не могут менять конкретный объект.
Встроенный пример метода класса — dict.fromkeys() — возвращает новый словарь с переданными элементами в качестве ключей.
Статические методы
Статические методы декларируются при помощи декоратора staticmethod . Им не нужен определённый первый аргумент (ни self , ни cls ).
Их можно воспринимать как методы, которые “не знают, к какому классу относятся”.
Таким образом, статические методы прикреплены к классу лишь для удобства и не могут менять состояние ни класса, ни его экземпляра.
С теорией достаточно. Давайте разберёмся с работой методов, создав объект нашего класса и вызвав поочерёдно каждый из методов: instancemethod, classmethod and staticmethod.
Пример выше подтверждает то, что метод instancemethod имеет доступ к объекту класса ToyClass через аргумент self . Кстати, вызов функции obj.instancemethod() используется лишь для удобства, то есть можно использовать и ToyClass.instancemethod(obj) .
Теперь давайте вызовем метод класса:
Мы видим, что метод класса classmethod() имеет доступ к самому классу ToyClass, но не к его конкретному экземпляру объекта. Запомните, в Python всё является объектом. Класс тоже объект, который мы можем передать функции в качестве аргумента.
Заметьте, что self и cls — не обязательные названия и эти параметры можно называть иначе.
Это лишь общепринятые обозначения, которым следуют все. Тем не менее они должны находиться первыми в списке параметров.
Вызовем статический метод:
Да, это может вас удивить, но статические методы можно вызывать через объект класса. Вызов через точку нужен лишь для удобства. На самом же деле в случае статического метода никакие аргументы ( self или cls ) методу не передаются.
То есть статические методы не могут получить доступ к параметрам класса или объекта. Они работают только с теми данными, которые им передаются в качестве аргументов.
Теперь давайте вызовем те же самые методы, но на самом классе.
Метод класса и статический метод работают, как нужно. Однако вызов метода экземпляра класса выдаёт TypeError, так как метод не может получить на вход экземпляр класса.
Теперь, когда вы знаете разницу между тремя видами методов, давайте рассмотрим реальный пример для понимания того, когда и какой метод стоит использовать. Пример взят отсюда.
Когда использовать каждый из методов?
Выбор того, какой из методов использовать, может показаться достаточно сложным. Тем не менее с опытом этот выбор делать гораздо проще.
Чаще всего метод класса используется тогда, когда нужен генерирующий метод, возвращающий объект класса. Как видим, метод класса from_birth_year используется для создания объекта класса Person по году рождения, а не возрасту.
Статические методы в основном используются как вспомогательные функции и работают с данными, которые им передаются.
9. Classes¶
Classes provide a means of bundling data and functionality together. Creating a new class creates a new type of object, allowing new instances of that type to be made. Each class instance can have attributes attached to it for maintaining its state. Class instances can also have methods (defined by its class) for modifying its state.
Compared with other programming languages, Python’s class mechanism adds classes with a minimum of new syntax and semantics. It is a mixture of the class mechanisms found in C++ and Modula-3. Python classes provide all the standard features of Object Oriented Programming: the class inheritance mechanism allows multiple base classes, a derived class can override any methods of its base class or classes, and a method can call the method of a base class with the same name. Objects can contain arbitrary amounts and kinds of data. As is true for modules, classes partake of the dynamic nature of Python: they are created at runtime, and can be modified further after creation.
In C++ terminology, normally class members (including the data members) are public (except see below Private Variables ), and all member functions are virtual. As in Modula-3, there are no shorthands for referencing the object’s members from its methods: the method function is declared with an explicit first argument representing the object, which is provided implicitly by the call. As in Smalltalk, classes themselves are objects. This provides semantics for importing and renaming. Unlike C++ and Modula-3, built-in types can be used as base classes for extension by the user. Also, like in C++, most built-in operators with special syntax (arithmetic operators, subscripting etc.) can be redefined for class instances.
(Lacking universally accepted terminology to talk about classes, I will make occasional use of Smalltalk and C++ terms. I would use Modula-3 terms, since its object-oriented semantics are closer to those of Python than C++, but I expect that few readers have heard of it.)
9.1. A Word About Names and Objects¶
Objects have individuality, and multiple names (in multiple scopes) can be bound to the same object. This is known as aliasing in other languages. This is usually not appreciated on a first glance at Python, and can be safely ignored when dealing with immutable basic types (numbers, strings, tuples). However, aliasing has a possibly surprising effect on the semantics of Python code involving mutable objects such as lists, dictionaries, and most other types. This is usually used to the benefit of the program, since aliases behave like pointers in some respects. For example, passing an object is cheap since only a pointer is passed by the implementation; and if a function modifies an object passed as an argument, the caller will see the change — this eliminates the need for two different argument passing mechanisms as in Pascal.
9.2. Python Scopes and Namespaces¶
Before introducing classes, I first have to tell you something about Python’s scope rules. Class definitions play some neat tricks with namespaces, and you need to know how scopes and namespaces work to fully understand what’s going on. Incidentally, knowledge about this subject is useful for any advanced Python programmer.
Let’s begin with some definitions.
A namespace is a mapping from names to objects. Most namespaces are currently implemented as Python dictionaries, but that’s normally not noticeable in any way (except for performance), and it may change in the future. Examples of namespaces are: the set of built-in names (containing functions such as abs() , and built-in exception names); the global names in a module; and the local names in a function invocation. In a sense the set of attributes of an object also form a namespace. The important thing to know about namespaces is that there is absolutely no relation between names in different namespaces; for instance, two different modules may both define a function maximize without confusion — users of the modules must prefix it with the module name.
By the way, I use the word attribute for any name following a dot — for example, in the expression z.real , real is an attribute of the object z . Strictly speaking, references to names in modules are attribute references: in the expression modname.funcname , modname is a module object and funcname is an attribute of it. In this case there happens to be a straightforward mapping between the module’s attributes and the global names defined in the module: they share the same namespace! 1
Attributes may be read-only or writable. In the latter case, assignment to attributes is possible. Module attributes are writable: you can write modname.the_answer = 42 . Writable attributes may also be deleted with the del statement. For example, del modname.the_answer will remove the attribute the_answer from the object named by modname .
Namespaces are created at different moments and have different lifetimes. The namespace containing the built-in names is created when the Python interpreter starts up, and is never deleted. The global namespace for a module is created when the module definition is read in; normally, module namespaces also last until the interpreter quits. The statements executed by the top-level invocation of the interpreter, either read from a script file or interactively, are considered part of a module called __main__ , so they have their own global namespace. (The built-in names actually also live in a module; this is called builtins .)
The local namespace for a function is created when the function is called, and deleted when the function returns or raises an exception that is not handled within the function. (Actually, forgetting would be a better way to describe what actually happens.) Of course, recursive invocations each have their own local namespace.
A scope is a textual region of a Python program where a namespace is directly accessible. “Directly accessible” here means that an unqualified reference to a name attempts to find the name in the namespace.
Although scopes are determined statically, they are used dynamically. At any time during execution, there are 3 or 4 nested scopes whose namespaces are directly accessible:
the innermost scope, which is searched first, contains the local names
the scopes of any enclosing functions, which are searched starting with the nearest enclosing scope, contain non-local, but also non-global names
the next-to-last scope contains the current module’s global names
the outermost scope (searched last) is the namespace containing built-in names
If a name is declared global, then all references and assignments go directly to the next-to-last scope containing the module’s global names. To rebind variables found outside of the innermost scope, the nonlocal statement can be used; if not declared nonlocal, those variables are read-only (an attempt to write to such a variable will simply create a new local variable in the innermost scope, leaving the identically named outer variable unchanged).
Usually, the local scope references the local names of the (textually) current function. Outside functions, the local scope references the same namespace as the global scope: the module’s namespace. Class definitions place yet another namespace in the local scope.
It is important to realize that scopes are determined textually: the global scope of a function defined in a module is that module’s namespace, no matter from where or by what alias the function is called. On the other hand, the actual search for names is done dynamically, at run time — however, the language definition is evolving towards static name resolution, at “compile” time, so don’t rely on dynamic name resolution! (In fact, local variables are already determined statically.)
A special quirk of Python is that – if no global or nonlocal statement is in effect – assignments to names always go into the innermost scope. Assignments do not copy data — they just bind names to objects. The same is true for deletions: the statement del x removes the binding of x from the namespace referenced by the local scope. In fact, all operations that introduce new names use the local scope: in particular, import statements and function definitions bind the module or function name in the local scope.
The global statement can be used to indicate that particular variables live in the global scope and should be rebound there; the nonlocal statement indicates that particular variables live in an enclosing scope and should be rebound there.
9.2.1. Scopes and Namespaces Example¶
This is an example demonstrating how to reference the different scopes and namespaces, and how global and nonlocal affect variable binding:
The output of the example code is:
Note how the local assignment (which is default) didn’t change scope_test‘s binding of spam. The nonlocal assignment changed scope_test‘s binding of spam, and the global assignment changed the module-level binding.
You can also see that there was no previous binding for spam before the global assignment.
9.3. A First Look at Classes¶
Classes introduce a little bit of new syntax, three new object types, and some new semantics.
9.3.1. Class Definition Syntax¶
The simplest form of class definition looks like this:
Class definitions, like function definitions ( def statements) must be executed before they have any effect. (You could conceivably place a class definition in a branch of an if statement, or inside a function.)
In practice, the statements inside a class definition will usually be function definitions, but other statements are allowed, and sometimes useful — we’ll come back to this later. The function definitions inside a class normally have a peculiar form of argument list, dictated by the calling conventions for methods — again, this is explained later.
When a class definition is entered, a new namespace is created, and used as the local scope — thus, all assignments to local variables go into this new namespace. In particular, function definitions bind the name of the new function here.
When a class definition is left normally (via the end), a class object is created. This is basically a wrapper around the contents of the namespace created by the class definition; we’ll learn more about class objects in the next section. The original local scope (the one in effect just before the class definition was entered) is reinstated, and the class object is bound here to the class name given in the class definition header ( ClassName in the example).
9.3.2. Class Objects¶
Class objects support two kinds of operations: attribute references and instantiation.
Attribute references use the standard syntax used for all attribute references in Python: obj.name . Valid attribute names are all the names that were in the class’s namespace when the class object was created. So, if the class definition looked like this:
then MyClass.i and MyClass.f are valid attribute references, returning an integer and a function object, respectively. Class attributes can also be assigned to, so you can change the value of MyClass.i by assignment. __doc__ is also a valid attribute, returning the docstring belonging to the class: "A simple example class" .
Class instantiation uses function notation. Just pretend that the class object is a parameterless function that returns a new instance of the class. For example (assuming the above class):
creates a new instance of the class and assigns this object to the local variable x .
The instantiation operation (“calling” a class object) creates an empty object. Many classes like to create objects with instances customized to a specific initial state. Therefore a class may define a special method named __init__() , like this:
When a class defines an __init__() method, class instantiation automatically invokes __init__() for the newly created class instance. So in this example, a new, initialized instance can be obtained by:
Of course, the __init__() method may have arguments for greater flexibility. In that case, arguments given to the class instantiation operator are passed on to __init__() . For example,
9.3.3. Instance Objects¶
Now what can we do with instance objects? The only operations understood by instance objects are attribute references. There are two kinds of valid attribute names: data attributes and methods.
data attributes correspond to “instance variables” in Smalltalk, and to “data members” in C++. Data attributes need not be declared; like local variables, they spring into existence when they are first assigned to. For example, if x is the instance of MyClass created above, the following piece of code will print the value 16 , without leaving a trace:
The other kind of instance attribute reference is a method. A method is a function that “belongs to” an object. (In Python, the term method is not unique to class instances: other object types can have methods as well. For example, list objects have methods called append, insert, remove, sort, and so on. However, in the following discussion, we’ll use the term method exclusively to mean methods of class instance objects, unless explicitly stated otherwise.)
Valid method names of an instance object depend on its class. By definition, all attributes of a class that are function objects define corresponding methods of its instances. So in our example, x.f is a valid method reference, since MyClass.f is a function, but x.i is not, since MyClass.i is not. But x.f is not the same thing as MyClass.f — it is a method object, not a function object.
9.3.4. Method Objects¶
Usually, a method is called right after it is bound:
In the MyClass example, this will return the string ‘hello world’ . However, it is not necessary to call a method right away: x.f is a method object, and can be stored away and called at a later time. For example:
will continue to print hello world until the end of time.
What exactly happens when a method is called? You may have noticed that x.f() was called without an argument above, even though the function definition for f() specified an argument. What happened to the argument? Surely Python raises an exception when a function that requires an argument is called without any — even if the argument isn’t actually used…
Actually, you may have guessed the answer: the special thing about methods is that the instance object is passed as the first argument of the function. In our example, the call x.f() is exactly equivalent to MyClass.f(x) . In general, calling a method with a list of n arguments is equivalent to calling the corresponding function with an argument list that is created by inserting the method’s instance object before the first argument.
If you still don’t understand how methods work, a look at the implementation can perhaps clarify matters. When a non-data attribute of an instance is referenced, the instance’s class is searched. If the name denotes a valid class attribute that is a function object, a method object is created by packing (pointers to) the instance object and the function object just found together in an abstract object: this is the method object. When the method object is called with an argument list, a new argument list is constructed from the instance object and the argument list, and the function object is called with this new argument list.
9.3.5. Class and Instance Variables¶
Generally speaking, instance variables are for data unique to each instance and class variables are for attributes and methods shared by all instances of the class:
As discussed in A Word About Names and Objects , shared data can have possibly surprising effects with involving mutable objects such as lists and dictionaries. For example, the tricks list in the following code should not be used as a class variable because just a single list would be shared by all Dog instances:
13. Методы¶
Не так просто дать определение, что же такое объектно-ориентированное программирование, но мы уже видели некоторые его свойства:
- Программы строятся из определений объектов и определений функций, и большинство вычислений выражается в терминах операций над объектами.
- Каждое определение объекта соответствует некоторому объекту или понятию реального мира, а функции, работающие с объектом, соответствуют тому, как взаимодействуют реальные объекты.
Например, класс Time , определенный в предыдущей главе, соответствует тому, как люди привыкли записывать время. А определенные нами функции соответствуют действиям, которые люди выполняют над временем. Подобным же образом, классы Point и Rectangle соответствуют математическим понятиям точки и прямоугольника.
До сих пор мы не пользовались средствами, которые Python предоставляет для объектно-ориентированного программирования. Строго говоря, эти средства не являются необходимыми для создания программ. По большей части, они предоставляют альтернативный синтаксис для тех вещей, которые мы уже делали. Однако, часто этот синтаксис оказывается более кратким и выразительным.
Например, в программе Time нет очевидной связи между определением класса и следующими за ним определениями функций. Если присмотреться, то оказывается, что каждая из функций принимает в качестве параметра, по крайней мере, один объект Time .
Это наблюдение мотивирует нас перейти к методам. Мы уже встречали некоторые методы, например, keys и values , которые вызываются на словарных объектах. Каждый метод связан с классом и предназначен для использования с объектами этого класса.
Методы похожи на функции, но есть два отличия:
- Методы определяются внутри определения класса, чтобы сделать отношения между классом и методом явными.
- Синтаксис для вызова метода отличается от синтаксиса для вызова функции.
В следующих разделах мы превратим функции из предыдущей главы в методы. Это преобразование почти механическое. Мы сделаем это, выполнив определенную последовательность шагов.
13.2. Метод increment ¶
Для начала давайте превратим в метод функцию increment .
Для этого достаточно поместить определение функции внутрь определения класса. Хорошим тоном будет также переименование параметра time в self (хоть делать это и не обязательно). Как вы, должно быть, помните, в сообществе программистов Python существует соглашение, согласно которому первому параметру метода дают имя self (англ.: сам).
Обратите внимание на сдвиг кода метода относительно заголовка класса:
Преобразование чисто механическое — мы переместили определение метода в определение класса, и изменили имя первого параметра.
Теперь можно вызвать increment как метод, используя точечную нотацию:
Объект, на котором вызывается метод, присваивается первому параметру метода. Таким образом, в данном случае my_time присваивается параметру self . Второй параметр, seconds , получает значение 600 .
В процедурном программировании предполагается, что функции выполняют необходимые действия. Синтаксис для вызова функции , increment(my_time, 600) , говорит: Эй, increment ! Вот тебе объект Time и 600 секунд, сделай с ними все необходимое.
Синтаксис объектно-ориентированном программировании предполагает, что необходимые действия выполняет объект. Вызов, подобный my_time.increment(600) говорит: Эй, my_time ! Пожалуйста, увеличь себя на 600 секунд!
Является ли полезным такое изменение взгляда на вещи? Дело в том, что иногда, передавая ответственность от функций объектам, мы можем писать более гибкий код. Также становится проще поддерживать и повторно использовать такой код.
13.3. Более сложный пример¶
Функция after немного более сложная, поскольку она имеет дело с двумя объектами Time . Первый из параметров переименуем в self , второй оставим без изменений:
Мы вызываем этот метод на одном объекте Time , и передаем второй объект Time в качестве аргумента:
Программа состоит из предложений на почти естественном английском языке: Если время готовности (done_time) позднее, чем текущее время (current_time), то.
13.4. Инициализирующий метод¶
Как мы уже знаем, инициализирующий метод — это специальный метод, который вызывается при создании объекта. Этот метод имеет имя __init__ (два символа подчеркивания, init , и еще два символа подчеркивания). Инициализирующий метод класса Time выглядит так:
Заметьте, что между атрибутом self.hours и параметром hours не возникает конфликта имен. Точечная нотация устраняет конфликт.
Метод, вызываемый при создании объекта и инициализирующий состояние объекта, также называют конструктором. В Python метод __init__ является конструктором.
Когда мы создаем объект Time , указанные нами аргументы передаются конструктору:
Поскольку параметры метода __init__ имеют значения по умолчанию, мы можем и не передавать аргументы при создании объекта:
Или передать только первый аргумент:
Или только первые два аргумента:
Мы также можем передать часть аргументов, явно поименовав их:
13.5. Метод __str__ ¶
Метод __str__ имеет специальное назначение в Python, он возвращает строковое представление объекта. Определим метод __str__ для класса Time , позаимствовав решение из функции print_time из предыдущей главы:
Если класс предоставляет метод с именем __str__ , то тем самым переопределяет поведение встроенной функции Python str .
При выводе объекта Time с помощью print неявно вызывается __str__ на этом объекте. Поэтому добавление метода __str__ также меняет поведение print :
Как видите, добавление метода __str__ к классу Time сделало ненужным написанную ранее функцию print_time .
Когда мы пишем новый класс, мы почти всегда начинаем с написания метода __init__ , который облегчает создание объектов, и метода __str__ , который часто полезен для отладки.
13.6. Снова Points ¶
Теперь, для закрепления изученного материала, давайте перепишем класс Point в стиле ООП:
Инициализирующий метод принимает x и y как опциональные параметры, значение по умолчанию для каждого из них 0.
Метод __str__ возвращает строковое представление объекта Point :
13.7. Перегрузка операторов¶
Некоторые языки программирования позволяют изменять определения встроенных операторов для использования этих операторов с типами, определенными пользователем. Это свойство называется перегрузкой операторов.
Например, для перегрузки оператора + , класс должен предоставить метод __add__ :
Как обычно, первый параметр метода представляет объект, на котором вызывается метод. Второй параметр удачно назван other (англ.: другой) чтобы противопоставить его первому, self . Для того, чтобы сложить два объекта Point , мы создаем и возвращаем новый объект Point , содержащий сумму координат x и сумму координат y двух объектов.
Теперь, когда мы применяем оператор + к объектам Point , Python вызывает метод __add__ :
Выражение p1 + p2 равнозначно выражению p1.__add__(p2) , только более изящно.
В качестве упражнения вам будет предложено самостоятельно написать метод __sub__(self, other) , который перегрузит оператор вычитания.
Перегрузить оператор умножения можно, определив метод __mul__ , или __rmul__ , или оба эти метода. Если левый операнд оператора * является объектом Point , то Python вызовет метод __mul__ , который ожидает, что второй операнд также является объектом Point . Этот метод рассчитает произведение точек согласно известной из математики формуле (сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы):
Если левый операнд оператора * является примитивным числовым типом, а правый операнд — объект Point , то Python вызовет метод __rmul__ , который выполнит умножение объекта Point на число:
Результатом будет новый объект Point , чьи координаты кратны первоначальным координатам. Если other окажется типом, который нельзя умножить на число с плавающей точкой, то __rmul__ сгенерирует ошибку.
Следующий пример демонстрирует оба вида умножения:
А что случится, если мы попробуем вычислить p2 * 2 ? Так как первый аргумент является объектом Point , то Python вызовет __mul__ и передаст 2 в качестве второго аргумента. Внутри метода, __mul__ попытается получить атрибут x объекта other , что закончится неудачей, поскольку целое число не имеет атрибутов:
13.8. Полиморфизм¶
Большинство написанных нами методов работают только с определенными типами данных. Когда создается новый класс, то пишутся методы, которые работают с объектами этого класса.
Но есть некоторые операции, которые хотелось бы уметь выполнять с разными типами данных, например, арифметические операции из предыдущего раздела. Если разные типы поддерживают одни и те же операции, значит, можно писать функции, работающие с любым из этих типов.
Например, операция multadd (обычная в линейной алгебре) имеет три параметра; первые два перемножаются, и к полученному произведению прибавляется третий. Можем записать это на языке Python таким образом:
Этот метод будет работать с любыми значениями x и y , которые можно перемножить, и с любым значением z , которое можно прибавить к полученному произведению.
Можно вызвать этот метод с числовыми значениями:
Или с объектами Point :
В первом случае, Point умножается на число и складывается с другим Point . Во втором случае, произведение двух Point дает числовое значение, и третий аргумент также является числом.
Функции, подобные этой, которые могут принимать аргументы различных типов, называются полиморфными.
В качестве еще одного примера, рассмотрим метод front_and_back , который печатает список дважды, сначала — в прямом, а затем и в обратном порядке:
Поскольку метод reverse модифицирующий, мы делаем копию списка, прежде чем расставить его элементы в обратном порядке. Таким образом, метод reverse не изменяет список, который он получает в качестве параметра.
Вот пример использования метода front_and_back со списком:
Поскольку мы предназначили эту функцию для работы со списками, неудивительно, что она работает, как ожидалось. Было бы удивительно, если бы мы смогли применить эту функцию к объекту Point .
Для того, чтобы определить, может ли функция быть применена к новому типу, мы воспользуемся основным правилом полиморфизма: Если все операции внутри функции могут быть применены к данному типу, то вся функция может быть применена к данному типу.
Операции внутри функции включают copy , reverse и print .
copy работает с любым объектом. Мы уже написали метод __str__ для Point . Нам остается написать метод reverse для класса Point :
Теперь можно передать объект Point функции front_and_back :
Замечательное свойство языка Python — это непреднамеренный полиморфизм, когда вы обнаруживаете, что написанная вами функция может работать с типами, для которых вы ее не предназначали.
13.9. Глоссарий¶
13.10. Упражнения¶
Переделайте функцию convert_to_seconds в метод класса Time :
Добавьте в класс Point метод __sub__(self, other) , который перегрузит оператор вычитания, и попробуйте с ним поработать.
Перепишите класс Rectangle в объектно-ориентированном стиле, определив методы __init__ и __str__ .
Добавьте в класс Rectangle методы move_rect и grow_rect , созданные на основе одноименных функций из предыдущей главы.
Определите класс Pet (англ.: любимое животное) с атрибутами имя и возраст, инициализируемыми в методе __init__ значениями параметров метода. Метод __str__ должен возвращать строку с именем и возрастом животного. Поэкспериментируйте, создавая объекты класса Pet и выводя их на печать.
классы в Питон
Классы и объектно-ориентированное программирование в Python Питон.
В этом уроке научимся создавать классы в Python, работать с объектами классов, вызывать методы классов Python позволяет реализовывать объектно-ориентированное программирование с помощью классов, объектов и методов. Класс это пользовательский тип, в котором определяются для объектов их свойства (параметры), и функции (методы).Объект это элемент класса. Классы позволяют скрыть всю реализацию программы от пользователя класса. Программист использует методы класса, не вникая в их реализацию. Это позволяет нескольким программистам реализовывать программы одновременно.
Определение класса в Питон
Чтобы задать класс в Питон, используется конструкция
class имя_класса():
def метод_1().
.
def метод_n().
В каждом классе в Питон задаются свойства объектов и методы класса. Методы в классе задаются так же, как функции и процедуры в Python.
Для задания метода в классе в Питоне используется команда
def название_метода(self):
команда_1.
.
команда_n
Ключевое слово self в Питоне нужно указывать, в качестве первого аргумента в любом методе классе. Это необходимо для того чтобы отличать метод класса от простой функции. Чтобы использовать в методе класса свойство объекта класса, необходимо использовать конструкцию
self.свойство
Свойства объекта класса задаются в методе __init__
При создании объекта класса метод __init__ всегда выполняется первым. В этом методе задаются свойства объекта класса.
def __init__(self, параметр_1. парметр_n):
self.свойство1=параметр1
self.свойство2=параметр2
Чтобы создать объект т класса в Питон необходимо использовать команду
имя_объекта = имя_класса(параметр_1. параметр_n)
Чтобы вызвать метод класса в программе Питон необходимо использовать конструкцию
имя_объекта.имя_метода(параметр_1. параметр_n)
Пример класса в Питон.
Создадим простейший класс в Python у объектов которого есть одно свойство это имя человека и один метод, который реализует приветствие по имени. В основной программе создадим объект класса и вызовем метод приветствие для созданного объекта класса
Класс будет иметь имя GreetClass . Свойство класса,которое отвечает за имя человека greet_name Метод класса, который отвечает за вывод на экран приветствия будет иметь имя greet
Пример создания пользовательского класса в Python
class GreetClass():
def __init__(self, name):
self.greet_name = name
def greet(self):
print("Здравствуйте, %s!" % (self.greet_name))
greet_object = GreetClass("Михаил")
greet_object.greet()
В методах класса в Python можно использовать параметры как в обычных функциях
def имя_метода(self, параметр_1. параметр_n)
Пример класса с методом, принимающим параметр. В этом примере параметр принимает метод greet(self, show_surname) . show_surname принимает логические значения. Если эта переменная истинна, то программа будет приветствовать пользователя по имени и фамилии. Если переменная ложна, то программа будет приветствовать пользователя только по имени.
Пример программы на Python с пользовательским классом, в котором в методе класса передается параметр
class greetings():
def __init__(self, n, s):
self.name = n
self.surname = s
def greet(self, show_surname):
if (show_surname == True):
print("Здравствуйте, %s %s." % (self.name, self.surname))
if (show_surname == False):
print("Здравствуйте, %s." % self.name)
name = greetings("Михаил", "Михайлов")
name.greet(False)
Пример класса в Python. Класс задаёт объект собаку с породой breed. Метод my_dog.shout() выводит в консоль строку с приветствием собаки и её породой. Метод my_dog.master(isMaster) в зависимости от значения логического параметра isMaster выводит в консоль разные реплики. Если эта переменная истинна, то собака скажет, что она виляет хвостом. Если переменная ложна, то собака сообщит, что перед ней стоит чужой человек.
Пример программы в Python, в которой определяется собственный класс. В классе задается два метода
class dog(object):
def __init__(self, breed):
self.breed = breed
def shout(self):
print("Гав! Я %s!" % self.breed)
def master(self, isMaster):
if (isMaster == True):
print("Я виляю хвостиком!")
if (isMaster == False):
print("Гав! Гав! Чужак!")
my_dog = dog("Овчарка")
my_dog.shout()
my_dog.master(True)
Вернуться к содержанию Следующая тема Графический пользовательский интерфейс в питон