Параболическая баллада. По А. Вознесенскому
ПАРАБОЛИЧЕСКАЯ БАЛЛАДА
Судьба, как ракета, летит по параболе
Обычно — во мраке и реже — по радуге.
. Жрецы гоготали за кружкой пивною:
"Прямая — короче, парабола — круче,
Не лучше ль скопировать райские кущи?"
. Идут к своим правдам,
по-разному храбро,
Червяк — через щель,
человек — по параболе.
. А я всё лечу, приземляясь по ним —
Земным и озябшим твоим позывным.
Как трудно даётся нам эта парабола.
. Сметая каноны, прогнозы, параграфы,
Несутся искусство,
любовь
и история —
По параболической траектории!
. А может быть, всё же прямая — короче?
А.Вознесенский
http://rupoem.ru/voznesenskij/all.aspx#sudba-kak-raketa
Прямая короче.
— Ну, кто бы поспорил? —
Не строятся прямо событья историй.
Летим мы по времени
лишь по параболе
И ловим мгновенья
надежды и радости.
Но нас увлекает кривая пожизненно,
Искать прямоту
в этой жизни бессмысленно.
Мы строим извечную
жизни параболу,
И перепрыгивать рытвины надобно.
Судьба, как ракета, —
мгновенна, стремительна.
Хочется жить,
но стремленья сомнительны.
Тянет, гнетёт тяготенье земное,
Рушится светлое зданье любое.
Мрак, темнота, нищета и разруха,
Нет просветления, есть сила духа.
Радужных красок
побольше бы надо бы,
Но ведь история мчит по параболе.
Вверх бы хотелось,
где чисто и ясно.
Может парабола эта — напрасна?
"А может быть, всё же прямая — короче. " (с)
Кто по прямой, а я по параболе
Медленно так по жизни карабкаюсь,
Мчатся планеты в пространстве по эллипсу,
Лист, опадая, гиперболой стелется,
Абрис Луны надо мной по окружности,
Только луч Солнца прямой лишь наружности.
Оч. интересная философия.
УХхх. Как здОрово! — Ответили Вы, Геннадий, — на эти мои размышления, написанные "по следам" Андрея Вознесенского.
Да-а-а. Следуя по жизненному пути, нужно помнить не только знания геометрии, полученные в школьные годы.
Но и делать "поправку" на условия тех задач, которые ставит жизнь — здесь и сейчас.
И конечно, — не забывать о законах Вселенной. А они — непредсказуемы.
. Мир прекрасен земной, звёзды на небе светят,
Солнце сверху свои посылает лучи.
Что нас в будущем ждёт, нам никто не ответит.
Небо синее тайны хранит и молчит.
http://stihi.ru/2021/04/13/7245
Небо всем нам судьбу уготовило,
Кто доволен, а кто – не совсем.
Ждём от неба чего-то мы нового,
А живём мы, не зная зачем.
Да, судьбою своею небесною
Мы живём на родимой земле.
Кто-то плачет, страдает и бедствует,
Кто-то света не видит во мгле.
Ну, а кто-то болеет по звёздному
И купается в светлых лучах.
Проживём, — будет сетовать поздно нам,
Коли будем в иных мы мирах. —
СПАСИБО! Вам, — за проявленный интерес.
С пожеланием — всех БЛАГ!
И уважением — Я:)
И Вам всех Благ, Марианна.
И вижу, что Ваша душа — настоящий кладезь метафор и всевозможных знаний!
Здравия ещё пожелаю Вам!
ДОБРОЕ утро! уважаемый Геннадий, — потрясающе-интересный автор! Прочла кучу Ваших стихов и "стишков".
Ответила на "стишок №100" — так. — http://stihi.ru/rec.html?2022/02/12/805
А — "настоящий кладезь метафор и всевозможных знаний. "(с) — я приобрела,
когда валялась "влёжку" в конце "лихих 90х", родив дочь в 40 лет в 1989г.
Вот о моей любимой Дашечке — http://stihi.ru/2011/04/24/2550 — с добавкой.
Читала поэзию, ею и подняла себя. Поэты были моими единомышленниками.
А здесь — о поэтах. — http://stihi.ru/2011/12/06/6228 — с отрывками.
Желаю и Вам — всего ДОБРОГО! Главное — ЗДОРОВЬЯ!
С уважением и БЛАГО-дарностью — Я:)
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2023. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Андрей Вознесенский — Параболическая баллада: Стих
Судьба, как ракета, летит по параболе
Обычно — во мраке и реже — по радуге.
Жил огненно-рыжий художник Гоген,
Богема, а в прошлом — торговый агент.
Чтоб в Лувр королевский попасть из Монмартра,
Он дал кругаля через Яву с Суматрой!
Унесся, забыв сумасшествие денег,
Кудахтанье жен, духоту академий.
Он преодолел тяготенье земное.
Жрецы гоготали за кружкой пивною:
«Прямая — короче, парабола — круче,
Не лучше ль скопировать райские кущи?»
А он уносился ракетой ревущей
Сквозь ветер, срывающий фалды и уши.
И в Лувр он попал не сквозь главный порог —
Параболой гневно пробив потолок!
Идут к своим правдам, по-разному храбро,
Червяк — через щель, человек — по параболе.
Жила-была девочка рядом в квартале.
Мы с нею учились, зачеты сдавали.
Куда ж я уехал! И черт меня нес
Меж грузных тбилисских двусмысленных звезд!
Прости мне дурацкую эту параболу.
Простывшие плечики в черном парадном…
О, как ты звенела во мраке Вселенной
Упруго и прямо — как прутик антенны!
А я все лечу, приземляясь по ним —
Земным и озябшим твоим позывным.
Как трудно дается нам эта парабола.
Сметая каноны, прогнозы, параграфы,
Несутся искусство, любовь и история —
По параболической траектории!
В Сибирь уезжает он нынешней ночью.
А может быть, все же прямая — короче?
Анализ стихотворения «Параболическая баллада» Вознесенского
В «Параболической балладе» Андрея Андреевича Вознесенского лирический герой несется через тернии к звездам.
Стихотворение написано в 1959 году. Выпускник Архитектурного института, поэт готовит к изданию дебютную книгу. По жанру – баллада, 7 неоднородных строф с парной рифмовкой. Создан стих был в Москве, по дороге в Лаврушинский переулок. Символом судьбы молодой поэт сделал техническую новинку – ракету, летящую «по параболе». То есть, через взлеты и падения, вопреки всему, без поиска удобных или обходных путей. Такой принцип заложен и в творчестве. Из обыденности нужно прорываться и вырываться. Впрочем, еще одна задача – не отстать от пресловутого «атомного века». Само понятие параболы поэт мог позаимствовать из архитектуры. Крыши и купола проектируется с помощью этой формы. Поэт равняется на путь художника П. Гогена, променявшего сытую жизнь на живопись. Случился и разрыв с семьей. «Преодолел тяготенье земное»: собственные сомнения, советы скептиков. «В Лувр попал не сквозь главный порог»: известность нашла его после смерти. Его искусство из скандального стало новой классикой. Для поэта – где искусство, там и любовь, и история человеческого духа. Штрихами он набрасывает облик девочки, ждавшей своего вдохновенного поэта. «Лечу, приземляясь по ним»: герою непросто оборвать полет, вновь обрести надежную почву под ногами. Впервые у него щемит сердце: «прости мне дурацкую эту параболу». Пожалуй, здесь он готов на компромисс.
Мир – это стихия, бурное житейское море, быть с ним на одной волне, бороться и побеждать, значит, выбрать ту самую «траекторию параболическую». В противном случае – только плыть по течению. «В Сибирь уезжает ночью»: автобиографическая строчка. Как раз в ту пору автор побывал в Сибири, вернулся оттуда с охапкой новых стихов. В финале он будто спорит с самим собой и задает вопрос читателю: «может быть, прямая – короче?» Однако для себя он все решил. Парабола – заклинание и метафора нового пути в поэзии, которым шел сам автор. Лексика разговорная, интонация страстная. Множество оригинальных, темпераментных неточных рифм. Яростная антитеза. Динамичность сюжета. Портрет П. Гогена – и внешний, и психологический. Топонимы (Ява, Суматра, Сибирь). Портрет героини, сотканный из красивых метафор (как ты звенела во мраке Вселенной). Россыпь восклицаний, вопросы, эпитеты (райские кущи, огненно-рыжий художник, простывшие плечики). Сравнение (как ракета), прозаизмы (параграфы, антенна), тень самоиронии.
Стихи «Параболическая баллада» А. Вознесенского – своеобразный творческий манифест поэта.
Судьба как ракета летит по параболе
Судьба, как ракета, летит по параболе
обычно — во мраке и реже — по радуге.
Жил огненно-рыжий художник Гоген,
богема, а в прошлом — торговый агент.
Чтоб в Лувр королевский попасть
из Монмартра,
он
дал
кругаля через Яву с Суматрой!
Унёсся, забыв сумасшествие денег,
кудахтанье жён и дерьмо академий.
Он преодолел
тяготенье земное.
Жрецы гоготали за кружкой пивною:
«Прямая — короче, парабола — круче,
не лучше ль скопировать райские кущи?»
А он уносился ракетой ревущей
сквозь ветер, срывающий фалды и уши.
И в Лувр он попал не сквозь главный порог —
параболой
гневно
пробив потолок!
Идут к своим правдам, по-разному храбро,
червяк — через щель, человек — по параболе.
Жила-была девочка рядом в квартале.
Мы с нею учились, зачёты сдавали.
Куда ж я уехал!
И чёрт меня нёс
меж грузных тбилисских двусмысленных звёзд!
Прости мне дурацкую эту параболу.
Простывшие плечики в чёрном парадном.
О, как ты звенела во мраке Вселенной
упруго и прямо — как прутик антенны!
А я все лечу,
приземляясь по ним —
земным и озябшим твоим позывным.
Как трудно даётся нам эта парабола.
Сметая каноны, прогнозы, параграфы,
несутся искусство,
любовь
и история —
по параболической траектории!
В Сибирь уезжает он нынешней ночью.
.
А может быть, всё же прямая — короче?
1 июня умер гений поэзии Андрей Вознесенский http://www.izvestia.ru/culture/article3142488/
Андрей Вознесенский. Параболическая баллада
Судьба, как ракета, летит по параболе
Обычно — во мраке и реже — по радуге.
Жил огненно-рыжий художник Гоген,
Богема, а в прошлом — торговый агент.
Чтоб в Лувр королевский попасть
из Монмартра,
Он
дал
кругаля через Яву с Суматрой!
Унесся, забыв сумасшествие денег,
Кудахтанье жен, духоту академий.
Он преодолел
тяготенье земное.
Жрецы гоготали за кружкой пивною:
»Прямая — короче, парабола — круче,
Не лучше ль скопировать райские кущи?»
А он уносился ракетой ревущей
Сквозь ветер, срывающий фалды и уши.
И в Лувр он попал не сквозь главный порог —
Параболой
гневно
пробив потолок!
Идут к своим правдам, по-разному храбро,
Червяк — через щель, человек — по параболе.
Жила-была девочка рядом в квартале.
Мы с нею учились, зачеты сдавали.
Куда ж я уехал!
И черт меня нес
Меж грузных тбилисских двусмысленных звезд!
Прости мне дурацкую эту параболу.
Простывшие плечики в черном парадном.
О, как ты звенела во мраке Вселенной
Упруго и прямо — как прутик антенны!
А я все лечу,
приземляясь по ним —
Земным и озябшим твоим позывным.
Как трудно дается нам эта парабола.
Сметая каноны, прогнозы, параграфы,
Несутся искусство, любовь и история —
По параболической траектории!
В Сибирь уезжает он нынешней ночью.
А может быть, все же прямая — короче?
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Андрей Вознесенский — Параболическая баллада: Стих
Судьба, как ракета, летит по параболе
Обычно — во мраке и реже — по радуге.
Жил огненно-рыжий художник Гоген,
Богема, а в прошлом — торговый агент.
Чтоб в Лувр королевский попасть из Монмартра,
Он дал кругаля через Яву с Суматрой!
Унесся, забыв сумасшествие денег,
Кудахтанье жен, духоту академий.
Он преодолел тяготенье земное.
Жрецы гоготали за кружкой пивною:
«Прямая — короче, парабола — круче,
Не лучше ль скопировать райские кущи?»
А он уносился ракетой ревущей
Сквозь ветер, срывающий фалды и уши.
И в Лувр он попал не сквозь главный порог —
Параболой гневно пробив потолок!
Идут к своим правдам, по-разному храбро,
Червяк — через щель, человек — по параболе.
Жила-была девочка рядом в квартале.
Мы с нею учились, зачеты сдавали.
Куда ж я уехал! И черт меня нес
Меж грузных тбилисских двусмысленных звезд!
Прости мне дурацкую эту параболу.
Простывшие плечики в черном парадном…
О, как ты звенела во мраке Вселенной
Упруго и прямо — как прутик антенны!
А я все лечу, приземляясь по ним —
Земным и озябшим твоим позывным.
Как трудно дается нам эта парабола.
Сметая каноны, прогнозы, параграфы,
Несутся искусство, любовь и история —
По параболической траектории!
В Сибирь уезжает он нынешней ночью.
А может быть, все же прямая — короче?
Анализ стихотворения «Параболическая баллада» Вознесенского
В «Параболической балладе» Андрея Андреевича Вознесенского лирический герой несется через тернии к звездам.
Стихотворение написано в 1959 году. Выпускник Архитектурного института, поэт готовит к изданию дебютную книгу. По жанру – баллада, 7 неоднородных строф с парной рифмовкой. Создан стих был в Москве, по дороге в Лаврушинский переулок. Символом судьбы молодой поэт сделал техническую новинку – ракету, летящую «по параболе». То есть, через взлеты и падения, вопреки всему, без поиска удобных или обходных путей. Такой принцип заложен и в творчестве. Из обыденности нужно прорываться и вырываться. Впрочем, еще одна задача – не отстать от пресловутого «атомного века». Само понятие параболы поэт мог позаимствовать из архитектуры. Крыши и купола проектируется с помощью этой формы. Поэт равняется на путь художника П. Гогена, променявшего сытую жизнь на живопись. Случился и разрыв с семьей. «Преодолел тяготенье земное»: собственные сомнения, советы скептиков. «В Лувр попал не сквозь главный порог»: известность нашла его после смерти. Его искусство из скандального стало новой классикой. Для поэта – где искусство, там и любовь, и история человеческого духа. Штрихами он набрасывает облик девочки, ждавшей своего вдохновенного поэта. «Лечу, приземляясь по ним»: герою непросто оборвать полет, вновь обрести надежную почву под ногами. Впервые у него щемит сердце: «прости мне дурацкую эту параболу». Пожалуй, здесь он готов на компромисс.
Мир – это стихия, бурное житейское море, быть с ним на одной волне, бороться и побеждать, значит, выбрать ту самую «траекторию параболическую». В противном случае – только плыть по течению. «В Сибирь уезжает ночью»: автобиографическая строчка. Как раз в ту пору автор побывал в Сибири, вернулся оттуда с охапкой новых стихов. В финале он будто спорит с самим собой и задает вопрос читателю: «может быть, прямая – короче?» Однако для себя он все решил. Парабола – заклинание и метафора нового пути в поэзии, которым шел сам автор. Лексика разговорная, интонация страстная. Множество оригинальных, темпераментных неточных рифм. Яростная антитеза. Динамичность сюжета. Портрет П. Гогена – и внешний, и психологический. Топонимы (Ява, Суматра, Сибирь). Портрет героини, сотканный из красивых метафор (как ты звенела во мраке Вселенной). Россыпь восклицаний, вопросы, эпитеты (райские кущи, огненно-рыжий художник, простывшие плечики). Сравнение (как ракета), прозаизмы (параграфы, антенна), тень самоиронии.
Стихи «Параболическая баллада» А. Вознесенского – своеобразный творческий манифест поэта.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Андрей Андреевич Вознесенский. «Параболическая баллада»
Андрей Андреевич Вознесенский
Судьба, как ракета, летит по параболе
Обычно — во мраке и реже — по радуге.
Жил огненно-рыжий художник Гоген,
Богема, а в прошлом — торговый агент.
Чтоб в Лувр королевский попасть из Монмартра,
Он дал кругаля через Яву с Суматрой!
Унесся, забыв сумасшествие денег,
Кудахтанье жен, духоту академий.
Он преодолел тяготенье земное.
Жрецы гоготали за кружкой пивною:
«Прямая — короче, парабола — круче,
Не лучше ль скопировать райские кущи?»
А он уносился ракетой ревущей
Сквозь ветер, срывающий фалды и уши.
И в Лувр он попал не сквозь главный порог —
Параболой гневно пробив потолок!
Идут к своим правдам, по-разному храбро,
Червяк — через щель, человек — по параболе.
Жила-была девочка рядом в квартале.
Мы с нею учились, зачеты сдавали.
Куда ж я уехал! И черт меня нес
Меж грузных тбилисских двусмысленных звезд!
Прости мне дурацкую эту параболу.
Простывшие плечики в черном парадном…
О, как ты звенела во мраке Вселенной
Упруго и прямо — как прутик антенны!
А я все лечу, приземляясь по ним —
Земным и озябшим твоим позывным.
Как трудно дается нам эта парабола.
Сметая каноны, прогнозы, параграфы,
Несутся искусство, любовь и история —
По параболической траектории!
В Сибирь уезжает он нынешней ночью.
А может быть, все же прямая — короче?
Стихотворение А.А. Вознесенского «Параболическая баллада» («Судьба, как ракета, летит по параболе…») воплощает флибустьерский дух шестидесятничества. В центре произведения — личность человека, прокладывающего свой жизненный путь. Его отличает атмосфера творческого поиска, преодоления трудностей, жизненных невзгод.
В основе сюжета стихотворения лежит прием антитезы. Противопоставляются два разных жизненных пути: путь по прямой (так проще и короче идти) и путь по параболе (через творческие муки и поиски собственного «я»). В качестве примера судьбы с интересной траекторией автор приводит биографию художника Гогена, который сначала был торговым агентом, а потом пробился в мир высокого искусства.
Символом признания таланта художника в стихотворении становится Лувр. А.А. Вознесенский подчеркивает, что у Гогена была возможность войти в профессию через «главный порог»: по традиционному академическому пути, копируя «райские кущи», как это сделали многие художники, ибо библейские сюжеты щедро оплачивала церковь, делая дорогие заказы. Но Гоген предпочел рисовать то, что хотел, и жить, как хотел. Отстранившись от цивилизации, он много лет прожил среди простых людей и рисовал их портреты и чудесную, непривычную для европейского глаза экзотическую природу.
Однако истинного творца всегда ожидает признание, поэтому Гоген все равно попал в Лувр (символ ведущих музеев мира в данном случае), «параболой гневно пробив потолок!».
От судьбы Гогена А.А. Вознесенский обращается к жизни лирического героя — своего молодого современника, который уезжает то в Грузию, то в Сибирь вместо того, чтобы устроить свою личную судьбу, жениться и обрести тихое семейное счастье. Но строя свою жизнь и судьбу, герой думает и о своей возлюбленной, которая, возможно, устала уже ждать, поэтому парабола, которая так превозносилась в первой части, уже вдруг становится дурацкой. Символом разлуки в стихотворении становятся «простывшие плечики» и «земные и озябшие» позывные любимой женщины.
В эпоху космических открытий образ летящей по параболе ракеты, заявленный в первой строке произведения, несомненно, выглядел модным и актуальным. Однако во второй части намечается новая антитеза: «полет» и «приземление». Любовь, земное чувство, заставляет лирического героя мечтать о приземлении рядом с любимой.
Сюжет стихотворения чрезвычайно динамичен. Неслучайно в произведении доминируют глагольные формы, обозначающие движение («летит», «унесся», «уносился», «срывающий», «пробив», «уехал», «лечу», «несутся», «уезжает»).
Вместе с лирическим героем в едином жизненном потоке несутся те ценности, во имя которых он вершит свой маршрут по параболе: это искусство, любовь и история. Искусство при этом выдвигается на первое место как высочайшая жизненная доминанта. Этим живым, динамичным образам противопоставлены статичные и на века закрепленные, инертные позиции: «каноны, прогнозы, параграфы».
Динамизм сюжету, несомненно, придают риторические вопросы, восклицания и обобщения. В финале стихотворения звучит провокационный вопрос: «А может быть, все же прямая — короче?». Читателю предлагается самому сделать правильный выбор, но совершенно очевидно, что для лирического героя произведения нет и не может быть другого пути.
В стихотворении много «неточных рифм» («параболе» — «радуге», «Гоген» — «агент», «храбро» — «параболе»). Вместе с тем ключевой символ произведения «парабола» четыре раза выносится в конец стихотворной строки, что помогает сделать его более выразительным и ударным. А.А. Вознесенский, всегда склонный к звуковой игре, намеренно подбирает созвучия к этому слову: «правда», «парадное», «параграфы». Кроме того, образ «параболы» подкреплен в начале стихотворения аллитерацией «р» («Судьба, как ракета, летит по параболе Обычно — во мраке и реже — по радуге»), а также звуковым удвоением («ракетой ревущей»), затем «п» и «р» («Прости мне дурацкую эту параболу. Простывшие плечики в черном парадном…»).
В стихотворении А.А. Вознесенского ярко воплотились особенности шестидесятничества как мировоззрения. Образ ветра ассоциируется с ожиданием общественных перемен. Важна здесь также активная жизненная позиция лирического героя — романтика и искателя приключений.
Параболическая баллада
Судьба, как ракета, летит по
Обычно — во мраке и реже — по радуге.
Жил огненно-рыжий художник Гоген,
Богема, а в прошлом — торговый агент.
Чтоб в Лувр королевский попасть из Монмартра,
Он дал кругаля через Яву с Суматрой!
Унесся, забыв сумасшествие денег,
Кудахтанье жен, духоту академий.
Он преодолел тяготенье земное.
Жрецы гоготали за кружкой
Прямая — короче, парабола — круче,
Не лучше ль скопировать райские
А он уносился ракетой
Сквозь ветер, срывающий фалды и уши.
И в Лувр он попал не сквозь главный порог
Параболой гневно пробив потолок!
Идут к своим правдам, по-разному храбро,
Червяк — через щель, человек — по параболе.
Жила-была девочка рядом в квартале.
Мы с нею учились, зачеты сдавали.
Куда ж я уехал! И черт меня
Меж грузных тбилисских двусмысленных звезд!
Прости мне дурацкую эту параболу.
Простывшие плечики в черном парадном.
О, как ты звенела во мраке
Упруго и прямо — как прутик антенны!
А я все лечу, приземляясь по ним
Земным и озябшим твоим позывным.
Как трудно дается нам эта парабола.
Сметая каноны, прогнозы, параграфы,
Несутся искусство, любовь и история
По параболической траектории!
В Сибирь уезжает он нынешней ночью.
А может быть, все же прямая — короче?
Понравился пост? Поставь лайки (от 1 до 50), напиши комментарий и поделись им в своих соц.сетях! Автору будет очень приятно
Андрей Вознесенский Параболическая баллада
Судьба, как ракета, летит по параболе
Обычно — во мраке и реже — по радуге.
Жил огненно-рыжий художник Гоген,
Богема, а в прошлом — торговый агент.
Чтоб в Лувр королевский попасть из Монмартра,
Он дал кругаля через Яву с Суматрой!
Унесся, забыв сумасшествие денег,
Кудахтанье жен, духоту академий.
Он преодолел тяготенье земное.
Жрецы гоготали за кружкой пивною:
«Прямая — короче, парабола — круче,
Не лучше ль скопировать райские кущи?»
А он уносился ракетой ревущей
Сквозь ветер, срывающий фалды и уши.
И в Лувр он попал не сквозь главный порог —
Параболой гневно пробив потолок!
Идут к своим правдам, по-разному храбро,
Червяк — через щель, человек — по параболе.
Жила-была девочка рядом в квартале.
Мы с нею учились, зачеты сдавали.
Куда ж я уехал! И черт меня нес
Меж грузных тбилисских двусмысленных звезд!
Прости мне дурацкую эту параболу.
Простывшие плечики в черном парадном…
О, как ты звенела во мраке Вселенной
Упруго и прямо — как прутик антенны!
А я все лечу, приземляясь по ним —
Земным и озябшим твоим позывным.
Как трудно дается нам эта парабола.
Сметая каноны, прогнозы, параграфы,
Несутся искусство, любовь и история —
По параболической траектории!