Как вычислить площадь в паскале
Перейти к содержимому

Как вычислить площадь в паскале

  • автор:

 

Пример. Вычислить площадь треугольника по формуле Герона: , гдеa, b, c – длины сторон треугольника, — полупериметр;

Вычисление полупериметра .

Вычисление площади треугольника

.

Вывод значения Sна печать.

Текст программы:

ProgramAreaTriangl;

uses Printer;

var a,b,c,p,s: real;

writeln (‘Введите длины сторон треугольника’);

write (‘a=’); readln(a);

write (‘b=’); readln(b);

write (‘c=’); readln(c);

writeln (‘Площадь треугольника S=’,s:12);

writeln(Lst,‘Результаты решения задачи’);

writeln (Lst,Площадь треугольника S=’,s:12);

Результат решения задачи:

Площадь треугольника S= 7.25470E+00

4.2. Основы работы в интегрированной среде Turbo Pascal

Основными опциями главного меню, которые используются при разработке и отладке простейших программ, являются: File,EditиRun.

4.2.1. Меню File

Выбор пункта Fileдает возможность создавать файлы, помещать их в окно редактора и проводить с ними различные операции.

!! Откройте меню File.

Меню этой опции включает десять пунктов (команд): New, Open, Save, Save as, Save all, Change dir, Print, Printer setup, DOS shell, Exit.

Опция New. С помощью этой опции производится открытие нового окна редактирования и нового файла с именемNONAME <цифра><цифра>.PAS.

!!Откройте новое окно и наберите текст программы вышеприведенного примераAreaTriangl.

Примечание. Окна, применяемые для вывода помощи (Help), редактирования и отладки программ, могут одновременно находиться на экране. При этом они могут накладываться друг на друга, как листы бумаги на столе. Из всех окон активным является одно. Если окна перекрываются, то активное окно расположено поверх других окон; оно обведено двойной рамкой, а остальные — одинарной. Для того чтобы сделать окно активным, достаточно щелкнуть мышью в поле этого окна. Для последовательной активизации окон используется также клавиша F6.

Окна имеют рамку. Вверху, в ее центральной части, приводится название окна. Для окон редактируемых файлов — это имя файла. Если файл, помещенный в окне, принадлежит рабочему каталогу, приводится только его собственное имя, если он принадлежит некоторому другому каталогу, дается путь к этому файлу. Окна нумеруются в порядке их открытия (номер приводится в правом верхнем углу).

Размеры окон и их положение на экране можно изменять. При перемещении с помощью мыши требуется установить ее указатель на верхнюю грань рамки окна, затем нажать левую кнопку и, не отпуская ее, переместить «зацепленный» за окно указатель мыши. Изменение размера окна осуществляется также с помощью перемещения указателя мыши, но «зацепленного» за нижний правый угол рамки окна.

При управлении с клавиатуры для изменения этих параметров используется команда Ctrl + F5. После подачи этой команды изменяются цвет и линии рамки, что является сигналом о переходе к режиму настройки. Затем клавишами перемещения курсора можно перемещать окно, а при их комбинации с Shift – изменять размеры окна. После установления положения и размера окна нажимается Enter.

В верхнем левом углу рамки имеется символ [] ; щелчок мыши на нем закрывает данное окно. В верхнем правом углу окна имеется значок вида [ ] или [ ]; первый служит для увеличения окна до максимума, второй – для его уменьшения до установленного или стандартного размера. Эти же действия можно выполнить с помощью клавиатуры: F5 распахивает окно или возвращает ему обычный размер, Alt + F3 закрывает окно, т.е. удаляет его с экрана.

При редактировании файла в нижнем левом углу окна появляется значок ¤ – это признак того, что в файле были сделаны изменения, которые еще не сохранены. В этом же углу на рамке записаны две цифры, показывающие номер строки и колонки, в которых находится текстовый курсор.

На правой и нижней сторонах рамки окна имеются линейки прокрутки. По краям их полей расположены стрелки, а между ними – маркер-ползунок в виде прямоугольника. Линейка позволяет «прокручивать» файл, т.е. перемещаться по нему, просматривая выводимую на экран часть текста. Для этого необходимо поставить указатель мыши на соответствующую стрелку и нажать левую кнопку мыши или указать мышью на маркер и передвигать его.

!! Возьмите мышкой правый нижний угол активного окна и уменьшите его размер в 2 раза. Осуществите перемещение окна в поле экрана ТР. Восстановите размер окна щелчком мыши на значке [], затем снова уменьшите его до установленного размера.

Опция Save (F2). Данная опция позволяет сохранить файл, находящийся в активном окне редактирования. Если файл имеет системное имя, начинающееся сNoname, то ТР перед записью на диск попросит переименовать файл. Если файл имел несистемное имя, то предыдущая версия программы автоматически сохраняется под тем же именем, но с расширениемbak.

!!Сохраните файл noname.pas под именем myfirst.PAS.

Опция Save as. Эта опция дает возможность записывать файлы на диск с новым именем. При ее применении открывается диалоговое окноSave File as, в котором предлагается осуществить сохранение файла под другим именем.

!! Примените эту команду к файлу MYFIRST.PAS и сохраните его под своей фамилией.

Опция Open (F3). Эта опция позволяет выбрать файл и поместить его в окно редактирования. После активизации командыOpen, например клавишейF3, на экране появляется диалоговое окноOpen a File, в поле выбора которого находится список файлов текущего каталога.

!! Нажмите F3. Внимательно изучите окно Open a File.

Главными кнопками данного окна являются [Open] и [Replace]: первая загружает выбранный файл во вновь открываемое окно, вторая – в активное окно редактирования. Если при использованииReplaceновый выбранный файл загружается на место старого файла (находящегося в окне), имя старого файла помещается в нижнюю часть меню опцииFile.

!! Выберите файл MYFIRST.PAS и откройте его.

Опция Save all. Данная опция работает так же, как и опцияSave, но сохраняет файлы, находящиеся не только в активном окне, но и во всех остальных открытых окнах редактирования.

Опция Change dir. Данная опция позволяет изменить текущий каталог или диск. Для этого можно:

набрать в поле Directory nameполное имя нового каталога и нажать [OK];

выбрать нужный каталог или диск в поле Directory tree, нажать [Chdir] и затем [OK].

Опция Print.Эта команда распечатывает содержимое активного окна редактирования.

!! Выведите на печать содержимое текущего файла. Закройте окно файла MYFIRST.PAS.

Опция Printer setup. Эта опция позволяет указать имя специальной программы-фильтра, обрабатывающей данные перед выводом их на печать.

Опция DOS shell. Данная опция позволяет покинуть интегрированную среду ТР без выгрузки ее из оперативной памяти, например, для выполнения команд создания, удаления или переименования каталогов, перемещения или копирования откомпилированных программ. Возврат в среду ТР осуществляется после набора в командной строкеExit.

Опция Exit (Alt+X). Она осуществляет выход из среды ТР и удаление последней из оперативной памяти компьютера. Если перед выбором этой опции не все редактируемые файлы были сохранены, система предложит их сохранить.

Разработка простейшей программы расчета площади круга и объема шара как Windows-приложения

В этой теме рассматривается пример создания простейшего приложения, предназначенного для эксплуатации в среде Windows.

Содержание

  • Условие задачи
  • Математическая постановка задачи
  • Выполнение
    • 1. Создание приложения типа VCL Form Application
    • 2. Вкладка Standard панели инструментов Tool Palette
    • 3. Компонент TLabel
      • 3.1. Размещение компонента TLabel на форме
      • 3.2. Задание текста в TLabel

      Условие задачи

      Составить программу для вычисления площади круга S и объема шара V на основе заданного радиуса R . Программу реализовать как Windows-приложение.

      Математическая постановка задачи

      Перед началом разработки приложения необходимо осуществить математическую постановку задачи, то есть, определить формулы по которым будет произведен расчет а также входные данные и исходящие результаты.

      Площадь круга вычисляется по формуле:

      S = π ·

      Входящим значением здесь есть радиус окружности R, результатом есть площадь круга – S.
      Объем шара вычисляется по формуле:

      V = 4/3 · π · R³

      Входящим значением здесь есть, опять же, радиус окружности R, результат – объем шара (хотя, как известно, «шара» объема не имеет).
      В обеих формулах фигурирует константа π, равная 3,14159.
      Таким образом, нарисуем последовательность этапов решения задачи (рисунок 1).

      01_02_00_002_01r

      Рис. 1. Этапы решения задачи

      Выполнение

      1. Создание приложения типа VCL Form Application .

      Запустить систему визуальной разработки приложений Embracadero RAD Studio Delphi 2010 и создаем Windows-приложение. Подробный пример создания приложения по шаблону Windows Form Application описан здесь.

      Первоначальный вид формы приложения перед началом проектирования изображен на рисунке 2.

      01_02_00_002_02_

      Рис. 2. Вид окна программы

      2. Вкладка Standard панели инструментов Tool Palette .

      В данном приложении необходимо использовать несколько компонент, которые перечислены ниже:

      • компонент типа TLabel , представляющий строку текста, которая выводится на форме;
      • компонент типа TButton , представляющий кнопку на форме;
      • компонент типа TEdit , являющийся строкой ввода текста.

      Все эти компоненты размещены на панели инструментов Tool Palette на вкладке Standard (см. рис. 3.).

      01_02_00_002_03_

       

      Рис. 3. Вкладка Standard на палитре компонент

      3. Компонент TLabel
      3.1. Размещение компонента TLabel на форме

      Для этого необходимо кликнуть мышкой на компоненте TLabel (рис. 4), а потом кликнуть в верхнем левом углу формы, как изображено на рис. 5.

      01_02_00_002_04_

      Рис. 4. Компонент TLabel на палитре инструментов

      01_02_00_002_05_

      Рис. 5. Компонент типа TLabel на главной форме программы

      3.2. Задание текста в TLabel

      Для выполнения каких-либо действий с компонентом TLabel его сначала необходимо выделить с помощью «мышки» или выбором в панели Object Inspector . После этого устанавливаем свойство Caption компонента TLabel в значение « R = » (рис. 6).

      01_02_00_002_06_

      Рис. 6. Свойство Caption

      В результате на форме текст « Label1 » изменится на текст « R = «.
      Object Inspector дает возможность просматривать много других свойств этого компонента. В нашем случае нас будет интересовать свойство Name , в котором содержится значение названия переменной (объекта). По умолчанию это значение равно « Label1 «. Это значит, что во время написания программного кода к свойствам этого компонента можно обращаться с префиксом « Label «. Например, для того чтобы в программе изменить свойство Caption необходимо набрать следующую строку:

      Таким же образом выносим на форму компоненты с именами Label2 и Label3 чуть ниже предыдущего компонента. Устанавливаем значения свойства Caption соответственно в « S = » и « V = «.

      Форма приложения должна иметь приблизительно следующий вид (рис. 7).

      01_02_00_002_07_

      Рис. 7. Форма приложения после размещения компонент Label1, Label2, Label3

      Перенос и обработка всех других компонент с палитры Tool Palette осуществляется аналогично.

      4. Компонент TEdit

      Добавляем из палитры Tool Palette с вкладки Standard компонент TEdit , представляющий строку ввода. С помощью использования этого компонента будем получать значения радиуса окружности введенного пользователем с клавиатуры. После добавления компонента на форму система Delphi создает компонент-переменную с названием Edit1 (свойство Name ).

      Очищаем свойство Text компонента.

      5. Компонент TButton

      Добавляем из палитры Tool Palette компонент TButton , представляющий собой обычную кнопку, после нажатия на которой будет вычисляться площадь круга и объем шара. В приложении системой Delphi автоматически будет добавлено компонент-переменную с именем Button1 .

      Свойство Caption компонента устанавливаем в значение « Вычислить «.

      Форма приложения в режиме проектирования будет иметь вид, изображенный на рис. 8.

      01_02_00_002_08r

      Рис. 8. Форма приложения после добавления компонент TEdit и TButton

      6. Программирование события клика на кнопке « Вычислить «

      Следующим шагом в разрабатываемом приложении есть программирование события в Delphi, которое возникает при нажатии на кнопке Button1. Событие клика мышкой на кнопке называется OnClick.

      Delphi 2010 автоматически создает фрагмент программного кода, в котором необходимо вписать собственный код обработки события. Созданный системой код имеет вид:

      Первоочередным заданием есть определение входных данных, результатов или промежуточных переменных, которые будут использоваться в программе.

      Согласно условия задачи в нашей программе опишем три переменные с соответствующим обозначением:

      • R – радиус окружности;
      • S – площадь круга;
      • V – объем шара.

      Все переменные должны быть вещественного типа.
      Также в программе используется одна константа – число Пи. Обозначим его именем Pi . Следует отметить, что в Delphi есть встроенная функция с именем Pi , но в нашем приложении она не будет задействована. Таким образом, описание переменных и констант перед словом begin будет следующим:

      Между операторами begin и end вписываем следующие строки основного программного кода:

      Объясним некоторые функции (методы), использующиеся в программном коде. Функция StrToFloat осуществляет преобразование строчной величины Edit1.Text в число вещественного типа. Например, после выполнения следующего кода

      значение х станет равно -3.675 .

      В пунктах 2 и 3 происходят обычные вычисления площади круга и объема шара с помощью арифметических операций языка Паскаль.

      В пункте 4 осуществляется вывод результатов. Поскольку программа реализована как Windows -приложение, то для вывода результата достаточно заполнить значение свойства Caption в компонентах Label2 (площадь) и Label3 (объем).

      Функция FloatToStrF осуществляет обратное преобразование к функции StrToFloat , то есть преобразует число вещественного типа в строку. Например, для преобразования числа 2.87 в строку с точностью 4 знака после запятой нужно написать:

      где v – переменная вещественного типа; str – переменная строкового типа; ffFixed – формат преобразования. Константа 8 означает, что используется общая ширина вывода размером в 8 знаков. Константа 4 означает точность после запятой.

      Общий листинг процедуры обработки события OnClick компонента Button1 имеет вид.

      7. Установка названия приложения

      Чтобы изменить название приложения вместо непонятного « Form1 » нужно в свойстве Caption главной формы установить значение « Расчет площади круга и объема шара «.

      8. Результат выполнения приложения

      После запуска приложения (программы) на исполнение отображается окно с запросом о введении радиуса окружности R . Вводим значение 2,5 . Окно с результатом выполнения программы изображено на рисунке 9.

      01_02_00_002_09r

      Рис. 9. Результат выполнения приложения

      Итоги

      При решении данной задачи было использовано компоненты следующих типов:

      • TLabel — компонент типа «метка», представляющий обычную текстовую строку для вывода на форме;
      • TButton — компонент, представляющий обычную кнопку на форме;
      • TEdit — компонент реализующий строку ввода, предназначенную для получения информации введенной пользователем с клавиатуры.

      Для проектирования интерфейса программы использовалась панель инструментов Tool Palette а также инспектор объектов Object Inspector .

      Также рассмотрено две дополнительные функции, осуществляющие преобразование строки в число и обратно, а именно:

      Начало. Тексты программ

      Это — самая первая программа на любом языке программирования.

      Вычисление площади круга

      Здесь иллюстрируется ввод, затем вычисления и вывод результата.

      Вычисление A 8

      Код на PascalABC.NET:

      Здесь иллюстрируется использование промежуточных переменных и вычислений: без промежуточных вычислений мы бы потратили 7 умножений, а с промежуточными — всего 3.

      Вычисление расстояния между двумя точками на прямой

      Код на Pascal:

      Здесь иллюстрируется использование стандартной функции abs

      Вычисление гипотенузы по катетам

      Здесь иллюстрируется использование стандартной функции sqrt

      Бросание кубиков

      Здесь иллюстрируется использование стандартной функции Random

      Обмен значений двух переменных с использованием третьей

      Это — классическая задача о перемене местами значений двух переменных с использованием третьей переменной. Она часто возникает в других задачах. Интересно, что x и y являются как входными, так и выходными переменными

      Код на PascalABC.NET:

      Данное решение использует внутриблочное описание переменной. В результате вспомогательная переменная описывается первый раз лишь в тот момент, в который она действительно понадобилась

      pascal1852

      После новогодних каникул мы начали новый круг занятий. Поэтому появились у нас новенькие ребята. Им сейчас тяжелее остальных, но все трудности преодолимы!
      Начали мы новый круг занятий с повторения линейных программ, т.е. таких программ, в которых все команды вополняются по очереди (нет здесь пока ни ветвлений, ни циклов).
      Большинство программ имеет одну и ту же структуру: сначала идет так называемый Блок ввода информации, затем Блок вычислений и, наконец, Блок вывода результата.
      Разберем эти три блока на примере задачи вычисления площади прямоугольника.
      Что нам нужно для вычисления площади прямоугольника? Конечно, мы должны знать его размеры, т.е. длину и ширину.
      Пусть а — длина, b — ширина.
      Опишем эти переменные в разделе описания переменных, а так же добавим туда еще переменную, в которой мы будем хранить результат, т.е. площадь прямоугольника. Пусть это будет переменная S. Все три переменные должны быть одного числового типа: либо целые — integer, либо вещественные (если вы предполагаете вводить стороны, заданные десятичными числами) — real.
      var a, b, S: integer;

      Что происходит в этот момент? В компьютере выделяется три ячейки для хранения переменных типа Integer: ячейка a, ячейка b и ячейка S.

      Пусть сценарий работы программы, т.е. то, что мы увидим на экране выглядит следующим образом:
      Введи длину прямоугольника: 5
      Введи ширину прямоугольника: 4
      Площадь этого прямоугольника=20 кв.ед.

      Блок ввода предстваляет собой одну или несколько пар операторов:
      write ('. '); — подсказка пользователю, что надо вводить
      readln (. ); — собственно ввод значения переменной.
      В нашем случае это две пары операторов, ведь надо ввести два значения (a и b — длину и ширину)

      Проверьте, что программа не имеет ошибок, т.е. исполняется:
      var a, b, S: integer;
      begin
      write (' Введи длину прямоугольника: ');
      readln (a);

      write (' Введи ширину прямоугольника: ' );
      readln (b);

      Теперь вычислим площадь прямоугольника по известной формуле S=ab
      Но вместо знака "=" будем писать знак " := " — присвоить значение, т.е. S:=a*b;
      * — знак умножения,
      кстати, знак деления — / ,
      а знаки сложения и вычитания те же, что и в математике: + и —

      Присвоить значение, это значит, сохранить в памяти компьютера в ячейке, стоящей слева от знака :=
      Осталось добавить блок вывода — это оператор writeln (иначе компьютер просто посчитает площадь, но ее значение нам "не скажет". Итак:
      var a, b, S: integer;
      begin
      write (' Введи длину прямоугольника: ');
      readln (a);

      write (' Введи ширину прямоугольника: ' );
      readln (b);

      write (' Площадь этого прямоугольника= ', S, ' кв.ед.' );
      end.
      Теперь в качестве закрепления материала можно решить задачу по нахождению периметра прямоугольника, затем мы решили задачу о нахождении периметра треугольника, а потом переводили сантиметры в метры.
      Главное здесь помнить, что результат деления в языке Pascal имеет тип real

       

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *