Telegram разрешил создавать голосовые чаты в каналах и сохранять их как подкасты Статьи редакции
Голосовые чаты в группах появились в декабре 2020 года.
Чаты в каналах и публичных группах не имеют ограничений по количеству участников, сообщила команда мессенджера. Благодаря этому каждый канал может стать полноценной радиостанцией, считают в компании.
Чтобы создать голосовой чат, администратор должен перейти в профиль канала или группы, нажать на троеточие и выбрать пункт «Начать голосовой чат».
Также пользователи могут включить запись чата. После остановки записи, аудиофайл появится в чате с сохранёнными сообщениями. Во время записи рядом с названием чата появится красная точка.
Если пользователь не участвует в обсуждении как спикер, он может поднять руку. Администраторы смогут посмотреть, кто попросил слово, прочитав информацию «О себе» возле каждого участника.
Администраторы публичных групп и каналов также смогут создавать пригласительные ссылки, которые сразу открывают голосовой чат. Для спикеров можно создать отдельные ссылки: тогда им не придётся ждать, пока им разрешат включить микрофон, уточнили в компании.
Владельцы каналов также смогут участвовать в голосовых чатах от имени своего канала, а не личного профиля. «Так публичные деятели и знаменитости могут избежать нежелательного внимания к своему личному аккаунту.», — объяснили в Telegram.
Telegram запустил аудиоконференции в группах — голосовые чаты, к которым участники могут присоединиться в любой момент, в декабре 2020 года. Тогда к ним могли присоединиться тысячи участников.
В конце февраля мессенджер разрешил создавать группы с неограниченным количеством участников. Их участники могут общаться в голосовом чате.
Так чё Clubhouse можно не устанавливать?
ну да) на самом деле в отдельном приложении не видел смысла для голосового общения, а как часть другого продукта — отлично, лучше телеграма никто не мог бы наверно тут нишу занять.
вообще поражает скорость работы команды Дурова, которая выпустила функциональность под все платформы раньше хайпанувшего Клабхауса, у которого и андроид приложения нет)
а что, мировые лидеры мнений уже в телеге сидят? что они скажут, то и устанавливать
Наверное это было проверка, теперь Дуров знает точно что телеграмму не обойтись без галочек дополнительного сервиса.
Ты сам то им пользуешься ? сама идея голосовых чатов неудобная в принципе. так для эпизодического использования
С каждым шагом всё ближе.
мля, у меня аж флешбэки из двухтысячных.
сидишь скрестив пальцы ждёшь пока на скорости 2Х запишется твоя болванка
Благодаря nero я года 3 деньги зарабатывал на перепродаже музыки и фильмов
adobe premiere моего детства
Telegram Express сделают
А я и не знал, что он запрещал
Явно некорректный заголовок
Внезапно понял, что в у меня в телеграме полтора живых человека из контактов, и множество каналов, перепечатывающих уже читанный ранее в сети контент, или откровенных инфоцыган. Удалил телеграм.
Вам и правда, очевидно, он не нужен)
и поставил аську с там-там)
У меня чат с голосовыми сообщениями в телеге с года так. 2017 наверное. Может что-то путаю?
Это всегда обычное войсоблядство было, а теперь — конкуренция Клабхаусу
Они типо как в клабхаусе сделали, когда много народу
Голосовые сообщения — это сообщения, а голосовой чат — это как групповой звонок
Наверное вы что-то путаете.
Путаете, теперь это будет одна запись разговора всех участников
Надо еще сделать функцию автоматической конвертации аудио в текст и наоборот
Насчёт "наоборот" — кхм, не уверен) Заходишь такой в голосовой чат, а тебе робовойс вещает) Сначала думаешь что это просто лаги, но потом понимаешь, что какой-то мудак просто загнал в машину заранее написанный текст)
Получается теперь вся дичь, который ты по своей случайности сказанул, будет записана?
Нет. В каналах теперь можно делать записи. Типа семинары/лекции и вот это всё
Теперь только по трезвяку.
Телега один из лучших продуктов и очень надеюсь что больше здравомыслящих людей в итоге перейдет с WA
Телега, как и ВК, что не увидят на хайпе — все внедряют. А нужно ли это площадке, да пойдет.
Групповые аудио появились раньше хайпа с клабхаусом)
А сейчас просто доводят до ума
Так написал, будто никто кроме телеги и ВК этим не промышляют
Аудио сообщения в группах, ещё одна доза раздражения.
Скайп: я для вас пустое место?
Это для тех, кому оторвало руки?
Похоже клопхаус скоропостижно отгремел 🙂
Новость века! Айда крутить карму в комментах
Не — крутить карму
А — курить травку.
Комментарий удален модератором
Я, возможно, туплю, но уже начал путаться где какие голосовые штуки в telegram — в каналах, чатах, переписке. В целом как-то и не помнил уже про те же аудиоконференции в чатах.
Если запустили вот эти голосовые чаты в каналах, то, наверное, лучше чтобы неразберихи не было убрать аудиоконференции в чатах на тысячи человек — зачем, если можно в канале провести "аудиосессию" с ссылками для приглашения на эту аудиосессию? Тем более что в чатах — это больше обычные голосовые слушать, думаю, мало кто и текст набирает, и слушает в больших группах.
Но круто что telegram идет не только по следам клабхауса — если подобное в видео еще сделают, то "вообще!" — но и в тему подкастов так заглянул
Это отличная новость! Вот только нигде не читал и не слышал про безопасность/шифрование такого аудио. Там такой же принцип как и при голосовых звонках? Может кто подскажет? Не совсем понятно :/
Разберёмся, как создавать подкасты для себя и для бизнеса
Подкасты бывают разные. От разговоров с животными и предметами («Everything is alive»), до узконаправленных подкастов («Карто-покалипсис» для картографов). Бывают развлекательные, новостные, нарративные, образовательные, подкасты-расследования.
Подкасты слушают в общественном транспорте, за рулем, во время прогулки с собакой или мытья посуды. Это называют параллельным потреблением — прослушивание подкаста можно совместить с другой задачей. Этим они отличаются, например, от видеоблогов, которые сложно смотреть одновременно с каким-то еще занятием.
Самый большой рынок подкастов в США. По данным компании Edison Research, более половины американцев слушают подкасты. Аудитория подкастов в США — 104 млн. человек.
Некоторые авторы подкастов в США — настоящие звезды. Их слушают миллионы, они зарабатывают на своей деятельности серьезные деньги, у них большое влияние и доверие аудитории. Например, в апреле 2020 года компания Spotify заплатила больше 100 миллионов долларов за эксклюзивное размещение подкастов Джо Рогану — автору подкаста The Joe Rogan Experience.
Главная проблема подкастов в России в 2020 году — аудитория. Она небольшая, если сравнивать, например, с аудиторией каналов на Ютубе. Но рынок растет: по данным исследовательской компании IAB Russia, общая аудитория подкастов в России на начало 2020 года — 5 миллионов человек.
Можно сказать, что мы видим еще одно возрождение подкастов в России. За 2018−2019 годы было много громких запусков; компании, бренды, стендаперы, писатели начали делать свои подкасты. Сейчас у формата началась новая волна популярности.
Зачем делать подкаст
- Даст возможность собрать комьюнити вокруг бренда.
- Поможет развить HR-бренд, если вы делаете подкаст для конкретных специалистов.
- Станет дополнительным контентом для бренд-медиа.
- Поможет объединить команду для производства подкаста — своего рода тимбилдинг.
- Поможет прокачать речь и навыки ведения разговора.
- Поможет расширить сеть знакомств и пообщаться с интересными вам людьми.
- Поможет собрать вокруг себя комьюнити, людей, с которыми у вас общие взгляды и интересы.
С чего начать
Сначала определитесь, для чего вы делаете подкаст. Цель поможет сохранить мотивацию и понять, получается ли у вас то, что вы задумали, достигаете ли нужного эффекта. А еще — понять, как продвигать подкаст.
Например, вы решили делать подкаст про фронтенд-разработку. Вам интересна эта тема, вы считаете себя экспертом, хотите делиться своим опытом с другими. Какая цель может быть у подкаста?
Развить личный бренд. Скажем, вы хотите, чтобы в сообществе разработчиков вас знали и звали на конференции в качестве спикера. Подкаст поможет донести до других вашу экспертность и показать, что у вас хорошая речь.
Искать людей в команду. Было бы неплохо, чтобы с помощью подкаста вы привлекли внимание джуниоров. Слушатели шоу могут заинтересоваться работой с вами.
Прокачаться как спикер. Допустим, вы давно видите эту точку роста, но не доходили руки заняться техникой речи и научиться говорить убедительно. Подкаст — отличная возможность добраться до этого.
Отличные цели, вы молодец!
Даже если вы хотите делать подкаст, потому что для вас это что-то новое и интересное — это тоже хорошая цель.
Такой же подход работает и с подкастом для бизнеса — определите, зачем он вам. Например, чтобы привлекать клиентов, искать сотрудников, продвигать философию. Когда у вас появится цель, будет проще принимать решения: какой бюджет выделить на создание и продвижение, какой формат выбрать, о чем рассказывать.
Часто начинающие подкастеры ограничиваются идеей делать интервью. Интервью — это здорово, но бывают и другие форматы. Возможно, для вашей задачи подойдет что-то еще.
Есть подкасты, которые решают специализированную задачу, например, подкаст для того, чтобы детям было интереснее чистить зубы — Chompers.
Есть нарративные подкасты-сериалы, в которых рассказывается история и есть сюжет. Например, увлекательный подкаст-сериал «Заварили бизнес» про Сашу Волкову, которая открывает свое дело.
Есть подкасты в виде долгих разговоров про все на свете в компании приятных людей, например, Blitz and Chips.
Чтобы узнать, какие бывают подкасты, воспользуйтесь нашим сервисом подкаст-подборок. В нем пользователи составляют тематические списки разных шоу и делятся ими с другими.
К выбору формата можно подойти разными способами, я рекомендую поступить так.
Разделите поиск идеи на два этапа: штурмовой и аналитический. В первом вы устраиваете мозговой штурм самостоятельно или с коллегами. Придумывайте самые смелые и безумные идеи, не критикуйте друг друга. Придумывайте любые форматы, которые подойдут для вашей цели, фиксируйте их на доске или листе бумаги.
На втором этапе вы анализируете каждую идею: насколько она соответствует целям, будет ли интересна аудитории, сложно ли ее воплотить. Рекомендую также оценить, насколько вас драйвит эта идея. Подкасты — искренний формат, и если вам интересно записывать ваш подкаст, аудитория это почувствует, продвигаться будет проще.
На выходе у вас получится таблица с идеями. Вроде такой:
То есть, я не работаю над всеми параметрами до публикации, исхожу из того, что сразу сделать все идеально не получится. Важно выделить главное, а остальные составляющие сделать так, как получается. И улучшить в будущем.
Такой подход используют при продуктовой разработке: сначала запускают первую версию, которая выполняет основную функцию. В случае подкаста — привлекает слушателей, доносит мысль. А потом постепенно докручивают остальное. Это помогает быстрее запускаться, получать обратную связь. И не перегореть, бесконечно не решаясь показать свой подкаст другим.
То есть, я не работаю над всеми параметрами до публикации, исхожу из того, что сразу сделать все идеально не получится. Важно выделить главное, а остальные составляющие сделать так, как получается. И улучшить в будущем.
Такой подход используют при продуктовой разработке: сначала запускают первую версию, которая выполняет основную функцию. В случае подкаста — привлекает слушателей, доносит мысль. А потом постепенно докручивают остальное. Это помогает быстрее запускаться, получать обратную связь. И не перегореть, бесконечно не решаясь показать свой подкаст другим.
За неделю придумали концепцию, описали формат. Еще за неделю записали пару тестовых выпусков, смонтировали, выпустили.
↓
Собрали обратную связь от аудитории. Поняли, что нужно доработать в сценарии, чем можно привлечь слушателей.
↓
Докрутили формат, выпустили еще несколько серий, получили положительные отклики и первых постоянных слушателей.
За неделю придумали концепцию, описали формат. Решили обсудить с коллегами, еще неделю собирали их мнения. Потом еще неделю дорабатывали концепцию. Через месяц концепция готова, коллеги одобрили.
↓
Ищем героев, подбираем идеальные условия для записи. Записываем несколько выпусков, но кладем в стол — качество звука неидеальное.
↓
Записываем еще раз с другими гостями. Звук лучше, но теперь тратим две недели на монтаж, поиск идеального джингла и обложки. Наконец-то публикуем первый выпуск.
Помните, что вы в любой момент сможете поменять свой подкаст. Для этого отлично могут подойти сезоны. Многие подкастеры используют сезоны, чтобы менять тему подкаста, оставаясь в изначально заданной идее.
Например, у Саши Мемуса есть подкаст «Мемус Решает». Первый сезон был посвящен психотерапии, а второй — искусству. Автор свободен менять свой подкаст так, как захочется.
Оборудование
Их главная особенность — низкая чувствительность. За счет этого они лучше записывают звук в помещениях, где есть эхо и лишний шум. Микрофоны такого типа используют на радио, телевидении, в них поют исполнители на концертах.
Динамические микрофоны отлично подойдут для подкастов. Если вы только начинаете, это идеальный выбор. Дополнительный плюс динамических микрофонов — они довольно прочные. Можно носить их в сумке, брать в поездку и не бояться, что вы их сломаете.
Из минусов можно отметить, что динамические микрофоны не очень красивые. И если вы собираетесь делать видео-подкаст, то такой микрофон будет не очень симпатично смотреться в кадре.
Такие микрофоны, напротив, очень чувствительные. За счет этого они лучше раскрывают голос. Но в неподготовленном помещении, где есть шумы и эхо, такой микрофон захватит лишнее, и запись будет хуже, чем у динамического.
Я не советую покупать конденсаторные микрофоны, если у вас нет подходящего помещения — в нем должна быть звукоизоляция и не должно быть шумов, иначе голос запишется грязно.
USB-микрофоны подключаются напрямую к компьютеру, в них уже встроена звуковая карта. Для записи не потребуется больше никаких устройств. Такой тип подойдет для случаев, когда вы в подкасте один или ваши гости записываются удаленно — каждому будет просто подключить свой микрофон.
XLR-микрофоны подключить напрямую к компьютеру нельзя. Поэтому, если вы выберете такой микрофон, вам понадобится купить к нему дополнительное оборудование. И наоборот: если вы используете звуковую карту или рекордер, вам понадобится именно такой микрофон.
Есть микрофоны, которые имеют и XLR, и USB вход. Таких моделей мало на рынке, но это оптимальный вариант для подкастера. Если в какой-то момент вы захотите купить аудиокарту или рекордер, микрофоны не придется менять.
Отдельно стоит сказать про петличные микрофоны или петлички — это маленькие микрофоны, которые используют для записи речи в видео. Они крепятся на одежду и захватывают звук рядом с ними. Обычно это конденсаторные микрофоны, соответственно, чувствительные. Для подкастов они тоже подходят.
Есть модели, которые подключаются с помощью обычного разъема mini-jack, как стандартные наушники. Это недорогое решение тоже подойдет для старта.
Рекомендую модель Boya BY-M1, такую петличку можно подключить прямо в компьютер.
Звуковая карта преобразует звук из микрофона в цифровой сигнал. Сама по себе она не записывает звук, для этого ее нужно подключить к компьютеру. Вот несколько звуковых карт, которые можно использовать для записи подкаста:
Audient Evo 4. Можно записать 2 микрофона одновременно
10 000₽
Focusrite 2i2. Можно записать 2 микрофона одновременно
16 000₽
Audient Evo 8. Можно записать 4 микрофона одновременно
16 500₽
Steinberg UR44. Можно записать 4 микрофона одновременно
21 000₽
Рекордер позволяет записывать звук с микрофонов без использования компьютера, на встроенную карту памяти. Самые распространенные рекордеры производит компания Zoom:
Zoom H5. Можно записать 2 микрофона одновременно или 4, если есть дополнительная насадка. Легкий, можно носить с собой.
25 000₽, насадка 7 000₽
Zoom H6. Можно записать 4 микрофона одновременно или 6, если есть дополнительная насадка. Легкий, можно носить с собой.
30 000₽, насадка 7 000₽
Zoom R16. Можно записать 8 микрофонов одновременно. Устройство довольно большое, с собой носить будет сложно.
35 000₽
Почти все устройства можно взять в аренду. Посчитайте, что будет выгоднее: вполне возможно, что аренда будет рентабельнее, если вы только начинаете и не уверены, какое устройство вам потребуется.
Не забывайте, что можно купить подержанную технику, это поможет сэкономить. И наоборот, если вдруг поймете, что подкастом заниматься больше не хочется — купленное оборудование можно перепродать.
Такой держатель будет полезен, чтобы установить микрофон перед собой и не держать его в руке. Держатели бывают разных конструкций — настольные, напольные и пантографы. Я рекомендую использовать пантографы и настольные подставки.
Нужен, чтобы гасить взрывные согласные «П» и «Б». Поп-фильтр крепится к микрофону или подставке и ловит резкие выбросы воздуха, когда вы произносите такие согласные.
Где и как записывать подкаст
Для начала рекомендую записываться дома. Главное — правильно выбрать комнату для записи:
- Нужна негулкая комната: в ней должно быть минимальное эхо. Это легко проверить, хлопнув в ладоши: если после хлопка вы не слышите звон по углам комнаты — помещение подходит.
- Лучше, если это будет небольшая комната с мягкой мебелью и книжными полками — обложки хорошо поглощают звук. Также хорошо подойдет гардеробная, в ней много одежды, которая поглотит отражения звука.
- Если планируете записываться на кухне, лучше выключить холодильник — он создает шумы. Не забудьте включить его после записи
- Убедитесь, что нет нежелательных звуков: не бегает собака, не кричат дети. Не забудьте закрыть окно перед записью, чтобы в микрофон не попадал шум с улицы.
Recording this week’s show (well, I closed the closet doors while I read my narration). @ThisAmerLife pic.twitter.com/SrTO0hsgyz
— Ira Glass (@iraglass) March 22, 2020
Если не хочется сразу вкладываться в оборудование, то студия записи — отличный вариант, обычно в них уже все готово. Самое главное в таких студиях, кроме оборудования и подготовленного помещения, — это комфорт и атмосфера. Вы и ваши гости должны чувствовать себя расслаблено, чтобы сложился живой и искренний разговор. Вот несколько студий в Москве, где можно комфортно записать подкаст:
- Бубнежная Интроверт
- Резонантарт
- Coworcast
- Подкастерская
- ФАБУМА Рекордc
Если гость в другом городе или вы не хотите встречаться лично, можно записаться удаленно. Принцип такой: вы связываетесь в любом удобном мессенджере и каждый записывает свою дорожку самостоятельно. Я рекомендую использовать Зум: в нем можно сделать резервную запись на случай, если что-то пойдет не так.
При этом не стоит просто брать запись из Зума или другого мессенджера. Они сжимают звук, чтобы экономить интернет-трафик, качество записи получается низкое.
На встроенный микрофон из ноутбука лучше не записываться, они улавливают эхо и шумы. Запись получится низкого качества, вам будет тяжело ее монтировать.
Можно использовать и любой другой аудиоредактор, в котором вам удобно работать: GarageBand, Audition, Reaper, Ableton и другие.
Если вы записываетесь через аудиоредактор и общаетесь в Зуме — в настройках Зума нужно убрать галочку автоматической регулировки звука. Зайдите в Настройки → Вкладка «Аудио» → Снимите галочку с «Автоматически регулировать громкость микрофона». Если ее не убрать, то громкость микрофона будет меняться и в программе записи, что помешает качественно записать голос.
- выключите все звуковые уведомления на телефоне и ноутбуке,
- договоритесь с домашними, чтобы они не шумели,
- попросите собак и кошек посидеть в соседней комнате,
- закройте окна, выключите холодильник, если записываетесь на кухне,
- снимите браслеты, длинные серьги, соберите волосы в хвост — удалите все, что может шуршать и скрипеть на записи,
- постарайтесь воздержаться от сладостей до и во время записи, иначе вы будете «щелкать» при записи.
Как монтировать подкаст
В нарративных подкастах монтаж — это инструмент драматургии. С помощью него можно лучше рассказать историю, сделать акцент на эмоции, добавить атмосферные звуки. Это поможет слушателю погрузиться в историю.
Еще можно улучшить звук и сделать так, чтобы ваш подкаст было приятно слушать. Но помните, что 80% хорошего звука — это качественная запись.
Базовый монтаж предполагает, что вы уберете тишину с тех дорожек, где в конкретный момент времени никто не говорит. То есть, в один момент времени должен звучать только один голос. В местах, где говорят два или несколько человек, например, кто-то смеется, или кто-то кого-то перебивает, остаются все дорожки.
Редакторы отличаются интерфейсом, ценой и иногда функциями. Но это обычно актуально для написания и сведения музыки, для монтажа обычного подкаста подойдет любой. Попробуйте разные и решите, что вам больше нравится.
Вот несколько программ, на которые стоит обратить внимание:
- Audacity. Windows, Mac, бесплатно
- Garage Band. Mac, бесплатно
- Adobe Audition Mac, Win. 1352₽ в месяц по подписке
- Reaper. Windows, Mac. Условно бесплатный. Пожизненная лицензия 60 $.
- Ableton Live. Windows, Mac. От 100 $, есть 90-дневный бесплатная версия.
Удаление дефектов. Самый частый дефект на записи — фоновый шум. Существуют специальные плагины, их называют «денойзеры». Они позволяют создать «профиль» шума и исключить его из вашего звука. Например, в программе Audacity есть встроенный плагин Noise Reduction, который отлично справляется с этой задачей.
Помните, что удаление дефектов звука приводит к тому, что голос тоже немного ухудшается, поэтому здесь важен баланс. Если вы готовы потратить некоторую сумму денег, то я рекомендую купить набор плагинов iZotope RX 8 (или прошлую версию). На сайте Plugin Boutique часто бывают скидки на наборы этих плагинов, вам подойдет версия RX Elements.
Чтобы подкаст звучал интереснее, эмоциональнее, ритмичнее и лучше запомнился слушателю, используют музыку и звуковое оформление. Музыка и звуки не обязательны, но хорошо, когда они есть.
Обычно в начале подкаста играет главная музыкальная тема, ее называют джинглом. Это аудиологотип вашего шоу. Он задает настроение и готовит слушателя к тому, что он услышит, настраивает на нужный лад. По джинглу люди отличают ваш подкаст от других.
Между смысловыми блоками подкаста, в местах, где меняется тема, стоит добавлять перебивки. Обычно это музыкальный фрагмент, который делается из основной музыкальной темы, или хотя бы дружит с ней по настроению.
В некоторых подкастах авторы используют фоновую музыку. Она здорово работает для длинных подкастов — дольше полутора часов — и помогает разговору быть бодрее, задает дополнительный ритм. Если у вас не очень хорошее качество записи, фоновая музыка поможет замаскировать это.
Чтобы усилить повествование, погрузить слушателя в атмосферу истории часто используют саунд-дизайн. Например, звуки моря, если вы рассказываете про морские походы; звон бокалов и неразборчивая речь людей за другими столиками в ресторане, если герой отправился поужинать; кваканье лягушек и чавканье резиновых сапог по грязи, если персонаж истории решил прогуляться по болоту. Словом, звуки, которые помогут слушателю почувствовать повествование.
Саунд-дизайн чаще всего задействуют в нарративных подкастах, где атмосфера и эмоции очень важны. Я сравниваю саунд-дизайн с очень яркой специей, которая в небольшом количестве и в нужном месте поможет истории раскрыться. Но если переборщить, то будет очень невкусно и навязчиво.
В разговорных подкастах тоже можно использовать саунд-дизайн, но я призываю не увлекаться и всегда задавать себе вопрос: «Этот звук действительно здесь нужен или мне просто хочется, чтобы был звук ради звука?»
Ниже я привел несколько ресурсов, где можно найти звуки и музыку. Большую часть списка собрал Мика Голубовский.
Куча треков с разными лицензиями на использования. Можно найти что-то подходящее для вашего подкаста.
Огромная коллекция звуков от пользователей. Музыки почти нет, но зато есть много различных звуков на все случаи жизни.
Десятки коллекций, в которых есть звуковые записи. В каждой нужно внимательно читать лицензию, чтобы ничего случайно не украсть для своего подкаста.
Огромное количество всего, но неудобно искать.
Один из главных музыкальных сайтов. Есть тэги Creative Commons (CC) и Public Domain (PD) — это лицензии со свободным использованием, но можно и связываться с музыкантами.
Много треков, сэмплов и голосов для ремиксов.
Огромная коллекция голосов птиц, собранная по всему миру. Классно использовать для локальных природных эмбиентов.
Смотрите по тэгу СС — там много всего, но никак не структурировано.
Много интересного, но надо тщательно проверять источники — как и в Википедии.
Европейская база, около 100 000 треков, но все нужно внимательно проверять на предмет прав.
Звуковые эффекты, можно использовать в образовательных проектах.
Довольно много бесплатных эффектов и музыки.
Моби выложил много своей музыки для инди-киношников.
Всегда читайте лицензию на всю музыку и звуки, которые собираетесь использовать, чтобы застраховать себя от возможных претензий. В лицензии на звуки и музыку должно быть ясно написано, что можно использовать для личных и коммерческих целей. И не должно быть запретов на использование в подкастах.
Как придумать название, описание, обложку и трейлер
Классно, когда название легко запомнить, и оно содержит несколько смыслов. Крылатые фразы, мемы, отсылки к каким-то событиям — из всего этого может получиться звонкое название.
Вот несколько подкастов, названия которых мне кажутся удачными: «Это провал», «Извини, что голосовым», «Тоже Россия», «Ну, па-ап!», «Сядь, подыши», «Либо выйдет, либо нет». Перейдите по ссылкам на подкасты и прочитайте их описания, чтобы вдохновиться тем, как названия работают со смыслом.
Поэтому стоит проверить вашу будущую обложку на читаемость в маленьком размере. Вот несколько рекомендаций:
- Хорошо, когда на обложке есть один важный элемент, за который может зацепиться глаз — что-то яркое, привлекающее внимание.
- Если вы хотите добавить на обложку название, пишите крупно, чтобы в маленьком размере его можно было прочесть.
- Если вы хотите выделиться, используйте правило контрастности. Посмотрите, как выглядят обложки других шоу, и попробуйте сделать что-то безумное, отличное от других.
Несколько рекомендаций, как оформить трейлер:
- Представьтесь и расскажите про подкаст: о чем он, для кого. Если планируете приглашать гостей, объясните, кто это будет.
- Добавьте динамичную музыку. Представьте, что вы делаете трейлер к фильму — важен ритм и недосказанность.
- Сделайте нарезку интересного из будущих выпусков, которые покажут, что ждет слушателя, если он подпишется и будет вас слушать. Не бойтесь использовать безумные и смешные фрагменты.
- Не затягивайте, трейлер нужен именно для того, чтобы зацепить.
- Добавьте саунд-дизайн, даже если в самом подкасте не будете его использовать. Если в подкасте вы говорите про накопления — добавьте звук падающих в копилку монет или машинку для пересчета денег. Если подкаст про домашних животных — найдите или запишите мурчание кота или лай собаки. Словом, подумайте, как звук может помочь проиллюстрировать идею.
- Помните, что трейлер всегда можно поменять. Это тоже эксперимент — проверить, что лучше заходит.
- Оторвитесь по полной.
Где разместить подкаст
В этом файле в специальной разметке описан подкаст: название, описание, язык, обложка, аудиофайлы и так далее. Чтобы сделать такой RSS-фид, нужен хостинг — на нем будут храниться аудиофайлы и вся информация про подкаст. Хостинг можно сделать самостоятельно, но я рекомендую использовать готовые сервисы.
Почти все подкаст-площадки — просто каталоги таких RSS-фидов. Это значит, что они хранят не подкаст, а лишь информацию о его существовании. И когда слушатель запускает в приложении воспроизведение эпизода, площадка обращается в RSS-файлу и включает аудиозапись, которая хранится на вашем хостинге.
Хостинг-сервисов много, и отличаются они в основном интерфейсом, аналитическими инструментами и ценами. А еще — поддержкой возможностей RSS. Например, на некоторых хостингах нельзя создать трейлер.
Расскажу, на что стоит обратить внимание и приведу несколько хостингов, которые мы используем в студии.
Выше я писал про то, что подкаст-площадки не хранят ваш подкаст у себя, а только информацию о нём. Так что воспроизведение подкаста — это обращение к RSS-фиду, который создается на хостинге. Главный аналитический показатель — скачивание, то есть сколько раз скачали каждый выпуск вашего шоу.
Проблема в том, что один слушатель может генерировать несколько обращений к RSS, из-за того, что подкаст догружается небольшими кусочками, а не загружается полностью.
Есть специальный стандарт, который компенсирует это технологическое несовершенство и позволяет посчитать реальные скачивания вашего подкаста, то есть приблизится к показателю прослушиваний — IAB 2.0. Я рекомендую использовать хостинги, которые сертифицированы по этому стандарту, чтобы более точно понимать, какая у вас аудитория.
Цены на хостинги довольно сильно различаются, причем довольно часто стоимость зависит от популярности подкаста. Если подкаст популярный, это создает большую нагрузку на сервера. То есть, чем чаще вас слушают, тем больше придется платить. Многие хостинги имеют пороговые значения, например, 10 000 загрузок в месяц.
Цены для начинающего подкаста на платных хостингах — от 4 $ до 20 $ в месяц. У многих есть бесплатные тарифы с существенными ограничениями, например, по времени загруженного материала в месяц.
В основном мы работаем с Simplecast, но для популярных подкастов это довольно дорогой хостинг. Самый дешевый тариф обойдется в 15 $ в месяц, за это вы получите урезанную статистику, которой вполне хватит для начала, и ограничение в 10 000 загрузок подкаста в месяц.
Вот некоторые сервисы, которые либо использовали мы и наши клиенты, либо рекомендуют коллеги по подкаст-сообществу: Fireside.fm, Lybsyn.com, Buzzsprout.com.
Я не рекомендую использовать в качестве хостинга Soundcloud, потому что там устаревшие аналитические инструменты и нет поддержки многих возможностей RSS. Например, нельзя разбить подкаст на сезоны и сделать трейлер. На бесплатном тарифе вам доступно для загрузки только 3 часа аудио, для обычного подкаста это довольно мало, поэтому платить придется все равно. При этом цена Soundcloud такая же, как и у других нормальных хостингов.
Если вы не готовы тратить деньги на хостинг, обратите внимание на Anchor.fm — это бесплатный хостинг, с хорошим функционалом и вменяемой статистикой. Но имейте в виду, что в какой-то момент в вашем подкасте может появиться сторонняя реклама. Я не думаю, что реклама скоро запустится в России, но это нужно учитывать. Лучше внимательно прочитайте договор оферты с сервисом.
Если будете использовать Anchor, то не давайте ему самому публиковать ваш подкаст: он сделает это под сгенерированным Apple ID. Лучше добавляйте подкаст через свой Apple ID.
В Telegram теперь можно завести свое радио или подкаст
В Telegram появилась возможность проводить аудиочаты без ограничений по участникам и времени. В мессенджере отметили, что они планируют развивать радио и подкасты на своей платформе.
Читайте «Хайтек» в
Команда мессенджера Telegram объявила об обновлении функционала голосовых чатов. Теперь их можно создавать в свои каналах, при этом чаты можно сохранять в виде подкастов. Участники теперь смогут описать свою биографию, а слушатели поднимать руки, для того, чтобы участвовать в дискуссиях.
Количество спикеров и слушателей в голосовых чатах не ограничено. В Telegram отмечают, что беседы могут слушать одновременно и миллион человек. По словам команды, новый функционал позволит создавать свои популярные подкасты и радиостанции.
При этом администраторы канала смогут поделиться своим голосовым чатом с подписчиками или сохранить запись эфира. Аудио сохранится в чате «Избранное». При этом участники будут знать, что идет запись — Telegram обозначит это красной точкой.
Присоединиться к голосовому чату в канале можно не только от собственного имени, но и от имени одного из своих каналов — таким образом публичные деятели и знаменитости могут избежать нежелательного внимания к своему личному аккаунту.
Голосовые чаты в Телеграм: полное руководство по созданию и настройке
Похоже, ставший безумно популярным сервис Clubhouse, настигла та же карма, что и Тик-Ток — другим сервисам срочно понадобились свои голосовые чаты. Появились они и в Телеграм, хотя, справедливости ради стоит заметить, что в ТГ первую версию чатов запустили еще в декабре 2020 года, то есть когда Клабхаус не был на пике популярности в России.
В статье расскажем, что такое голосовые чаты в Телеграм, как создать свой чат, и что в нем можно делать.
- Бюджет от 12 000 ₽ – это гораздо дешевле, чем работать напрямую.
- Для юрлиц и физлиц – юрлица могут получить закрывающие документы, возместить НДС. Физлица могут запустить рекламу без общения с менеджерами.
- 3 способа оплаты – оплачивайте рекламу картой физического лица, с расчетного счета организации, электронными деньгами.
Как создать голосовой чат в Телеграм: пошаговая инструкция
Разбираемся в процессе создания чата и его настройках.
Сразу бросается в глаза, что никаких эксклюзивных инвайтов и заявок на регистрацию с долгим ожиданием в ТГ нет — создавать чаты могут владельцы и администраторы групп (а после последнего обновления Голосовых чатов 2.0. и владельцы каналов), а участвовать в них могут подписчики этих групп/каналов. То есть, все, что нужно обычному слушателю — быть зарегистрированным в ТГ и подписанным на группу.
И это, кстати, сильное конкурентное преимущество Телеграма перед Клабхаус — если все любители голосовых перебегут в мессенджер, то сама идея «избранности» участников Clubhouse растает на глазах.
Шаг 1. Создание чата.
Для создания голосовых чатов у вас должна быть своя группа или канал. Если их еще нет, советуем почитать нашу инструкцию по созданию группы в Телеграм и по созданию канала. Из этих статей вы также поймете, чем каналы отличаются от групп.
P.S. Создание голосовых чатов в Телеграм возможно как с телефона, так и в десктоп версии, правда в десктопе еще не все функции работают корректно, надеемся, в последующих обновлениях эти ошибки будут устранены.
Чтобы начать голосовой чат, нужно зайти в меню группы/канала (3 точки, там где описание) и нажать «Голосовой чат» (на iOS).
На Андроидах шаги те же, но кнопка называется «Начать голосовой чат».
Чат можно запустить под именем личного аккаунта или от имени группы/канала. Выбираем аккаунт и жмем «Продолжить, как».
Запускается окно голосового чата. В нем находится список участников, окно для приглашения и кнопки для общения голосом.
Вот как это выглядит на iOS:
Чтобы включить микрофон, нужно один раз кликнуть на синюю кнопку с микрофоном, и она станет зеленой (под кнопкой будет надпись «Вы в эфире»). Чтобы выключить микрофон нужно еще раз кликнуть на кнопку, и она снова станет синей.
P.S. Второй способ — зажать кнопку и говорить, пока она зажата. Если ее отпустить, запись прекратится. С десктопа можно также зажать клавишу пробела.
В ТГ можно свернуть голосовой чат и дальше пользоваться мессенджером. При этом эфир не прерывается. Чтобы свернуть чат, нужно кликнуть на кнопку прямоугольника с точкой.
Чтобы обратно открыть окно чата, нужно нажать на синий круг с микрофоном справа в группе. Кстати, круг висит не только в Телеграм, но и на устройстве, то есть можно полноценно пользоваться устройством, а эфир будет идти фоном.
Откроется маленькое окно с минимальными настройками — динамик, микрофон и кнопка выхода. Чтобы перейти в полное окно — жмем на маленькое.
Шаг 2. Настройки голосового чата.
Чтобы открыть настройки, жмем на 3 точки в окне голосового чата.
Здесь можно изменить отображение автора чата — например, вы запустили чат от имени группы, но потом можно говорить от своего имени, для этого меняем аккаунт в настройках чата.
Далее можно изменить название чата. Жмем на кнопку «Изменить название чата», пишем название, затем «Сохранить». По умолчанию написано просто «Голосовой чат».
Можно изменить разрешения. Тут их всего 2 — «Все участники говорят» и «Новые участники не говорят». По умолчанию, стоит первый вариант, и это минус, так как в чат могут попасть спамеры и тролли или просто участники сами начнут говорить и будет хаос. Советуем сразу после создания чата настроить его так, чтобы новички не могли использовать микрофон без разрешения владельца/админа чата.
Также в настройках можно получить ссылку на приглашение участников (о приглашениях скажем подробнее ниже).
Можно сделать запись голосового чата и выложить в группу для тех, кто не смог присутствовать на прямом эфире. Нажимаем «Записать аудио» в настройках.
Придумываем название аудиофайла. Другие участники увидят, что чат записывается.
Зазвенит звуковой сигнал записи — напротив названия появится красный кружок.
Если не хотим записывать весь эфир (а только часть), в тех же настройках жмем на кнопку «Остановить запись». Тут же виден отсчет времени — сколько уже длится запись.
Аудиофайл сохраняется в папку «Избранное», и потом ее можно оттуда скинуть в группу.
Еще нужно правильно закрыть чат — это можно также сделать в настройках, нажав на соответствующую кнопку или нажать на красную кнопку «Выйти» в окне чата. Обязательно поставьте галочку напротив пункта «Завершить голосовой чат», иначе вы выйдете, а все остальные участники останутся, но эфир при этом не завершится — придется заново вступать в чат и уже выходить правильно. Тоже добавляем в копилку минусов.
Важно: после завершения эфира все настройки чата сбрасываются — название и разрешения. При создании нового чата все нужно будет настраивать заново.
Шаг 3. Приглашение участников.
Есть 3 способа пригласить участников:
1. Если участники состоят в группе, то они получат автоматическое уведомление сразу после старта записи. Они могут зайти в группу и нажать «Вступить».
2. Пригласить из окна голосового чата. Кликаем на строку приглашения (Пригласить участников) и выбираем из списка.
Выбирать можно как из подписчиков группы/канала, так из личных контактов. Но этот способ, как и первый, помогает привлечь только тех, кто уже зарегистрировать в Телеграм.
P.S. Когда выслано приглашение, в списке участников его статус будет «Приглашен». Но это еще не значит, что он слушает эфир. Он может проигнорировать приглашение. Если же участник вступил в голосовой чат, то под его именем будет статус «Слушает».
3. Пригласить по ссылке. Заходим в настройки чата, нажимаем на кнопку «Пригласить по ссылке», в нижней части списка контактов жмем на кнопку «Копировать ссылку» и рассылаем ее везде, где только можно.
Также кнопка с ссылкой есть в окне приглашений непосредственно из голосового чата (как описано во втором варианте приглашения).
Важно: когда вы приглашаете участника к чату, который не подписан на группу/канал, то он автоматически становится подписчиком группы/канала. И это тоже минус, так как некоторые владельцы каналов могут злоупотреблять этой функцией и подписывать людей без их согласия. Причем, после завершения эфира участник все равно остается в подписчиках группы/канала. Если он не хочет там присутствовать, то ему нужно будет самостоятельно выйти из группы, но его могут приглашать бесконечное количество раз, пока он не изменить настройки конфиденциальности в своем Телеграм профиле и не укажет, кто конкретно может приглашать его в группы/каналы.
Участника можно исключить из чата, для этого жмем на его профиль в списке, затем на кнопку «Исключить». Важно, что при этом он будет автоматически отписан от группы, и это тоже минус. Поэтому лучше не исключать людей без причины, а просто отключать им микрофон + установить в самом начале запрет на использование микрофона новичками.
Шаг 4. Даем слово участникам.
Если вы не настраивали запрет на разговоры новичкам, то для начала разговора участнику нужно включить микрофон и начать говорить. Когда микрофон включен, то серый значок в списке участников не перечеркнут, когда выключен — перечеркнут (это если участник сам включает/выключает себе микрофон, а не вы ему).
Важно: даже если микрофон включен, но участник молчит, в списке под его именем синим цветом будет написано «Слушает». Как только он начнет говорить, надпись изменится на зеленую, и появится надпись «Говорит».
Участнику можно выключить микрофон или настроить его громкость. Нажимаем на профиль. Зеленая плашка 100% стоит по умолчанию. Если ее двигать вправо или влево, то можно делать звук спикера тише или громче (в процентах указано, насколько). Это крутая фишка, так как не у всех участников может быть идеальная аппаратура и отсутствие лишних шумов.
Чтобы выключить микрофон, там же в меню профиля участника жмем на кнопку «Выключить микрофон».
Участник не сможет самовольно разговаривать в чате. Его значок микрофона будет выделен красным цветом в списке.
А у самого человека кнопка микрофона сменится на розово-фиолетовую и будет написано «Вы — слушатель. Нажмите, чтобы запросить слово».
Участник может нажать на эту кнопку и в списке напротив его имени начнет прыгать человечек (это означает, что участник поднял руку).
Чтобы дать ему слово, жмем на участника, затем кликаем «Разрешить говорить».
Чем голосовые чаты в Телеграм лучше Clubhouse
В Телеграм может зарегистрироваться любой желающий. Нет никаких списков ожидания, не нужно искать по всему миру драгоценный инвайт, не нужно считать себя неполноценным из-за того, что у тебя Андроид (Clubhouse есть только на iOS, хоть разработчики и уверяют, что на Андроиде тоже будет. ТГ работает с обеими операционными системами).
Можно вести запись эфира. В Clubhouse запрещено записывать прямые эфиры и за факт записи с телефона можно получить бан. Это сделано для того, чтобы пользователи больше зависали в приложении, боясь пропустить важные эфиры, но мотивация, так себе. В Телеграм такого нет — если автор решил сделать запись, любой участник сможет позже ее послушать.
Есть, конечно, и минусы: в ТГ нет списка комнат, как в Clubhouse, по которым можно свободно перемещаться — если вы не в группе, то не узнаете о записи, пока вас не пригласят или не выложат анонс (например, в Инстаграм с приглашением вступить в группу и поучаствовать в эфире). Но, скорее всего, в будущем этот вопрос будет решен — например, создадут бота со списком эфиров или сайт.
Заключение
Телеграм, похоже, станет если не «убийцей» Clubhouse, то серьезным конкурентом новоиспеченного сервиса. Конечно, пока есть небольшие минусы и ошибки (например, глюки с десктопа), доступ к микрофону для всех участников по умолчанию (каждый раз надо менять эту настройку вручную и, главное, помнить об этом, пока на эфир не набежало много людей), нет каталога чатов, голосовой чат не закрывается автоматически при выходе владельца группы. Но плюсы все-таки перевешивают и, судя по тому, что уже вышло первое обновление голосовых чатов в Телеграм — за инструмент взялись серьезно. Посмотрим, к чему это приведет и как разделится аудитория между Clubhouse и Телеграм.